Проблемы одиночества в пожилом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является современное осмысление одиночества на поздних этапах онтогенеза.
Цель, объект и предмет исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме одиночества.
2. Раскрыть социально-психологическую природу одиночества.
3. Исследовать особенности переживания одиночества в пожилом возрасте.
4. Разработать рекомендации по снижению переживания одиночества в пожилом возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы одиночества в пожилом возрасте…………………………………………………………………….……6
1.1 Понятие одиночества……………………………………………….………6
1.2 Особенности переживания одиночества на разных возрастных этапах..17
1.3 Современные исследования одиночества пожилых людей ……………..24
Глава 2. Психологическая характеристика личности в позднем возрасте
2.1 Стратегии отношения к старению…………………………………………34
2.2 Психологическая специфика социализации личности в пожилом возрасте………………………………………………………………………….41
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей переживания одиночества и готовности к возрастно-временным изменениям в пожилом возрасте
3.1 Описание методик, организация и проведение исследования………….47
3.2 Анализ результатов, выводы и рекомендации…………………..………49
3.3 Деятельность КЦСОН г.Твери по преодолению проблемы одиночества в пожилом возрасте………………………………………………………………59
Заключение …………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………67
одиночество пожилой личность переживание

Прикрепленные файлы: 1 файл

diplom_Minyaeva_Odinochestvo.docx

— 133.83 Кб (Скачать документ)

Феменологическая теория. Карл Роджерс (1961), разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Роджерс дважды обращался к теме одиночества; его анализ основан на “Я-теории” личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным “Я” индивида и проявлениями “Я” в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному “Я”, он, тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так: “Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным “Я” и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром”. Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное “Я” индивида отвергнуто другими, “держит людей замкнутыми в своем одиночестве”. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных “фасадов” (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность.

Экзистенциальный подход. Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот “факт”, что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими. Ярким выразителем этого направления стал Мустакас (1961 г.). Он подчеркивает значение различия между “суетой одиночества” и истинным одиночеством. «Суета одиночества - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми». Истинное одиночество же проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку.

Экзистенциалисты, таким  образом, призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться  позитивно его использовать. В  отличие от большинства теоретиков, Мустакас оценивает одиночество положительно. И хотя он не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, Мустакас рассматривает его как продуктивное, творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность одиночества, для них оно изначально имманентно человеческому существованию.

Социологический подход. Боумен (1955 г.), Рисмен (1961 г.) и Слейтер (1976 г.) - представители социологического подхода к одиночеству. В своей работе Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: 1) ослабление связей в первичной группе; 2) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности.

Рисмен и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. Рисмен и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, “направленные вовне”. “Ориентированные на других” люди обособлены от своего истинного “Я”, своих чувств и своих ожиданий. Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате такая личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены нашего “направленного вовне” общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги, “одинокую толпу”.

Слейтер считает, что все мы стремимся к общению, сопричастности и зависимости. Мы стремимся к доверию и сотрудничеству с другими людьми, к “проявлению ответственности за свои импульсы и жизненные ориентации”. Однако эти основные потребности в общении, сопричастности и зависимости недостижимы в американском обществе из-за его приверженности индивидуализму вследствие укоренения веры в то, что каждый должен следовать своей собственной планиде. Результатом этого становится одиночество.

Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным - общим статистическим показателем, характеризующим общество. Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида. Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают постоянное негативное воздействие на личность.

Интеракционистский подход. Вейс (1973 г.) - главный выразитель интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистское по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество - это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество - продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. Вейс установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, как любовная или супружеская. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Он рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Вейс особо подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Что касается причин возникновения подобного состояния, то здесь интересно отметить, что Вейс допускает возможность участия в формировании одиночества даже инстинкта.

Когнитивный подход. Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

Системный подход. Общесистемный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж. Фландерс (1982 г.). Он основывается на понимании системы как совокупности элементов, взаимодействующих между собой, обусловливающих друг друга и образующих единое целое. Поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества.

Таким образом, системная  теория подчиняет оба мотива поведения  — индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для  того, чтобы оказали свое воздействие  определенные переменные, может быть довольчества, просуществовавший многие тысячелетия. Отшельничество как социальный институт просуществовало не менее 2,5 тыс. лет и только в XX веке, по сути, утратило свое значение.

В теоретическом наследии философского осмысления проблемы одиночества  существуют несколько подходов, один из которых касается оценки индивидом  его социального положения.

Интимный подход. Дерлега и Маргулис (1982 г.) употребляют понятие "интимность" и "самораскрытие" для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнерства, которое могло бы способствовать достижению этих целей. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.

В основе интимного подхода  лежит предположение о том, что  индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым  уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс.

Зарубежные эмпирические исследования феномена одиночества  сводятся к изучению черт характера  и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению  составляющих феномена (например, когнитивной, эмоциональной и поведенческой), которые сопутствуют состоянию  одиночества переменных, к определению  степени его тяжести, а также  к составлению различных типологий  и шкал одиночества.

