Аутодеструктивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Аутодеструктивное поведение может формироваться в результате противоречия между знанием о собственной жизни и представлением о смерти, то есть при возникновении когнитивного диссонанса.
В развитии аутодеструктивного поведения большую роль играют личностные особенности: с одной стороны, они являются психологическим фоном, на котором развиваются данные формы поведения, а с другой -происходит их значительное изменение при аутодеструктивном поведении. Психологические особенности определяют прогноз аутодеструктивного поведения. В то же время роль личности в формировании аутодеструктивного поведения изучена недостаточно, основные работы по его изучению касаются различных клинических проявлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I АТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ.
ПОНЯТИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ……… ………....10
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………….10
ВЫВОД ГЛАВЫ
ГЛАВА II ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………………..…17
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И АУТИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ……………………………………………………………………..17
ВЫВОД ГЛАВЫ
ГЛАВА III ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ
АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
КЛАССИФИКАЦИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ……..22
МЕТОДЫ ИОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЕЯ……………………..24
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОНАНИЕ ………………………….41
ВЫВОД ГЛАВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 120.84 Кб (Скачать документ)

Фактор N («Гибкость - прямолинейность») оценивает характерологическую черту, положительный полюс которой связывается с искусственностью, расчетливостью в поведении, а отрицательный полюс - с естественностью и простотой. Оценка испытуемых составляет 3,86 баллов, контрольной группы - 4,76 балла. Низкая оценка людей с аутодеструктивным поведением говорит о прямолинейности, непосредственности и бестактности, эмоциональной несдержанности, невозможности избежания острых конфликтных ситуаций и переведения их в спокойное русло. В поведении таких людей преобладают простые чувственные радости и вкусы. Низкая оценка

фактора N резко снижает  степень свободы в общении  с людьми. Это показатель нерасчетливости, эмоциональной бескультурности в общении.

Низкие показатели по данной шкале  отражают психическую дезадаптацию, обусловленную отсутствием гибкости в подходе к решению проблем. Дисгармоничные личности и дезадаптивные  состояния, проявляющиеся наличием в профиле высоких показателей по данной шкале, характеризуются выраженной аффективной захваченностью доминирующей идеей, касающейся, как правило, конфликтной межличностной ситуации: это могут быть переживания, связанные со сверхценным отношением к объекту, вызвавшему конфликтную ситуацию, с враждебной окраской, чувством ревности или соперничества, с жесткой и субъективно логической схемой, не поддающейся коррекции извне.

Фактор О («Тревожность — спокойствие») у испытуемых равняется 8,34 балла, в контрольной группе - 6,85. Высокая оценка по фактору О характерна для людей неуверенных, неуютно чувствующих себя среди людей. Им присущи погруженность в мрачные раздумья, пессимистические предчувствия, заниженная самооценка, недостаточная личностная идентичность, тревожно-депрессивный фон настроения. Для них характерно переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач. Это люди впечатлительные, ранимые, чувствительные к порицаниям и замечаниям. В обществе такие люди держатся замкнуто и обособленно. Высокие оценки фактора О можно связать с отсутствием или снижением возможности к мобилизации имеющегося у человека ролевого репертуара навыков и умений, служащих для достижения цели. Это явление отражает истощение и ослабление психической активности как нейроэндокринного продукта психического стресса (77).

Фактор Q1 («Радикализм - консерватизм») не выявил существенных различий испытуемых и контроля (5,67 и 5,65 баллов соответственно).

Фактор Q2 («Самостоятельность - внушаемость») у испытуемых составляет 6,64 балла, у контрольной группы - 5,76 баллов. Люди с высокими оценками предпочитают нести ответственность, не разделяя ее ни с кем. Они предпочитают чувствовать себя абсолютно свободными в своем поведении и старательно избегают любых форм обязательности в межличностных отношениях. Эти люди не ищут эмоциональной поддержки, не нуждаются в одобрении. Причиной самодостаточности также может быть истощение нервной системы.

Фактор Q3 («Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль») оценивает уровень осознания человеком социальных требований и степень понимания желательной модели поведения. Он измеряет отношение индивидуума к моральным и социальным общественным нормам, определяя уровень позиции человека по отношению к коллективным нормам организации общества. Более высокая оценка свидетельствует о том, что данное лицо в большей степени заботится о своей общественной репутации, о впечатлении, которое оно производит своим поведением, о том, что оно сознательно и аккуратно старается выполнять общественные требования. Оценка фактора у испытуемых 5,34 балла, а у контрольной группы - 5,04 балла. Это говорит о том, что испытуемые лучше умеют подавлять свои желания, лучше контролируют свои влечения.

