Ложь в системе ценностных ориентаций младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические исследование понятий «ценности», «ценностные ориентации» и «детская ложь»
1.1Понятие и сущностные характеристики «ценностей», «ценностные ориентации»
1.2Теоретическое исследование понятия «детская ложь»
1.2.1 Социальные корни детской лжи
1.2.2Виды и признаки детской лжи
1.3 Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте
Глава 2 Исследование уровня развития ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста
2.1 Анализ методов исследования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.2.1 Методика «Исследование ценностных ориентаций» (Е.Фанталова)
2.2.2 Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
2.2.3 Анкета «Детская ложь»
2.3Формирующий эксперимент
2.3.1 Описание программы за месяц
2.4 Контрольный эксперимент
2.4.1 Результаты исследования ценностных ориентаций
2.4.2 Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов
Заключение (выводы, рекомендации)
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Diplom.docx

— 128.93 Кб (Скачать документ)

Так, В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов метафорически называют ценности «осью сознания», полагая, что вокруг этой оси организуется восприятие человеком мира. Такой контекст рассмотрения проблемы ценностей достаточно приближен к психологическому подходу, В психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы [16; 67]. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Ю. М. Жуков определяет ценностные ориентации как «хорошо осознанные ценности». Поэтому понимание ценностей в психологии тесно связано с проблемой аттитюда, причем иногда ценность понимается как «более широкий» аттитюд, а иногда как элемент аттитюда.

Таким образом, в психологической  традиции при анализе ценностей  высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей  только к ее психологическому аспекту.

Социальная природа ценностей  очевидна, и поэтому в контексте  социального познания ценности справедливо  рассматриваются как один из элементов  «социальной составляющей» этого  процесса.

Некоторая неоднозначность  в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить  эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира.

Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и  разнопланового изучения.

Формируются ценностные ориентации личности преимущественно в детском и подростковом возрасте, под влиянием семьи, школы, СМИ. После, в процессе жизнедеятельности, под влиянием тех или иных факторов ценности и ценностные ориентации могут, конечно же, изменяться, но это долгий и болезненный процесс, да и «основа основ» закладывается все же в дошкольном и младшем школьном возрасте.

К сожалению, иногда получается так, что в силу тех или иных обстоятельств дети усваивают ценностные ориентации исключительно материального характера (деньги, красивые дорогие игрушки) или же у них система ценностных ориентаций оказывается нарушенной, представления о хорошем и плохом – размыты. Итоги бывают плачевными. Учащиеся в классе начинают стремиться не столько к знаниям сколько к похвале учителя, возникает девиантное поведение, причем подчас проявляется оно в самой тяжелой форме – дети могут начать употреблять одурманивающие вещества, вступать в экстремистские группы. Одним из проявлений нарушенной системы ценностей является ложь, которая со временем может перерасти в ложь патологическую.  Рассмотрим подробнее ложь младших школьников, ее определение, причины и признаки.

 

1.2Теоретическое  исследование понятия «детская  ложь»

Существует множество  авторских определений лжи: Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной [4, с. 74]. О.Фрай считает, что “ложь — это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным” [2, с. 86]. Д. ДеПауло доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи — это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других) [7, с.1]. Один из самых известных американских авторов, занимающихся проблемой определения, описания структуры и выявления лжи — Пол Экман, говорит что ложь — это действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышлено, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правду [14, с.21]. Последнее определение является наиболее всеобъемлющим и полным, потому именно оно будет использовано как основное.

В детской лжи надо различать  настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра.

      Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры  вещей. Разницу между миром  внутренним и внешним они различаю  плохо, поэтому дети часто принимают  сон за действительность, фантазии  за реальность.

Так же, говоря о психологической  проблеме детской лжи, нельзя не сказать  несколько слов о лжи как о  проблеме психиатрической — о  паталогической лжи, которая была впервые описана в медицинской литературе более ста лет назад. Некоторые психологи полагают, что патологические лгуны отличаются от обычных лгунов тем, что патологический лгун уверен в том, что говорит правду, и при этом вживается в роль. Многие, однако, не полностью согласны с подобной интерпретацией, но сходятся во мнении, что патологическая ложь — особое психическое состояние. Хотя термин «патологический лгун» и не используется в клинической диагностике, большинство психиатров считают, что этот тип личности является либо результатом психиатрического заболевания, либо низкой самооценки. [13, с. 320] Более подробно о паталогических лжецах будет рассказано ниже.

