Деятельность РПЦ в революционные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Цели и задачи исследования.
В первую очередь исследование направлено на описание церковно-государственных отношений в период революции и первые годы после нее. Анализ основных действий государственных и церковных деятелей и динамику их взаимоотношений.
Таким образом, главной целью данного исследование должно стать описание взаимоотношений Советского государства и Русской Православной церкви в период революционной и постреволюционной России.

Содержание

Введение
1. РПЦ накануне революции 1917
1.1 Русская Православная Церковь и ее состояние в преддверии революции 1917 г
1.2 Накануне поместного собора
1.3 Государственные декреты.
1.4 Вскрытие мощей
2. Роль Патриарха Тихона в отношениях РПЦ с советской властью
2.1 Акты патриарха Тихона
2.2 Арест патриарха Тихона и обновленческий раскол
Заключение
Источники
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

рпц революция обновленчество - копия.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

   В исполнение декрета государство постаралось на славу, сразу же ринулось отбирать «чужое» имущество. Таким образом, было изъято около шести тысяч храмов и монастырей — как "особо ценные - памятники" истории или архитектуры, подлежащие переходу "под охрану государства". Так же были закрыты и все банковские счета религиозных ассоциаций и прекращено финансирование. Теперь религиозные сообщества могли получить необходимые для совершения богослужения здания и "предметы" не иначе как на условиях "бесплатного пользования" и с разрешения властей. При этом полученное Церковью "в бесплатное пользование" имущество подлежало налогообложению.

  До прихода к власти большевиков Собор решил не участвовать политической усобице, отказавшись 30 сентября послать делегатов на петроградский "Предпарламент", созванный Керенским. 8 октября Собор выпускает послание "против разграбления чужих, в том числе церковных, имуществ". Вдобавок, 2 ноября, Собор обращается к обеим сторонам с призывом не мстить, прекратить кровопролитие и проявить милосердие к побежденным. Вместе с этим 11  ноября Собор принимает решение об отпевании погибших с обеих сторон и обращается ко всему русскому народу покаяться в грехе братоубийства.

  Надо полагать, отмеченные выше первые декреты советской власти в государственно-церковных отношениях не соответствовали основным статьям определения Поместного Собора «О правовом положении Православной Российской Церкви», принятого 2 декабря 1917 г. и, в частности, статье 6-й, предусматривающей выработку и принятие государственных законов, касающихся Православной Церкви, «не иначе, как по соглашению с церковной властью». Таким обозом мы видим, что цели советского государства  не совпадали с церковными, и что «отравленный»  идеями марксизма Ленин видел свою страну в таком свете, в котором не было места РПЦ. Странно, что церковь, желая отделиться от государства, все же хотела получать финансовую и политическую поддержку. Два горшка на ложку о таком поведении гласит русская пословица. Опять же говоря о декретах РПЦ, одобрила отбор земли у граждан, но не у самой церкви и была сильно возмущена, что государство изымает ее имущество.

   Возвращаясь к  декретам необходимо сказать, что  борьба с РПЦ начата. Советские  власти воспринимали церковь  как сильного политического соперника, вследствие чего  борьба с православием в России велась планомерно и продуманно.

                                     

                             

 

                                           

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

                                       1.4  Вскрытие мощей                                                                                               

                «изъятие их чудодейственною силоБожиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».            Митрополит Макарий (Булгаков)                                                                                                                                                                                                      

 

                                        

    Вскрытие мощей помимо выпущенных декретов было одним из самых ярко выраженных антирелигиозных кампаний за историю государственно-церковных отношений. Этой теме так же необходимо уделить должное внимание. И для начала давайте разберемся, что значат мощи для РПЦ.

     Заупокойный  культ для православных христиан  играет важную роль, начиная с  захоронения особым обрядом, заканчивая останками умерших святых, которые собственно и называются мощи. По учению они должны чтиться в равной степени с иконами. Вмести с этим, отмечаются как особые праздники  те дни, в которые были обретены или перенесены мощи. Православные верят, что мощи являются хранителями Божественной благодати. Так Русь стала обладательницей большого запаса мощей: кости святого Пантелеймона упоминаются в древнерусских памятниках 23 раза, мощи Иоанна Златоуста - 14 раз, архидиакона Стефана - 14 раз, святого Меркурия - 13 раз, евангелиста Луки - 9 раз и т.д. Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти. Вообще желание, какой либо церквушки возыметь желанный артефакт не редко приводил к казусам, например среди этих запасов были две головы Григория Богослова, три ноги святого Елевферия. Бесчисленное количество одной и той же части какого-нибудь святого. Реликвии также создавались путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. Да и по сей день желание причастится к святому, рождает предложение некоторых священнослужителей спекулировать «божественным товаром» продавая кусочки перчаток, которые пред этим неопределенное время пробыли на святых мощах.

