Шпараглка по "Методологии психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопрсоы по дисциплине "Методология и психология"

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дорфман.doc

— 3.14 Мб (Скачать документ)

Попробуем описать функции  методологии, опираясь на работы известных российских психологов В.П. Зинченко, С.Д. Смирнова, Б.Г. Мещерякова, А.В. Петровского и других.

Во-первых, методология  обеспечивает четкость и ясность  постановки проблемы (научной или  практической) со стороны как содержания, так и формы. Иными словами, на основе определенных принципов и методологических норм удается грамотно сформулировать вопрос, требующий решения.

Например: «Возможно ли изменить личностные качества человека только методами убеждения?» Или: «Требуется ли повторяемость явлений психологических феноменов, чтобы утверждать их существование?» Скажем, с позиций материалистической методологии некорректно формулировать проблему так: «Какую часть души занимает божественный дух?» А с позиций идеалистической методологии нелепо ставить вопрос о материальности всего сущего.

Во-вторых, методология  осуществляет мировоззренческую интерпретацию  результатов науки. Любое открытие, любые новые факты и полученные данные требуют своего объяснения и  включения в систему уже известных знаний.

Например, открытие новых  свойств элементарных частиц поставило  проблему: либо пытаться объяснить  их с позиций прежней методологии, либо пересмотреть некоторые принципы этой методологии. Примером из психологии может служить обнаружение паранормальных явлений, скажем «чтение» мыслей собеседника, угадывание геометрических фигур, изображенных на листах, которые спрятаны в плотные закрытые конверты, и т.п.

Относительно подобных явлений ученые высказываются совершенно по-разному. Можно попробовать рассматривать их как особое проявление уже известных феноменов и уникальное свойство, присущее редким индивидам, у которых особо низкий порог восприятия. Это позволяет оставаться в рамках прежней научной методологии. Можно просто игнорировать паранормальные явления и отрицать реальность их существования. Можно попытаться разработать новые методологические координаты, которые включали и объясняли бы такие явления наряду со всеми известными, но уже по-новому.

В-третьих, методология  позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики. Самой собой разумеется, что ученые, стоящие на отличающихся методологических основаниях, видят дальнейшие перспективы различным образом.

Поведенческие психологи  предпочитают говорить о будущем  психологии как экспериментальной науки, по своим методам и строгости все более приближающейся к естественным наукам, таким, как физика и математика.

Экзистенциальные психологи  утверждают, что психология должна по своему духу становиться все более  гуманитарной. Пора, мол, вернуться к истокам и вспомнить о своей прародительнице — философии. Поэтому сейчас все чаще звучат голоса о «рефилософизации» психологии.

По-разному видятся  и пути развития психологической  практики — опять-таки в зависимости  от исходных методологических оснований. Тут уже за примерами совсем не надо далеко ходить: достаточно вспомнить о дискуссиях вокруг службы практической психологии образования, к которой все мы имеем самое непосредственное отношение. Одни методологи видят школьного психолога в будущем как своего рода мессию, открывающего новые пути отечественной школы. Другие настаивают на сведении его деятельности к четко ограниченному функционалу. А третьи и вовсе пророчат школьной психологической службе скорый и бесславный конец. Очевидно, что от того, какая методологическая позиция восторжествует в научном мире, во многом будет зависеть и наша с вами судьба.

В-четвертых, методология  стимулирует процесс развития науки  и практики. Устаревшие методологические принципы, которые не соответствуют  новым научным данным, разумеется, вряд ли сумеют кого-то к чему-то стимулировать. Но именно поэтому и происходит смена методологических подходов, что формулирование новых норм и принципов позволяет как бы «раздвинуть шторы» для лучшего видения диапазона возможностей.

Осознание новых перспектив, четкое понимание того, что уже известно, а что нет, в буквальном смысле «подталкивает» исследователей к деятельности. Но не только исследователей. Практиков тоже. Ведь в психологии, как и во многих других науках, практики часто идут впереди ученых. И если «методологический прожектор» высветил новое направление, то порой даже не зная о всех трудностях и опасностях предстоящей дороги через неизведанные пространства, вперед идут «сталкеры»-практики, на ощупь, интуитивно прокладывающие путь.

