Формирование Временного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 09:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является подробное рассмотрение формирования, развития и политической деятельности Временного правительства на протяжении его существования в России. А также рассмотреть созданные при Временном правительстве учреждения и их деятельность.
Задачи контрольной работы:
Рассмотреть процесс формирования Временного правительства.
Рассмотреть преобразовательную, политическую деятельность Временного правительства в условиях двоевластия и полного его правления.
Рассмотреть какие были созданы при Временном правительстве учреждения, их функции и деятельность.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная игувр.docx

— 116.68 Кб (Скачать документ)

Недовольство солдат войной за чуждые им цели, недоверие к командному составу, а также нехватка снарядов и артиллерии определили неудачу наступления. Военная авантюра Временного правительства обошлась русской армии в 60 тыс. новых жертв.

Антиправительственное выступление 3 — 5 июля в Петрограде было вдохновлено агитаторами «Военки» (эту организацию возглавляли Николай Подвойский и Владимир Невский); Ленин и некоторые другие лидеры большевиков не были поставлены в известность о готовящейся акции. Попытка вооруженного свержения Временного правительства была предпринята без серьезной подготовки; солдат и кронштадтских моряков выводили на улицы на «вооруженную демонстрацию», никак не определяя конкретных задач групп, колонн и отрядов.

Ленин узнал об июльских событиях, когда отдыхал в нескольких десятках километров от Петрограда, на даче своего приятеля и единомышленника в Финляндии. Вождь большевиков срочно выехал в столицу и прибыл туда 4 июля. Не одобряя действий товарищей по партии, Ленин попытался придать выступлению относительно мирный характер.

4 июля в столице состоялась  грандиозная демонстрация. Более  пятисот тысяч рабочих, солдат и матросов шли под лозунгом «Вся власть Советам!». Броневики и цепи вооруженных матросов, солдат, красногвардейцев охраняли демонстрацию от нападений и провокаций. Часть демонстрантов направилась ко дворцу Кшесинской, где помещался Центральный Комитет большевиков. Здесь, с балкона, выступили большевистские ораторы. Многочисленные делегации посетили в Таврическом дворце Центральный исполнительный комитет Советов, заявив о своей непреклонной воле: власть должна перейти в руки Советов. «Я, представитель 54 заводов, — говорил один из посланцев рабочих. — Вы видите, что написано на плакатах...Мы доверяем Совету, но не тем, кому доверяет Совет...».

Временное правительство решило применить оружие против демонстрантов, поручив командующему войсками Петроградского округа генералу Половцеву «навести в городе порядок». Соглашатели объявили демонстрацию «большевистским заговором», «бунтом», «вооруженным восстанием». Меньшевистско-эсеровский Центральный исполнительный комитет Советов постановил запретить демонстрацию, а всех, кто нарушит это постановление, считать «изменниками и врагами революции». Он срочно затребовал с фронта войска и выделил своих представителей в помощь Половцеву для кровавой расправы над мирными демонстрантами.

Днем 4 июля по приказу Половцева казаки и юнкера открыли огонь по демонстрантам. Было убито и ранено более 400 человек. Правительство объявило Петроград на военном положении. Начались аресты и убийства большевиков, революционных рабочих, расформирование воинских частей, принимавших участие в демонстрации. Контрреволюционные отряды разгромили помещения Центрального Комитета партии большевиков, редакции «Правды» и типографию, в которой печаталась газета. Многих жертв удалось избежать благодаря тому, что с санкции министра юстиции Павла Переверзева солдат гарнизона стали спешно знакомить с материалами еще не законченного следствия о связях большевиков с германскими властями. Обвинение в сотрудничестве с врагом достаточно серьезно ослабило воздействие большевистской пропаганды, некоторые нейтральные прежде части выступили на стороне правительства.

Подавить выступление экстремистов оказалось легче, чем преодолеть разногласия между либералами и умеренными социалистами. Входившие в первое коалиционное правительство министры-социалисты после I съезда Советов сделали программное заявление, в котором потребовали безотлагательного проведения ряда социальных реформ, в частности, передачи крестьянам помещичьей земли. Князь Г.Е.Львов, не желавший председательствовать даже при осуществлении умеренного варианта «черного передела», подал в отставку (7 июля); 8 июля премьером стал А.Ф. Керенский (1881 — 1970). Будучи социалистом, Керенский, как и многие руководители избранного на I съезде Советов Центрального исполнительного комитета, считал необходимым сохранить коаменьшевики-интернационалисты, левое крыло эсеров и большевики). После долгих консультаций Керенскому удалось сформировать второй коалиционный кабинет, в состав которого вошли 8 социалистов (эсеры, народные социалисты и меньшевики) и 7 либералов (кадеты, радикальные демократы).

