Основные правовые системы современности-Давид Рене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 15:29, реферат

Краткое описание

Развитие сравнительного права. Сравнение правовых систем, соседствующих на географической карте,-- дело такое же давнее, как и сама правовая наука. Изучение 153 конституций греческих и варварских городов лежит в основе трактата Аристотеля о политике; Солон, как говорят, действовал так же, создавая афинские законы, а децемвиры, как гласит легенда, составили Законы 12 таблиц лишь после изучения законов городов Великой Греции.

Прикрепленные файлы: 1 файл

osnovnye pravovye sistemy sovremennosti david rene [fb2.mbookz.ru].docx

— 657.02 Кб (Скачать документ)

226. Воспитательная роль судебной  практики. Роль, которую советская  концепция отводит судебной практике, не ограничивается сказанным  выше. Исходя из посылки о том, что право -- это форма политики, советская концепция акцентирует  политическую роль судебной деятельности. Советские суды должны не только  толковать и применять законы, но и обеспечивать успех политики  правительства, активно участвовать  в воспитании населения, подготавливать  своей деятельностью отмирание  права. Решение дела судом должно  быть таким, чтобы оно убеждало  и сторону, проигравшую процесс, и осужденного подсудимого, и  все общественное мнение в  справедливости и разумности  как самого решения, так и закона, на котором оно основано. Советский  суд должен быть таким, чтобы  его сравнивали не с театральным  спектаклем, а со школой. Отдел 11.Другие  социалистические страны 

227. Народные демократии и СССР. Судебная  система в социалистических странах  Европы построена на тех же  принципах, что и в СССР. Здесь  стремятся к тому, чтобы судейский  корпус не превратился в замкнутую  касту, а судьи были преданы  делу социалистического строительства. Считается поэтому естественным, что судебные власти подчинены  органам государственной власти  и судьи отчитываются за свою  деятельность в народных Советах.

Однако при всем сходстве с советской системой судебная организация в этих странах имеет и отличия от нее. Решение проблемы видели не в том, чтобы полностью воспроизвести советскую модель. Здесь не хотели отказываться от того, что оправдало себя в прошлом, а также видели, что некоторые черты советской системы связаны со специфическими условиями этой страны.

228. Судебная структура. Поскольку большинство  социалистических стран не являются  федерациями, то в них нет и  такой инстанции, которую можно  было бы сравнить с Верховным  судом СССР.

Другое различие связано с подсудностью. Так, например, в Румынии и Чехословакии суды второй инстанции действуют всегда именно в этом качестве и в отличие от областных судов в СССР не рассматривают никаких дел по первой инстанции. Если это и бывает, то очень редко и в исключительном порядке. Специфической чертой может быть и наличие специальных юрисдикции, например административных судов. Аналог существующих в СССР товарищеских судов имеется в Венгрии. Здесь они были созданы в 1957 году, то есть раньше, чем в СССР, и весьма активны.

229. Государственный арбитраж. По примеру  СССР и другие социалистические  страны создали для рассмотрения  споров в обобществленном секторе  специальный орган, не связанный  с общей судебной системой, а  именно Государственный арбитраж, в наименовании которого в  разных странах имеются нюансы. Есть и кое-какие отличия от  советской системы.

Государственные арбитражные комиссии создаются как в регионах, так и в общенациональном масштабе и обычно действуют при каком-то государственном органе: в Польше при Председателе Совета Министров, в Болгарии -- при Комитете по координации экономики. Компетенция арбитража в ряде стран шире, чем в Советском Союзе. В Болгарии, Польше, Чехословакии он рассматривает также и споры между сельскохозяйственными кооперативами и государственными предприятиями. В ГДР все заседания арбитража закрытые. В Болгарии и Польше решения региональных арбитражных органов можно обжаловать в вышестоящий арбитраж. В Чехословакии решения центральной арбитражной комиссии могут быть обжалованы в ее президиум, куда входит Главный арбитр и его первый заместитель. В ГДР некоторые арбитражные решения считаются обязательными прецедентами.