Самое главное для  них — знать, что это направление  признано перспективным. Так было с  психоанализом, так было и с гуманистической  психологией, да и со многими другими  психологическими школами.

В-пятых, методология  дает определенные средства для решения поставленных задач. Психоаналитическая методология предлагает свои средства и для изучения психики, и для воздействия на нее — интерпретацию, архетипы коллективного бессознательного и т.п. Бихевиоральная методология вручила практикам совершенно иные методы — негативное и позитивное подкрепление, систематическую десенсибилизацию, «якорение» и так далее. Фактически каждый методологический подход подразумевает использование его адептами особых специфических средств и методов.

И наконец, в-шестых, методология позволяет описать и оценить саму деятельность исследователя или практика и выработать рекомендации и правила, то есть те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.

Речь идет об анализе  самой структуры деятельности, включающей мотивацию, цели, задачи, действия, средства и методы, оценку результатов. Обращение к этим вопросам способствует улучшению организационной стороны исследования каких-либо проблем или преобразования изучаемых объектов.

Проще говоря, методология  помогает взглянуть не только на объект, но и на самого человека, изучающего или преобразующего этот объект, и на их взаимодействие. Это особенно важно для психологии, в которой «объект» сам является «субъектом». Ведь клиент (или испытуемый) тоже всегда оказывает влияние на психолога, и нужно с методологических позиций понять и объяснить все аспекты возникающего взаимодействия как двустороннего процесса.

Пожалуй, это не исчерпывающий  список функций методологии. Но даже его достаточно, чтобы понять, для  чего она нужна. Практик, не учитывающий роль методологии в собственной деятельности, часто оказывается просто слепым, не видя и не понимая того, что он сам делает, когда взаимодействует с клиентом.

А ведь «для корабля, не знающего, куда плыть, любой ветер будет  попутным».

Не в такой ли методологической всеядности причина того, что встречаются  психологи, берущие за основу своей  работы идеи сайентологов, мунистов или  сомнительные положения некоторых  других, далеко не научных психологических  направлений?

 

2.Основные признаки эмпирической психологии

Аристотель (384—322 до н.э.) различал две системы знаний: физику («вторую философию») и метафизику («теологию»). Предметом физики мыслилась «чувственная» субстанция, объекты которой воспринимаются органами чувств. Объектом метафизики, напротив, является нечто отдельное и удаленное от «чувственной субстанции», вечно существующее (бесконечное во времени) и свободное от движения. Очевидно, что познание «чувственной субстанции» должно было опираться на чувственный опыт, в то время как познание субстанции, «свободной от движения», могло иметь концептуальный, но априорный (не опирающийся на опыт) характер.

Эмпирические корни  психологии восходят к Леонардо да Винчи (1452—1519), великому флорентийскому художнику, ученому, гуманисту и гению механики эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи выдвинул три принципиальных положения: (1) в основе всего должен лежать опыт (принцип эмпиризма), (2) инструментальная наука (механика) наиболее полезна и выше других, потому что все живые существа совершают движения и действия (главенство механистической науки), (3) нет определенности там, где не используются достижения математической науки (доверие математическому объяснению). На этих основаниях строилась наука и философия Возрождения. Затем принцип эмпиризма развивал Бэкон, идею механизмов — Гоббс, рационализм и математический подход к науке и философии — Декарт.

Родоначальником эмпиризма  считается Бэкон (1561—1626). возможностей и были.

Современной психологическая  традиция построения знания с опорой на опыт и разум это эмпирическая психология.

Главная задача эмпирической психологии состоит не в том, чтобы  открывать уникальные необъяснимые факты, и не в том, чтобы понять потребности отдельного человека. Ее задача состоит как раз в противоположном  — в том, чтобы открывать общность, объединяющую множество феноменов, показывать, как разные феномены и как разные люди служат примерами действия одних и тех же законов. Тем самым эмпирическая психология стремится понять природу человеческого универсума. 

Решая эти задачи, эмпирическая психология опирается на законы мышления и доверяет опыту. Усилия философов на протяжении столетий в этом направлении не пропали даром. Исследователь различает свое сознание и мир, стремится не переносить на мир особенности собственного сознания — подобно тому, как открытые гештальт-психологией и присущие сознанию иллюзии целостности порой приписываются миру, окружающему сознание. Исследователь критически использует мышление для познания мира, судит о мире по данным чувственного опыта (включая непрямые наблюдения) и применяет контроль над опытом.

