Социальное представление о психологе-консультанте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 02:18, курсовая работа

Краткое описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.

Содержание

Введение.
Глава 1 Описание личности психолога-консультанта.
1.1 Модель личности консультанта.
1.2 Процесс консультирования: этапы,техники и методы в различных психологических подходах. Модель психологического консультирования в различных школах.
1.3 Социальное представление.
1.4 Система ценностей консультанта
1.5 Особенности профессиональной деятельности.
психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта
Глава 2 Организация психологического исследования.
2.1 Описание подборки
2.2 Описание метода
2.3 Описание процедуры исследования
Глава 3 Результаты исследования
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 146.52 Кб (Скачать документ)

Глубина отношений  с другими людьми.

Консультант обязан оценивать  людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать без осуждения  и ярлыков. Такой характер отношений  клиентам весьма важен, тем не менее следует принимать во внимание страхи, некоторым кажется , что выражение положительных чувств обязывает , ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств. Отклонение  их. Поэтому более эффективной предоставляется отсрочка углубления межличностных отношений.

Постановка  реалистичных целей.

Обычно успех побуждает  ставить перед собой большие  цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку притязаний. Консультант независимо от поофессиональной подготовке не всемогущ.Ни один консультант не способен разрешить проблемы всех клиентов. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность свои возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если допускается собственная ограниченность, то избегается ненужного напряжения и чувство вины. Тогда отношения с клиентами становятся более реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

Эмпатия

Эмпатия – умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает этот другой человек. Эмпатия  является  одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

Вслушивание

Этот процесс взаимный, и он способствует тому, что и  консультант имеет возможность  раскрывать и опознавать за содержанием  проблемы ее структуру. Умение выслушать  означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.

Наблюдение

Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к людям, их страхам  и личностным напряжениям. Эта способность  позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как  интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные  движения тела. Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает  перед ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая  страна перед путешественником, где  все свежо, интересно и требует понимания. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.

         Не стоит забывать, что все  эти проявления характера имеют  свои оттенки для каждого индивидуума,  поэтому консультанту следует  быть весьма осторожным в своих  выводах. Нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц. Теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если консультант легко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека. В  данном случае можно сформулировать общее предостережение для консультантов: предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех на работе – все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательного вывода.

Обсужденные требования, предъявляемые к личности консультанта. Итак, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

К. Schneider (Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.) выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

• Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

• Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

• Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае становится показателем эффективности  консультирования.

 

 

 

           1.2 Процесс консультирования: этапы,  техники и методы в различных психологических подходах. Модель психологического консультирования в разных школах.

Мир современного психологического консультирования и психотерапии –  это около пятисот  разновидностей активной психологической работы и  психологической помощи пациентам  и клиентам. Каждую  из этих разновидностей отличает особый язык и круг понятий, особые методы, приемы и техники  работы, особая  практика консультативного и психотерапевтического общения. Такая ситуация складывалась постепенно, на протяжении десятков лет, начиная  с конца ХIХ века, когда новаторские исследования З. Фрейда очертили сферу психоанализа – первой разновидности вневрачебной психотерапии; психоанализ, по убеждению своего основоположника, являлся «не специализированной областью медицины… частью психологии, конечно, не всей психологией, но ее подразделом…».

Последующее развитие данной сферы практической психологии теснейшим  образом связано с дифференциацией  всего корпуса психологического знания, с возникновением основных направлений и школ современной  психологии – глубинной, поведенческой, когнитивной, экзистенциальной, гуманистической  и трансперсональной. Параллельное и координированное развитие психотерапии-консультирования и психологии, неизменное присутствие психологического компонента в составе психотерапевтических-консультативных практик иллюстрируют содержательные и генетические связи психотерапии-консультирования и психологии и, прежде всего, психологии личности. Таким образом, в психологическом консультировании роль карты – ориентира выполняют теории личности, открывающие широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающие эффективные методы их  разрешения.

