Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:43, курсовая работа
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что особенности эмоциональной привязанности детей дошкольного возраста к матери характеризуются рядом возрастных, гендерных и индивидуально- типологических особенностей.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ психологических исследований по данной проблеме.
подобрать комплекс методик, направленных на определение особенностей эмоциональной привязанности ребёнка к матери.
выявить типы привязанности мальчиков и девочек дошкольного возраста.
провести сравнительный анализ особенностей привязанности к матери мальчиков и девочек дошкольного возраста
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблема привязанности в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………………7
1.1. Анализ исследований проблемы привязанности в зарубежной психологии...................................................................................................................7
1.2. Проблема привязанности в исследованиях отечественных психологов…………………………………………………………………………. 21
1.3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте………29
1.4. Особенности привязанности в дошкольном возрасте………………..37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей привязанности к матери детей дошкольного возраста…………………………………………...42
2.1. Описание эмпирической выборки и методов исследования……….42
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………….46
Заключение…………………………………………………………………52
Библиографический список……………………………………………..54
Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста всё большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся всё более значимыми.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте, проходит через ряд этапов (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова). На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнёром, в котором ребёнок видит в основном себя. На втором этапе (4-6 лет), содержанием общения становится игровая деятельность и параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет), общение приобретает черты внеситуативности, складываются устойчивые избирательные предпочтения [25].
В общение со сверстниками Е. О. Смирнова отмечает специфические особенности: богатство и разнообразие коммуникативных действий, эмоциональная насыщенность, преобладание инициативных действий над ответными и т.д. Например, общаясь со сверстником, ребёнок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении со сверстниками у ребёнка впервые появляются такие сложные формы поведения, как: притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнёру, кокетство, фантазирование и пр. Взаимодействие сверстников отличается яркой эмоциональной насыщенностью. В. В. Ветрова отмечает, что в среднем, в общении сверстников, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от нежности до драки, от яростного негодования до бурной радости [25].
Становление внутренней психической жизни ребёнка и внутренней саморегуляции связано с рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. В этот возрастной период особенно активно развиваются все психические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение и мышление.
Память дошкольника является
центральной психической
Память во многом определяет остальные процессы, считает Е.О. Смирнова. Мышление ребёнка - дошкольника во многом определяется его памятью. Мыслить для него, это значит вспоминать, опираться на свой прежний опыт. Мышление ребёнка перестаёт быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации и ребёнок способен устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. С пяти лет, пишет Е. О. Смирнова, начинается расцвет идей «маленьких философов». Строя свою картину мира, ребёнок выдумывает, изобретает, воображает [25,12]. Воображение также является одним из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью: в обоих случаях ребёнок действует в плане образов и представлений. Только память отражает образы прошлого опыта, а воображение позволяет строить и создавать что-то новое, чего раньше в его опыте не было. Дошкольник создаёт воображаемую ситуацию в игре, сочиняет фантастические истории, рисует придуманные им персонажи. Он верит в свой воображаемый мир и живёт в нём. Эмоциональная насыщенность воображаемых образов и вера в них является одной из самых важных специфических особенностей дошкольного возраста, считает Е. О. Смирнова.
Не менее значительным новообразованием этого периода является и возникновение произвольного поведения. Если в раннем возрасте поведение ребёнка побуждается и направляется взрослыми или сложившейся ситуацией, то в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает определять собственное поведение. В процессе своего психического развития ребёнок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Происходят качественные изменения всего поведения ребёнка – из импульсивного и непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами поведения. У ребёнка впервые возникает вопрос как надо себя вести, то есть создаётся образ своего поведения. Ребёнок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом, который мог заимствовать из действий конкретного человека или был создан им в форме обобщенного правила. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения и начало личного самосознания, что являются главным новообразованием дошкольного возраста [25].
Таковы основные психические новообразования дошкольного возраста. Все они складываются, проявляются и функционируют в различных видах деятельности дошкольника.