В отечественной психологии в сравнении с западной, отмечает Ю.П. Кошелева, проблема одиночества  как самостоятельная затрагивалась  редко. Отдельные публикации появлялись лишь в последние десятилетия. В них можно заметить определенную общность с теоретическими подходами зарубежных психологов к данной проблеме. Вместе с тем некоторые из них привлекают внимание специфичными для нашей психологии понятиями (например, «Я -» и «Мы - сознание»), используемыми для объяснения феноменологии одиночества, и своеобразными ракурсами «обжитой» проблемы. Главное, в них нет интонации тотального трагизма, свойственного западной психологической литературе по данной теме, — они имеют общий позитивный настрой, направленный на решение проблемы одиночества или изменение отношения к самому феномену.

Таким образом, явление одиночества  как предмет эмпирического психологического исследования у нас в стране изучен пока недостаточно [15]. Усиление социальной напряженности, длительный стресс, резкое падение уровня жизни и низкое ее качество послужили источником озлобленности, агрессивности, отчаяния, нравственного надлома людей. Человек просто отчуждается от человека, дистанцируется от общества, ищет спасения в изолированности. Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким или рискующим остаться одинокими людям превращает одиночество в достаточно злокачественную социальную болезнь.

Автору близка следующая  трактовка одиночества: «Одиночество – один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние  человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей» [24, С.248 - 249].

Одиночество присуще всем возрастным этапам. Проблема одиночества  во всех возрастных категориях считается потенциальным источником стресса и причиной индивидуальных трагедий во всей сложности, чему и будет посвящен следующий параграф дипломного исследования.

 

1.2 Особенности переживания одиночества  на разных возрастных этапах

 

Р.В. Шмелев отмечает, что объективные факторы, связанные с научно-техническим прогрессом и урбанизацией способствуют появлению чувства одиночества. Достижения научно-технического прогресса, появление новых средств коммуникации, создание быстроходного транспорта повлияли на усиление изоляции человека, в первую очередь, в городах. Концентрация населения в большом городе (так называемое одиночество в толпе), создает анонимность общения. Пространственное единство остается в городе принудительной, разъединенной, мнимой общностью. Разобщенность людей в городе не может быть преодолена. Несмотря на то, что люди рядом друг с другом, они в то же время социально отделены, ибо их разобщение предопределено глубоким различием их социальных интересов. Для подавляющего большинства горожан состояние социальной изолированности и разобщенности остается жесткой реальностью.

Несмотря на то, что воспитание детей в большом городе имеет свои преимущества, мы вынуждены констатировать односторонность развития городских детей: развитие получают только те способности, которые заданы рамками жизни в большом городе. Им явно недостает жизненного опыта, общения с природой, занятий физическим трудом. Эти условия только обрекают городского ребенка на известную пассивность, но и создают предпосылки возникновения раннего переутомления, поэтому выросший в таких условиях человек лишен возможности правильно расходовать свои физические и нравственные силы.

В связи с этим следует  отметить некоторые предпосылки  возникновения одиночества у детей в семейных отношениях и проблемах, в частности - развод родителей. Разве имеет очень сильное влияние на формирование одиночества, как у детей, так и у взрослых. Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает его чувство общности с родителями, к смену ему приходит чувство ненужности, беспомощности. Нередко причину развода ребенок видит в себе и винит себя. Он замыкаете в себе, озлобляется. Нравственные устои семьи, ее ценности теряют для него всякую значимость. И даже повзрослев, он не сумеет избавиться от своего чувства одиночества, будет бояться контактов с другими людьми и ожидать от них предательства, объясняя все социальные затруднения своей жизни низкой оценкой в обществе. Следовательно, процесс развода резко прерывает непрерывность развития ребенка, а это, в свою очередь, приводит к нарушению социального и психологического функционирования ребенка, к его низкой самооценке [42].

Теоретический анализ исследований по проблеме одиночества показал, что  данное состояние впервые в наиболее острой форме проявляется в подростковом возрасте (Р.С. Вейс, И.С. Кон, Г.С. Салливан, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская, О.Б. Долгинова и другие), когда происходит поиск собственной идентичности и связей с окружающим миром. Ощущение бессмысленности своего существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми, то он обращается к таким же сверстникам, которых «не поняли» окружающие. Одинокий среди взрослых и среди законопослушных сверстников, лишенный защиты от внешних притязаний, подросток, входя в асоциальную группу, приобретает реальную физическую, психологическую, моральную и даже материальную поддержку. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что группа защитит его от обид и притеснений. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации и компенсации тех неудач, которые постигли его в законопослушном обществе; при этом в асоциальной среде максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности (М.Н. Кабанова, В.В. Лунеев, В.Д. Пирожков, Д.И. Фельдштейн и другие).

Информация о работе Проблемы одиночества в пожилом возрасте