Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа
В 90-е гг. XX в. начался качественно новый этап в изучении тоталитаризма. Российские ученые, в осмыслении исторических событий, происходивших в Германии и России в 1920-1950-е гг., имели возможность использовать теоретические и методологические основы зарубежной мысли. Существенный вклад в исследование советской тоталитарной системы внес российский ученые-политологи А. И. Соловьев и А. П. Цыганков. Широкий круг проблем, связанных с генезисом и идеологией фашизма проанализирован в работах М. Н. Грачева и Ю.В. Ирхина.
Кроме того, в ходе написания работы была использована обширная литература по проблематике тоталитаризма, созданная отечественными авторами. Это работы таких авторов как А. П. Бутенко, А. Л. Громыко, Д. Истон, Дж. Кин, Г. С. Батыгин, И. Ф. Девятко, Р. Андерсон, В. Ф. Турчин, Р.Х. Кочесоков, Ю. Г. Сумбатян и др.
Введение……………………………………………………………………5
1 Политические режимы и их разновидности…………………………...7
1.1 Различные подходы в определении понятия политического режима…………………………………………………………………………...7
1.2 Классификация политических режимов………………………….…..9
2 Тоталитаризм как феномен эволюции общества………………...…...11
2.1 История и основные проблемы изучения теории тоталитаризмаю.11
2.2 Конфликт тоталитарной и демократической идеологий в историческом контексте………………………………………….……………13
3 Тоталитаризм как разновидность политического режима…………...17
3.1 Различные подходы к определению термина «тоталитаризм», истоки и предпосылки режима……………………………...………………….……...17
3.2 Формы и основные признаки тоталитарных режимов……………..24
3.3 Правовое закрепление и институциональные свойства тоталитаризма………………………………………………………………..…31
3.4 Угрозы благополучию тоталитаризма……………………………….33
4 Последствия и пережитки тоталитаризма в современном мире….…..37
4.1 Проблемы свержения тоталитарных режимов…………………....…37
4.2 Историческое значение тоталитарных режимов………………....….39
Заключение…………………………………………………………...........44
Список использованных источников…………………….………
Проанализировав приведенное разнообразие подходов, можно сделать вывод, что в науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима:
1) юридический, основополагающими понятиями в котором являются формальные нормы и правила отправления власти институтами государства;
2) социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.
Делая такой вывод, я соглашусь с мнением А. И. Соловьева, который считает, что «наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.д.».
По его мнению агентами власти являются не только правительство или официальные структуры, но и неофициальные группировки, которые реально влияют на принятие решений (деятельность оппозиции, противников существующей власти, а также «антисистемные компоненты политики» – злоупотребления, отступления от курса и др.).
А. И. Соловьев, сопоставляя формальные нормы и правила отправления власти и реальное отражение реализации публичной власти, определяет политический режим как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества [11, c. 239].
Таким образом, политический режим в науке рассматривается в трех аспектах:
1.2 Классификация политических режимов
Существуют различные критерии для классификации политических режимов.
Так, например, М.Н. Грачев, Ю.В. Ирхин в своей монографии предлагают классифицировать политические режимы в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти - на режимы слияния властей и режимы разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. [3, c. 97].
Однако основной является типология политических режимов на основе особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, влияния государственной власти на другие сферы социальной действительности и на частную жизнь граждан. Учитывая названные критерии, наиболее адекватен подход к разделению на демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Данная классификация политических режимов теоретически идеализирована, потому что ни в одном из современных режимов мы не найдем абсолютной «чистоты»: в любом из существующих политических режимов наблюдается проявление двух противоположных принципов организации общественных отношений – авторитарности (в стремлении «государственных институтов к односторонней властности, установлении жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур») и демократизм («равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни»).
Таким образом, политические режимы всегда сосуществуют не только в определенной пропорции, но и могут изменять соотношение в рамках «обобщающей модели».
Научный подход к анализу любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Будем считать, что достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:
2 Тоталитаризм как феномен эволюции общества
2.1 История и основные проблемы изучения теории тоталитаризма
Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas — целостность) появился в 20-х гг. XX столетия в Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов», Л. Троцкого. Параллельно представители «евразийского» течения (Н. Трубецкой, П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы», освещавшую установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Настойчивая апелляция к сильному и могучему государству способствовала вовлечению в теоретическую интерпретацию этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности, Платона с его характеристикой «тирании» или произведений Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. Но наиболее глубоко предлагавшаяся система власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих художественных произведениях дали точный образ общества, подвергшегося абсолютному насилию власти.
Однако самые серьезные
теоретические попытки
В советской традиции сложность в изучении тоталитарного политического режима черпает свое начало в цензурном запрещении термина «тоталитаризм». Однако и значение слова, и содержание споров,
идущих в западной науке по поводу концепции тоталитаризма, было известно в Советском Союзе, понятие же не использовалось в официальном обращении, а лишь в неформальных текстах, не предназначенных для публикации. Сталин в 1947 году в беседе с Г. Стассеном назвал «тоталитаризм» ругательным словом. [12, c. 47]
Таким образом, исследовательская и научная работа в сфере тоталитарных политических режимов в Советском Союзе была заторможена, а то и вовсе приостановлена в силу негативного отношения властей к такого рода исследованиям.
После падения Советского Союза термин «тоталитаризм» стал использоваться в публицистике очень часто. Российская академическая наука, напротив, к новым возможностям исследования тоталитаризма отнеслась очень сдержанно. Уровень опасений и враждебности оставался очень высок. Характерным для такой обстановки был призыв историка А. Сенявского: «К термину «тоталитаризм» надо относиться спокойно, как к рабочему инструменту, не преувеличивая и не преуменьшая его значение» [13, с. 207].