Так же, от лжи следует отличать и фантазии, которые дети иногда путают с реальностью. Согласно определению, фантазия — это ( от греч. φαντασία — воображение)— ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности. Иногда дети обманывают не нарочно, просто они верят в то, что говорят — так, к примеру, когда рассказывают о существовании выдуманного друга или о том, что видели фей или Деда Мороза. Для детей наличие подобных фантазий совершенно естественно (особенно в самом начале младшего школьного возраста).

 

1.2.1 Детские фантазии

В процессе развития философии  и психологии существенно менялось отношение к фантазии как научной  проблеме. В трудах древних натурфилософов содержалась яркая характеристика фантазии, а также попытки объяснения ее.

Возражая идеалисту Платону, согласно которому только боги обладают способностью созидать, Лукреций подчеркивает, что возникновение новых образов  является следствием случайного сочетания, комбинации.

Философы-рационалисты Декарт и Спиноза связывали творческое начало не с возникновением образов, а с пониманием, логическим мышлением. Еще дальше в этом отношении пошли  великие ученые Паскаль и Ньютон, которые высказали отрицательное отношение к фантазии, рассматривая ее как антипод разума [6, с.672].

Античные философы, начиная  с Аристотеля и Платона, пытались разобраться не только в сущности лжи и обмана, но и в морально-психологических  аспектах этих явлений, а также выработать рекомендации препятствующие распространению  лжи. Так, занимаясь разоблачением  софистов и их уловок в ходе различного рода обсуждений, Аристотель пришел к  формулировкам основных законов  формальной логики. В средние века и новейшее время Монтень, Макиавелли, Монтескье, Шопенгауэр, российские философы Соловьев, Бердяев, французский исследователь  Дюпра и ряд других исследователей уделяли анализу феномена лжи достаточно много внимания.

В наше время основные исследования лжи, причины ее, порождающие и  формы проявления, становились предметом  изучения юристов, философов,

педагогов и психологов.

Слово «фантазия» имеет множество  определений, рассматривающих ее с  различных точек зрения. Так, к  примеру, в словаре Выготского, фантазия — это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте. [9, с. 186]

В словаре общей психологии существует следующее определение: фантазия [греч. Phantasia — воображение] — 1) способность к творческому воображению; 2) продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; 3) в искусстве — импровизация на какую-то тему. Фантазия изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности. В сфере патопсихологии фантазия больных служит предметом диагностического исследования. С точки зрения аналитической психологии, фантазия — самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями и архетипами коллективного бессознательного. Фантазии возникают при снижении интенсивности сознательного, в результате чего становится проницаемым барьер, отделяющий его от подсознательного (сон, переутомление, бред) [8, с. 55]

 

1.2.2 Патологическая  ложь

Патологический лжец — психологический  тип личности; человек, который часто лжёт, пытаясь произвести впечатление на окружающих. В медицинской литературе этот тип личности впервые был описан более 100 лет назад. Некоторые психологи полагают, что патологические лгуны отличаются от обычных лгунов тем, что патологический лгун уверен в том, что говорит правду, и при этом вживается в роль. Многие, однако, не полностью согласны с подобной интерпретацией, но сходятся во мнении, что патологическая ложь — особое психическое состояние. Хотя термин «патологический лгун» и не используется в клинической диагностике, большинство психиатров считают, что этот тип личности является либо результатом психиатрического заболевания, либо низкой самооценки.