   Во многих церковных текстах встречается такой термин как «нетленные мощи». Возьмем пример из книги «Чудотворные иконы на Руси» В.А Гришечкиной: «Нетление святых мощей есть чудо, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновении и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья, и поэтому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры». Нетленность в академическом словаре трактуется как «Не подверженный разложению, не тронутый тлением, не сгнивший». Необходимо отметить, что не тленность мощей не является главным или необходимым атрибутам так же почитались любые останки святого. По этому поводу высказался летописец в Софийской летописи: «… в теле обрели чюдотворца неверия ради людскаго, занеже кой толко не в теле лежит, тот у них не свят»8. Но все же, что нетленно, то нетленно и церковь часто употребляла термин «нетленные»  относительно некоторых мощей, хотя священнослужители говорили о не правильном понимании этого термина, что здесь имеется ввиду не прямое нетление, а нетление в памяти верующих. История помнит, что факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году: при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению9.

   Так главным видимым поводом для начала кампании по вскрытию святых мощей стало известие о том, что 22 октября 1918 г. при постановлении на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря в раке вместо нетленных мощей была обнаружена восковая кукла. Советская пресса не упомянула то, что мнения участников этого вскрытия разделились. Настоятель монастыря архимандрит Евгений, которого через несколько дней после вскрытия расстреляли, утверждал, что в раке находился скелет, и он его видел, а представитель ВЧК А. Вагнер настаивал на том, что видел куклу. Далее журнал «Революция и церковь»  вел антирелигиозную пропаганду издавав письма и обращения граждан, резолюции различных собраний трудящихся с требованиями осмотра содержимого рак в других монастырях. Но российская периферия не активно откликалась на известия о вскрытых мощах.

   И так, 28 января 1919 г состоялось первое официальное  вскрытие мощей. Были вскрыты  раки Тихона Задонского и Митрофана  Воронежского в них обнаружили святых в виде костей. На основании этого  пропаганда продолжала обвинять священнослужителей в обмане нетленности и чудесной силе мощей. Государство, таким образом,  поставила перед собой задачу по полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви. Считалось, что религия быстро сдаст свои позиции, так как существует лишь в головах людей. В связи с этим была задача не только разоблачить контрреволюционную сущность церкви, но и вызвать в народе недоверие к ее сакральной жизни. Власть стремилась показать верующим лживость и обман церковного учения, а самих священнослужителей основополагающим звеном этого учения. Специально для таких целей в массовом порядке проводились вечера «разоблачения православных чудес», где с помощью определенных химических опытов показывали, каким образом «обновляется икона», и почему «плачут святые.

      Мысль о вскрытии мощей  особенно увлекла П.А. Красикова (руководитель VIII отдела Наркомюста), он считал, что эту компанию важно провести не остпнавливаясь даже пред силой. И с подачи именно П. А. Красикова этим мероприятием заинтересовался В. И. Ленин. 12 апреля 1919 г он получает от П. А. Красикова сообщение, что при вскрытии мощей прп. Сергия Радонежского в присутствии представителей населения была снята кинолента. В. И.  Ленин распоряжается, что бы как можно скорее это запись была показана по всей России.

   Необходимо отметить, что некоторые советские руководители  скептически относились к  данной  компании. Так 22 апреля 1919г работник  Наркомпроса и один из ярких пропагандистов большевистской партии С. И. Мицкевич писал В. И. Ленину о вскрытии мощей «Я считаю, что ничего более нелепого и вредного для нас, как это пресловутое вскрытие, нельзя и представить. Это никого ни в чем не убеждает, распространяются легенды, что настоящие мощи прячут, а вскрывают поддельные. Озлобление же растет. Это ведь, кроме того, является нарушением принципа отделения церкви от государства». На что  В. И. Ленин ответил: «Я считаю, что Мицкевич находится в паническом настроении...».

    Как уже упоминалось выше, государство стремилось лишить материальных доходов церковь и тем самым выбить из под духовной надстройки базис. Вообще власти рассматривали  мощи как «средство извлечения монастырями и храмами огромных доходов». Следовательно, лишив их этой ценности дольше РПЦ покатиться под откос.

  Первое постановление комиссариата юстиций об организованном вскрытии мощей было 16 февраля 1919г. оно предусматривало «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Так же согласно этому постановлению вскрытие должны были производить священнослужители в обязательном присутствии представителей местных органов Советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. А для того чтобы не последовало дальнейшего обмана останки святых должны были передать в музей где во все могли убедиться широкие массы.

