Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:05, реферат
Основные направления исследований девиантного поведения несовершеннолетних.
Началу любого деятельности по социальным изменениям, а также в целях ее эффективности, должен предшествовать тщательный анализ теоретико-методологической базы такой деятельности. К сожалению, в отечественной литературе по проблемам подростковой преступности до середины 1980-х годов организованные подростково-молодежные группы либо не упоминались, либо рассматривались как «неформальные». Другим недостатком российских работ является то, что авторы не делают попытки соотнести отечественные данные с результатами аналогических исследований за рубежом. Именно на Западе, прежде всего в США накоплен огромный опыт изучения подобного рода явлений. Подобными исследованиями занимались Э.Дюркгейм, Р.Мертон, А.Коэн, Д.Глейзер, Э.Сазерланд, Г.Беккер и т.д.
Теоретико-методологические аспекты организации психосоциальной работы с подростками с девиантным поведением
Основные направления исследований девиантного поведения несовершеннолетних.
Началу любого деятельности по социальным изменениям, а также в целях ее эффективности, должен предшествовать тщательный анализ теоретико-методологической базы такой деятельности. К сожалению, в отечественной литературе по проблемам подростковой преступности до середины 1980-х годов организованные подростково-молодежные группы либо не упоминались, либо рассматривались как «неформальные». Другим недостатком российских работ является то, что авторы не делают попытки соотнести отечественные данные с результатами аналогических исследований за рубежом. Именно на Западе, прежде всего в США накоплен огромный опыт изучения подобного рода явлений. Подобными исследованиями занимались Э.Дюркгейм, Р.Мертон, А.Коэн, Д.Глейзер, Э.Сазерланд, Г.Беккер и т.д.
Помимо исследований данная проблема освещается в нормативно- законодательных актах международного, федерального и регионального уровня. К основным нормативно- правовым актам освещающие права ребенка относятся следующие: Конвенция о правах ребенка. Семейный кодекс (с изменениями на 01.01.1989г. принят Государственной Думой 08.12.1995г.), Глава 11. «Права несовершеннолетних детей» (право жить и воспитывать в семье, право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные права и т.д., раздел 6. Указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (от 06.09..1993) Указ Президента «Об основных направлениях семейной политики» (1996 г. Президентская программа «Дети России», Закон Алтайского края по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав, законных интересов (Постановление №202 от 08.07.1998 г.).
В данном контексте отклоняющимся (девиантным) поведением называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально- пассивного типа. (см. табл. № 1)
Таблица № 1
Отклоняющиеся (девиантное) поведение
Корыстный тип | Агрессивный тип | Социально-пассивный тип |
Правонарушения и поступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную или имущественную выгоду | Проявляется в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования и т.д.) | Выражает в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонение от гражданских обязанностей, долга, нежелание решать личностные и социальные проблемы. |
Особенно большое распространение на сегодняшний день в России получила форма социально- пассивного типа, которая проявляется в увеличении употребления наркотиков и токсических веществ среди молодежи.
Так, данные социологических исследований говорят о том, что в микро- социуме сложилась практически новая ситуация, связанная с изменением ценностных ориентации подрастающего поколения: возникновение новых личностных проблем, конфликтов, психологических стрессов у детей и подростков. А так же увеличение числа правонарушений, ранняя наркотизация, в том числе и женская; неуверенность в личной безопасности; дефицит времени у родителей на воспитание детей; усиление практических ориентации детей и подростков.
У истоков исследования девиантного поведения находился известный французский социолог Э. Дюркгейм, который предложил понятие аномии (от фр. аnomie – беззаконие, безнормность), под которой понимал состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, сакчками в развитии, т.е. социальная дезорганизация.
Американский социолог Р.Мертон сосредоточил свое внимание на анализе дисфункциональных явлений в обществе. Важным в концепции Р.Мертона было признание нестабильного, дисгармоничного соотношения между опредеяемыми культурой целями и институциональными нормами (причиной девиации является разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей).
По Мертону существует пять основных способов «аномического приспособления»: конформность, инновация (нововведение), ритуализм, ретризм и мятеж.
Конформизм – это принятие личностью целей сообщества и принятие одобряемых данным сообществом средств и путей их достижения.
