Теоретико-методологические аспекты организации психосоциальной работы с подростками с девиантным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:05, реферат

Краткое описание

Основные направления исследований девиантного поведения несовершеннолетних.
Началу любого деятельности по социальным изменениям, а также в целях ее эффективности, должен предшествовать тщательный анализ теоретико-методологической базы такой деятельности. К сожалению, в отечественной литературе по проблемам подростковой преступности до середины 1980-х годов организованные подростково-молодежные группы либо не упоминались, либо рассматривались как «неформальные». Другим недостатком российских работ является то, что авторы не делают попытки соотнести отечественные данные с результатами аналогических исследований за рубежом. Именно на Западе, прежде всего в США накоплен огромный опыт изучения подобного рода явлений. Подобными исследованиями занимались Э.Дюркгейм, Р.Мертон, А.Коэн, Д.Глейзер, Э.Сазерланд, Г.Беккер и т.д.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теоретико 1.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Переживаемый нашим обществом период радикальных преобразований порождает глубокие кризисные процессы во всех сферах общественной жизнедеятельности. Но с наибольшей остротой противоречия переходного времени сказываются сегодня на состоянии и функционировании социокультурной сферы, где происходит девальвация духовности, морали, снижаются нравственные ценности. Личность отвыкает быть творцом, созидателем, а становится активным потребителем исключительно материальных ценностей.

С древних времен культура была доминирующей сферой влияния на «умы и сердца» людей. Она упорядочила и организовала общественную жизнь с помощью социальных норм, одновременно являясь духовной лабораторией, где личность могла постоянно «учиться жизни». Современная дезорганизация духовной жизни в немалой мере связана с ослаблением культурных  норм, выработанных не в последнюю очередь их взаимной противоречивостью.

Рассматривая человека в контексте социальных отношений, нужно задуматься о проблеме двойственности человека, о его социальности, типичности и его индивидуальности, уникальности и соответственно, о двойственности работы социального педагога по реабилитации, воспитанию и корректировке социальных отклонений.

Отсюда вытекает необходимость концентрации усилий науки и практики на разработке технологий по ключевым видам деятельности социального педагога, более активного использования в этом направлении зарубежного опыта. Но, с другой стороны, стремясь к социальной адресности, к технологичности социальной работы, не надо забывать о ее уникальности, творческом характере, ибо уникальна та российская ситуация, в которой эта помощь будет оказываться и сказывается сегодня.

Современные реалии нашей жизни, к сожалению, говорят о том, что негативная направленность социальных отклонений особенно в подростково-юношеском возрасте имеет тенденцию к увеличению: растет число молодых преступников, наркоманов, детей- бродяг, несовершеннолетних проституток – жертв и субъектов различных форм социальной патологии.

Как было показано выше, главная особенность девиантного поведения подростков – всесторонняя взаимосвязь с различными явлениями экономической, политической, социально- культурной, духовной, семейно- бытовой и других сфер жизни современного общества. Подобная взаимосвязь во многом обусловлена тем, что эти сферы непосредственно влияют на социальные отклонения, провоцируют и стимулируют их, главным образом, за счет собственной внутренней противоречивости. Данное обстоятельство отражается на характере проявления социальных отклонений, а также на тактике коррекционно-воспитательной, коррекционно-реабилитационной и превентивной работы.

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации  уже в достаточно раннем возрасте.

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т. д.), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в ос­нове которых лежат функционально-органические поражения централь­ной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по сте­пени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хрони­ческий характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т. д.), в основе которых – серьезные органические повреждения цент­ральной нервной системы.

Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-пси­хических расстройств и отклонений, в частности так называемую пси­хогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, се­мейной ситуацией.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются про­блемы олигофрении, проблемы социальной адаптации умственно от­сталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные со­циальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подрост­ка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического под­хода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психоло­гических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возник­нуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоцио­нально-волевой и эмоционально-коммуникативной сферы (недостаточ­ная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптацни можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенно­сти кризисных периодов развития личности, и, прежде всего кризис подросткового возраста. Как известно, в подростковом возрасте пере­живается как бы глобальный психофизиологический и психосоциаль­ный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, "эндок­ринной бурей", сопровождающей половое созревание, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, вызванным процес­сом активного формирования самооценки и самосознания, автономизаиией от взрослых и конфликтностью со взрослыми, повышенным интересам к вопросам пола и т.д.

С социально-психологической и возрастно-психологической то­чек зрения подростковый возраст рассматривается как достаточно слож­ный период в развитии личности. В целом, подростковый и юношес­кий периоды характеризуются как время статусной и ролевой неопре­деленности человека, амбивалентности чувств, неустойчивости "Я-концепции" одновременный тенденций в социальном поведении: Процесс самоопределения подростка (в самом широком его по­нимании - как процесс полового самоопределения, профессионально­го выбора, становления идентичности, ценностно-смыслового само­определения) выступает как одна из ведущих возрастных задач, и само психологическое содержание этого периода в целом определяется той ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывает­ся подросток.

Подростковое самоопределение есть процесс соотнесения раз­личных Я - составляющих с некоторым реестром социальных ролей, процесс выбора "социального гардероба" и подгонки его "по фигуре". Однако справедливо отмечается, что "конфликты, возникающие на сты­ке самореализации и функционально-ролевого поведения, существу­ют на протяжении всей жизни человека, и в этом смысле проблема самоопределения никогда не решаема для личности до конца. Однако те или иные способы ее решения, те или иные особенности поведения и переживаний человека в ситуации широкого социального выбора впервые отчетливо актуализируется в подростковом возрасте и, воз­можно, сохраняются в дальнейшем.