    Необходимо отметить, что местные власти часто фабриковали данные и принимали решение о вскрытие церковных рак, основываясь на ими же написанные требования трудящихся, красноармейцев.

      В марте 1919 г. Синод направляет в Совнарком прошение «о прекращении освидетельствования мощей». В этом письме подчеркивалось, что Православная Церковь, одинаково как нетленные тела угодников Божиих, так и останки их в виде костей, не облеченных плотью... и не имеет никакого повода утверждать о нетлении тел угодников, от коих святые мощи сохранились лишь в виде не облеченных плотью костей. Об этом были сделаны неоднократные разъяснения православной церковной властью, в чем можно убедиться, например, из напечатанных в "Церковных ведомостях" за 1909 г. (№ 25) акта освидетельствования костных останков преподобного Серафима Саровского при его прославлении и из других разъяснительных по сему предмету сообщений. Производимое ныне органами Советской власти освидетельствование, будучи, поэтому бесцельным по существу, вносит лишь в сердца верующих глубокое огорчение без всякого к тому повода и является актом, противоречащим объявленной декретом Советской власти свободе религиозной совести». На что Советская печать продолжило свое обвинение, и напечатала, что в результате «разоблачения обманных приемов, веками практикуемых духовенством», последнее изменило принцип почитания мощей — отказалось считать их обязательно нетленными. 

  Церковь, пытаясь вернуть  свое честное имя, проводила лекции  по разъяснению массам  о «Почитание  святых и их мощей в связи с осмотром их»  на что ». VIII отдел Наркомюста дал следующий отзыв об этой лекции: «Сей профессор... учитывая весьма неблагоприятные для церкви акты вскрытия мощей, представляет учение православной церкви в несоответствующем действительности освещении и утверждает, что якобы церковь, уча о нетленности мощей, отнюдь не предполагала понимать нетленность в смысле ненарушенности, сохранности тел».

     29 июля 1920 г. Наркомюст разработал предложения о ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Ликвидацию культа мертвых тел задумывалось осуществить «или путем помещения так называемых "мощей" в музеи в отделы церковной старины, или путем их захоронения». В тот же день, Совнарком постановил утвердить предложения НКЮ по вопросу о ликвидации мощей во всероссийском масштабе, поручив Наркомюсту прибавить к ним краткую историю и результаты 58 произведенных вскрытий мощей». Обсудив вопрос и утвердив решение «О результате вскрытия мощей».

Таким образом, судьба останков русских святых, оказавшихся в распоряжении государства. Мощи были размещены рядом с мумифицированными трупами: фальшивомонетчика, крысы, летучей мыши. Это было сделано  для показа сходства процессов гниения во всех трупах». Здесь так же были надпись разъясняющие суть происходящего, например, «борьба с религиозными суевериями так же необходима, как борьба с заразными болезнями», «В целях поддержания в народных массах суеверий, выгодных для богатых и духовенства, мумифицированные трупы используются под названием мощей и выдаются за нетленные останки людей святой жизни».

   Компания по вскрытию  мощей, как считает прот. Георгий Митрофанов, проходила под чьим-то чутким руководством, человеком, который был сведущ в богослужении и понимал, что таким образом можно спровоцировать конфликт.

                 

                          Изъятие церковных ценностей

 Начало периода по  Изъятие церковных ценностей  положил декрет ВЦИК от 23 февраля 1922 года. Декрет показал о невозможность  компромисса между государством  и РПЦ. Данное мероприятие было  беспроцентно по своему размаху, и посостязаться с нею может только  вскрытие мощей. Провидение сей операции было подогнано к наступившему 1921 году голоду. В 1922 году по официальным данным голодали около 22 миллионов человек, а советская Россия уже жила по новой  экономической политике. В конце 1921 года шел спор, откуда можно было бы получить деньги на помощь голодающим и неожиданно в Политбюро зарождается план изъятия церковных ценностей.

В масштабе всей России компания по изъятию ценностей началась в феврале. До этого момента между ВЦИК и Церковью шли переговоры по ее участию в комитете помощи голодающим. В это же время патриарх Тихон обратился к пастве с посланиями. В них он призывал оказывать голодающим любую посильную помощь. Пожертвованы, могли стать даже церковные предметы, но не богослужебного назначения. Например, это могли быть украшения икон.

  Однако февральский  декрет преградил путь к дальнейшему возможному компромиссу. Власти осознано вышли на курс по насильственному изъятию церковного золота. Стоит вдобавок отметить, что изъятию подлежала даже литургическая утварь: чаши, дискосы, дарохранительницы.

Информация о работе Деятельность РПЦ в революционные годы