Председателем правительства стал Керенский. Он проводит политику лавирования между основными политическими силами страны («бонапартизма»), которая, однако, вызывает недовольство в обоих лагерях.

В состав второго коалиционного правительства вошли:

        • Председатель Совета министров — А. Ф. Керенский,
        • Заместитель председателя Совета министров — Н. В. Некрасов,
        • министр внутренних дел — эсер Н. Д. Авксентьев,
        • министр иностранных дел — М. И. Терещенко,
        • военный министр — А. Ф. Керенский,
        • морской министр — А. Ф. Керенский,
        • министр финансов — Н. В. Некрасов,
        • министр юстиции — А. С. Зарудный;
        • министр путей сообщения — П. П. Юренев,
        • министр торговли и промышленности — С. Н. Прокопович,
        • министр просвещения — С. Ф. Ольденбург,
        • министр земледелия — В. М. Чернов,
        • министр труда — М. И. Скобелев,
        • министр продовольствия — А. В. Пешехонов,
        • министр государственного призрения — И. Н. Ефремов,
        • министр почт и телеграфов — А. М. Никитин,
        • обер-прокурор Святейшего Синода — А. В. Карташёв,
        • государственный контролёр — Ф. Ф. Кокошкин.

За прошедшие с июльского восстания дни ситуация в стране сильно изменилась. Большевики после недолгого замешательства, вызванного поражением 3 — 5 июля и развернувшейся затем кампанией обличений в либеральной и социалистической прессе, начали постепенно восстанавливать утраченное влияние. Правительство распорядилось расформировать части, принявшие участие в июльском восстании, но это распоряжение выполнялось плохо. Неудачей закончилась и кампания сбора оружия для нужд фронта, затеянная по инициативе правительства; рабочие не торопились сдавать винтовки.

Лидеры ВЦИК и Петросовета выступили против того, чтобы объектом репрессий стала большевистская партия как таковая; по мнению руководства Советов, преследованиям в судебном порядке могли подвергаться только отдельные большевики, замешанные в связях с Германией или уличенные в подстрекательских действиях во время июльского мятежа.

Правда, многие большевики и слившиеся с ними в июле «межрайонцы» были арестованы (в том числе и Лев Троцкий, лидер Межрайонного комитета, быстро ставший одним из руководителей большевиков). Ленин и Зиновьев скрывались от грозившего им суда по обвинению в шпионаже и противоправительственной деятельности.

В июле прошел VI съезд большевистской партии. Ленин и некоторые другие лидеры отсутствовали на заседаниях, но издали направляли его работу. Съезд принял ряд весьма радикальных решений в духе ленинской непримиримой позиции; была отвергнута возможность сотрудничества с умеренным руководством Советов. Лозунг «Вся власть Советам!» был отменен, так как большевики теперь считали эсеровско-мень-шевистские Советы пособниками «контрреволюции» (обвинения в контрреволюционных действиях или замыслах в 1917 г. широко использовали все основные политические силы, имея в виду при этом самые разные трактовки целей революции).

По существу, большевики заявили о самоизоляции, противопоставив себя всем другим политическим партиям. Бурные события августа вынудили большевистские организации в Петрограде и Москве отступить от решений VI съезда.

 

3.4. ЧЕТВЕРТЫЙ (АВГУСТОВСКИЙ) КРИЗИС (КОРНИЛОВСКИЙ МЯТЕЖ)

Коалиция социалистов с либералами была очень непрочной. В июле и августе очень многие политики стали сомневаться в способности правительства А.Ф.Керенского управлять страной. Растущее влияние социалистов вызывало обеспокоенность правых. О необходимости более жесткого политического курса стали задумываться даже некоторые члены Конституционно-демократической партии. Сам Керенский считал своей первоочередной задачей навести порядок в тылу и приостановить развал действующей армии, но проводил очень непоследовательную, даже двусмысленную политику.

Стремление премьер-министра сохранить широкую правительственную коалицию и призывы к единению всех политических сил плохо соответствовали реальной ситуации; в стране назревала гражданская война, предотвратить которую можно было только самыми решительными мерами против крайне левых и крайне правых. Не доверявшие либерально-социалистическому правительству правые силы в июле и августе все более склонялись к идее «твердой руки». Подобные настроения были довольно широко распространены в среде офицерства. Союз офицеров армии и флота, Республиканский центр (в это объединение входили или примыкали к нему Союз георгиевских кавалеров, Военная лига, Союз бежавших из плена, казачьи организации), а также Общество экономического возрождения России (его возглавляли А.Гучков и А.Путилов) — все эти влиятельные силы хотели или вынудить Керенского отказаться от лавирования, или заменить председателя правительства более решительным политиком. Лидером правых летом 1917 г. стал генерал Л.Г.Корнилов (1870 — 1918).

