Специфика материнской позиции в пренатальный период развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить специфику материнской позиции в пренатальный период развития ребенка.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования; количественные и качественные методы обработки и интерпретации данных; тестирование; анкетирование; беседа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИФИКИ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА………………………………………7
Психологическая характеристика материнской позиции……………………………………………………7
Особенности пренатального развития ребенка………..14
1.2.1. Первый триместр…………………………………...14
1.2.2. Второй триместр……………………………………….23
1.2.3. Третий триместр………………………………………..30
1.3 Отношения матери к ребенку в пренатальный период…33
ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА…………………………………………………47
2.1 Организация и методы исследования…………………….47
2.2 Результаты эксперимента………………………………….50
2.3 Рекомендации по проведению психологической работы
с беременными женщинами……………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………64

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.docx главная.docx

— 196.04 Кб (Скачать документ)

Многочисленные исследования состояния женщины во время беременности свидетельствуют, что выраженность соматических и эмоциональных переживаний  в первом триместре сама по себе не влияет на успешность беременности. Однако эмоциональное отношение  женщины к этим состояниям и их когнитивная интерпретация сильно зависят от такого фактора, как принятие беременности (желанность беременности) Если первое негативное отношение к  факту беременности в течение  первого триместра меняется, то в  дальнейшем это не сказывается на развитии ребенка. Однако чаще всего  оно связано с достаточно серьезными личностными и социальными причинами  и оказывает сильное влияние  на развитие материнского чувства в  дальнейшем, когда переживания матери уже небезразличны для развития ребенка. 
     Другими причинами нарушения течения беременности являются сильные стрессы или устойчивое состояние тревоги у матери. Они отрицательно действуют на ее собственное физиологическое состояние и таким образом нарушают развитие плода за счет биохимических воздействий, наиболее опасных в этот период, или вызывают аборт вследствие сокращений матки при сильном стрессе. В природных условиях такое состояние матери может возникать вследствие существенного изменения физической и социальной среды, что является неблагоприятным условием для рождения и воспитания потомства. С эволюционной точки зрения подчинение матери своим состояниям и в этих случаях оказывается адаптивным. Осознание матерью факта беременности и его последствий возникает только на достаточно поздней стадии развития человечества, когда все физиологические механизмы, обеспечивающие успешность неосознаваемой беременности, уже полностью стабилизированы. Во всех культурах факт беременности расценивается как положительный для общества. Поэтому и женщина должна его оценивать так же. Появление «нежеланной» для общества и женщины беременности также достаточно позднее, связанное с исчезновением матриархата явление. Поэтому все традиционные представления о поведении и переживании женщины в первый период беременности (да и в остальные) ориентированы на принятие беременности и оценке этого факта как положительного. Исключения («незаконная беременность») не должны нарушать регулирующую роль принятых в данной культуре правил поведения беременной женщины. Поэтому возможный прогноз своего состояния как угрожающего дальнейшему благополучию, а не просто переживание его как временного недомогания, что возможно только при наличии сознания, корректируется общим положительным смыслом этого состояния как состояния беременности. Таким образом, возможные последствия сознательной интерпретации своего состояния женщиной устраняются при помощи ориентации на образ будущего ребенка и связанные с материнством положительные эмоции. Со стороны ближайшего окружения обеспечиваются большая забота и внимание, снисходительность к состоянию и переживаниям будущей матери. 
Можно сказать, что функции матери в первый из анализируемых периодов состоят в подчинении своему состоянию и не интерпретации его как угрожающего будущему благополучию. На досознательном уровне первое обеспечивается самой физиологией беременности, а второго просто нет. На сознательном уровне второе корректируется при помощи норм и правил поведения, направленных на устранение отрицательных последствий интерпретации своих состояний и осознания беременности.

      Второй триместр беременности, по мнению исследователей, сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. Это связано с таким явлением как шевеление ребенка, которые именно во втором триместре делают доступным восприятию матери внутриутробную жизнь плода. Ребенок начинает восприниматься женщиной как нечто уже существующее, отличное от нее, но в то же время витально неразрывное с нею.  Появляется своеобразное «двойное Я», где ребенок – уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я».

Именно в этот момент обостряются  амбивалентные переживания, связанные  с тем, что две разнонаправленные  идентификации актуализируются  в подсознании женщины. Шевеления  ребенка вынуждают ее идентифицироваться  с материнской ролью, и в то же время она по-прежнему сама идентифицируется с ребенком,  заново проживая свой ранний пренатальный и младенческий возраст. Ребенок, с которым предстоит сепарация, является внутренним содержанием самосознания женщины, интроецированный объект, присвоенный в прошлом. Осознание  факта шевелений ребенка как проявлений его субъективности способствует процессу разделения с интроектом.

