Гендерные особенности качества сна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: гендерные особенности качества сна работников предприятия ООО «Авторской Судии Анатолия Иванова».
Цель работы :
1. Теоретическое изучение проблем сна
2. Изучение психологического инструментария
3. Исследование гендерных особенностей качества сна:
1) Сравнить по качеству сна 2 выборки-женщин и мужчин, в зависимости от пола (биол.)
2) Сравнить по качеству сна 2 выборки-женщин мужчин, в зависимости от феминности-маскулинности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. СОН И ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ФЕНОМЕН ФЕМИННОСТИ -МАСКУЛИННОСТИ)……………………………………….6
1.1.Сон и расстройства сна………………………………………………………6
1.2.Гендерная психология(феномен феминности-маскулинности)…………._Toc75498620_Toc75498621
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЧЕСТВА СНА…………………………………..…......19
2.1. Описание методик исследования………………………………………….19
2.2. Описание выборки………………………………………………………….23
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СНА………………………………………..24
3.1 Результаты исследования качества сна…………………………………….24
3.2 Результаты исследования феномена мускулинности-феминности…..…..25
3.3 Результаты исследования гендерных особенностей качества сна……….26_Toc75498636
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Защита.doc

— 589.50 Кб (Скачать документ)

Принятая раньше формула "сон - царство варгуса" оказалась верной лишь отчасти. При засыпании и во время первых стадий ФМС действительно снижается артериальное давление, уменьшается частота сердечных сокращений и становится реже дыхание. При этом могут быть и физиологические аритмии пульса и дыхания. В более глубоких стадиях ФМС частота сердечных сокращений и дыхания несколько повышается, что, возможно, носит компенсаторный характер и необходимо для поддержания оптимального уровня системного кровотока и легочной вентиляции в связи со снижением артериального давления и уменьшением глубины дыхания. В ФБС показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем резко усиливаются. При этом наряду с повышением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхания отмечается их большая динамичность, проявляющаяся заметными аритмиями пульса, дыхания.

Фазовые изменения вегетативных функций часто связаны во времени с появлением быстрых движений глаз в ФБС и К-комплексов или активных движений тела в ФМС.

Параллельно с характерными изменениями на ЭЭГ сон сопровождается своеобразной динамикой другого вегетативного показателя - кожно-гальванической реакции, которая, уменьшаясь при засыпании, вновь усиливается в глубоких стадиях ФМС и опять заметно тормозится в ФБС. Во время сна также наблюдается определенная динамика величин электрокожного сопротивления, потоотделения, кожной температуры. Характерным вегетативным феноменом ФБС является эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин, наблюдающаяся в этой фазе сна как у младенцев, так и у пожилых.

В период сна происходят существенные изменения в деятельности эндокринной системы. Следует учитывать, что, например, уменьшение АКГТ (ангренокортикотропный гормон) и кортизола в вечерние часы и в начале ночи, а также и изменения в некоторых других показателях деятельности эндокринной системы связаны непосредственно с циркадианным ритмом, а не с механизмами сна.

Динамика секреции других гормонов (соматотропный гормон и пролактин) имеет большую связь со сном. Пик суточной секреции соматотропного гормона приходится на период дельта-стадий ФМС в первом цикле сна. Приблизительно в этот же период наблюдается и один из видов секреции пролактина, последний из которых приходится на ранние утренние часы.

Психическая деятельность в отдельных стадиях и фазах сна также имеет свою специфику. Для стадии дремоты характерны своеобразные зрительные образы. При пробуждении людей из более глубоких стадий ФМС нередко можно получить отчеты о мыслеподобной психической деятельности, иногда о расплывчатых зрительных образах, не обладающих той яркостью, эмоциональностью, которые характерны для типичных сновидений, возникающих в ФБС.

Несмотря на то, что предположение о наличии так называемых центров сна не подтвердилось, известен целый ряд образований головного мозга, активная деятельность которых обеспечивает возникновение и протекание сна как физиологического процесса. В области продолговатого мозга и варолиевого моста расположены группы клеток, деятельность которых вызывает поведенческий сон и возникновение соответствующей биоэлектрической активности на ЭЭГ. Активность этой зоны тормозит деятельность ретикулярной формации среднего мозга, обеспечивающей состояние бодрствования. Другим важным звеном синхронизирующей системы мозга является преоптическая область гипоталамуса. Она функционирует синергично с бульбарной ингибиторной зоной и также тормозит деятельность ретикулярной формации, оказывая влияние и на другие мозговые структуры. Снижение активности ретикулярной формации вызывает усиление функционирования ядер зрительных бугров, в которых генерируются "сонные веретена" и включает в действие таламокортикальную синхронизирующую систему; прогрессирующее снижение уровня функционирования ретикулярной формации ствола мозга и обусловливает углубление сна.

