Протестное поведение как предпосылка к совершению преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Определить влияние протеста на предрасположенность к делинквентному поведению в юношеском возрасте.
Задачи исследования. На основе поставленных целей нами были определены следующие задачи:
Рассмотреть личностно-психологические особенности протеста и криминального поведения в психологической литературе.
Исследовать взгляды разных авторов на типологию преступников и психологические особенности личности делинквентного поведения.

Содержание

Введение…………………………………….……………………………...3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОТЕСТА И МОТИВАЦИИ КРИМИНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ………………...……………5
1.1 Понятие протеста в различных концепциях………….………..……..5
1.2 Психологические предпосылки преступлений………………..…….25
1.3 Психологические предпосылки проявления экстремизма в молодежной среде и криминальное поведение молодежи……...…………….32
2.ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………....61
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………...…63
Заключение………..………………………………………………………70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...……73

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Что дает молодым людям пребывание в неформальных объединениях и почему они стремятся к неформальным объединениям? Согласно проведенным исследованиям это связано с тем, что, как утверждают сами молодые люди, в подобных объединениях они получают: взаимопонимание и поддержку (63,9% опрошенных); возможность проявить свою индивидуальность (36,5%); помощь в получении представления о реальной жизни и определение своего места в ней (26,3%); помощь в решении личных проблем (28,1%); помощь в приобретении необходимого жизненного опыта (15,3%); помощь в формировании жизненных принципов (12,5%).[60]

Психологические особенности молодого человека диктуют форму поведения: он не может находиться в изоляции и ищет группу, в которой был бы равным. Семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать молодому человеку такую группу.

В действительности так называемая групповая динамика помогает молодежи выжить в окружающих их стрессах и информационном хаосе. Они спонтанно и неосознанно стремятся к объединению. Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.

В качестве одного из возможных вариантов  может быть предложена следующая  классификация существующих в настоящее  время неформальных группировок  молодежи: общественно-политические; социально-культурные; решающие задачи прикладного характера; клубы социальной защиты; религиозные; экологические (например, Green peace); правозащитные; спортивные; спортивные и музыкальные фанаты; асоциальные, культивирующие свободное времяпрепровождение (например, “панки”); националистические; историко-патриотические; криминальные.

Неформальные группировки молодежи делятся также на: группировки  с преобразовательной или критической  программой; группировки, культивирующие уход от решения насущных проблем, пропагандирующие нежелание иметь с обществом никаких формализованных отношений; группировки намеренно агрессивного поведения, которые в свою очередь подразделяются на: истинно агрессивные; демонстративные.

В неформальных группировках действуют специфические негативные способы самоутверждения молодых людей, в том числе: невыполнение основных социальных обязанностей; невыполнение принятых в обществе стандартов поведения; аморальное поведение; совершение правонарушения.

Психологи утверждают, что анонимность действий в группировке влечет размывание личной вины. Поэтому молодые люди чувствуют себя в ней комфортно, они имеют возможность “выплеснуть” накопившуюся отрицательную энергию и при этом не ощущают каких-либо нравственных терзаний. Так, 31% подростков заявляют, что они не порвут со своей группой ни при каких обстоятельствах.[2, 6, 30, 68]

Таким образом, неформальная группировка  молодежи — это юридически неоформленное  общество людей, объединенное совместным делом, не укладывающееся в принятые официальные структуры, осознающее свою относительную замкнутость, возникающее и функционирующее на базе симпатий, интересов, свободного времяпрепровождения.

В свою очередь, неформальная преступная группировка молодежи — это устойчивое объединение лиц, склонных к агрессивному противоправному поведению, с элементами вертикальной жесткой структуры, имеющее взрослого человека с преступным прошлым в качестве либо консультанта, либо, что значительно реже, полноправного руководителя. В такие группировки объединяются молодые люди с клеймом “социального аутсайдерства” (из неполных или неблагополучных семей; занимающиеся неквалифицированным физическим трудом; имеющие плохую успеваемость в учебных заведениях; обладающие пристрастием к алкогольным напиткам, наркотикам и т.д.). Причем “социальное аутсайдерство” — это то общее, что зачастую сближает подростков и притягивает их друг к другу.[44]

Помимо прочего, конформизм, который  в принципе отличает подростковую психологию, облегчает вовлечение молодых людей  в преступную деятельность взрослыми. Происходит это посредством так называемого “замазывания” новичка. Обычно сначала ему оказывают помощь в каком-либо вопросе, а затем принуждают к совершению противоправного деяния чаще всего под предлогом оказания дружеской поддержки другим членам группировки.

