Психологическое консультирование в момент кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.
В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности и т. д.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
I Глава Возрастные кризисы как следствие развития. Общие принципы возрастного психического развития…………………………………………..5
1.1. Кризисы по возрастным параметрам…………………………….5
1.2. Общее понятие и симптомы кризиса семи лет…………………..11
1.3. Переживания и психологические защиты ребенка сопутствующих кризису 7 лет, а также рекомендации для родителей…………………………..23
II Глава Психологическая помощь в преодалении кризиса 7 лет……….31
1.1. Технология оказания психологической помощи на примере конкретной ситуации………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………43

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая юля.docx

— 80.25 Кб (Скачать документ)

Реакция на критику. Также один из наименее часто встречающихся симптомов. Имеются в виду неадекватные реакции на высказанное или продемонстрированное иным образом отношение родителей к поведению, действиям, продуктам деятельности ребенка. Дети, как отмечают родители, демонстрируя им нечто, ждут похвалы, а если получают критические замечания, обижаются, начинают обвинять родителей в невнимательности, в некомпетентности. Особенно ярко данный симптом проявляется в случае критики относительно "школьных" занятий. Когда ребенок начинает "учиться" (выполнять некоторые задания, пробовать писать, считать и т. п.), он показывает результаты своей работы родителям, ожидая похвалы. Если же ребенка в этом случае не хвалят, а указывают на недочеты его работы, он бурно реагирует: плачет, заявляет, что мать (отец) ничего в этом не понимает.

Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов).

Сам перечень ключевых тем разговоров детей шести-семи лет свидетельствует  о выходе за пределы конкретной ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Возникновение интереса к общим  вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти  свое место в мире. Отсюда и обращение  к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов.

Характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. При  этом он делает это в присутствии  взрослого, как бы обращаясь к  нему как к эксперту. Ребенок "проверяет" правильность своих рассуждений, следя  за реакцией взрослого. Кроме того, в этом типе поведения есть и черты  ранее описанной рассудительности. Хотя рассуждения ребенка и бывают порой достаточно наивными, попытка  самостоятельно проанализировать полученные от взрослого сведения составляет отличие  от вопрошания в более младшем  возрасте.

Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес  ребенка к истории семьи, к  семейным связям. Это вопросы о  дальних родственниках, о детстве  родителей, о живущих далеко (или  покойных) дедушках и бабушках. Отмечается также интерес к семейному  архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям  изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей[11,с.171].

Самостоятельность. Желание делать что-то (как правило, по дому) самостоятельно в роли взрослого. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших. Например, "с удовольствием стирает свои вещи". Или "просит разрешения самому сходить за хлебом". Характерны следующие высказывания родителей: "Просишь - не делает, если сам вызвался, делает с охотой" или "Любит выполнять некоторые домашние дела, но самостоятельно, без указания".

Ребенок стремится к самостоятельности, но она возникает как целостная, независимая от взрослого ситуация, а не как действие внутри "чужой" ситуации, поэтому касается в основном дел, в которых ребенок ранее  не участвовал. Можно отметить противоречивость возникающей самостоятельности: стремление к независимому действованию и одновременно отказ от выполнения чего-то, о чем  попросили родители.

Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям, постепенно замещающим (по времени) игру. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т. п. За подобными занятиями дети проводят все больше времени. Характерна для ребенка ценность получаемого им в самостоятельных занятиях результата. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется родителям. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит и отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности. Например, типично следующее высказывание родителей: "Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей".

У ребенка возникает представление  об объективной ценности созданного. Правда, это касается ранее возникших  видов самостоятельной продуктивной деятельности, в новых видах детского творчества ребенок до определенного  времени остается некритичным. Возникшее  ранее (рисование) оценивается строго на основе появляющихся к этому возрасту эталонов, вновь возникающее ценно  пока еще само по себе, как результат  собственных усилий, как самостоятельно избранный вид работы.

Школа. Ребенок на седьмом году жизни начинает интересоваться школой и беспокоиться относительно своей успешности в ней. Детский сад (даже если подготовительная группа в нем называется "мини-школа") не воспринимается как школа даже теми детьми, которые пришли туда лишь в последний год именно готовиться к школе.