В. Гесс показал, что слабое электрическое раздражение четко ограниченной области промежуточного мозга у кошек вызывало сон со всеми подготовительными фазами (потягивание, умывание, принятие определенной позы). Это позволило ему предположить, что существует центр, возбуждение которого вызывает наступление естественного сна (Александрова Ю.И.,).

Ключевой структурой, деятельность которой вызывает изменения, характерные для ФБС, является варолиев мост, его отдельные ядра.

Важное значение в регуляции сна имеют и структуры новой и старой коры головного мозга, тесно связанные со стволом мозга и промежуточным мозгом. Таким образом, правильнее говорить не об отдельных центрах сна, а о наличии систем мозга, находящихся в определенной функциональной интеграции с системой, обеспечивающей поддержание состояние бодрствования.

Серотонинергические нейроны, обеспечивающие возникновение и протекание ФМС и ФБС, локализуются в ядрах шва варолиевого моста. Неясно, является ли серотонин специальным "гипногенным" медиатором мозга или служит антипробуждающим агентом, не вызывающим собственно сна, а тормозящим деятельность неспецифической активирующей системы. В формировании ФБС наряду с серотонинергическими структурами участвуют норадренергические ядра каудального отдела ствола мозга, а также холинергическая медиаторная система. Смена бодрствования и отдельных фаз сна и взаимодействие медиаторных систем в этом процессе обеспечивается наличием морфологических связей между ними.

В регуляции сна имеет значение, по-видимому, не только взаимодействие отдельных нейромедиаторов, но также их метаболитов и других агентов. В частности, из крови спящих животных выделен полипептид с низким молекулярным весом, введение которого бодрствующему животному вызывает у него сон (Вейн А.М., Хект К.).

Определенную роль в регуляции цикла бодрствование - сон играют, по-видимому, и эндорфины, другие полипептиды.

Человек, бодрствующий долгое время, проходит периоды сильной усталости. Люди, лишенные сна в течении долгого времени становятся все более дезориентированными и утомленными.

Примерно после десяти дней полного отсутствия сна наступает смерть. Недостаток сна приводит к раздражительности, иррациональности и т.д.

В физиологии сон изучается с точки зрения электрической активности мозга, взаимодействия гормонов и нейромедиаторов. Психические особенности исследовались как попутные явления.

Расстройства сна встречаются  достаточно часто. Они могут развиваться в любом возрасте. Некоторые из них характерны для определенных возрастных групп, например ночное недержание мочи, ночные страхи и сомнамбулизм характерны для детей и подростков, а  бессонница или патологическая сонливость – для людей среднего и старшего возраста. Другие расстройства, например, синдром нарколепсии-катаплексии, могут начинаться в детстве и сохраняться в течение всей жизни.

Инсомния – расстройство, связанное с трудностями инициации (начала) и/или поддержания сна. Термин «бессонница» в настоящее время считается не корректным, так как при инсомнии не наблюдается полного отсутствия сна. Даже при полном ощущении отсутствия сна имеется минимальное количество отдыха, необходимое для восстановления нервных клеток.

Инсомния, обычно, является признаком заболевания или нарушения режима, переутомления или перевозбуждения (Первов А. И).

