Психология совести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Гораздо чаще встречающееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема исследования совести в психологической литературе
1.1 Чувство вины как базовый компонент формирования совести………….6
1.2 Причины появления чувства вины………………………………………….6
1.3 Вина как черта личности…………………………………………………….8
1.4 Физиологический показатель чувства вины……………………………….11
1.5 Функции вины………………………………………………………………..11
1.6 Связь вины с другими эмоциями…………………………………………...12
1.7 Различные подходы в отношении изучения чувства вины:
1.7.1 Отечественные ученые…………………………………………………….18
1.7.2 Зарубежные ученые………………………………………………………..20
1.7.3 Вина и психопатология……………………………………………………26

Глава 2. Эмпирическое исследование чувства вины как базового компонента формирования совести
2.1 Этапы эмпирического исследования……………………………………….28
2.2 Описание экспериментальной выборки и методики исследования……..28
2.3 Результаты по измерению чувства вины как состояния и как черты с помощью методики «Воспринимаемый индекс вины»:
2.3.1 Уровни проявления чувства вины у мальчиков…………………………29
2.3.2 Уровни проявления чувства вины у девочек…………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...33

Выводы…………………………………………………………………………..34

Список литературы…………………………………………………………….35

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОВЕСТИ.docx

— 82.40 Кб (Скачать документ)

Если ребенок все делает только из чувства страха, боязни наказания, а в сердце его нет желания помочь, то о развитии такой способности говорить рано.

Ребенок сначала воспринимает не общечеловеческую высшую мораль, а мораль близких и уважаемых им людей, мораль "эталонной" группы. С точки зрения высшей морали стыдно воровать, а с точки зрения сельских мальчишек не залезть в чужой сад за яблоками  это признак трусости. Быть карьеристом с общечеловеческих позиций стыдно, а с точки зрения определенной группы лиц не делать карьеру -  признак недееспособности.

Для того чтобы человек поступал по совести, он должен быть уверен, что им движет именно совесть, а не страх, и он отрицает воровство не потому, что боится, а потому, что внутренне не принимает этого,  потому что совестно. 
Для развития чувства вины у ребенка в первую очередь нужно культивировать чувства доброты и сострадания. Чтобы ребенок видел и чувствовал эти качества в вас и окружающих.

К маленьким детям первые ощущения совести приходят через доброту, любовь и сострадание к близким и к окружающему миру: животным, растениям, к старикам и больным и всем тем, кто требует от нас сочувствия.

Одним из самых ранних исследований развития способности к переживанию вины, рассматриваемой в качестве личностной черты, была работа 1 и Чайлда. Авторы воспользовались «Протоколом социокультурных отношений», разработанным учеными Йельского университета. Исследователи проанализировали индивидуальные установки на болезнь, причем в качестве мерила способности к переживанию вины они использовали готовность воспринять упреки за собственное заболевание. Ученые особое внимание уделили способам воспитания детей в различных обществах.

При этом ими было обнаружено, что развитию способности к переживанию вины способствуют следующие факторы:

1) сокращение срока грудного  вскармливания младенца,

2) раннее приучение к  независимости,

3) научение скромности  и ограничение игр с представителями  противоположного пола.

Авторы приходят к выводу о том, что развитие способности испытывать вину основано на процессах идентификации. Дети, воспитываемые на основании вышеперечисленных принципов, а именно: дети, в раннем младенчестве отнятые от груди, раньше столкнувшиеся с необходимостью проявлять самостоятельность, сдержанные и осторожные в играх с представителями противоположного пола - лучше идентифицировали себя с родителями.

Хоффман в своей лаборатории доказал, что переживание чувства вины впервые возникает довольно рано, в конце первого - начале второго года жизни.

Исследователи Зан-Уокслер2 и Paдкe-Яppoу обнаружили:

  1. Уже в возрасте полутора лет дети демонстрируют очевидные признаки понимания последствий своего поведения. Понимание проявляется либо вербально («Это я тебя обидел?»), либо в поступках, при помощи которых дети пытаются исправить ситуацию, вызывающую огорчение. С особой наглядностью это проявлялось в тех случаях, когда поведение ребенка на самом деле являлось причиной огорчения матери, но подобная тенденция наблюдалась и тогда, когда ребенок был совершенно непричастен к случившемуся.

  1. Дети особенно подвержены эмоции вины из-за недостаточно развитой способности оценки роли собственного поведения в причинах огорчения другого человека.

  1. Реакция  ребенка на огорчение другого человека в значительной степени обусловлена теми воспитательными методами, которые применяет мать для социализации своего ребенка, в особенности теми, которые связаны с объяснением роли ребенка в огорчении другого человека. Например, дети, воспитание которых опиралось на физические методы воздействия, гораздо реже проявляли желание исправить последствия своих поступков, чем дети, чье воспитание было построено на эмоциональном и содержательном участии родителей.  

