Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:33, контрольная работа
Достаточно сложно (а то и невозможно) "договориться с самим собой". Множество различных вопросов касаемых человеческой психики - уже рассмотрено (за более чем столетнюю историю существования психоанализа, и несколько вековую - философии). И данное исследование, с одной стороны, может быть повторением (прошлого опыта). А с другой - проецированием восприятия внутренних (психических) ощущений - на нынешний, XXI век. Но для нашего исследования полученные выводы способны быть достаточно интересны. Поэтому, я вполне допускаю, что в какой-то своей части, изложенное мной, может повторять отдельные (уже известные) моменты; а в чем-то - дополнять их.
Вступление. Общий обзор рассматриваемой проблемы;
Общее устройство человеческой психики;
Достижение внутренней гармонии как фактор приспособления к меняющимся условиям внешней среды;
Регрессия – один из механизмов защиты психики;
Тревожность и беспокойство. Синдром ошибочного присутствия "чувства вины";
Страх и бессознательное. Невротические следствия развития фобических проявлений.
Критическое начало. Переосмысление жизненных позиций - как позитивный аспект влияния психико-травматических (депрессивных) ситуаций.
Заключение.
...в человеке живут задатки разнообразнейших первичных позывов, окончательное направление которых определяется переживаниями раннего детства. Пределы воспитуемости человека ставят... границы эффективности... перемены культуры".
Подытожив сказанное, делаем вывод: невозможно реализовать в современном обществе первичные желания (находящиеся в данном случае в бессознательном индивида), что способствуют нарушению внутренней гармонии. Как же этого избежать?
Известно, что первичные желания имеют достаточную силу в человеке (всегда «живут», «спят» в нем). «Желания дикаря» - никогда не исчезнут. Наоборот - они будут постоянно пытаться самореализоваться. Сверх-Я (супер-эго) та составляющая часть психики, которая стоит на пути рассматриваемых нами инстинктов, преграждая ее и мешая проникнуть в сознание (куда и стремиться бессознательное; причем, роль сознания также важна. В применении к экономике, мы можем сравнить бессознательное - с банковских вкладом, а сознание - с возможностью обналичить перечисленные средства). Два других: Я и Оно. В данном случае - Я- сознание; Оно- бессознательное.
В данном случае, Сверх-Я выступает в роли цензора: решающего: пропустить или не пропустить ту или информацию из бессознательного в сознание.
Фрейд считал, что Сверх-Я формируется в раннем детстве, и напрямую исходит их Эдипова комплекса, являя собой: систему отцовских норм и запретов. (Как известно, именно отец в свое время стоит на пути воплощения бессознательных желаний ребенка в отношении к матери; или наоборот - мать - так называемый комплекс Электры - в случае если ребенок женского пола).
"Исследуя Сверх-Я, - пишет Лейбин, Фрейд показал, что эта инстанция олицетворяет собой авторитет родителей: Оно также наблюдает за Я, руководит им и угрожает ему, как это делали раннее родители в отношении ребенка... Сверх-Я тесно связано с Эдиповым комплексом: оно окончательно оформляется у ребенка после прохождения стадии этого комплекса на основе эмоциональных отношений между ребенком и его родителями, т. е. тех отношений, которые характеризуются амбивалентностями, включающей в себя чувства любви и ненависти, привязанности и страха".
На основе сказанного, мы можем сделать заключение, что культура (являющаяся фактором цивилизации) - берет на себя роль: Сверх-Я, - выступая, своего рода, ограничителем возможностей воплощения первичных желаний, реализации инстинктов в современном обществе.
Рассмотрим случаи, когда бессознательное индивида «взбунтовалось». Тогда, мы можем говорить о двух способах (возможностях) реализации данных желаний в современном обществе. Все они, по сути, трагичны и имеют свои дальнейшие последствия.
Нам известно, что природа предусмотрела и щадящие (не наносят какого-либо вреда для психики) способы воплощения первичных желаний в действительность.