Фактор Q4 («Напряженность - релаксация») в контрольной группе 
составляет 6,12 баллов, а в основной - 7,53 балла. Оценка испытуемых лежит в 
области высоких значений. Им соответствует психологическое напряжение, 
возбуждение, беспокойство, переживание неудачи. Для состояния 
напряженности характерны эмоциональная неустойчивость,

раздражительность, нетерпеливость и требовательность, при этом снижается  способность нахождения выхода из ситуации. При напряженности происходит дезорганизация мышления и блокирование целенаправленной деятельности.

Некоторые исследователи (118) считают, что фрустрация является одной из разновидностей психологического стресса, ее часто называют «стрессом рухнувших надежд». Фрустрация имеет место тогда, когда личность встречает более или менее непреодолимые или субъективно так воспринимаемые препятствия на пути удовлетворения какой-либо потребности. Частые и интенсивные фрустрации могут вести к серьезным эмоциональным расстройствам. Может сложиться привычный низкий уровень реагирования, с легкостью запускающий механизмы действия отрицательных эмоций беспокойства, раздражительности, гнева.

Данные шкалы лжи  MD свидетельствуют о достоверности полученных данных.

 

Таблица № 4

ЗНАЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПО ОПРОСНИКУ Р.Б.КЕТТЕЛЛА

 

фактор

личностные качества

основная группа

контрольн группа

достоверн различий

А

«Общительность - замкнутость»

4,85

7,12

р<0,01

В

«Мышление абстрактное, конкретное, примитивное»

2,62

6,96

р<0,01

С

«Эмоциональная устойчивость»

3,06

4,91

р<0,05

Е

«Независимость -подчиненность»

5,05

5,82

нет

F

«Озабоченность - беспечность»

4,63

5,68

р<0,05

G

«Выраженная сила «Я» -беспринципность»

4,34

5,75

р<0,05

Н

«Смелость - робость»

3,88

4,98

р<0,05

J

«Податливость - жестокость»

6,24

5,34

р<0,05

L

«Подозрительность -доверчивость»

6,86

7,12

нет

M

«Непрактичность -практичность»

4,54

4,01

нет

N

«Гибкость - прямолинейность»

3,86

4,76

р<0,05

О

«Тревожность - спокойствие»

8,34

6,54

р<0,01

Qi

«Радикализм - консерватизм»

5,67

5,65

нет

Q2

«Самостоятельность -внушаемость»

6,64

5,76

р<0,05

Q3

«Высокий самоконтроль -низкий самоконтроль»

5,34

5,04

нет

Q4

«Напряженность - релаксация»

6,12

7,53

р<0,05


 

Диаграмма № 1

МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ОПРОСНИК

КЕТТЕЛЛА ФОРМА С)

□ Основная группа ■Контрольная группа

ЛЕГЕНДА К ДИАГРАММЕ

Фактор 1-А - «Общительность - замкнутость»

Фактор 2 - В - «Мышление абстрактное, конкретное, примитивное»

           Фактор 3 - С - «Эмоциональная устойчивость»

Фактор 4-Е - «Независимость — подчиненность»

Фактор 5 — F - «Озабоченность - беспечность»

Фактор 6 — G - «Выраженная сила «Я» - беспринципность»

Фактор 7 — Н - «Смелость - робость»

Фактор 8 — J - «Податливость - жестокость»

Фактор 9 — L - «Подозрительность - доверчивость»

Фактор 10 - М - «Непрактичность - практичность»

Фактор 11 - N - «Гибкость - прямолинейность»

Фактор 12 - О - «Тревожность - спокойствие»

Фактор 13 - Q1- «Радикализм - консерватизм»

Фактор 14 - Q2- «Самостоятельность - внушаемость»

Фактор 15 - Q3- «Высокий самоконтроль - низкий самоконтроль»

Фактор 16 - Q4- «Напряженность - релаксация»

Результаты дисперсного анализа: в таблице приведены результаты обследования по методике Р.Б.Кеттелла (форма С) и достоверность различий между обследуемой и контрольной группами по t-критерию Стьюдента. Анализ этих данных показывает, что по 11 из 16 шкал различия между группами достоверны. Вероятность ошибки принятия гипотезы о различии по 3 переменным составляет 1%, по 8 критериям - 5% (Р=0,99; Р=0,95). Различия достоверны по шкалам: «Общительность-замкнутость», «Мышление абстрактное, конкретное, примитивное», «Эмоциональная устойчивость», «Озабоченность - беспечность», «Выраженная сила «Я» - беспринципность», «Смелость — робость», «Податливость - жестокость», «Гибкость — прямолинейность»,   «Тревожность   —   спокойствие»,   «Самостоятельность   —

внушаемость»,    «Напряженность    —    релаксация».    Это    показывает,    что дезадаптация испытуемых вызвана совокупностью  или сочетанием свойств.