В процессе нормального развития дети обучаются всесторонне оценивать последствия своего поведения и избирать соответствующие случаю способы исправления ситуации. Причиной для переживания вины может стать добрая половина на первый взгляд безобидных поступков, и потому человек, как правило, в первую очередь усваивает нормы, принятые в его семье, в его социуме, в его культуре. По мере обретения социальной ответственности, в процессе созревания личности человек постигает все новые и новые области неприемлемого по тем или иным причинам поведения, на протяжении всей жизни он может все острее и острее осознавать свою виновность.

Таким образом, вина, рассматриваемая как личностная черта, исполняет функции регулятора поведения, предупреждает о неправильных мыслях, чувствах и поступках.

 

1.4 Физиологический показатель  чувства вины

Экспрессия вины не столь ярка, как проявление других отрицательных эмоций, что связано, очевидно, с приобретенным в онтогенезе умением скрывать эмоции, ставящие человека в неудобное положение перед другими. Виноватый человек опускает ниже голову, старается отвести взгляд, не смотреть в глаза другим людям, бросает на них лишь быстрые взгляды. При тяжелой вине лицо человека приобретает вялое, тяжелое выражение. Вина стимулирует большое количество мыслей, говорящих об озабоченности совершенной ошибкой.

Сцена, вызывающая чувство вины, многократно повторяется в памяти и воображении, при этом человек ищет способ искупления своей вины.

 

1.5 Функции вины

Так как чувство вины - это свойство (индивида), нейропсихический механизм и конкретный физиологический процесс, основанный на переживаниях, чувство вины может иметь не только содержательные, но и функциональные характеристики, и всегда оно относится к способам действий, а нередко и к характеру потребности со всем его нейропсихическим «оснащением»: желаниями, мотивами, целями.

 

Функции чувства вины:

  1. Чувство вины служит индикатором усвоения моральных норм и правил. Эта функция является одной из  самых конструктивных функций вины.  Ожидание вины становится основой личностной ответственности. Эмоция вины совместно с эмоцией стыда лежит в основе чувства социальной ответственности и становится расплатой за проступки.

Без вины и стыда люди не соблюдали бы нормы морали и этики.

Общество, не знающее чувства вины, оказалось бы самым беззаконным и самым опасным обществом в мире.

  1. Специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Если вы чувствуете себя виноватым, у вас возникает желание загладить свою вину или хотя бы принести извинения человеку, перед которым вы провинились. Такое поведение - единственно эффективный способ разрешения внутреннего конфликта, порожденного виной.

  1. Функционирует она всегда и в любой ситуации или же только временами («У него проснулась чувство вины»).

  1. Способность к переживанию вины позволяет людям сочетать как собственные интересы, так и интересы партнера, находить компромиссы и успешно разрешать жизненные конфликты. 

  1. Способствует профилактике психических расстройств.

Однако успешное осуществление этих функций возможно только в том случае, если уровень переживания вины будет у человека не слишком большим, но и не слишком малым, т. е. оптимальны. Ведь иногда чувство вины бывает необоснованным и преувеличенным, нанося человеку вред: вызывает хроническую усталость, фригидность, может даже привести к самоубийству.

 

1.6 Связь вины с другими  эмоциями

 

Чувство стыда

Эмоции стыда и вины во многом тесно связаны.  Легко спутать стыд и вину, несложно принять одну эмоцию за другую, не составит труда также понять, почему происходит это смешение. Одинаковые или схожие ситуации служат причиной и для переживания стыда, и для переживания вины. Переживание каждой из этих эмоций связано с желанием скрыть что-либо или что-то исправить. Следовательно, они образуют понятийный круг, взаимно дополняя, а порою и повторяя друг друга.  

Различия между стыдом и виной:

  1. Необходимым условием для переживания стыда является присутствие постороннего наблюдателя, тогда как переживание вины может настичь человека и в одиночестве, и при отсутствии актуального источника наказания.

  1. Если сфера стыда ограничена конкретной «постыдной» ситуацией и воспоминаниями о ней, то вина как продуктивное качество психики позволяет избегать аналогичных поступков и в будущем: включается упреждающий механизм нравственного торможения. Это полностью исключает для индивида возможность совершения подобного рода поступков или же значительно снижает их вероятность.

  1. Стыд позволяет использовать только личный опыт, то вина - воспринятый опыт других. Если стыд в отсутствие конкретной ситуации возникает только как воспоминание об уже пережитом, то вина, опираясь на воспоминания о пережитых ситуациях стыда, способна развиваться: возрастает чуткость индивида в различении добра и зла, уточняются и совершенствуются эталоны - образцы хорошего и плохого, правильного и неправильного, нравственного и безнравственного (поведения), возрастает интенсивность отрицательных переживаний в момент выявления безнравственного в ходе собственной психической и (или) физической деятельности, расширяется круг объектов и ситуаций, попадающих в сферу нравственной оценки. Поэтому вина - это постоянный взгляд индивида на себя с позиций добра и зла, тонический процесс. Это нравственный самоанализ и самоконтроль (самоограничение), а также способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требования.