Клиническая феноменология инсомнии включает пресомнические, интрасомнические и постсомнические расстройства. Пресомнические нарушения - это трудности начала сна. При этом наиболее частой жалобой являются трудности засыпания; при длительном течении могут формироваться патологические "ритуалы отхода ко сну", а также "боязнь постели" и страх "ненаступления сна". Возникающее желание спать улетучивается, как только больные оказываются в постели, возникают тягостные мысли и воспоминания, усиливается двигательная активность в стремлении найти удобную позу. Наступающая дремота прерывается малейшим звуком, физиологическими миоклониями. Если засыпание у здорового человека происходит в течение нескольких минут (3-10 мин), то у больных оно иногда затягивается до 120 минут и более. При полисомнографическом исследовании этих пациентов отмечается значительное нарастание времени засыпания, частые переходы из 1 и 2 стадий I цикла сна в бодрствование. Нередко засыпание больными игнорируется и все это время представляется им как сплошное бодрствование. Интрасомнические расстройства включают частые ночные пробуждения, после которых пациент долго не может уснуть, и ощущения "поверхностного", "неглубокого" сна. Пробуждения обусловлены как внешними (прежде всего шум), так и внутренними факторами (устрашающие сновидения, страхи и кошмары, боли и вегетативные сдвиги в виде нарушения дыхания, учащенного сердцебиения, позывов к мочеиспусканию). Все эти факторы могут пробуждать и здоровых людей, обладающих хорошим сном. Но у больных резко снижен порог пробуждения и затруднен процесс засыпания после эпизода пробуждения. Снижение порога пробуждения в значительной степени обусловлено недостаточной глубиной сна.

Расстройства сна могут быть вызваны различными психологическими причинами. Это могут быть семейные проблемы, финансовые проблемы, стресс, связанный с работой, беспокойство по поводу важного события.

Е. Хартманн в своем исследовании разделил испытуемых на две группы: «долгоспящих» (9 часов сна) и «короткоспящих» (6 часов сна). По структуре сна они различались в основном длительностью быстрого сна – у долгоспящих он занимает почти вдвое больше времени. При анализе психических особенностей этих людей выяснилось, что по сравнению с короткоспящими они были эмоционально менее устойчивы: принимали проблемы близко к сердцу, были беспокойны, тревожны и отличались перепадами настроения. Опрашивая здоровых людей, чья продолжительность сна не была постоянной в течении жизни,  Хартманн установил, что потребность во сне увеличивается, когда возникают неразрешимые проблемы, снижаются настроение и работоспособность (Александров Ю. И., 2003).

Высокотревожным лицам для того, чтобы быть в оптимальной психофизиологической форме, необходимо спать дольше, чем низкотревожным, хотя при увеличении длительности сна больше обычного первые чаще отмечают ухудшение самочувствия. Субъективная длительность засыпания высокотревожных лиц более чем в 2 раза дольше, чем у низкотревожных. У лиц с высоким уровнем тревожности хорошее самочувствие после пробуждения приходит в 2 раза позже, чем у испытуемых с низким ее уровнем. Высокотревожные значительно чаще хотят видеть эмоциональные сновидения, чем низкотревожные (Красноперов О.В., Панченко А.Л., 1991).

Часто люди в течении дня люди попадают в ситуации, из-за которых не могут избавиться от напряжения ночью.

Инсомния характеризуется своеобразием протекания психических процессов. Инсомния характеризуется отклонениями в области восприятия и мышления и своеобразными эмоциональными переживаниями.

 

1.2.         Гендерная психология (феномен феминности-маскулинности)

 

Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются такие феномены, как: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

Гендерная психология — совсем новое научное направление в рамках социально-гуманитарных наук, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания. Появляющиеся в отечественной психологии работы, посвященные различным гендерным проблемам, свидетельствуют о возрастающем интересе ученых к данному разделу психологической науки. Но, к сожалению, в отечественной (как белорусской, так и российской) науке получил «распространение псевдогендерный подход, в котором «гендер» используется как синоним слова«пол».

Современная психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender). Хотя вплоть до 60 –70-х гг. ХХ века наука не имела понятия «гендер». Социальные различия между полами не являлись предметом научного анализа. Появление данного термина и исследований о мужских и женских ролях свидетельствуют о возникших противоречиях между традиционными представлениями и новыми реалиями.

Гендерные особенности – это набор социально-психолгических характеристик, свойственных мужчинам и женщинам, от которых зависит их поведение и социальная роль в обществе.

Пол психологический — характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности — фемининности. Маскулинность — совокупность психологических признаков, отличающих мужчину от женщины. Фемининность — совокупность психологических признаков, отличающих женщину от мужчины. Маскулинность и фемининность — филогенетически заданные психические свойства, формирующиеся в онтогенезе под влиянием социо-культурных факторов Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность.

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.

Информация о работе Гендерные особенности качества сна