Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:23, дипломная работа
Целью данного исследования явилось изучение специфики отношений со взрослыми у подростков с неврозами.
Задачи:
1) определить понятие «отношение» в психологической литературе;
2) проанализировать особенности отношения со взрослыми у подростков;
3) изучить характеристики и факторы, влияющие на возникновение неврозов в подростковом возрасте;
4) определить методы исследования, исследовательскую выборку и экспериментальную базу;
5) осуществить содержательный анализ специфики отношений со взрослыми у подростков с неврозами.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ У ПОДРОСТКОВ С НЕВРОЗАМИ
1.1 Понятие «отношение» в психологической литературе
1.2 Особенности отношения со взрослыми у подростков
1.3 Факторы, определяющие возникновение неврозов в подростковом возрасте
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ У ПОДРОСТКОВ С НЕВРОЗАМИ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рисунок 1.1 Виды психологических отношений (Н.Н. Обозов)
В реальной жизнедеятельности людей все виды взаимодействий пронизаны личными отношениями (симпатиями - антипатиями).
Итак, перед нами предстает совершенно иная позиция, по сравнению с предыдущей. Психологические отношения – относительно самостоятельная форма общественных отношений. Деловые отношения уже не рассматриваются, как пример межличностных и дифференцированы от них. В межличностных отношениях выделен не только оценочный, но и действенный компонент, и они рассмотрены как состояние готовности субъектов к взаимодействию. Полное согласие приведенных позиций очевидно в одном – межличностные отношения, это отношения отдельных людей друг к другу, и они могут быть противопоставлены отношениям между социальными группами.
Рассмотрим, наконец, точку зрения Г.М. Андреевой, которая наиболее отчетливо, по сравнению с уже упомянутыми авторами, выделяет отношения общественные, межличностные, отношения опосредованные деятельностью, межгрупповые отношения. «…Необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические отношения личности… Человек… одновременно реализует два рода отношений: и безличных, и личных…» [4].
Представим взгляд автора на соотношение общественных и межличностных отношений в таблице (таблица 1.2).
Таблица 1.2 Сравнительная характеристика
общественных и межличностных
Общественные отношения |
Межличностные отношения |
Носят безличный характер |
Строятся внутри безличных общественных отношений как второй ряд отношений, благодаря «диапазону возможностей для исполнения роли» |
«…Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных ролей» |
«Это «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей» |
«Индивид встречается с |
В них «сталкивается |
«Объективные общественные отношения обуславливают, в конечном счете, межличностные отношения» |
«Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа» |
«Деятельность в группе задает еще один ряд отношений (кроме межличностных): отношений, опосредованных совместной деятельностью» (Андреева Г.М.) [4].
Итак, мы рассмотрели основные подходы к понятиям отношений и взаимоотношений. На их основе созданы классификации, которые используются в качестве общепринятых.
В самом общем виде отношения можно рассматривать с помощью достаточно удачной классификации, в которой они делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные [44, с. 461].
Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие.
Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
В рамках межличностных отношений возникает два вида чувств:
1) конъюнктивные чувства (
2) дизъюнктивные (разъединяющие), когда одна из сторон (или обе стороны) выступает как фрустрирующий объект, то есть объект, вызывающий ощущения препятствий.
Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений:
1) гармоничные;
2) противоречивые;
3) конфликтные [44, с.464].
Несмотря на некоторое
различие подходов психологов к проблеме
взаимоотношений, общим является противопоставление
общественных отношений межличностным.
В основе противопоставления – понятие социальной роли. Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений (Андреева Г.М.); функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную позицию (И.С. Кон).
Согласно некоторым теориям в психологии, человек, в процессе социализации усваивает роль (или систему ролей), а потом строит свое поведение в соответствии с ожиданиями и предписаниями. Вариативность «исполнения» ролей отражают теории индивидуальности и стилей.
Таким образом, проанализировав различные теории отношений и взаимоотношений можно сделать вывод, что разделение на виды и типы отношений и взаимоотношений весьма условное, в реальной жизни мы сталкиваемся с некой целостной системой отношений, которые являются одновременно и межличностными, и межгрупповыми; в ней можно выделить сферу официальных и неофициальных отношений.
Эмоциональный компонент неотделим от данной системы, единственный вариант уменьшения его роли – это действие механизма регуляции и саморегуляции, не позволяющего эмоциям выйти на поведенческий уровень.
1.2 Особенности отношения со взрослыми у подростков
Важность и особое место подросткового периода определяются тем, что именно в этом периоде происходит переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых людей. Этот переход существует как процесс становления новых способов социального взаимодействия подростка и взрослого. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростка. Новые нормы, опосредующие поведение подростка, его самооценку и оценку отношения взрослых к нему, являются основой формирующегося этического мировоззрения.
Претензии подростка на новые права прежде всего распространяются на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивают его самостоятельность и вообще, как «маленького», опекают, направляют, контролируют, требуют послушания, наказывают, не считаются с его интересами, отношениями, мнением и т.п. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми (отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых) становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми и старается добиться признания ими этого. Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Возникновение у подростка ощущения собственной взрослости и потребности в ее признании окружающими рождает совершенно новую проблему - проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Условие этого - отсутствие у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку. Однако ряд существенных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения, а именно:
1) неизменность общественного положения подростка: он был и остается «учеником», «школьником»;
2) его полная материальная
зависимость от родителей,
3) привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости);
4) сохранение у подростка,
особенно вначале, детских
Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться, и оправдывает ненужность и нецелесообразность расширения его прав и самостоятельности. Однако такое отношение взрослого противоречит не только стремлениям подростка, но и задаче воспитания детей в этом возрасте как переходном от детства к взрослости.
Развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни. Это - процесс сложный, он требует времени и возможен, если подросток начнет жить в системе норм и требований, существующих для взрослых, что связано с необходимым и обязательным увеличением самостоятельности, расширением обязанностей и прав. Только в таких обстоятельствах подросток может научиться «по-взрослому» действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми. Именно поэтому задача воспитания подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми на новый.
Первый источник проблем
взаимоотношений со взрослыми —
непонимание взрослыми
Исследования показали, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся IV—V классов в той или иной степени соответствуют действительности, то представления взрослых о переживаниях учащихся VII—VIII классов весьма от нее далеки [50, с. 132-133].
И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.
В начале подросткового периода складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Это отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка.
Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».
Исследование М. М Рыбаковой [52] выявило следующую, чрезвычайно важную с психологической точки зрения характеристику конфликтов подростков со взрослыми. Эта картина верна для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток—так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки.
Подобную самообвиняющую позицию подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений «послушания». В то же время ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бунту». Когда возникает этот «психологический бунт», взрослые начинают бить тревогу, ищут выхода, тогда как «психологическое смирение» всех устраивает.
Вместе с тем подобное отношение к конфликтам, когда взрослые устойчиво занимают внешнеобвиняющую позицию, а подростки —самообвиняющую, является крайне неконструктивным, и снятие такого отношения является одной из задач при разрешении конкретных конфликтов.
Кроме того, взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» и т. д. и т. п.— и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте стремления помочь взрослым, поддержать, разделить их горе или радость.
Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит,—для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных».
Информация о работе Специфика отношений со взрослыми у подростков с неврозами