Таким образом, в дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения, складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребёнка превращается в ролевое и волевое. Социальная ситуация развития усложняется и дифференцируется. Общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах – познавательной и личностной. В сознании ребёнка появляется образ идеального взрослого, который становится мотивом его поведения и опосредует его действия. Ребёнок хочет быть таким, как взрослый и это его желание выражается в ролевой игре. Развиваются и приобретают всё большее значение отношения со сверстниками.
В дошкольном возрасте
Для детей дошкольного возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Возникают элементы учебной деятельности, но основным и ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Рассмотрев основные проблемы детско-родительских отношений, мы определили, что связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связи, которые устанавливаются между людьми. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым, он не может черпать жизненные силы только из самого себя. Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Его идея в том, что разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития [29].
Развитие ребёнка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем. Больше всего благополучию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая даёт чувство защищённости и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Важнейшим компонентом эмоционального развития ребёнка является его привязанность к родителям, считает Шнейдер Л. Б. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни ребёнка. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет [29].
По мере развития ребёнка и всё большей его самостоятельности привязанность к матери трансформируется, считает Г. В. Бурменская, но не исчезает из жизни ребёнка. Потребность в непосредственном физическом контакте и близости сменяется более сложной по форме и содержанию потребностью в психологической защищённости и поддержке, а также в доверительном общении и гибком, не сковывающем руководстве матери. Растёт и круг лиц, к которым у ребёнка формируется отношение привязанности, хотя роль матери в качестве основного объекта привязанности сохраняется [5].
Развитие поведения привязанности ребёнка к матери первого года жизни описано в психологической литературе достаточно хорошо, чего нельзя сказать о его развитии в последующие годы. Имеющиеся сведения позволяют с уверенность предполагать, что в течение второго и третьего года жизни поведение привязанности проявляется с не меньшей силой. С появлением способности понимать происходящее вокруг него и расширением диапазона восприятия ребёнка меняются условия, вызывающие поведение привязанности.
Так, например, сначала ребёнок всё лучше начинает понимать, когда мать собирается уходить, затем начинает замечать, что мать ушла, когда его внимание было занято чем-то другим, далее он уже настороженно следит за ней, а в одиннадцать-двенадцать месяцев он способен понять по поведению матери, что она собирается уходить [4].
Перемена в проявлениях привязанности наступает в конце третьего года жизни. Об этом свидетельствует опыт воспитателей детских садов. Хотя при расставании с матерью дети могут выражать беспокойство плачем, однако продолжается он недолго. А пассивное, тихое поведение вне матери постепенно (а у некоторых детей очень резко) меняется в сторону игры с другими детьми.
Главная же перемена заключается в том, считает Дж. Боулби, что после трёх лет большинство детей становятся способными чувствовать себя в безопасности в незнакомом им месте, если с ними находится замещающий мать человек. Однако он же называет условия для поддержания чувства безопасности. Это то, что замещающие мать лица должны быть хорошо знакомы ребёнку, сам ребёнок должен быть здоров, и не ощущать тревоги, а также он должен знать, где его мать и быть уверенным, что она за ним обязательно придёт. При отсутствии этих условий ребёнок может стать (или остаться) слишком зависим от матери или у него появятся другие нарушения поведения [4, 228].
У четырёхлетних детей поведение привязанности хотя и ослабевает, но продолжает встречаться. Случается ребёнок ведёт себя как совсем маленький, настаивает на том, чтобы быть рядом с матерью, и стремится к ней на колени. Болезнь или ревность к младшему брату или сестре может вызвать поведение «цепляния за юбку матери, чтобы его понянчили», отмечают в своей работе Ньюсоны в результате исследований, проведённых среди 700 четырёхлетних детей в Англии [Цит.по:4]. Примечательно, что и пяти-, шестилетние дети любят иногда ходить, держась за руку матери или отца, и негодуют, если родители им в этом отказывают, а в случае ссоры с другими детьми они сразу бегут за поддержкой к объекту своей привязанности.