Разговоры о школе начинаются после  того или непосредственно перед  тем, как ребенка туда сводили  записываться. Посетив школу, дети начинают беспокоиться: как пойдут в школу, будут ли там ставить оценки, все  ли готово к школе, нужна ли форма  и т. д. Темы обсуждения касаются формальной стороны школьной жизни, особый интерес  вызывает фигура учителя - строгая ли, наказывает ли и т. д.

Таким образом, отношение ребенка  к близкому взрослому на седьмом  году жизни коренным образом изменяется. Родители отмчают возникновение  новых форм поведения детей в  семье, касающихся отношений с близкими взрослыми. Все перечисленные поведенческие  характеристики можно условно разбить  на три категории.

До определенного времени данные правила были само собой разумеющимися, едиными и неделимыми для всех - для матери (отца, других членов семьи) и ребенка. Но "вдруг" они стали  выделяться ребенком в самостоятельные  правила, не им установленные. И эти  правила ребенок стремится нарушить доступным ему в силу конкретной домашней ситуации способом. Он начинает спорить по поводу необходимости их выполнения, делает вид, что не слышит обращенного к нему требования и т. д.

Во всех этих случаях ребенок  противопоставляет собственную  позицию позиции родителей. На седьмом  году жизни в целостном отношении  к близкому взрослому выделяется отношение к правилу, заданному родителями. В первый момент своего возникновения отношение к правилу, заданному близким взрослым, оказывается отрицательным, первая реакция на его выделение - нарушение. Параллельно с этим возникает и отрицание иных требований родителей - сиюминутных просьб, приказаний.

Почти одновременно возникают собственные  занятия (новые продуктивные виды деятельности) и стремление к выполнению некоторых  новых домашних обязанностей, ранее  не принадлежавших ребенку. Это свидетельствует  об изменении места ребенка в  семейных отношениях. Принятие на себя новых обязанностей может быть рассмотрено  как попытка встать в новую  взрослую позицию по отношению к  семье. В ситуациях проявления этого  нового отношения ребенок не возражает  против напоминания о его вновь  взятых на себя обязанностях. Он с готовностью  выполняет то, о чем ему напомнили. Подобная готовность, однако, может  быть очень кратковременной. Как  только новая обязанность превращается в рутинную, отношение к ней  приобретает все черты отношения  к правилам, заданным родителями.

Ребенок пробует взять на себя новые  обязанности, тем самым как бы исполняя роль взрослого. Он, как взрослый, сам решает, что, как и когда  сделать, и затем исполняет задуманное. При исполнении новых обязанностей ребенок сам обращается к близкому взрослому за советом, помощью, за экспертной оценкой сделанного.

Симптомы второй категории носят  нейтральный характер. Родители сообщают об интересе к внешнему виду, о новом "взрослом" поведении ребенка  с некоторой иронией. Действительно, подобное поведение ребенка может вызвать улыбку. Ребенок пробует себя в роли взрослого. И в этих ситуациях ребенок с готовностью обсуждает с родителями, со старшими братьями и сестрами, что ему надеть завтра, как причесаться и т. п. Рассуждая о политике, ребенок обсуждает услышанное именно с родителями, таким образом демонстрируя им свою взрослость. Обращаясь к младшей сестре с требованием вести себя прилично, тем ставя себя в позицию взрослого члена семьи, ребенок также делает это или буквально на глазах родителей или в их условном присутствии. Он вновь демонстрирует свою взрослость.

Особенности переживаний  ребенка, сопутствующих кризису 7 лет:

- переживания становятся осмысленными, то есть ребенок начинает понимать  значение выражений: «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я  добрый», может осознанно ориентироваться  в собственных переживаниях;

- ребенок учится обобщать свои  переживания, то есть если с  ним много раз повторяется  одна и та же ситуация, он  способен её проанализировать  и сделать определенные выводы. Это имеет определенный смысл  – обобщая свои переживания,  ребенок формирует отношение  к самому себе, собственную самооценку;

- в результате осмысления своих  переживаний ребенок может почувствовать  какую-то борьбу между ними, что  также выразится в беспокойстве.