Назначенный в июле главнокомандующим, Корнилов пытался не только воспрепятствовать развалу фронта, но и обеспечить порядок в тылу. Корнилов представил Керенскому записку, в которой предлагал восстановить дисциплинарную власть командиров во фронтовых и тыловых частях, ограничить вмешательство комиссаров Временного правительства в действия офицеров, четко определить компетенцию солдатских Советов, запретить митинги в армии и на военных заводах, распространить на тыловые части действие закона о смертной казни, перевести на военное положение железные дороги, шахты, работавшие на нужды фронта предприятия.

Керенский в принципе не возражал против подобных мероприятий, но опасался, что попытка их осуществления может вызвать волнения солдат и рабочих, а также серьезный конфликт правительства с Советами. После переговоров с Корниловым 10 августа премьер-министр согласился поддержать те меры, которые касались укрепления дисциплины в действующей армии, но отказался полностью принять программу правых. Кроме того, глава Временного правительства не хотел полностью подчинять свою политику интересам правых и рассчитывал, что тактика лавирования еще не исчерпала себя и «средняя линия» может обеспечить независимость власти как от Советов, так и от генералов.

12 — 15 августа в Москве  в Большом театре открылось  «Государственное совещание», созванное Временным правительством под флагом «единения государственной власти со всеми организованными силами страны». Здесь были депутаты Государственной думы четырех созывов, представители городских дум, земств, торгово-промышленных кругов и банков, военщины, духовенства и т.д. Советы представляла делегация в составе меньшевиков и эсеров.

Государственное совещание открылось речью Керенского, угрожавшего расправиться «железом и кровью» со своими противниками. Затем генерал Корнилов изложил свою программу борьбы с революцией, призвав к решительным мерам для «поднятия дисциплины на фронте» и наведения «порядка» в тылу. Откровенно погромную речь произнес казачий атаман Каледин, который потребовал упразднить Советы, ввести смертную казнь и в тылу, военизировать железные дороги и промышленность, работавшие на войну.

После некоторых колебаний глава Временного правительства согласился сотрудничать с главнокомандующим; для переговоров с Корниловым в Ставку отправился Борис Савинков, в прошлом известный террорист, бывший в 1917 г. сторонником сохранения армии и продолжения войны. Савинкову удалось договориться с Корниловым о координации действий правительства и армейского командования. С санкции Керенского создавалось Петроградское военное губернаторство, подчиненное непосредственно Ставке; к столице перебрасывались надежные части, которые можно было использовать и в случае наступления немцев на Петроград (такая опасность стала вполне реальной после сдачи Риги 21 августа), и для подавления возможного выступления левых.

Переговоры Савинкова с Корниловым проходили 23 августа, на следующий день началась переброска войск к столице: III конного корпуса казаков и так называемой «дикой дивизии», состоявшей из кавказских горцев-мусульман. Общее командование войсками было возложено на генерала Крымова.

Однако достигнутые благодаря посредничеству Савинкова договоренности были нарушены при не вполне ясных обстоятельствах.

Известно, что В.Н.Львов, бывший обер-прокурор Синода, предложил Керенскому свое посредничество в переговорах с Корниловым. Явившись в ставку, Львов — якобы от имени Керенского — сообщил главнокомандующему о готовности последнего покинуть пост премьер-министра (Керенский отрицал, что он уполно-мачивал Львова делать подобные предложения). Вернувшись в Петроград, затеявший непростую интригу самозванный посредник предъявил Керенскому ультимативное требование прибыть в Ставку и передать власть верховному главнокомандующему (Корнилов впоследствии утверждал, что он только приглашал Керенского и Савинкова для переговоров о новом составе правительства, но не выдвигал никаких ультимативных требований). Керенский сместил Корнилова с должности, генерал не подчинился; войска продолжали двигаться к столице. Корнилов попытался добиться своей цели, несмотря на противодействие правительства.

На заседании правительства Керенский потребовал чрезвычайных полномочий; министры согласились с этим требованием и подали в отставку. 27 августа ВЦИК Советов и Исполком крестьянских Советов выразили доверие Керенскому и приняли решение поддержать последнего в борьбе с Корниловым. Из представителей Советов, профсоюзов и социалистических партий (в том числе большевиков) был создан Комитет народной борьбы с контрреволюцией.

Информация о работе Формирование Временного правительства