Игра, по сути, всегда: достаточно условна. В практике, встречается немало примеров, когда способность (индивида) играть - приобретает профессиональный статус. Например, профессия актера (кино), артиста (театр), клоуна. Ровно, как и профессия режиссера, сценариста, музыканта, писателя, мультипликатора. Все это есть ничто иное, как "законное" отыгрывание фантазий бессознательного. Причем свою истинную личность - вымышленным образом. Примечательно то, что это - большинству из них удается.
Чтобы достичь внутренней гармонии и стать гармоничной личностью, наша задача в том, чтобы: удержать подобные (первичные) желания - в бессознательном. И не дать им - вырваться наружу. Поэтому, чем меньше (времени) мы находимся в «измененных состояний сознания» - ИСС (алкогольное и наркотическое опьянение - типичные характеристики ИСС), тем больше шансов - на сдерживание цензурой психики (Сверх-Я, супер-эго) нашего бессознательного. Со всеми его тайнами, соблазнами, затаившимися - желаниями.
Вспомним, что же такое образ? Образ - это не что иное, как: вымышленное (иллюзорное) представление индивида о себе.
В зависимости от ситуаций собственной жизни - индивид вынужден (зачастую бессознательно) примерять ту или иную маску (маска - как следствие последующего формирования образа), которая, на его взгляд, будет способствовать его адаптации к условиям внешней среды.
Тогда как отдельный индивид - способен высвободиться от навязываемых ему (самим обществом, жизнью - в социуме) стереотипов. Но в ответ - он расплачивается: симптоматикой какого-нибудь заболевания: от истерии, невроза или синдрома навязчивых состояний - до шизофрении, галлюцинаторного бреда, паранойи... Включая, быть может, и еще более тяжкие формы настоящей патопсихологии. Что уже напрямую относится к ведению клинической (и стационарной) - психиатрии.
Итак, Фрейд видел именно в культуре (цивилизации) причину развития в психике индивида - неврозов и т. п. заболеваний. Тогда как высвобождение (в данном случае - искусственное) от требований и норм, навязываемых цивилизацией, как бы возвращает индивида: к первобытнообщинным паттернам поведения. К архаичному (инфантильному) составляющему психики. А значит перед нами - (искусственное) высвобождение психики индивида: от (свойственных ей) тревог, беспокойств и т. п.; от страданий. Тем самым, мы способствуем: исцелению индивида (пусть и искусственно). Высвобождению его от различных комплексов, и что, пожалуй, самое главное, от симптоматики психических заболеваний. Что поистине - бесценно.
Тема регрессии - имеет несомненное значение в объяснении теории психоанализа. Являясь одной из форм защиты психики - регрессия служит, своеобразной, "лакмусовой бумагой" болезни. Так или иначе, подобные механизмы (защиты психики) могут быть вызваны, как минимум, двумя причинами:
В первом случае, мы говорим - о вполне "здоровом" состоянии психики. Во втором, о механизмах развития психических заболеваний. В одном - индивид: вполне сознательно погружая себя в состояние, свойственное инфантильному укладу архаичной психики первобытного человека (с его вседозволенностью удовлетворения первичных желаний) - все же: "контролирует ситуацию". И при желании - может (способен) вернуться обратно. В другом случае, психика индивида уже отказывается воспринимать действительность. Это, своего рода, бегство: в болезнь. В детство. И возвращение обратно, в данном случае, достаточно проблематично.
Фенихель предлагал различать два вида регрессии.
А) В одном случае - это так называемая регрессия от взрослых форм сексуальности к инфантильным формам. "Эта регрессия является предпосылкой неврозов, замечает он. Любое разочарование или угроза могут способствовать возвращению к стадиям инфантильной сексуальности, на которых имеется бессознательная фиксация, иными словами, к вытесненным влечениям, оставшимися неизменными на бессознательном уровне. Однако невроз разовьется только в случае, если мобилизация инфантильной сексуальности приведет к возобновлению старых конфликтов, бушевавших вокруг нее в детстве. Регрессия к инфантильной сексуальности может ограничиться ведущей эрогенной зоной, чтобы, например, орально фиксированный истеричный индивид выразил свои генитальные эдиповы желания в фантазиях о фелляции или оральных симптомах. Возможна и полная регрессия, когда не только окончательно сформированные генитальные желания выражаются прегенитальным путем, но также весь прегенитальный комплекс, включая такие характеристики, как амбивалентность и бисексуальность, замещает генитальность. В известном смысле типичный компульсивный невротик отказывается от генитальности и вновь становится анально-садистичным».