Инновация (нововведение) – это принятие ценностей, но непринятие существующих путей и средств их достижения. Подобная ситуация имеет две особенности: во-первых, стремление к успеху вызывается установленными в культуре ценностями, во-вторых, возможные пути движения к этой цели в значительной степени сведены классовой структурой к отклоняющемуся поведению. Именно такое соединение культурных приоритетов и социальной структуры стимулирует сильное побуждение к девиации.
Ритуализм – это отрицание ценностей, но осуществление деятельности на основе норм сообщества. Мертон указывает, что этот тип приспособления не является социальной проблемой, так как он не представляет собой внутреннее мотивированное решение.
Ретризм – это отверждение культурных целей и институциональных средств. По своему характеру этот тип является индивидуальным, который вообще не признает ценность «успеха», столь высоко превозносимую в культуре. Они почти не обращают внимание на установленные порядки.
Мятеж характеризуется неприятием и заменой ценностей и законных средств их достижения. С одной стороны, мятеж – это полная переоценка ценностей, а с другой стороны, под действием социального опыта мятеж ведет к полному осуждению ценностей.
Т. Селлин, - основоположник концепции культурного конфликта, - объяснял, причины возникновения криминального и деликвентного поведения в результате конфликтов между культурными нормами. Культурный конфликт создает большой потенциал для непонимания и противопоставления, особенно среди подростковых групп, жестко определяемых, что есть нормальное, а что девиантное. Даже определение делективности и преступления могут стать культурно относительными и быть предметом интерпритации внутри культурного контекста множества, как подростковых групп, так и взрослых.
У.Миллер расширил идею Т.Селлина о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура – низшего слоя общества, одним из проявлений которого является групповое правонарушение, Эта субкультура придает огромное значение таким ценностям, как готовность рисковать, выносливость, стремление к острым ощущениям.
Кроме того, в рамках зарубежных направлений изучения девиантного поведения особняком выделяется исследования, посвященные гендерным аспектам формирования девиантного поведения.
Неоспоримым является тот факт, что среди лиц, склонных к девиантному поведению основную часть составляют мужчины (мальчики). По статистическим данным из лиц, доставляющих в органы внутренних дел – женщины составляют от 10 % до 18 %. Очевидным является гендерный дисбаланс в отклоняющемся поведении, но малоизученным и не столь очевидным являются причины данного явления. Именно в этой связи говорят об особенностях гендерных различий формирования девиантного поведения.
Согласно психоаналитической теории, криминальное, патологическое или социально опасное поведение представляет собой свободное проявление либидо и других биологических инстинктов, с которыми человек рождается. Исследования, проводимые Б.Леннер- Аксельсон в колонии строгого режима, которая изучила личности осужденных, показали, что практически все обследуемые характеризовались так называемыми «слабым Я». Как известно «Я» или «Эго» находится на пересечении двух стихий «Ид» и «Супер-Эго» и формируется под их воздействием. Исследование показало, что «слабое Я» было результатом плохо (или практически не-) сформированным «Супер-Эго», и находилось под властью «Ид».
Если обратиться к особенностям формирования «Супер-Эго» у мальчиков и девочек можно увидеть значительные различия этого процесса. Формирование «Супер-Эго», эротической гетеросексуальности, формирование маскулиности и женственности – все это итог развития, вытекающего из Эдипова комплекса. В течение этого периода более специфическая маскулинная идентификация должна придти на смену ранней идентификации мальчика со своей матерью, и это совпадает со временем, когда отец начнет чаще присутствовать в мире детей и должен сыграть огромную роль процессе маскулинной идентификации мальчика.
Но социально-экономические условия жизнеосуществления заставляют мужчин проводить большую часть времени вне дома, к тому же увеличивается число неполных семей и поэтому их мужская идентификация бывает подкреплена скорее фантазиями о роли мужнины, чем реальным отношениями с взрослыми людьми своего пола. Они могут вследствие этого переориентироваться на более негативный способ принятия маскулинности: идентифицируя себя со всем, что не является женским, в такой ситуации большую роль начинают играть впечатления о маскулинности, получаемыми независимо от семьи, во внешнем мире, которые зачастую носят ненормативный характер (сцены насилия в фильмах, группы подростков во дворе и др.).
Главная цель для мальчиков – достижение и сохранение своей собственной маскулинности, достигаемое через формирование Супер-Эго и пренебрежительному отношению ко всему женскому. И, по-видимому, «сбой» в звене достижения личной маскулинной идентификации с отцом во время «культурного» поощрения к самостоятельности и активности и непоощрения зависимости и близких отношений (процесс, характерный только для мальчиков) дает большую возможность и вероятность в формировании девиантного поведения у мальчиков, чем у девочек, у которых развитие женской гендерной идентификации носит более последовательный характер.