  1. В ситуации вины выраженность эмоции удовольствия значительно ниже, чем в ситуации стыда.

  1. При переживании стыда индивиды реагируют уходом от контактов, а испытывая вину — стремятся исправить положение и выйти из него с честью.

  1. К. Изард3 пишет, что стыд временно затуманивает рассудок, а вина, напротив, стимулирует мыслительные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Получается, что сначала возникает вина, а потом осознается причина вины — проступок. Человек чаще всего испытывает стыд, потому что ему не удалось скрыть свой проступок.

  1. Г. Льюис видит следующее различие между стыдом и виной: эмоция стыда играет существенную роль в развитии депрессивных заболеваний, а эмоция вины вызывает обсессивно-компульсивный невроз и паранойю.

  1. Д. Тангей4 отмечает, что  различия между этими эмоциями состоят в том, что стыд — более интенсивное переживание, сопровождаемое ощущением беспомощности, обнаженности, в его структуре превалирует эмоциональный компонент над когнитивным, в то время как в структуре вины наблюдается одинаковая представленность этих компонентов. Вина вызывает желание извиниться, исповедаться, а стыд — желание спрятаться, убежать. Вина связана с негативной оценкой своего конкретного поведения, а стыд — с негативной оценкой своей личности. Переживание стыда преимущественно связано с социальной терпимостью, переживание вины — с социальной эмпатией. Люди, склонные к враждебности и гневу, предрасположены к испытыванию стыда, но не вины. Стыд приводит к отмене определенных характеристик своей личности, а вина — к отмене определенных характеристик поведения.

 

Чувство долга

Взаимосвязь между этими двумя категориями - виной и долгом носит весьма сложный характер.

С одной стороны, они образуют единый морально-психологический механизм регуляции поведения личности, в котором чувство вины выступает в качестве основания для выполнения долга.

С другой стороны, между виной и долгом могут возникать конфликты, порождающиеся, как правило, несовпадением целей и интересов личность и общества.

Вопрос о правоте чувства вины или долга зависти от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.

Различия между долгом и виной:

  1. Долг – направляет, указывает, требует. Он априорен, то есть всегда знает, чего от тебя хочет. И спрашивает по максимуму, - точнее, «от сих до сих», не меньше и не больше. С точки зрения самого долга (и «людей долга») одно только сомнение в его правоте - есть уже непослушание, нарушение долга.  Вина именно судит, и почти не умеет указывать и направлять - разве что в слишком очевидных «минимальных» случаях, которые вина лишь и согласна почитать за долг. Она заново переживает тобою прожитое и даже только помысленное и даже за честно исполненным долгом способна обнаружить обстоятельства и намерения, в которых ты, может быть, не хотел отдать себе отчета – и говорит тебе всю правду о тебе.

  1. Больше всего долг боится - поблажек и послаблений. Чувство вины не дает поблажек. Всякому мыслящему по опыту известно, что спрятаться от правды все равно невозможно.

  1. Долг, в идеале, предустановлен, заповеден, и, как говорилось, ничем не смеет поступиться в пользу ситуации. Долг – нормативен. Он равен для всех, то есть знает и то, в чем долг другого, и, как закон в государстве, «обратной силы не имеет». Чувство вины – процесс, никогда не могущий быть завершенным, – так оно уже потому, что никогда не бывает исчерпанным смысл ситуаций, который она пытается постичь. Чувство вины - ситуативно и индивидуализировано, то есть никто не компетентен в том, что правильно для всех вообще.

  1. Долг по отношению к ближнему – лишь частный случай того, что полагается делать в общем случае; он абстрактен; не для ближнего исполняется долг, а для самого долга.  
    Чувство вины конкретно. Все, что оно требует сделать для ближнего, надо делать лишь для него самого.

  1. Долг презирает всякую жалость. Жалость – расслабляет. Тогда как, кроме решимости, которая требуется настоящему чувству долга, нам может не хватать только одного – силы.  
    Долг вообще не сочувствует: во-первых это не его дело, личности его не занимают, а во- вторых, это значило бы – уважать слабость. А он уважает силу. Безжалостный, по сути, – синоним бессовестного. Чувство долга у безжалостного вполне может быть, но только не совесть. Ибо чувство вины запрашивает о добре и зле безусловных, остающихся за вычетом любых правил и установлений, а таковые – лишь жизнь и смерть, радость и боль. Жалость – инстинкт сочувствия всякой жизни. Чувство вины – сочувствие, помноженное на ответственность.

Информация о работе Психология совести