Более значима, чем все эти детали, эволюция института, которая имела место в Югославии, Албании и Венгрии. В этих странах, соответственно в 1955, 1969 и 1972 годах, Государственный арбитраж был упразднен. В Югославии его заменила иерархическая система экономических судов, в компетенцию которых входит рассмотрение споров, стороной в которых являются иностранцы, и все споры между организациями, действующими в обобществленном секторе. Дела в этих судах рассматриваются с участием народных заседателей. В Албании все споры отнесены к компетенции обычных судов. В Венгрии избрали третий путь: для рассмотрения хозяйственных споров при судах второй инстанции были созданы специальные отделения, а принимаемые здесь решения можно обжаловать в экономическую палату, входящую в структуру Верховного суда.

230. Выборность судей. Принцип выборности  судей действует во всех европейских  социалистических странах, но порядок  избрания во многом отличен  от того, который действует в  СССР. Судьи всех инстанций избираются  представительными органами -- народными  Советами разных уровней. Кандидат  должен иметь юридическую квалификацию. Для народных заседателей организуются  специальные курсы, где они получают  необходимую юридическую подготовку. Срок, на который избираются судьи, варьируется от страны к стране: в Болгарии -- 3--5 лет (в зависимости  от инстанции), в Югославии--8 лет, в Чехословакии-- 10 лет. В Польше  члены Верховного суда назначаются  на 5 лет, а остальные судьи -- на "неопределенный  срок", что практически означает  пожизненно, потому что судья  может быть отозван только  в случаях, прямо предусмотренных  законом.

231. Народные заседатели. В отличие  от СССР в некоторых странах (Польше) заседатели избираются народными  Советами, и это дает, как правило, хорошие результаты. Складывается  впечатление, что участие народных  заседателей в процессе получило  несколько преувеличенные масштабы. Принимаются меры, направленные  на то, чтобы упростить рассмотрение  некоторых категорий дел, доверив  его единоличному судье.

Конституция Чехословакии, чтобы подчеркнуть равноправие профессионального судьи и народных заседателей, называет их народными судьями. Они избираются на четыре года районными национальными комитетами. Их участие в рассмотрении гражданских дел после 1969 года сузилось и охватывает в основном семейные и трудовые дела. Та же самая ситуация в Венгрии.

Сходные правила действуют и в Болгарии, с учетом того, что в отличие от других стран народные заседатели здесь избираются так же и на тот же срок, что и судьи.

В Югославии народные заседатели участвуют в рассмотрении всех дел в первой инстанции, за исключением установленных законом случаев, когда действует единоличный судья. Специфика Югославии -- участие народных заседателей в экономических судах.

232. Порядок обжалования. В Чехословакии  и Югославии в отличие от  СССР остались верны апелляции. Польша не знает апелляции, но  пересмотр в порядке надзора (ревизии) здесь подчинен иным правилам, чем в СССР. Жалоба приносится  непосредственно в Верховный  суд и может привести к отмене  оспариваемого приговора или  решения только в том случае, если она была подана в течение  шести месяцев после вступления  приговора или решения в силу. Если срок пропущен, Верховный  суд в интересах закона указывает, что приговор или решения вынесены  не на должном уровне, но ограничивается  этим, и обжалуемый приговор или  решение остается в силе. Право  на обжалование в порядке надзора (ревизии) имеют министр юстиции. Генеральный прокурор, первый Председатель  Верховного суда.

233. Роль судебной практики. Есть  основания предположить, что судебная  практика в рассматриваемых странах  играет несколько большую роль, чем в СССР. Это подтверждает  сравнение сборников судебной  практики, издаваемых в СССР и  других социалистических странах. В Югославии закон возлагает  на Верховный федеральный суд  обязанность следить за регулярной  публикацией наиболее важных  решений как самого этого суда, так и других высших судебных  инстанций. Каждый год выходит  в свет три тома сборника  решений высших судов. Такая же  обязанность возложена законом  на Высший экономический суд.

Сборники судебной практики, публикуемые в социалистических странах, носят официальный характер. Решения публикуются в них выборочно, как и в СССР. Сборники призваны быть руководством для судей и вообще юристов в их деятельности, и они не претендуют, подобно сборникам, издаваемым в буржуазных странах, на то, чтобы определять линию развития права, независимого от воли законодателя. Глава III. ОБЫЧАЙ И ПРАВИЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

234. Обычай. В советском праве обычаю  отводят весьма ограниченную  роль. Полная перестройка общества  и даже самого человека, которая  предполагается при построении  коммунизма, связана с революционным  переворотом, никак не совместимым  с обычаями прошлой эпохи.