Как видно из статьи С.Шарп, помимо объяснений этих различий как природных и предопределенных, существуют свидетельства, которые формируют внимание на том, что с рождения ребенку помимо биологической принадлежности присваиваются и социальная принадлежность к мужскому или женскому полу, которая играет огромную роль в формировании личности, и более того присеваемое при рождении «клеймо пола» определяет способ воспитания ребенка, соответствующее развитие гендерной роли и гендерной идентичности… К конструктам, описывающим мужской идеал, можно отнести: активность, настойчивость, инициативность, независимость, амбициозность, стремление к соперничеству, успешность, доминирование, результативность и т.д. Отсюда можно сделать предложение, что традиционные представления об активной маскулинности лежат в основе гендерных особенностей девиантности.
В этом смысле весьма интересной представляется общая теория аномии Р. Мертона, которая является продолжением, развитием концепции Э.Дюркгейма (функционалистическое направление). Он утверждал, что поскольку преступления и преступники существуют во всех обществах, они должны выполнять какую - либо функцию и рассматривал преступления не как вид социальной патологии, а, напротив считает их функциональными во всех типах обществ: «существование преступности нормально, но лишь тогда, когда она достигает, а не превосходит определенного для каждого общества уровня социального уровня. Из того, что преступление – есть явление нормальное не следует, что преступник был индивидом, нормально организованным с биологической и психологической точки зрения. Оба эти вопроса не зависят друг от друга. Т.к. преступление – нормальное явление значит, что он есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества, т.к. общество, лишенное его было бы невозможно». Р.Мертон пытается задать рамки для логического объяснения целого ряда форм девиантного поведения, в т.ч. молодежной деликтивности.
Вывод психоаналитического направления в том, что структура общества сдерживает свободное направление человеческих природных инстинктов, а следовательно, что общество препятствует девиантным поступкам, Мертон считал ошибочным, полагая, что общество, наоборот, поощряет индивида совершать девиантные поступки. Именно на этом постулате основана аномическая теория Мертона. Аномия понимается им как состояние неудовлетворенности, возникающее из чувства противоречия между намерениями индивида и доступными для него средствами их достижения. В своем исследовании аномии, связанной с девиантным поведением, Мертон выявил то обстоятельство, что «американское общество сильно акцентирует внимание на культурном значении успеха». С детского сада до колледжа воспитатели и учителя требуют от индивида высоких результатов в учебе и выдвижения амбициозных целей.
Книги, газеты и журналы содержат истории, которые мотивируют стремление к успеху. Это культурное значение успеха настолько распространенное в обществе, что «ожидается стремление быть победителем, быть кем – то… Даже беднякам говорят, что у их детей есть шанс стать президентом».
В то же время в обществе существуют достаточно конкретные указания, касающиеся социально приемлемых средств для достижения этих целей. Это означает, что культурная цель успеха доступна всем, независимо от положения на стратификационной лестнице, но в противоположность этому законные (институализированные) пути достижения высоких целей индивидам, принадлежащим к разным слоям населения далеко не в равной степени. Такое противоречие приводит многих людей в состояние беспомощности, безнадежной подавленности или аномии. Чтобы выйти из этого тупика они (не все) прибегают к незаконным средствам достижения культурно одобряемых целей: воровству, грабежам, разбоям и другим формам девиантного поведения.
Хотя сам Р.Мертон и не заострял особого внимания на гендерной дифференциации аномии и девиантного поведения, но тот социально одобряемый идеал «не - достижение» которого легитимными способами ведет к аномии, а в последствии и к девиантному поведению - это идеал маскулинности, идеал мужской роли, мужского поведения. Таким образом, основную группу людей, склонным к девиантному поведению составляют именно мужчины (мальчики, юноши, взрослые) и мужчины из низших слоев, стоящих на низших стратификационной лестницы.
Теория аномии Р.Мертона до сих пор имеет большое влияние в социологии. Она разрабатывалась и развивалась последователями Мертона и в первую очередь А.Коэном, сформировавшим теорию молодежной деликвенции (фрустрации статуса), а также Р.Кловардом и Л.Олином – концепция нелигитимных возможностей.