В. Заславский в своей статье выделяет 3 больших периода в научном анализе тоталитарных политических режимов:
1) Первый период характеризуется накоплением эмпирических наблюдений и выделением общих признаков тоталитарных режимов. Этот период закончился в начале 50-х годов созданием «знаменитых синтезов Х. Арендт и К. Фридриха и З. Бжезинского», в которых был проведен глубокий феноменологический и институциональный анализ «тоталитарного синдрома» и сконструирована тоталитарная модель, которой в наибольшей степени соответствовала нацистская Германия и послевоенное сталинское общество.
2) Второй период ознаменовался приходом к власти Хрущева и ослаблением роли массового террора в Советском Союзе и странах Восточной Европы. Тоталитарная модель Х. Арендт и К. Фридриха становится объектом ожесточенной критики за неспособность предвидеть эти эпохальные изменения и объяснить эволюцию советского общества. Десталинизация была провозглашена концом тоталитарной системы и концепции. Широкое распространение получают теории индустриального общества, в которых сталинский режим описывается в понятиях и категориях «реализации процесса «догоняющей модернизации». Сторонники этой точки зрения прогнозируют, что советское общество быстро избавится от сталинских эксцессов и трансформируется в новое индустриальное общество будущего.
3) Крушение советской системы, сопровождающееся развалом советской империи и дезинтеграцией Советского Союза, открыло новый, третий этап в тоталитарных исследованиях. Некоторые преимущества современного этапа исследований: теперь можно анализировать полный цикл эволюции советской системы, которая завершила свою историю, не оставив места фальсификациям в области ее реформирования и сосуществования с либеральными демократиями; теперь открылись возможности проведения эмпирических исследований, доступ к архивам и другим историческим источникам. «Ранее закрытость советской системы приводила к неравенству объема и степени верифицируемости информации, доступной исследователям разных типов тоталитаризма; теперь же ученые, занимающиеся советской системой, могут вести сравнительные исследования на равных» [12, c. 44 – 45]. C завершением «холодной войны» исследования тоталитаризма как западными, так и советскими учеными перестали грозить разоблачением коммунистической идеологии, в результате чего изучение тоталитарных систем вышло из сферы политической борьбы и развивается в общественном контексте.
Ряд историков, которые ранее относились враждебно к концепции тоталитаризма, либо не принимая ее идеологически, либо настаивая, что история по самой природе изучает явления уникальные и неповторимые, а потому не нуждается в концепциях такого рода, перешли на позицию ее «полупринятия» [12 – c. 46].
2.2 Конфликт тоталитарной и демократической идеологий в историческом контексте
По мнению многих ученых конфликт двух мировых политических режимов был неизбежен. Это связано с тем, что почти во всех странах рядом с либерально–демократической моделью общественного развития функционирует и авторитарно-тоталитарная модель.
Вопрос заключается в том, возникают ли эти модели независимо, либо одна порождает другую?
Научный лагерь в этом отношении разделяется на 2 половины: тех, кто считает природу режимов различной и тех, кто называет тоталитаризм результатом вырождения (разложения )демократии.
Однако и те, и другие согласны с тем, что конфликт был и завершающим его этапом был период «Холодной войны».
В чем же проявился конфликт демократии и тоталитаризма в XX веке?
Во-первых, этот конфликт проявился в «закрытости» тоталитарного общества. Для тоталитарной системы характерно прежде всего полное господство государства над обществом и индивидом, несмотря на то что во главе государства стоит порой харизматическая личность. Такое положение вещей противоречит демократическим требованиям о свободе и гарантированности основных прав человека.
Соответственно разрушается или не возникает вообще гражданское общество. Государство не нуждается в нем и отвергает его как несовместимое с полным подчинением личности. На его месте создается формализованная структура, представляющая собой инструментарий тоталитарного государства.
Во-вторых, идея тоталитарного государства – это единение общества в рамках одной идеологии. Как известно, в демократических режимах на первом месте – плюрализм мнений [13, c. 73-74].
В тоталитарном обществе для поддержания его равновесия все без исключения ресурсы — человеческие, материальные, интеллектуальные — концентрируются на достижение одной главной цели, как правило, абстрактной, но в то же время простой и понятной: восстановление исторического величия нации, построение светлого будущего и т.п.
А. Реймон выделяет четыре
момента противопоставления демократического
режима авторитарному и тоталитарному («конституционно-
Противопоставление
В политическом, как и в экономическом плане, встает вопрос о распределении дефицитных благ. Не всякий может стать депутатом или министром. Конкуренция вокруг политических благ может быть сравнена с конкуренцией вокруг богатств.
Однако такое сопоставление не вполне корректно. Строго говоря, в политике нет либеральной конкуренции. Экономист сформулировал бы так: политическая конкуренция неизменно олигополистична. В конкуренции за приобретение благ, из которых главнейшее — право на власть, участвует ограниченное число лиц или групп. Наиболее совершенная с точки зрения организованности политика сводит многополюсность к двухполюсности, двум партиям. Чем лучше организована конкуренция, тем менее (в определенном плане) она демократична и тем меньше возможностей для выбора остается у простого гражданина. В случае двухполюсности выбирать следует одно из двух. Если конкуренция организована менее удачно (во Франции, например), можно в каком-то смысле говорить о более совершенном выражении демократии, так как у граждан наибольшее количество вариантов выбора.
Информация о работе Особенности тоталитаризма как разновидности политического режима