В этом периоде функции  матери уже более конкретны. Они  определяются не только переживанием своего физического состояния, но и  реакциями на шевеление ребенка. Чувствительность ребенка к эмоциональному состоянию матери и ее общей активности прекрасно совпадает с самочувствием  женщины во втором триместре. Он считается  наиболее комфортным для нее как  физически, так и эмоционально. Физическое состояние стабилизируется, самочувствие обычно хорошее, бодрое, неприятных ощущений нет. Эмоциональная сфера отличается наличием устойчивого фонового приподнятого настроения и повышением лабильности  и импульсивности. Это позволяет  быстро переходить от одного состояния  в другое, главным образом —  из отрицательного эмоционального состояния  к устойчивому фоновому положительному. Если раньше предполагалось, что женщина в период беременности должна испытывать только положительные эмоции, то теперь считается, что положительным должно быть общее настроение, а кратковременные отрицательные эмоции необходимы для полноценного развития ребенка. Их интенсивность и продолжительность корректируется за счет указанных особенностей эмоционального состояния беременной. Ориентация на состояние ребенка обеспечивает своевременное включение «подкрепляющей положительной стимуляции» при стрессовых переживаниях матери [6]. Как видно из анализа развития ребенка, это соответствует логике его развития. Таким образом, функции матери состоят в том, чтобы радоваться жизни и происходящим в ее организме событиям (в первую очередь движениям ребенка), но не «выключаться» из внешней жизни. Однако эта внешняя действительность не предполагает серьезных событий, провоцирующих устойчивое состояние дискомфорта и тревоги. Последние могут возникнуть либо по причине самочувствия (что в этом триместре безосновательно), либо вследствие изменений условий жизни, в первую очередь социальных. Именно эти причины обнаруживаются при нарушении состояний самок высших приматов во втором триместре беременности. У человека же включается прогноз будущего, зависящий от отношения к беременности. Роль такого прогноза будущих событий в формировании устойчивого фона эмоционального состояния, в первую очередь отрицательного (тревоги), является отличительной чертой человека. Поэтому здесь особое значение имеет общее отношение к беременности, обобщенно определяемое как принятие или желанность. Именно в этих случаях состояние женщины во втором триместре беременности приближается к оптимальному. Особым моментом в этот период является возникновение шевеления ребенка и переживание женщиной этого шевеления. Устойчивые положительные ощущения от шевеления, с точки зрения материнских функций в развитии ребенка, безусловно должны расцениваться как эволюционно. Ожидаемые условия развития». Поэтому сам механизм возникновения этих ощущений и придания им положительно-эмоциональной окраски должен иметь специальное эволюционное обеспечение.

Итак, для отношения к  ребенку у женщин второго триместра  беременности характерным является: начало дифференциации Я матери и  вынашиваемого ребенка.

Третий триместр характеризуется  тем, что  внимание женщин переносится из настоящего в будущее – на роды и последующее взаимодействие с ребенком. По мнению ряда авторов, женщина общается не с тем образом ребенка, который развивается внутри ее тела, а видит своего ребенка после рождения.

Функции матери на этом этапе  состоят в естественном продолжении  ее функций на предыдущем этапе. Особенностью является необходимость стабильных реакций матери на шевеление ребенка  и ее «аккомпанементе» внешней стимуляции. Как показывают исследования пренатального обучения, для образования устойчивой, ответной реакции ребенка требуется длительная (4 — 6 недель) и одинаковая стимуляция от матери. 
К концу беременности состояние женщины изменяется. Наряду с возрастанием страхов родов общей тревожности наблюдаются явное сужение интересов, акцентация на переживаниях и содержаниях любой деятельности, связанных с ребенком. Общее понижение всей активности к концу беременности затрагивает и эмоциональную сферу. В последние недели отмечается как бы эмоциональное отупение. Это защищает мать и ребенка от излишних стрессов, опасных в этот период, и вообще от лишних переживаний. Интересно, что если у человека отмечается возрастание тревожности, причем основной причиной оказывается ожидание неблагоприятных событий в родах и после них, то у высших приматов — повышение раздражительности по отношению к внешней стимуляции, в первую очередь в сфере общения. Такое состояние обеспечено физиологическими особенностями последней стадии беременности: общее расслабление костной и мышечной системы, понижение сензитивности к внешней стимуляции, резкое увеличение стимуляции от состояния организма, общая физическая усталость. Интерпретация этого состояния как тревоги связана исключительно с прогнозом будущих родов и должна рассматриваться как «приобретение» сознательного уровня развития. Адаптивные механизмы состояния конца беременности у животных обеспечивают меньший контакт с внешней средой и сородичами, уменьшают риск гиперстимуляции, опасной для преждевременных сокращений матки, а также способствуют нарастанию отрицательного отношения к взаимодействию с членами группы, что необходимо для возникновения агрессии к ним после родов (для защиты детеныша). Повышение активности в рамках комфортной сферы, связанное у некоторых млекопитающих и птиц с обустройством гнезда, не характерно для высших приматов, не строящих убежище для выращивания потомства. Однако появление сходного периода в третьем триместре беременности у женщин является очень интересным феноменом. Возможно, это способ «перевода» присущей приматам и другим групповым млекопитающим повышения раздражительности по отношению к членам группы в более приемлемое русло, так как у человека существует наравне с этим противоположная тенденция усиления зависимости женщины от членов сообщества, предполагающая, напротив, интенсификацию общения. Это можно рассматривать как Вариант «смещенной активности». Содержательная заполненность этого периода у человека характеризуется направлением активности на подготовку к послеродовому периоду.

