Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:11, дипломная работа
Целью работы является современное осмысление одиночества на поздних этапах онтогенеза.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме одиночества.
2. Раскрыть социально-психологическую природу одиночества.
3. Исследовать особенности переживания одиночества в пожилом возрасте.
4. Разработать рекомендации по снижению переживания одиночества в пожилом возрасте.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы одиночества в пожилом возрасте…………………………………………………………………….……6
1.1 Понятие одиночества……………………………………………….………6
1.2 Особенности переживания одиночества на разных возрастных этапах..17
1.3 Современные исследования одиночества пожилых людей ……………..24
Глава 2. Психологическая характеристика личности в позднем возрасте
2.1 Стратегии отношения к старению…………………………………………34
2.2 Психологическая специфика социализации личности в пожилом возрасте………………………………………………………………………….41
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей переживания одиночества и готовности к возрастно-временным изменениям в пожилом возрасте
3.1 Описание методик, организация и проведение исследования………….47
3.2 Анализ результатов, выводы и рекомендации…………………..………49
3.3 Деятельность КЦСОН г.Твери по преодолению проблемы одиночества в пожилом возрасте………………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………67
одиночество пожилой личность переживание
Проведенные исследования социологов, как отмечает Л.С. Вульф, показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38% [6].
Таким образом, одиночество – это неоднозначное понятие для старости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. Пожилые люди, способные обходиться без посторонней помощи в обиходе, более, чем молодые, приспособлены к тому, чтобы жить одним. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми своими социальными связями.
Пожилые люди, нашедшие для себя адекватный, интересующий их вид деятельности, оцененный ими как социально значимый, реже испытывают одиночество, поскольку через свое дело они общаются с семьей, группой людей и даже со всем человечеством (если речь идет о продолжении трудовой деятельности или писании мемуаров).
Пожилые люди, избравшие для себя стратегию совладания со старостью по типу «выживания» (адаптация к старости по типу «замкнутого контура»), чаще и острее переживают одиночество вне зависимости от того, живут они одни или в семье. При этом одиночество у них может быть обусловлено изоляцией, то есть отсутствием заинтересованности в них и опеки, а может быть связано с преувеличенными ожиданиями и представлениями об интенсивности семейных и дружественных встреч. Их одиночество может возникнуть из тоски, связанной с неумением самостоятельно организовывать свое время. Доказано, что одиночество сильнее ощущают пожилые люди с выраженными чертами зависимости, желающие, чтобы ими интересовались и занимались, а также лица, желающие осуществлять над кем – либо контроль. Такие пожилые люди прежде всего теряют социальный контроль, в их поведении проявляются черты бестактности, болтливости, они с трудом представляют, как видят и оценивают их окружающие, или просто не задумываются об этом. Однако, понимая, что поведение их бывает неадекватным, они часто отказываются от общения, все больше уходя в себя, и переживание одиночества перерастает у них в ощущение необъяснимого страха, отчаяния, сильного беспокойства. Когда переживание одиночества у старых людей приобретает устойчивый характер, они склонны винить в этом себя, что увеличивает риск глубокой депрессии. Оценка своего поведения как вполне адекватного и сопутствующее усиление беспокойства обусловливает специфическое для одиноких пожилых людей восприятие окружающей действительности как непредсказуемой и неподдающейся контролю. Переживание снижения контроля, в свою очередь, приводит к ощущению собственной беспомощности и безнадежности. Интересно, что социальные контакты, которые пожилые люди не могут сами регламентировать, не приносят им удовлетворения, но порождают неприятное чувство зависимости. Последнее переживание особенно остро. Ощущение зависимости, беспомощности, непричастности к внешнему для них социальному миру является тем самым эмоциональным аккомпанементом старости, которое позволяет самим пожилым людям оценивать этот возраст как несчастье и позор.
Следует подчеркнуть различие смыслов понятия «одиночество» - это особенно важно для старости. Одиночество может быть объективной изолированностью, может быть переживанием тяжкого разлада личности, господства дисгармонии, переживание кризиса «Я» (тогда усиление чувства достоинства может оказаться средством снижения одиночества). И, наконец, одиночество может быть добровольным уединением, необходимым для созерцательности и экзистенциальных переживаний, а тот, кто стремится к одиночеству, не осужден его испытывать.
