История психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:14, реферат

Краткое описание

Предмет истории психологии - изучение станов¬ления представления о психический реальности на раз¬ных этапах развития научного знания, История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии. В процессе развития науки истории психологии выделялось три основных определения предмета: душа, сознание, поведение. Псих-гия как наука о душе объяснила ее как причину всего, т. е. душа опр-лась как объяснительный принцип. Сознание имело двойную ф-кцию: оно яв-лось и объектом изучений, и объяснительным принципом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 224.16 Кб (Скачать документ)

Психологические взгляды  Джемса тесно переплетены с его  философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем  теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную  книгу для педагогов "Беседы с  учителями о психологии", в  которой доказывал огромные возможности  воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.

Джеме уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент- наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент- наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической личности – физической, социальной и духовной личности. Описывая их. Джемс говорил, что наше эмпирическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.

Большое значение имело и  описание Джемсом тех чувств и  эмоций, которые вызывают разные структуры  и части личности, – прежде всего  описание самооценки (самодовольства и недовольства собой), о роли которой  впервые заговорил именно он. Джеме вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой – успех, а в знаменателе – притязания.

Самоуважение = успех/притязания

Эта формула лежит в  основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.

Джемс разработал одну из самых  известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс говорил, что "мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим", т. е. он доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благодаря как последовательности и логичности изложения, так и связи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными исследованиями в области психофармакологии и психокоррекции.

Попытка Джемса выйти за пределы  феноменов со знания и включить в  круг научно-психологических объектов несводимое к этим феноменам реальное, устремленное к внешней среде  предметное действие не удалась. Она  не удалась из-за несовместимых с  принципами научного познания философских  установок – индетерминизма и  субъективизма. Тем не менее, в психологическую  теорию вводилась чуждая структуралистам  проблема адаптивного двигательного  акта, в связи с которой Джеме  по-новому подходит к проблеме сознания.

Оставаясь в пределах психологии сознания с ее субъективным методом. Джемс придал трактовке сознания новую ориентацию, соотнеся его с  телесным действием как инструментом приспособления к среде и с  особенностями личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.

Стремление Джемса трактовать личность как духовную тотальность, созидающую себя "из ничего", оказалось  в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев экзистенциализма. "Именно Джемс был тот, кого мы сегодня  должны назвать экзистенциалистом", – утверждает один из американских авторов.

Джемс много сделал для  развития психологии как самостоятельной  науки, независимой от медицины и  философии. Хотя он и не является основоположником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции  продуктивного развития психологической  науки, намечен широкий план необходимых  преобразований и направлений в  этом развитии. Он поныне считается  наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние  не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Наряду с Джемсом предтечей  функционального направления принято  считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карьеру в качестве психолога. Его книга "Психология" (1886) была первым американским учебником по этому предмету. Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья "Понятие о рефлекторном акте в психологии" (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.

Никто в психологии этого  представления и не отстаивал. Тем  не менее Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам.

В 1894 году Дьюи был приглашен в Чикагский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в противовес последователям Вундта и Титченера функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949) в президентском адресе к Американской психологической ассоциации – "Область функциональной психологии" (1906). Здесь функциональная психология определялась как учение о психических (mental) операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания – "аккомодация к новому". Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром и возможно более тесно сблизиться с другими науками – неврологией, социологией, антропологией, педагогикой.

Эти общие соображения  не представляли ни новой теории (на ее создание Энджелл и не претендовал), ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое количество студентов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая Чикагская школа, из которой вышли десятки американских психологов. Во главе ее после Энджелла стал Гарвей Кэрр (1873-1954). Позиции школы запечатлены в его книге "Психология" (1925), где эта наука определялась как изучение психической деятельности (mental activity). Этот термин, по Кэрру, является "общим именем для таких деятельностей, как восприятие, память, воображение, мышление, чувство, воля. Психическая деятельность состоит в приобретении, запечатлении, сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением".

Что касается методов, то в  чикагской школе считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное  наблюдение (эксперимент трактовался  как контролируемое наблюдение), и  анализ продуктов деятельности. Чикагская  школа Энджелла – Кэрра являлась научно-образовательной в том смысле, что в ней готовились в большом количестве кадры исследователей. Существенно новых теоретических идей и методов она не выдвинула, открытиями не прославилась. Ее идеи восходили к Джемсу, который экспериментами не занимался и, по собственному признанию, лабораторные занятия ненавидел.

Функциональная психология рассматривала проблему действия под  углом зрения его биологически-адаптационного смысла, его направленности на решение  жизненно важных для индивида проблемных ситуаций. Но в целом функционализм (как в "чикагском" варианте, так  и в "колумбийском") оказался теоретически несостоятельным. Понятие "функция" в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно  не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и  справедливо отвергалось. Ведь под  функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и  др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение  к нервной системе, его способность  регулировать внешнее поведение  – все это оставалось загадочным.

В атмосфере нараставшей  слабости функционализма зарождается  новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.


Информация о работе История психологии как самостоятельной науки