Обычай сохраняет в СССР некоторую значимость лишь в той мере, в какой он необходим или полезен для толкования и применения закона (consuetudo secundum legem), или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

Тот факт, что обычаю в советской правовой системе отведено второстепенное место, не представляет собой ничего удивительного. Тем не менее об обычае следует сказать хотя бы потому, что отношение к нему означает полный разрыв с тем, что раньше в России являлось правилом. Отказ от обычаев в советском праве отличен от того, что произошло в романо-германской правовой системе в XIX -- XX веках, когда на место обычного права пришло право по преимуществу законодательное, основанное на кодексах. В романо-германской правовой системе произошла прежде всего перемена техники, причем такая перемена в целом не ставила своей целью изменение содержания правовых норм, выражавшихся ранее в форме обычая, и не привела к этому результату. В Советском Союзе переворот в существе права сопровождался изменением техники. Подлинная гражданская революция стремилась к тому, чтобы люди привыкли к другой жизни в соответствии с новыми нормами.

235. Правила социалистического общежития. Идеал марксизма-ленинизма -создание  такого общества, где не будет  права и отношения между людьми  не будут регулироваться его  нормами. Тогда обычай может оказаться  на первом плане. Это будущее  обычая проявляется уже сейчас  в употребляемых как законом, так и доктриной формулах, где  речь идет о правилах социалистического  общежития. Ст. 59 Конституции СССР  гласит: "Гражданин СССР обязан  соблюдать Конституцию СССР и  советские законы, уважать правила  социалистического общежития".

Многие авторы как в самом Советском Союзе, так и за границей задают себе вопрос, какой смысл вложен в эту формулу и с какими выводами она связана. Некоторые несоветские авторы полагают, что упоминание о правилах социалистического общежития призвано выработать формулу, по своей роли подобную "публичному порядку" или "добрым нравам" буржуазного права. Другие видят в этом выражении основание для своеобразного обычая в рамках закона, способного возлагать на граждан некоторые обязанности (например, обязанность при соответствующих обстоятельствах оказать помощь ближнему), когда такого рода обязанности не вытекают прямо из закона. Понимаемая в этом двояком смысле формула Конституции применялась мало, кроме тех случаев, когда связанные с ней последствия конкретизировались в самом тексте закона.

В действительности же конституционная формула имеет совершенно иное значение. Попытки увидеть в ней юридическое содержание и втиснуть ее в рамки правопорядка искажают существо этой формулы. Правила социалистического общежития, о которых говорит Конституция, не являются правом и не претендуют на это. Их можно понять только под углом зрения развития общества к коммунизму. С переходом к нему право исчезнет и для регламентации поведения людей останутся только правила коммунистического общежития. В настоящее же время формула Конституции имеет лишь ограниченное значение, хотя она и служит основой для поисков новых социальных форм, которые имеют место в СССР. Правила социалистического общежития являются основой для всех тех форм деятельности, с помощью которых гражданин может уже сегодня добровольно участвовать в управлении страной, включаясь, например, в деятельность по охране общественного порядка или иные общественные службы. Эти формы деятельности предвосхищают то, что станет полной реальностью в будущем коммунистическом обществе. Глава IV. ДОКТРИНА

236. Марксизм-ленинизм. Относительно доктрины, как и по поводу других источников  советского права, можно сделать  некоторые замечания, связанные  с особенностями советской правовой  системы. Когда говорят о доктрине  и ее роли в советском праве, то имеют в виду не только  юридические работы, опубликованные  в стране. Прежде всего требуют  внимания документы, которые достаточно  авторитетно формулируют марксистско-ленинскую  доктрину. Право в СССР рассматривается  как реализация этой доктрины: она служит и основой государственной  политики.

Советские авторы твердо убеждены в этом. В своих работах они постоянно ссылаются на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программы и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийные программы и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное значение неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по самым разным вопросам. Советский юрист и любое другое лицо, желающее изучать советское право, должны постоянно обращаться к ним.

237. Собственно юридическая доктрина. Наряду с этими основополагающими  документами, позволяющими понять  дух советского права и определяющими  линию поведения судей, юридическая  доктрина в собственном смысле  слова, т. е. специальные работы в  области права и по его конкретным  вопросам, также обладает в Советском  Союзе специфическими чертами. Прежде  всего приходится проводить различие, и весьма существенное, между  авторами, ведущими преподавание  в высших учебных заведениях, и теми, кто посвятил себя исследовательской  работе.

Информация о работе Основные правовые системы современности-Давид Рене