Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:57, курсовая работа
В 90-е гг. XX в. начался качественно новый этап в изучении тоталитаризма. Российские ученые, в осмыслении исторических событий, происходивших в Германии и России в 1920-1950-е гг., имели возможность использовать теоретические и методологические основы зарубежной мысли. Существенный вклад в исследование советской тоталитарной системы внес российский ученые-политологи А. И. Соловьев и А. П. Цыганков. Широкий круг проблем, связанных с генезисом и идеологией фашизма проанализирован в работах М. Н. Грачева и Ю.В. Ирхина.
Кроме того, в ходе написания работы была использована обширная литература по проблематике тоталитаризма, созданная отечественными авторами. Это работы таких авторов как А. П. Бутенко, А. Л. Громыко, Д. Истон, Дж. Кин, Г. С. Батыгин, И. Ф. Девятко, Р. Андерсон, В. Ф. Турчин, Р.Х. Кочесоков, Ю. Г. Сумбатян и др.
Введение……………………………………………………………………5
1 Политические режимы и их разновидности…………………………...7
1.1 Различные подходы в определении понятия политического режима…………………………………………………………………………...7
1.2 Классификация политических режимов………………………….…..9
2 Тоталитаризм как феномен эволюции общества………………...…...11
2.1 История и основные проблемы изучения теории тоталитаризмаю.11
2.2 Конфликт тоталитарной и демократической идеологий в историческом контексте………………………………………….……………13
3 Тоталитаризм как разновидность политического режима…………...17
3.1 Различные подходы к определению термина «тоталитаризм», истоки и предпосылки режима……………………………...………………….……...17
3.2 Формы и основные признаки тоталитарных режимов……………..24
3.3 Правовое закрепление и институциональные свойства тоталитаризма………………………………………………………………..…31
3.4 Угрозы благополучию тоталитаризма……………………………….33
4 Последствия и пережитки тоталитаризма в современном мире….…..37
4.1 Проблемы свержения тоталитарных режимов…………………....…37
4.2 Историческое значение тоталитарных режимов………………....….39
Заключение…………………………………………………………...........44
Список использованных источников…………………….………
Какова же природа возникновения и развития тоталитаризма? И в этом вопросе также существует разнообразие мнений ученых-политологов, которые называют в качестве предпосылок различные политические, экономические и социальные причины, а также исторические процессы.
По мнению Э. Ги тоталитаризм появляется на свет не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса [16, с.192]. Важнейшее измерение этого кризиса - международное. "Первая мировая война явилась тем международным фактором, без которого не было бы большевистской революции, - справедливо писал в свое время немецкий историк Ф. Боркенау, - точно также мировой экономический кризис стал тем международным фактором, без которого не было бы немецкой революции" [18, c. 410 – 433].
Результатом такого всеохватного
общественного кризиса
Джон Кин в своей
книге «Демократия и
«Тоталитарный синдром», по словам западногерманского политолога X. Арендт, это присущая европейцам с XVIII в. реакция на индивидуализм. Иными словами, это побочный эффект западноевропейской системы ценностей, в соответствии с которой «образ жизни и мировоззрение, полностью сориентированные или на успех, или на поражение индивида в безжалостной конкуренции», обусловили взгляд на гражданскую ответственность как на «пустую трату времени и сил» [18, c. 412].
Отдельные элементы тоталитарной
системы исторически обнаружива
А. И. Соловьев считает, что
в целостном виде все то, что
органично присуще этому
Общими отличительными чертами такого рода кризисов являются:
В сочетании с наличием мощных пластов патриархальной психологии, культом сильного государства; деятельностью хорошо организованных партий с их железной дисциплиной и крайне амбициозными лидерами, а также распространением остро конфронтационных идеологических доктрин и некоторых других факторов указанные характерные особенности кризисов способствовали тому, что эти общества и встали на путь создания тоталитарных систем.
Источниками формирования тоталитарной системы власти А. И. Соловьев называет широкие слои маргиналов, численность которых в кризисное время была крайне высокой, а зависимость от политики властей исключительно сильной; и громадный управленческий аппарат государства, бюрократия, чиновничество, служившее своеобразным «приводным ремнем» политики правящих кругов, служившие источником распространения уравнительно-распределительных отношений, настроений пренебрежения к богатству, разжигания социальной ненависти к зажиточным, более удачливым слоям населения. Свою роль в распространении подобных социальных стандартов и предрассудков сыграли и определенные слои интеллектуалов (интеллигенции), которые систематизировали эти народные идеи, превратив их в морально-этическую систему, оправдывающую эти традиции и придавшую им дополнительный общественный резонанс и значение [11, c. 257].
Основой режима Ханна Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.
Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации. Массы держит вместе не сознание общих интересов, и у них нет той отчетливой классовой структурированности, которая выражается в определенных, ограниченных и достижимых целях.
Под термином «массы» Арендт понимает людей, которых невозможно объединить в единую группу исходя из общности интересов [18, с. 415].