Как уже говорилось, ребенок к  началу кризиса 7 лет начинает ощущать  себя как взрослым, что проявляется  в его острой потребности быть «взрослым», разговаривать и одеваться, как взрослый, требовать к себе отношения, как к взрослому. Во многом этому способствуют сами родители, которые часто говорят дошкольнику, что он станет взрослым, когда пойдёт в первый класс. И дождавшись этого  счастливого дня, ребенок свято  верит, что он автоматически стал взрослым и вправе требовать к  себе соответствующего отношения. С  этим связано и новообразование  в психологии 7-летнего ребенка, получившее название «внутренней позиции школьника». Вообще, это новообразование начинает формироваться в среднем с 5-летнего возраста: сначала дети мечтают о школе, о том, как они буду заниматься в школе по-настоящему серьёзными делами, а ближе к 7 годам у них возникает реальная потребность в получении новых знаний и поступлении в школу.

Каковы же этапы становления  позиции школьника и его мотивации

Их выделяют 3:

1) В 6 лет у ребенка появляется  желание пойти в школу, но  оно пока направлено только  на внешнюю форму, без учёта  содержательного момента школьной  жизни. Другими словами, малышу  нравится слушать рассказы о  школе, ему интересно, есть  ли там форма, как организуются  уроки и перемены, внешние атрибуты  школы. Но эта позиция, по  сути, ещё дошкольная – ребенок  не думает об обязанностях, которые  на него налагает школа, не  думает об обязательном изменении  своего распорядка дня и т.д.  Для него важна только внешняя  форма.

2) Чуть позже ребенок уже учитывает  и содержательные моменты школьной  жизни, но, в основном, его внимание  направлено на социальные аспекты,  а не на учебные. Другими  словами, школа привлекает ребенка  возможностью завести новые знакомства, возможностью быть «как все» (ведь  общество говорит, что всем  надо учиться в школе), а не  чему-то научиться.

3) Во время кризиса 7 лет у  ребенка уже начинает появляться  настоящая «позиция школьника», выражающаяся не только в социальной, но и в учебной заинтересованности. Но полностью эта позиция формируется  только к восьми годам.

Во время кризиса 7 лет идет активное развитие мотивационной сферы, возникают  новые мотивы поведения, особое значение среди которых занимают мотивы, побуждающие  ребенка идти в школу. Это следующие  мотивы:

- познавательный (учебный) мотив,  то есть желание учиться и  познавать что-то новое;

- широкие социальные мотивы, то  есть ребенок принимает общее  мнение о том, что учиться  необходимо;

- позиционный мотив, то есть  желание ребенка занять новое  положение в обществе;

- внешние по отношению к самой  учебе мотивы, то есть те, которые  сопровождают внешнюю сторону  обучения в школе, например, подчинение  требованиям взрослых;

- игровой мотив, то есть расчёт  на то, что учебная жизнь –  это своеобразная игра;

- мотив получения высокой оценки, то есть ожидание похвалы учителя  и самоутверждения за счёт  этого в среде сверстников[11,171-179].

    1. Переживания и психологические защиты ребенка сопутствующих кризису 7 лет, а также рекомендации для родителей.

 

Переживания ребенка  и механизмы психологической  защиты

Противоречивые переживания  ребенка могут усугублять его  внутреннюю напряженность. Внутренний дискомфорт вызывает и другое противоречие, с одной стороны, стремление к  независимости в действиях и  поступках, с другой - отказ от выполнения того, о чем попросили родители. Несмотря на непослушание, споры с  родителями, ребенку очень важно  их мнение, оценка его достижений. И  конечно, как и в любой кризисный  период, ребенок становится более  уязвимым, чувствительным к различным  неблагоприятным воздействиям. Ему  необходима эмоциональная поддержка  и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

В тех случаях, когда ребенок  не может прямо выразить свое состояние, начинают действовать механизмы  психологической защиты. Рассмотрим некоторые из них (по материалам работ И. М. Никольской и Р. М. Грановской)[9,с.76].

Отчуждение (или изоляция) - это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или при воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Ребенок отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир. В связи с активным развитием воображения в старшем дошкольном возрасте этот защитный механизм может особенно часто включаться у впечатлительных, ранимых детей.

Информация о работе Психологическое консультирование в момент кризиса