Согласно проведенным исследованиям  преступные взрослые “авторитеты”, являющиеся консультантами либо руководителями неформальных криминальных объединений молодых  людей, принимающие участие в  организации и совершении преступлений, назначении времени драк между противоборствующими группировками, собирании денег под видом уплаты членских взносов у подростков, выявляются в 36% изученных уголовных дел.

Кстати, “войны” между различными объединениями молодых людей  — единственно возможная форма существования группировок с асоциальной направленностью. Главная идея таких массовых драк — это защита “своих” от “чужих”. Нигде так не сплачивается коллектив подростков, как в массовой потасовке. Кроме того, в таких экстремальных ситуациях проверяется каждый из членов группировки и выясняются лидерские способности “вожака”. При этом новое поколение бандитов ценит семейные узы. Втягивая в преступную деятельность молодежь, они оберегают их от наркотиков, готовя к главному — безоглядной преданности главарю.

Необходимо отметить следующие  черты лидера неформальной группировки  молодых людей: наличие хороших  организаторских способностей; умение расположить к себе окружающих, хорошее  знание на бытовом уровне психологии своих сверстников; компетентность в решении вопросов групповой деятельности; отличное физическое развитие.

Принято считать, что лидеры утверждают свою власть с помощью кулака. Это  не так. Они пользуются уважением  молчаливого большинства. Неправильно  утверждать, что лидеры преступных групп вольны в выборе своих средств, они тоже люди зависимые и вынуждены считаться со множеством факторов (мнением большинства, писаными и неписаными правилами поведения, необходимостью принятия справедливых, в понимании несовершеннолетних правонарушителей, решений и т.п.).

Следует особо подчеркнуть, что, однажды  возникнув, неформальные молодежные формирования  криминальной направленности никогда  не исчезают бесследно и внутри них  идут постоянные процессы обновления и появления новых интересов.

Таким образом, объединение молодежи в неформальные группировки является закономерным процессом, причем группировки асоциальной и откровенно криминальной направленности становятся самыми устойчивыми и опасными и участие в них молодых людей наносит существенный ущерб для их психики и самым негативным образом влияет на последующее становление и развитие их личности.[17, 42, 44, 47, 93]

Здесь так же необходимо рассмотреть  такое понятие, как «молодежная  субкультура» и её влияние на формирование молодежной преступности.

Если под культурой понимать специфически человеческий способ жизнедеятельности, обеспечивающий социальное наследование, а под образом жизни — относительно устойчивые, типичные для конкретного общества (группы, класса) формы жизнедеятельности, то сообщества с преобладанием ценностей, норм, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе (“общепринятых”), образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую, религиозно-культовую, криминальную и др.).

Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды, деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе или провозглашаемым и принимаемым им. Социально-экономические предпосылки образования субкультур — социальная неоднородность, неравенство, несправедливость, “социальная неустроенность” индивидов (Под “социальной неустроенностью” нами понимается несоответствие между личностными свойствами, характеристиками индивида и требованиями занимаемой им социальной позиции (мещанин во дворянстве, дурак в министерском кресле, талант в роли истопника или сторожа...)). Социально-психологические факторы формирования субкультурных сообществ — потребность людей в объединении, психологической защите, потребность быть “понятым”, самоутвердиться среди себе подобных. “Вообще они бегут не "куда", а "откуда". От нас они бегут, из нашего мира они бегут в свой мир... Мир этот непохож на наш и не может быть похож, потому что создается вопреки нашему, наоборот от нашего и в укор нашему. Мы этот их мир ненавидим и во всем виним, а винить-то надо нам самих себя” (Стругацкий А., Стругацкий Б. Отягощенные злом, или сорок лет спустя// Юность. 1988. № 6. С. 31).