Как указывал Н.Ф.Шахматов, наиболее
существенным в старости (в отличие
от молодости и зрелости) является
не изоляция (отдельное переживание),
а психологические и
Переживание одиночества находит различную оценку со стороны самого пожилого человека. Обычные жалобы в этом случае – на непонимание со стороны окружающих, отсутствие человека, который мог бы понять и разделить испытываемые чувства. В других случаях пожилой человек ищет конкретного виновника в создавшейся ситуации. В подобных переживаниях находит отражение отношение к собственному старению, приятие или неприятие его.
Обсуждая вопрос о неприятии пожилым человеком одиночества и сочетании этого чувства со стремлением к изоляции, можно привести высказывания А. Шопенгауэра. Известный философ, состарившись, говорил, что чувство одиночества так же, как и чувство непонимания со стороны окружающих, с которыми сталкивается человек, типично для всех возрастов. С годами, по мнению философа, люди привыкают и легче мирятся с одиночеством, а в старости впервые начинают осознавать его преимущества.
Позитивное значение одиночества (уединения) в поздних возрастах отмечает Н.В. Хамитов. Излагая, свой необычный взгляд на природу и значение одиночества он пишет, что одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим «с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я». Бегство от одиночества есть бегство от самого себя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя ворота одиночества, человек становится личностью, которая может заинтересовать мир. Лишь так женщина обретает достоинство женщины, а мужчина – достоинство мужчины. Ибо одиночество – это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела, человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него…
Одиночество есть прозрение. В его безжалостном свете замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Одиночество останавливает время и обнажает нас.
В уединении старость очищается от аффекта и суеты и дает чистое поле для мудрости. Очевидно, что такое переживание одиночества характерно для тех людей, которые в старости обратились мыслью и душой к смысложизненным темам и обрели то, что Э. Эриксон называл высшим уровнем эгоинтегрированности.
Важнейшим фактором, определяющим
переживание одиночества в
Осознание контроля важно
для поддержания надежды
Если переживание одиночества становится мучительным, а пожилой человек сознательно ищет помощи в плане избавиться от нее, то зарубежные психологи строят психотерапевтическую работу с пожилыми одинокими пациентами с опорой на три фактора: социальное сравнение, повышение личностного самоконтроля и доступность доверенного лица.
Социальное сравнение
помогает оценить одиночество свое
и других, свои и чужие переживания
по этому поводу. Личностный самоконтроль
повышает чувство собственного достоинства
и уверенности в успешности предполагаемых
контактов. Наличие и доступность
контакта сами по себе снижают переживание
одиночества. И, наконец, эффективнейшим
средством нивелирования
Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. В художественной литературе длинный ряд персонажей, представляющий все типы, модусы, измерения одиночеств всех порядков. Библейский Иов, Дон Кихот, Робинзон Крузо, Печорин, подавляющее большинство героев Ф. М. Достоевского, Антуан Рокантен, Мартин Иден и пр. — каждый из перечисленных мог бы служить моделью для анализа феномена.
Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования.
Одиночество типично для
всех возрастов. Так переживание
одиночества подростками
Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.
Одиночество – это неоднозначное понятие для старости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. Пожилые люди, способные обходиться без посторонней помощи в обиходе, более, чем молодые, приспособлены к тому, чтобы жить одним. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми своими социальными связями.
Одиночество угрожает фундаментальным
ценностям, поэтому одинокий человек
теряет чувство безопасности, не уверен
в будущем, в итоге жизнь утрачивает
свой колорит и соблазны. Даже свои
эгоистические потребности
Глава 2. Психологическая характеристика личности в позднем возрасте
2.1 Стратегии отношения к старению
Изучение изменения личностных проявлений в старости делает важной для геронтопсихологии проблему стратегии отношения к старению. Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:
1) Конструктивное отношение человека к старости, при "котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока. 2) Отношение зависимости. Зависимая личность — это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха. 3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу. 4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти. 5) Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.