Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 23:56, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Тема источников права традиционно является одной из ключевых для отечественной правовой науки и неизменно привлекает повышенное внимание исследователей. При этом, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права, наблюдаются серьезные разногласия по широкому кругу относящихся к ним вопросов. Названное обстоятельство во многом связано с отсутствием адекватного понятийного аппарата, неспособностью теоретиков условиться о единообразном понимании и применении базовых научных терминов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 5
1.1. Понятие источника права 5
1.2. Система источников права 7
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 14
2.1. Нормативный акт 14
2.2. Нормативно-правовой договор 16
2.3. Судебный прецедент 27
2.4. Обычай 32
3. НЕТРАДИЦИОННЫЕИСТОЧНИКИ ПРАВА 34
3.1. Правовые позиции высших судов Российской Федерации как источник права 34
3.2. Международные договоры в системе источников права 42
3.3. Правовая доктрина как источник права 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Действительно, если международный
договор и
Иерархическая система источников внутригосударственного права располагает их в зависимости от юридической силы акта в соответствии с установленным конституцией распределением компетенции между органами государственной власти. Положение, которое занимают в этой иерархии международные договоры, обычно зависит от уровня принятия решения о согласии на их обязательность, т.е. статус международного договора либо соответствует статусу акта, посредством которого он инкорпорируется во внутригосударственное право, либо международному договору придается приоритет в применении перед актами, равными по юридической силе с актом, посредством которого договор инкорпорирован во внутригосударственное право, и всеми нижестоящими актами.
С точки зрения места, занимаемого международными договорами в иерархической системе источников внутригосударственного права в зависимости от их юридической силы (без учета принципа верховенства права Европейского союза, прежде всего учредительных договоров), можно выделить четыре группы государств:
1) государства, в которых
международные договоры
2) государства, в которых
международные договоры
3) государства, в которых
международные договоры
4) государства, в которых
все законы (независимо от времени
вступления международного
Такая классификация касается
главным образом договоров, заключенных
с санкции парламента. Международные
договоры, решения о согласии на
обязательность которых для государства
приняты органами исполнительной власти
в форме соответствующих
Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определяют, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Тем самым устанавливается приоритет в применении норм международных договоров Российской Федерации в отношении любых противоречащих им правовых актов, кроме Конституции, которая согласно ее ч. 1 ст. 15 имеет высшую юридическую силу и которой не должны противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, принятие решения о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно лишь в особом порядке: в форме закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений68.
Определив положение международных
договоров Российской Федерации
в иерархической системе
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти или уполномоченными организациями только в пределах своей компетенции. Это означает, что на стадии принятия международных договорных обязательств при определении уровня, на котором необходимо принять решение о согласии на обязательность для государства того или иного международного договора, исходят из иерархической системы источников внутригосударственного права. Она предполагает, что вступивший в силу для государства международный договор может устанавливать иные правила только в отношении тех актов, которые равны или уступают по юридической силе акту, посредством которого принято решение о согласии на обязательность договора, и не должен противоречить актам, занимающим более высокое положение на иерархической «лестнице». Из этого следует, что уровень, на котором принимается решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международного договора, статус акта, посредством которого он инкорпорируется во внутригосударственное право, предопределяет и место в иерархической системе источников внутригосударственного права, которое отводится данному договору при принятии международных договорных обязательств.