Ханна Арендт опровергала часто повторяющуюся и сегодня у нас грубую ошибку, связанную с отождествлением диктаторской власти В. Ленина с тоталитарным режимом И. Сталина. В своей фундаментальной книге X. Арендт специально останавливается на этом. Много позже, уже после выхода ее монографии в свет, а именно в 1967 году, она участвовала в коллоквиуме в Гарварде, посвященном 50-летию Октября, в качестве почетного гостя. Сама Ханна Арендт так описывает свое несогласие с попытками отождествить диктатуру при Ленине с тоталитаризмом Сталина: "Слушая дебаты, я была поражена фактом, что все выступавшие верили в непрерывное продолжение истории России после 1917 года и до смерти Сталина. Иными словами, те, кто более или менее защищал революцию Ленина, одновременно оправдывали Сталина, в то время как те, кто разоблачал власть Сталина, были уверены, что Ленин был не только ответственным за тоталитаризм, но и в том, что Сталин был необходимым следствием Ленина. Этот молчаливый консенсус мне кажется в высшей степени характерным для того, что называется "течением западной мысли на этот сюжет "[20, c. 78]
X. Арендт в своей
книге и других материалах
не раз писала о
Для подъема нацистского движения в Германии и коммунистических движений в Европе после 1930 г. показательно, что они набирали своих членов из этой массы явно безразличных людей, от которых отказывались все другие партии как от слишком вялых или слишком глупых и потому недостойных их внимания. В результате большинство движений состояло из людей, которые до того никогда не появлялись на политической сцене. Это позволило ввести в политическую пропаганду совершенно новые методы и безразличие к аргументам политических противников. Движения не только поставили себя вне и против партийной системы как целого, они нашли свой действенный состав, который никогда не был ни в чьих членах, никогда не был «испорчен» партийной системой. Поэтому они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение [18, c. 414].
Ф. А. фон Хайек рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму коллективизма и обращает внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по его мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и других прав и свобод граждан [21].
Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятой стране»:
Таким образом, выделяют следующие причины и предпосылки формирования тоталитарного политического режима:
К источникам, вынашивающим и реализующим тоталитарные идеи, можно отнести маргиналов, громоздкий аппарат управления, тоталитарную интеллигенцию.
3.2 Формы и основные признаки тоталитарных режимов
А. И. Соловьев выделяет следующие виды (формы) тоталитарных режимов [11, c. 264]:
Западные социологи
различают два варианта тоталитаризма:
праворадикальный (фашистский и национал-социалистский)
и левоэкстремистский, возникший
как результат «
Вписываясь в аналитические рамки тоталитарных, выделенные режимы обладают и несомненным, заслуживающим осмысления своеобразием, что можно проследить по следующим основным направлениям:
1) природа идеологии режима и способы ее воздействия на политический процесс;
2) концепция и внутреннее
устройство тоталитарной
3) основные черты и социальный состав правящей элиты, роль лидера;
4) степень государственного контроля экономики и силовых ресурсов;
5) пути прихода режима к власти, или его происхождение.
Несмотря на выделение нескольких форм тоталитаризма, многие ученые склонны формулировать общие признаки тоталитарных режимов.
А. П. Цыганков называет следующие признаки:
1. Наличие развернутой
идеологической доктрины, которая
охватывает все жизненно
2. Единственная массовая
партия, как правило, возглавляемая
одним человеком, лидером
3. Система террористического
полицейского контроля, поддерживающего
партию, и одновременно
4. Технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и се преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации - прессой, радио, кино.
5. Аналогичный, технологически
обусловленный и почти полный
контроль над всеми
6. Централизованный контроль
над всей экономикой и
Идеология, несомненно, выступает инструментом массового подчинения доктрине и внедряется "сверху". Однако степень успеха тоталитаризма измеряется тем, как эта идеология воспринимается массовыми слоями общества. Совпадение массовых ожиданий и устремлений с устремлениями элиты - ключ к объяснению стабильности тоталитарных режимов. Ненависть большевизма к богатству и богатым никогда не завершилась бы массовым обнищанием общества, если бы не распространенность уравнительно-распределительных представлений в крестьянских слоях и в российской интеллигенции. Национал-социализм в Германии имел бы значительно меньше шансов на успех, если бы не развитые в сознании интеллигенции представления о необходимости формирования и сознательного подчинения "сильному государству". В гитлеровской Германии на первом плане стояла идея реванша за поражение в мировой войне, возрождения “великого рейха”, расширения “жизненного пространства нации” и победы “немецкого духа”. В современном Иране – это борьба за “сохранение и распространение истинной веры”. На подобном фоне военные диктатуры в латиноамериканских странах, не имевшие какой-либо особой “священной” идеологии, представляются исключением, и некоторые исследователи склонны относить данные режимы к разряду авторитарных, что дает основание, как заметил директор Национального фонда политологии Франции Г.Эрми, “считать авторитаризм не совсем ясным проявлением характера таких правительств, которые они лично осуждают, но не решаются отнести к абсолютно тоталитарным” [16, c. 187].
Информация о работе Особенности тоталитаризма как разновидности политического режима