Первое, что представляется необходимым выделить в качестве личностной предпосылки потенциальных трудностей самоопределе­ния в данном возрасте - это наличие у подростка негативной Я - кон­цепции. Здесь мы имеем в виду общее, недифференцированное непри­нятие себя в своем телесном, личностном, коммуникативном и социальном качестве, базовое "я плохой". При этом, как правило, для маль­чиков наиболее "опасным" является акцент на субъективном отсутствии эффективности, компетентности и состоятельности в деятельностном плане ("я ни чего не умею", "у меня ни чего не получается", "я не смогу")

Во-вторых, определенным личностным коррелятором сложнос­тей самоопределения может выступать нарушение временной перспек­тивы, а именно ситуация, когда не только та или другая временная мо­дальность приобретает абсолютное значение, но и когда прошлое, на­стоящее и будущее мыслится им как не связанные между собой. Внут­ренняя неготовность к ситуации множественности социальных выбо­ров, страх перед ними, может выражаться в отсутствии жизненного плана или в нежелании его построения. Или же, напротив, - в жестком его Построении, обращенности в "завтра" без учета своих способнос­тей "сегодня".

Более редким случаем представляется ситуация, когда в резуль­тате реальных трудностей социально-психологической адаптации, на­пример, связанных со сменой близкого социального окружения (пере­езд в другой город, смена школы), подросток оказывается, ориентиро­ван на более эмоционально комфортное "вчера". Однако в каждой из этих трёх девиаций субъективного времени можно в качестве опреде­ленных следствий предположить трудности социального самоопреде­ления. В качестве третьего осложнения процесса самоопределения, особенно в его ценностно-смысловом аспекте, можно выделить "жест­кую" групповую принадлежность, определенное "растворение" под­ростка в основной группе членства, сильное превалирование группо­вой идентификации над процессами индивидуализации. Чувство тре­воги, сопровождающее процесс развития Я в отрочестве, эмоциональ­ная подавленность, одиночество как оборотная сторона самостоятель­ности могут компенсироваться, в том числе и через изменения в меж­личностных контактах (здесь имеется в виду приверженность к какой-либо одной социальной группе сверстников, сопровождающуюся оп­ределенной стереотипизацией поведения, принятия групповых норм и ценностей). Подобное превращение Я в Мы, обычно сочетающееся с агрессией по отношению к "Другим", затрудняет процесс социального самоопределения в целом в силу сильного сужения спектра пробуе­мых социальных ролей.

Все это делает подростковый возраст весьма трудным как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации. Временные формы психосоциальной дезадаптации могут быть также вызваны различны­ми конфликтными ситуациями в школе, дома, со сверстниками, пере­живаниями первой влюбленности и т. д. Преодоление психосоциаль­ной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагоги­ческого такта взрослых, учителей и родителей, а также в отдельных случаях применение специальных психосоциальных и психотерапев­тических техник по коррекции самооценки, формированию коммуни­кативных навыков, нейтрализации отрицательных установок, разви­тию эмоционально-волевой сферы и т. д.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм мора­ли и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, соци­альных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной деза­даптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-норматив­ных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, не вы­соко интеллектуальной), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.  При социальной запущенности наряду с асоциальным поведени­ем резко деформируется система ценностно-нормативных представле­ний, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. По мнению многих исследователей и практиков, социальная реабилитации и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной си­стемой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс.

Таким образом, выявленные и представленные здесь примерные пути и механизмы социальной работы с подростками девиантного по­ведения открывают возможности для специалистов и непрофессиона­лов, заинтересованных в решении поставленных выше проблем, соб­ственных творческих поисков и могут служить источником более со­держательных гипотез по их оптимизации. Отсюда актуализируется на всех уровнях проблема диалектики знания, опыта, навыков и творче­ства. Отсюда и новые подходы, и базовые принципы организации и осуществления социальной работы в деле воспитания, реабилитации, корректировки и т.д. От качества и своевременности использования этих подходов, основанных на главных принципах социальной педаго­гики и социальной работы, будет зависеть эффективность коррекционной, воспитательной и реабилитационной деятельности социальных педагогов и социальных работников.

 

Формы проявления девиантпого поведения подростков.

Девиантное поведение не исчерпывается формами, входящими в классическое понимание этого термина (аддиктивное, антисоциаль­ное, суицидальное). Сюда относятся так же и те формы, которые внеш­не не находятся: в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами, но вместе с тем нарушают целостность лично­сти, задерживают ее развитие или делают ее крайне односторонней, при этом серьезно осложняя межличностные отношения. Дальнейшее понимание наших теоретических позиций требует определения неко­торых понятий:

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: выражается в стремлении к ухо­ду от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопро­вождается развитием интенсивных эмоций. Изменение психичес­кого состояния, начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию;

АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: основной чертой такого поведения является совершение действий, противоречащих этике и морали;

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: выражается в повышенном риске совершить самоубийство;

КОНФОРМИСТСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: характеризуется отсут­ствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, прин­ципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособ­ленчеством;

НАРЦИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: наиболее существенная особенность – концепция грандиозности, которая проявляется в фан­тазиях, повышенная чувствительность к оценке других людей, от­сутствие чувства сопереживания;

ФАНАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: выражается в слепой приверженности к какой-то идеи, доктрине, нетерпимость к любым дру­гим взглядам;

Информация о работе Теоретико-методологические аспекты организации психосоциальной работы с подростками с девиантным поведением