Создавая сферу психотерапии-консультирования в качестве раздела практической психологии, ее основоположники –  от З. Фрейда и К.Г. Юнга до К. Роджерса и Р. Мэя – указывали на непременность ее теоретической, концептуальной составляющей, на чрезвычайную значимость психологического знания для практической психотерапевтической и консультативной работы. Так, Р. Мэй писал: «… нам следует начать с определения понятия «личность». Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно, исходя, из предположения, что клиент должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любимого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания».(Р.Мэй, «Искусство психологического консультирования» 2002, ЭКСМО-Пресс, с. 41)

Отношение между теорией  и практикой в сфере психологического консультирования, отношение практиков  к теоретическим концепциям и  моделям с самого начала и по настоящее  время оформляется двояким образом  – либо как  репродуктивное, либо как продуктивное отношение. В первом случае акцент ставится на воспроизведении  в практике той или иной традиции психологического теоретизирования, того или иного психотерапевтического  мифа (от психоаналитического до трансперсонального). Во втором случае акцент переносится на создание, порождение нового способа, новой формы такого теоретизирования или мифотворчества. Если репродуктивное отношение между теорией и практикой, между психологией и психотерапией-консультированием обеспечивает существование традиционных школ и направлений в этой сфере, то продуктивное отношение обеспечивает возникновение новых разновидностей психотерапии-консультирования. В зарубежной (прежде всего Западной) психологии оба эти отношения представлены весьма полно: наряду с направлениями и школами, существующими десятки лет, мы видим непрестанное возникновение десятков, а теперь уже и сотен новых разновидностей психотерапии-консультирования. Такова вполне благополучная и естественная ситуация допарадигмальной стадии развития данной сферы практической психологии на Западе.

Совершенно иная ситуация наблюдается в отечественной  психологической науке. Развитие данного  раздела практической психологии на протяжении советского периода российской истории, по своей продолжительности  вполне сопоставимого с периодом развития психологии-консультирования в целом, было весьма драматичным. Идеологическая и педагогическая ангажированность психологии в СССР обусловила сначала ликвидацию традиционных разновидностей психологической практики (особенно показательна в этой связи судьба психоанализа в Советской России). В условиях тоталитаризма формировались лишь такие психологические направления и школы, которые, несмотря на всю свою психологичность и обращенность к человеку, оказались абсолютно неспособными служить теоретическим основанием реальной практики психотерапии-консультирования.».  Однако это изменение предельно отчетливо выявило проблему соотношения отечественного и мирового наследия в области психотерапии-консультирования, проблему репродуктивного и продуктивного отношения  отечественных психологов и психотерапевтов к этому наследию. Данную проблему можно сформулировать в виде следующего перечня вопросов. Возможно ли продуктивное отношение отечественного психолога (психотерапевта-консультанта) к существующим в данной  сфере практической психологии направлениям и школам?  Существуют ли отечественные разработки, которые можно сделать теоретическим основанием для психотерапии-консультирования?

Каждая  из теорий выполняет четыре основных функций: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории лежащей в основе консультативной практики. Каждый консультант на основе практики «конструирует» свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации: психоаналитическую, поведенческую, экзистенциально- гуманистическую с накоплением опыта постоянно происходит корректировка , расширение , укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

  • Что есть человек?
  • Какие врожденные тенденции ему свойственны?
  • Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же он определяется наследственностью и событиями прошлого?
  • Существуют ли предпосылки изменения человека и как он может измениться?

Ответы на эти вопросы  определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу  нормально развития. 

Брамер, Шостом (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей, профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента кроме применения частной техники, построенной на интуиции.

Процедуры и техники  консультирования

Важной техникой консультирования является постановка вопроса, используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.

Как известно, вопросы разделяются  на открытые и закрытые. закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой  целью он задается.

Для создания и укрепления консультативного контракта очень  важны приемы одобрения и успокоения. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Одобрением выражается поддержка. Успокоение, вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.

Отражая содержание признаний  клиента, мы перефразируем его высказывание или обобщаем несколько высказываний. Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Это также помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках.

Познание  и отражение чувств клиента представляются одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом чувств - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.

Умение  молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контракта, тем не менее она бывает глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным.

Информация о работе Социальное представление о психологе-консультанте