Патологическая ложь может  возникать у взрослых людей только определенных типов – когда человек  защищается от своей агрессии, опасаясь ее проявления, и когда он дает волю агрессии легко, без внутреннего  сопротивления.  
В первом случае люди испытывают страх перед собственными деструктивными чувствами и желаниями. Их определяют как пассивно-агрессивные личности. Для них важно казаться, производить впечатление и очень сложно «быть», так как они с трудом понимают самих себя, не всегда осознают свои истинные чувства. В детском развитии эти люди не смогли до конца отделиться от родительской фигуры и в результате сформировать свою четкую индивидуальность. Им приходится создавать ложный образ себя перед окружающими (и что особенно печально – перед самими собой). Поэтому они преувеличивают, лгут, им трудно прямо достигать своих целей. Иногда они превращаются в скрытых, неосознанных интриганов.  
Другой вариант патологического лгуна – социопатическая личность. Вынужденную ложь обычного человека можно определить по микродвижениям, повышению тона голоса, паузам, изменениям дыхания, междометиям в речи. У психопата отсутствует внутренний сдерживающий механизм – он врет и сознательно манипулирует людьми. Может испытывать ощущение триумфа и возвышения. Есть такое понятие – «восторг надувательства», сюда включается и авантюризм. Лгуна не мучает чувство вины, наоборот, эти люди нарциссически «раздуваются», если им удалось кого-то обмануть.  
Социопаты вырастают в семьях, где родители проявляли насилие, не определяли нормы поведения, были крайне непоследовательны в отношениях. Неожиданные воспитательные меры воспринимались ребенком как акты агрессии. В очень обеспеченных семьях иной механизм формирования лживого социопата: его родители всегда заняты, им не до ребенка, он имеет все, кроме внимания и тепла, деньги являются суррогатом родительской заботы. На фоне дефицита любви и абсолютной вседозволенности вырастает менее агрессивный и деструктивный человек, но с таким же манипулятивным механизмом. Образно выражаясь, у этих людей отсутствует совесть как встроенный в психическую структуру голос родителей.  
Для социопатов единственным авторитетом является сила. Не получив в детстве нужной безопасности и тепла, они не понимают, что такое доброта и любовь, и воспринимают эти качества как слабость. В высокопоставленном обществе таких людей привлекает власть. Сейчас даже говорят о политической психопатии. Безусловно, желание доминировать еще больше подкрепляется властными полномочиями. Хотя в глубине души эти люди испытывают неуверенность в своих качествах и заслугах. И единственный способ справиться с миром и людьми – подчинить их. Иначе у социопата возникнет ощущение хаоса и угрозы.  
Как определить такого лгуна? Психопат очень чувствителен к рангам: он высокомерен и властен с человеком нижестоящим и подстраивается под «босса». Ему свойственна та же ложная самость, как и «пассивному лгуну»: он старается выглядеть таким, каким его хотели бы видеть. Поэтому психопаты на первых встречах могут быть чрезвычайно щедрыми и обаятельными. Незнакомый человек пугает их, и они втираются в доверие.

 

 

 

 

1.2.3 Социальные корни детской лжи

      Ложь у  детей имеет не индивидуальные, а социальные корни. В нашей  жизни ложь – вполне закономерное  явление, форма борьбы за существование,  защитное приспособление. В детской  душе имеют место процессы, которые  совсем не являются, в своей  сущности, ложью, но которые, под  влиянием социальных условий,  становятся настоящей ложью. Эти  процессы, сами по себе, могли  бы развиваться и в таком  направлении, что они никак  не могли бы стать ложью,  если бы тот социальный резонанс, который они порождают, не превращал  их в ложь и не закреплял  их в этом свойстве. Ложь у  детей создается на социально  – психической основе и имеет прежде всего социальную функцию [5, с.  213].

       Считается,  что до наступления первого  кризиса взросления (в возрасте 1-1,5 лет) никаких обманов и манипуляций  по отношению к родителям ребенок  совершать не может. Все его  потребности и желания продиктованы  нуждой. Если он плачет и зовет  маму, значит, ему необходимо ее  присутствие. Даже если он сыт,  ему тепло и сухо и, казалось  бы, причин для беспокойства нет,  возможно, малышу просто не хватает  внимания.  Интересно, что до 2 лет ребенок считает мать как  бы продолжением самого себя. Он захотел – мама  сделала.  Да и как может быть иначе,  если все потребности ребенка  – в еде, тепле, смене обстановки, в телесных контактах удовлетворяются  матерью или при ее активном  участии. Таким образом, до 2-х  лет малыш полностью  и физически,  и психологически  зависит от  матери. При этом она должна  стараться "распознавать" его  желания и намерения, и по  возможности, выполнить их.

       Ближе  к 2-3-м годам ситуация начинает  меняться. Нормально развитый ребенок  начинает стремиться к самостоятельности,  к психологическому отделению  от матери. И выражается это,  прежде всего, в упрямстве,  стремлении настоять на своем,  подчинить родителей своей воле. Вот здесь-то и появляются первые  попытки манипулирования, когда  ребенок, доступным для него  образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Малыш может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Это сложный период для родителей. Ведь, несмотря на детские капризы и истерики, взрослые должны приучить ребенка к правилам и умению соотносить свои желания с желаниями других людей. Кризис можно считать преодоленным тогда, когда маленький упрямец смиряется с тем, что какие-то из его "заявок" и потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Но эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере. И ребенок снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей "на прочность". При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману. И, если оставить пока в стороне этическую составляющую этого поступка, то мы увидим, что он имеет все-таки позитивное значение для дальнейшего развития психики малыша.

Информация о работе Ложь в системе ценностных ориентаций младших школьников