Если международным договором
устанавливаются иные правила, чем
предусмотренные федеральным
Важно подчеркнуть, что в
случае возникновения коллизии между
международным договором и
В.С. Иваненко делает вывод
о том, что с международно-правовой
точки зрения признание верховенства
Конституции в случае коллизии между
действующим международным
Иерархическая система источников
внутригосударственного права предполагает,
что в случае противоречия между
двумя актами правоприменительный
орган принимает решение в
соответствии с правовыми нормами,
имеющими наибольшую юридическую силу,
а если эти акты находятся на одной
ступени иерархической «
Не являются оправданием невыполнения международного договора ссылки государства-участника на свое внутреннее право, в том числе ссылки:
на то, что внутригосударственный правовой акт, расходящийся с международным договором, занимает в иерархической системе источников внутригосударственного права более высокое место, чем договор, или что внутригосударственный правовой акт, устанавливающий иные правила, чем международный договор, будучи равным по юридической силе с договором, принят позднее договора;
на решение национального
суда, обосновавшего выбор
3.3. Правовая доктрина как источник права
В отечественной и зарубежной правовой науке до сих пор не сформировалось единого, признаваемого всеми учеными мнения о природе, значении и месте правовой доктрины в правовой системе общества. Права И.Ю. Богдановская, которая заметила, что «во многих правовых системах вопрос о том, является ли доктрина источником права, еще более спорен, чем вопрос о признании его источником судебной практики» 70. Как правило, характеристика правовой доктрины в юридической литературе ограничивается определением и указанием на то, что произведения юристов признаются источником права в Англии и на мусульманском востоке71. Так, французский компаративист Рене Давид справедливо замечает: «В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье; именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII - XIX веков основные принципы права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона... можно установить подлинное значение доктрины вопреки часто встречающимся упрощенческим формулам, согласно которым она не является источником права»72 .
Правовая доктрина приобрела характер источника права на заре истории права, во времена возникновения и расцвета государства великих воинов, государственных деятелей и юристов - древних римлян (с третьего века до нашей эры до гибели Византии, восточной римской империи в 1454 году под натиском мусульман).
Первоначально знание и толкование права, составление формул исков в Древнем Риме представляло собой привилегию специальной коллегии жрецов - понтификов, которые отнюдь не были беспристрастными и бескорыстными в своем деле. В третьем веке до нашей эры писец Гней Флавий, сын вольноотпущенника, обнародовал книгу исков, чем снискал уважение и любовь римского народа. Благородный поступок Гнея Флавия обеспечил доступность римского права для каждого римского гражданина, как знатного патриция, так и считавшегося бесправным плебея. Тем самым достигались равенство и справедливость противостоящих друг другу классов, когда ни один из них не мог монополизировать сферу отправления правосудия, а также знания и толкования законов и обычаев. С тех пор юриспруденция стала светским занятием, а не уделом немногих богоизбранных понтификов73 .
Признание правовой доктрины
в качестве источника права
Во-первых, формальная определенность правовой доктрины достигается с помощью письменной формы выражения произведений юристов и известности доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права.
Во-вторых, общеобязательность правовой доктрины вытекает из авторитетности, уважения к ученым-юристам в обществе, а также общепринятости и общепризнанности работ правоведов в юридическом корпусе и обществе.
Наконец, реализация правовой
доктрины обеспечивается государственным
санкционированием в
Раскрывая социальное назначение правовой доктрины как источника права, необходимо отметить следующее.
Во-первых, с помощью правовой доктрины восполняются пробелы в действующем позитивном праве, устраняются противоречия между правовыми нормами. Кроме того, доктрина обеспечивает толкование права в соответствии с его буквой и духом 74.
Во-вторых, правовая доктрина как система представлений и ценностей воздействует на сознание и волю всех субъектов правовой деятельности, начиная с правотворцев и правоприменителей и заканчивая субъектами правоотношений.
В-третьих, правовая доктрина может быть источником, в котором содержатся сведения о древних обычаях и законах того или иного народа. Так, трактаты римских и английских юристов применялись судами не только в силу их авторитетности, но и благодаря тому, что в них приводились тексты обычаев и законов75 .
В-четвертых, формализм, недоступность
права для понимания и
В-пятых, правовая доктрина,
выступая частью общественного правосознания,
отражает своеобразие национальной
правовой культуры и самобытность юридического
мышления. Понимание и роль права,
правовой доктрины как источника
права предопределяется духовными
корнями соответствующего народа. Так,
в западной правовой традиции (континентальном
и англосаксонском праве) право
воспринимается как писаные и
неписаные правила поведения, исходящие
от государства и регулирующие внешнее
поведение человека. Завоеванные
буржуазными революциями