Возможно, такое поведение - это лишь особая форма реакции ребёнка на недостаток внимания и отзывчивости со стороны матери. Недополучивший родительской любви ребёнок, вырастет озлобленным, недоброжелательным, дерзким, чёрствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников. А иногда, по мнению Л.Б. Шнейдер, замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Дети, которые выросли в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания могут рано развить в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства и лицемерия [29].
Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, притупляя его чрезмерной заботой о ребёнке. Подобная невротическая привязанность матери создаёт инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях у ребёнка. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего своего ребёнка, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всём уступая ребёнку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности не проходят для ребёнка бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью поведения и повышенной возбудимостью[29].
Ещё одна крайность в отношениях родителей к своим детям состоит в недостатке эмоциональной заботы, так как их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, приходящим няням и другим. В этих случаях, чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности тем, что часто приходят в возбуждённое состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо того чтобы изменить своё поведение, родители ещё больше «закручивают» гайки, продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей.
Таким образом, начиная с трёхлетнего возраста, у большинства детей проявления поведения привязанности становятся не столь частыми и настойчивыми, как в раннем возрасте, и эта тенденция сохраняется у детей на протяжении нескольких лет, хотя полностью поведение привязанности никогда не исчезает. Дж. Боулби писал: «У ребёнка более старшего возраста в условиях, которые раньше вызвали бы поведение привязанности высокой интенсивности, теперь возникает поведение меньшей интенсивности; точно так же, если раньше его можно было прекратить только с помощью тесного физического контакта, теперь для этого достаточно лёгкого прикосновения или даже ободряющего взгляда» [4].
Анализируя возможные причины, по которым поведение привязанности
становится менее интенсивным, Дж. Боулби выделил следующие. Определённую роль играет опыт ребёнка. Многое из того, что раньше было незнакомым, становится привычным и уже не так тревожит. У ребёнка расширяются интересы, его время уходит на различные занятия и он уже не так пуглив. Благодаря его когнитивным способностям, особенно развившейся способности, учитывать пространственные и временные отношения, ребёнок может чувствовать себя довольным и защищённым даже в отсутствии матери продолжительное время.
Кроме того, Дж. Боулби предполагает возможную причину утраты интенсивности привязанности в изменении эндокринного баланса. Известно, что для таких основных систем инстинктивного поведения, как, сексуальное и материнское, большое значение имеют изменения эндокринного баланса. Данные о том, что поведение привязанности и за пределами раннего возраста легче возникает у представителей женского пола, чем у мужского, в случае их подтверждения, свидетельствовали бы в пользу его предположения [4,291].
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Описание эмпирической выборки и методов исследования
Существуют конкретные причины, диктующие целесообразность обследования ребёнка дошкольного возраста диагностикой его привязанности к матери (а в отдельных случаях – к отцу или другим значимым лицам). Например, нам известны методики, где источником сведений о детско-родительских взаимоотношениях выступают родители, а в общении всегда присутствуют две стороны. Беседа с родителями, а также хорошо известные и используемые опросники для родителей (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, И.М. Марковская, А.Я. Варга и В.В. Столин, Е.И. Захарова и др.) дают ценную информацию о родительской позиции, но она носит односторонний характер. С их помощью мы узнаём особенности восприятия взаимоотношений «глазами родителей», к тому же полученные данные зависят от откровенности и критичности родителей, а также степени их самопонимания и рефлексивности. В итоге такие результаты часто искажают реальные взаимоотношения, поэтому важно эти сведения дополнить данными из других источников от самого ребёнка [5]. С этой целью в возрастно-психологическом консультировании обычно используются такие диагностические методы как проективные рисунки («Моя семья»), беседа с ребёнком при опоре на рисунок «Два дома» и др.