Субкультурные сообщества тем более  сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более жестко и категорически  ею отвергаются. Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголиков, но меньше, чем криминальная или тюремная субкультуры.

Подростковая субкультура и  делинквентная или криминальная подростковая субкультуры не одно и  то же. Так, например, подростковой субкультуре в целом могут быть присущи некоторые общие языковые особенности, относительно негативное или настороженное отношение ко взрослым, предпочитаемые виды досуговой деятельности (дискотеки, “тусовки” и др.), одежды, даже питания и напитков.

Делинквентная (или девиантная) субкультуры  неоднородны. Так, Р. Клауорд и Л. Оулин различают ретритистскую (чаще всего наркотическую), конфликтную  и преступную субкультуры (Клауорд  Р., Оулин Л. Дифференциация субкультуры//Социология преступности. М.: Прогресс, 1966. С. 334-354). Г. Забрянский, на основе отечественного опыта, предлагает сложную классификацию подростковых групп (Забрянский Г. (1997) Указ. соч. С. 119-143). По критерию “отношение группы к обществу” различаются группы позитивно направленные, нейтральные и негативно направленные (“асоциальные”). Ясно, что криминологию интересуют асоциальные группы. Они различаются прежде всего по содержанию “асоциальной” деятельности: нарушающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, кроме уголовных; предкриминальные и совершающие преступления (криминальные или преступные). Критериями вторичной классификации служат место формирования (город или деревня, определенные районы города и т. п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).

Важной характеристикой молодежной преступности является связь с организованной преступностью. Особенно это касается несовершеннолетних, т.к. использование  их в организованной преступной деятельности требует меньших материальных затрат, в силу недостаточной самостоятельности в суждениях, оценках, легче поддаются манипулированию и их правонарушающее поведение чаще остается скрытым.

Если же сопоставить темпы роста  преступности среди различных возрастных групп за последние 8-10 лет, отмечает Г.И. Фильченков, то окажется, что по мере перехода к младшим возрастным группам они резко возрастают[140]. Так, среди лиц в возрасте от 25 до 29 лет преступность увеличилась на 13%, от 18 до 24 лет - на 65%, а в группе несовершеннолетних - почти на 80%. Иными словами, в младших возрастных группах преступность растет опережающими темпами и, следовательно, речь идет об очевидном процессе активного омоложения преступности.[63]

Вместе с тем демографическая  статистика последних лет свидетельствует  о том, что на долю молодежи в целом приходится лишь около 15% населения страны. Таким образом, налицо явная диспропорция, когда уровень криминальной активности молодежи почти в три раза превосходит ее долю в структуре населения страны.

Все перечисленные факты таят в  себе не мало угроз. Встав в юном возрасте на противоправный путь подросток, юноша, молодой человек крепко связывает себя с криминальным миром, тем самым предопределяя всю свою дальнейшую судьбу.

Рассматривая это явление как  относительно массовое, следует отметить опасность дальнейшей и более глубокой криминализации молодежной среды в целом. Согласно исследовательским данным, в настоящее время около 1/3 молодых людей допускают для себя возможность участия в криминальных группировка .[46]

Таким образом, возрастание озлобленности  в купе с идеей социальной невостребованности и бесперспективности в сознании подавляющего большинства молодежи усугубляет острую ситуацию молодежной преступности, затягивая и углубляя ее.

 

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследование проводилось на базе Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма. В исследовании приняли участие студенты спортивного факультета в возрасте от 19 до 23 лет, а так же молодые люди идентичной возрастной группы подозреваемые в совершении противоправных действий (хулиганство, экстремизм).

 В проведении исследования участвовали 53 человека, из них юношей –35, девушек –18 .

Для реализации задач исследования была разработана схема исследования и подобраны согласно решаемым задачам методы.

Методы исследования:

Обобщение специальной литературы по данной тематике, включая соответствующие статьи из периодической печати.

Методика исследования протестного поведения личности Гусейнова А.Ш. Данная опросная методика путем степени согласия с предложенными утверждениями позволяет выявить уровень протеста личности.

Методика исследования личностных и характерологических особенностей – «мини мульт» Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 — оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.

Информация о работе Протестное поведение как предпосылка к совершению преступления