Б) «Второй особый случай регрессии - регрессия к первичному нарциссизму, или к стадии развития, предшествующей дифференциации Эго и Ид. Если случается эта глубочайшая регрессия, то имеет место возобновление самого старого типа защиты - блокирования эго».
Но уже, так или иначе: регрессия - не только необходима, но и оправданна. И даже когда наступают "необратимые последствия", вызванные развитием психических заболеваний - все равно достигается единый результат: сохранение жизни индивида. А это, воистину, замечательно.
5. Тревожность и беспокойство. Синдром ошибочного присутствия "чувства вины".
Необходимо проследить пути возникновения подобных состояний. И, на мой взгляд, и развитие состояния тревожности, и развитие состояния беспокойства - базируются на развитии (и, прежде всего, возникновении) чувства вины.
Именно чувство вины, по нашему мнению, является причиной возникновения нарушений психического здоровья. Отклонений - от принятых норм. Норм поведения - ориентированных, опять же, на, своего рода, стереотипичность восприятия индивида - в социуме. По отношению - к социуму.
Начало зарождения чувства вины в индивиде, Фрейд видел в Эдиповом комплексе. Когда ребенок испытывает либидозные инстинкты по отношению к матери, а значит - и чувство вины: из-за сего факта.
"Самым важным событием... истории детской сексуальной жизни, - пишет Волошинов, - является половое влечение к матери и связанная с ним ненависть к отцу, так называемый эдипов комплекс... Первым объектом эротических влечений человека... - является его мать. Отношения ребенка к матери с самого начала резко сексуальны... ребенок тянется в постель к матери, прижимается к ее телу, и смутная память его организма влечет его к... возвращению назад (в тело матери). Таким образом, ребенка органически влечет к инцесту (кровосмесительству). Рождение инцестуозных желаний, чувств и представлений при этом совершенно неизбежно.
Союзником в этих влечениях маленького Эдипа становится его отец, который навлекает на себя ненависть сына. Ведь отец вмешивается в отношение ребенка к матери, не позволяет брать его в постель, заставляет быть самостоятельным, обходиться без материнской помощи и пр. Отсюда у ребенка является инфантильное желание смерти отца, которая позволила бы ему нераздельно владеть матерью. Так как в душе ребенка в ту эпоху его развития еще нераздельно господствует принцип наслаждения, то нет никакого предела для развития, как и инцестуозных, так и враждебных стремлений, желаний и связанных с ними разнообразных чувств и образов.
Когда принцип реальности получает силу, и голос отца с его запретами начинает мало-помалу перерабатываться в голос собственной совести, - начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными влечениями, и они вытесняются в бессознательное. Весь эдипов комплекс подвергается полной амнезии (забвению). На месте вытесненных влечений рождаются страх и стыд; их вызывает в душе сама мысль о возможности полового влечения к матери. Цензура прекрасно выполнила свое дело: легальное - так сказать, официальное - сознание человека со всей искренностью протестует против самого намека на возможность эдипова комплекса".
Также, прослеживая развитие в психике индивида чувства вины, Фрейд предлагает нам вернуться еще дальше назад, к первобытнообщинному строю; доказывая, что чувство вины было вызвано: убийством главы (вождя) племени (убийство отца - старшими сыновьями). После убийства - наступает "поедание" праотца. "Представим себе, - пишет Фрейд, картину такой тотемической трапезы... клан умерщвляет жестоким образом свой тотем по торжественному поводу и съедает...; при этом члены клана по внешнему виду имеют сходство с тотемом, подражают его звукам и движениям, как будто хотят подчеркнуть свое тождество с ним. При этом акте сознают, что совершают запрещенное каждому в отдельности действие, которое может быть оправданно только участием всех; никто не может также отказаться от участия в умерщвлении и в трапезе. По совершении... оплакивают...