Эмпирическая психология отвергает некое мистическое, скрытое, единое начало, приводящее к идее единого  космического организма. Вместо этого  она утверждает многообразие мира. Не все связано со всем, можно иметь одну вещь и не иметь все вещи, мир, доступный для понимания и изучения, является незавершенным, неполным, он свободен от каких-либо абсолютов. Главные постулаты эмпирической психологии — эмпирицизм, рационализм, прагматизм.

Основные достижения философов, усвоенные эмпирической психологией, сводятся к следующим фундаментальным положениям.

1. Исследовательское  мышление может производить не  только истину, но и ошибку. Поэтому  любые теории следует подвергать  сомнению. Общая предпосылка не  есть доказательство для выводимых из нее следствий. Напротив, следствия и эмпирические свидетельства должны быть направлены на тестирование общей предпосылки. Отсюда происходит принцип скептицизма эмпирической психологии.

2. Эмпирическая психология  не занимается утверждениями своей собственной истинности, но она претендует на открытие истины мира. Утверждение, суждение, высказывание или мнение считаются истинными, если они соответствуют фактам. Отсюда происходит принцип верификации эмпирической психологии.

3. В любой идее не остается ничего, если она не привносит в наш опыт практических результатов. Истина и ошибка сознания также определяются опытом. Отсюда происходит принцип прагматизма эмпирической психологии.

4. Эмпирическая психология  требует не усложненного, а ясного мышления, простого изложения идей. Одни идеи должны отличаться от других; идеи не должны содержать в себе логических противоречий. Отсюда происходит принцип ясности и простоты изложения идей в эмпирической психологии.

5. Предпочтительной является такая ситуация, когда большее количество фактов объясняется меньшим количеством законов и принципов. Отсюда происходит принцип экономности эмпирической психологии.

6. Эмпирическая психология  основывается на логике и математике, статистике и вероятностных методах. Отсюда происходит принцип математизма эмпирической психологии.

7. Эмпирическая психология  не отдает предпочтений ни  теориям, ни фактам. Их взаимоотношения  носят характер соперничества,  в котором побеждают те из  них, которые в большей степени  соответствуют истине. Отсюда происходит принцип развития эмпирической психологии.

 

Билет №5

1.Тенденции развития  методологии

2.Основные признаки  априорной психологии

Современная психологическая  традиция построения знания с опорой на разум, не ограниченный данными опыта стала называться априорной, или метафизической.

Априорная психология уходит своими корнями в метафизику. Метафизика — философское учение, направленное на изучение реальной природы вещей, определение значения, структуры  и принципов чего-либо таким, каково оно есть. Метафизики представляют свое учение как наиболее фундаментальное и всеобъемлющее, поскольку оно рассматривает мир как целое.

Особенности метафизики проистекают прежде всего из того, что ее приверженцы не проводят принципиальных различий между сознанием и миром. Мир мыслится таким, каким его мыслит мышление, и метафизик не озабочен вопросом, соответствуют ли (и если да, то в какой степени) его знания миру как таковому.

Метафизическая концепция  мира включает в себя следующие важные (для метафизики) положения: 1) предельная реальность мыслится как подлинная, настоящая, а явления — как обманчивые, вводящие в заблуждение. Объектами мнений являются чувственные впечатления, которые характеризуются нестабильностью. Потому сами мнения произвольны и содержат внутренние противоречия. Знание, напротив, характеризуется полной ясностью и свободно от ошибок. 2) реальность мыслится как нечто первичное, самопорождающееся и не производное от чего-либо другого. 3) для метафизика реальность есть нечто доступное для его понимания — в оппозиции к явлениям, смутным, непрозрачным и недоступным для понимания. Явления же не только обманчивы и вторичны, но также лишены какого-либо смысла, взятые сами по себе. Если явления все же и имеют какое-то значение, то только как факты, подтверждающие и обосновывающие существование предельной реальности. 4) метафизика поддерживает науку, но специфическим образом. Акцент делается по преимуществу на содержании и объеме теории: она призвана объединить различные аспекты мира, каждый из которых по отдельности является смутным, недостаточным и неполным. 

Информация о работе Шпараглка по "Методологии психологии"