Таким образом, в третьем  триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов, начатых ранее: происходит дифференциация образа дитя от представлений матери о себе и других, и выстраивание прогностичной  модели отношений с ребенком после родов на основе полученного опыта и представлений матери о себе и своем ребенке. В данных исследованиях указывается на существование взаимосвязи между отношением и восприятием женщины своего ребенка на этапе беременности и последующими детско – родительскими отношениями. 

Таким образом, особенности динамики материнского отношения на этапе беременности в целом весьма сходны с особенностями динамики ранних детско – родительских отношений. В ряде исследований, однако, указывается, что может не наблюдаться динамики данного отношения на этапе беременности, и основные характеристики восприятия женщиной своего ребенка остаются неизменными на протяжении всей беременности, порождая определенные трудности во взаимодействии с ребенком после родов.

Выводы:

Проблеме материнства  посвящено множество теоретических  и прикладных исследований. Анализ собственно психологических работ  позволяет выделить два основных направления исследований. Первое посвящено  обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребенка. Второе направление акцентирует  внимание на идее субъектности матери и ребенка несводимости их к нерасчлененности. Наиболее ярко эта идея воплощена в концепции материнства Г.Г. Филипповой, разрабатываемой на основе методологии эволюционно-системного подхода[49]. В этой концепции выделяются онтогенетические этапы развития материнской сферы, содержание которой представлено потребностно-мотивационным, операциональным, ценностно-смысловым блоками. Материнство при этом рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная составляющая психологии женщины, формирующаяся на протяжении всей жизни.

В отличие от работ, выполненных  на основе методологии эволюционно-системного подхода, мы обращаемся к анализу  материнства как уникальной ситуации развития самосознания женщины, которая  становится этапом переосмысления с  родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребенка.

Идея материнства как  этапа развития самосознания развивается  в исследованиях, выполненных в  русле перинатальной психологии[9;59]. Так, В.И. Брутман, изучая сенсорно-эмоциональный феномен «шевеления плода», описывает в качестве его основного психологического результата трансформацию самосознания, смысловой сферы женщины. Материнство понимается автором как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Содержательную связь с этими идеями мы находим в работах Ю.И. Шмурак, рассматривающей сменяющиеся формы субъектности матери и ребенка, а также в работах В. Бергум, выделяющей в процессе перинатального материнства три стадии: ребенок как идея, двое как одно, одно как двое.

В этих работах важно то, что в качестве основного новообразования  материнства авторы выделяют изменение  смысловой сферы, трансформацию  внутреннего мира женщины. Именно характер этой «внутренней работы» определяет, на наш взгляд, переживание материнства  «как динамического явления, принадлежащего матери и реализующегося в системе  материнско-детского взаимодействия». Для того чтобы исследовать процесс  изменения смысловой сферы как  основного новообразования самосознания матери, мы обратимся к понятию  «смысловое переживание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ МАТЕРИНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

2.1. Организация  и методы исследования

Цель эксперимента: Изучить специфику материнскую позицию в период пренатального развития ребенка.

Задачи эксперимента:

1. Проанализировать отношения беременной женщины к будущему ребенку.

2. Рассмотреть особенности специфики материнской позиции в период беременности.

3. По результатам эмпирического исследования разработать рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами.

При изучении отношения к  материнству беременной женщины  были использованы «Тест отношений  беременной» (ТОБ, И.В. Добрякова) (см. приложение 1), для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay) (см. приложение 2), также была разработана социологическая анкета для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента (см. приложение 3).

Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной»  послужила теория психологии отношений  В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать  беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:

1. отношение к беременности;

2. отношение к образу жизни во время беременности;

3. отношение во время беременности к предстоящим родам.

Информация о работе Специфика материнской позиции в пренатальный период развития ребенка