Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:54, курс лекций
1. Проблемы правопонимания
Петражицкий, Муромцев, Эрлих
Право понималось как нормативная системность в советский период (общеобязательность, формальная определенность, гос. принуждение, нормативность).
В дореволюционный период была психологическая теория права (Л. Петражицкий), социальная теория права (право – это совокупность правоотношений). Социальная теория была и в советский период (Пионтковский, Миколенко): право – это правоотношение, нормы, правосознание).
4. Преимущественная правовая
5. Очень часто на праве
6. и 7. Это формально. Не вытекает их вещно-правовых способов защиты. Например, арендатор может быть виндикатором, даже в отношении собственника, следовательно используются как в вещном, так и в обязательственном праве. Иногда неприменимы (родовое имущество.)
Господство лица над вещью – это не право, так как это субъктно-объектные отношения.
Отличия отношений собственности.
Г.Ф.Шершеневич: отношения собственности – отрицательные отношения. Все остальные лица устранены от воздействия на вещь. Могут быть и положительными: триада собственника (владение, пользование, распоряжение). Особенность в том, что объект - имущество как материальная вещь. Собственность предполагает ограниченность законом. Закон устанавливает рамки правомочий собственника. Это пожизненно наследуемые отношения.
С одной стороны неограниченность господства лица над вещью. Собственность неограниченный ограничитель, так как закон-основание, следовательно правовой характер.
Триада собственника (глоссаторы): может передать любое правомочие, оставаясь собственником, следовательно отношения к собственности не имеется. Это не содержание права собственности. Идея триады соответствует средневековому типу сознания.
Венедиктов предлагал четвертый элемент – использование(вполне самостоятельный элемент). Многие отвергли.
На практике абстрактные правоотношения индивидуализированы. Реальное содержание в законе, а мы не отказываемся. Эти отношения не цивилистические, а комплексные.
Наиболее корректен Гегель, так как собственность – продолжение лица, поскольку он вкладывает свою волю. С точки зрения воли, вложенная в вещь воля – продолжение субъекта. Покушение на вещь – есть покушение на собственника.
Момент присвоения. Гегель рассматривает отношения лица к вещи как к своей. Кант говорил о субъект-субъектных отношениях. (Архипов считает, что оба правы, таким образом отношения двуедины: объект-субъектные, субъект-субъектные).
Проблемы юридической ответственности. Липинский.
Правосознание. Ильин. Работа о сущности правосознания.
Злоупотребление правом. Малиновский.
Юридическая практика. Леушин.
Проблемы общей теории права и государства. Нерсесянц.