Показано, что все группы испытуемых — суициденты, больные наркоманией  и алкоголизмом, лица, предпочитающие профессии и виды  суицидогенных ситуаций. При наличии других форм аутодеструктивного поведения течение наркотизма имеет «злокачественный» характер - быстрое формирование зависимости, становление абстинентного синдрома, рост толерантности. Согласно полученным данным, у большинства суицидентов отмечалось наличие эпизодической наркотизации.

Различные формы аутодеструктивного поведения характеризуются общностью  причинно-следственных связей и реализуются  у людей с типичными личностными особенностями — «стигмами аутодеструкции».

              Величина риска аутодеструктивного поведения находится в линейной зависимости от количества и выраженности указанных выше признаков. В связи с этим полученные данные позволяют подойти к разработке более строгих критериев риска. Необходимо проанализировать микросоциальное окружение, выявить нарушения в сфере межличностного общения, установить типы конфликтов. Главная роль в предупреждении аутодеструктивного поведения принадлежит первичной профилактике - недопущению конфликтных ситуаций и кризисных состояний.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          С точки  зрения теории когнитивного диссонанса  аутодеструктивное поведение можно  рассматривать как следствие  рассогласованности системы знаний  человека о собственной жизни  и смерти, как противоречие между собственной «гипотезой бессмертия» и знанием о неизбежности смерти как биологической закономерности.

Человек будет пытаться решить проблему диссонанса и восстановить баланс элементов. Поскольку достигается это путем изменения одного из диссонансных элементов или добавления нового знания, то соответственно выбор лежит между жизнью и смертью. Аутодеструктивное поведение характеризуется удалением «жизненной» составляющей, а, следовательно, неосознанным стремлением к смерти.

Фактором, провоцирующим  проявление аутодеструктивного поведения, является  изменение жизненного  стереотипа.  Особенно  это  выражено  при

пониженной способности к правильной оценке ситуации и погруженности  в свои переживания. Поэтому, завершенный  суицид чаще всего наблюдается у  лиц пожилого возраста, одиноких, вдовцов  или разведенных. Суицидальные переживания  чаще всего испытывают пожилые женщины.

Большая часть больных алкоголизмом совершали суицид в состоянии  алкогольной дисфории или реакции  протеста и отчаяния на фоне психопатизации. Для начальной стадии алкоголизма  и наркомании более характерны демонстративно-шантажные  суицидальные попытки. Серьезные и  истинные покушения характерны для  людей во второй стадии, когда еще  нет полной деградации личности и  осталась критическая оценка своего состояния. Систематическая алкоголизация  усиливает аффективность реагирования по возбудимому и истероидному типам  наряду с большей выраженностью  астенической симптоматики.

 

 

 

Наркотизм создает предпосылки для более быстрой реализации суицидальных намерений и формирует почву для возникновения суицидогенных ситуаций. При наличии других форм аутодеструктивного поведения течение наркотизма имеет «злокачественный» характер - быстрое формирование зависимости, становление абстинентного синдрома, рост толерантности. Согласно полученным данным, у большинства суицидентов отмечалось наличие эпизодической наркотизации.

Различные формы аутодеструктивного поведения характеризуются общностью  причинно-следственных связей и реализуются  у людей с типичными личностными особенностями — «стигмами аутодеструкции».

              Величина риска аутодеструктивного поведения находится в линейной зависимости от количества и выраженности указанных выше признаков. В связи с этим полученные данные позволяют подойти к разработке более строгих критериев риска. Необходимо проанализировать микросоциальное окружение, выявить нарушения в сфере межличностного общения, установить типы конфликтов. Главная роль в предупреждении аутодеструктивного поведения принадлежит первичной профилактике - недопущению конфликтных ситуаций и кризисных состояний.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997.- 704 с.
  2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 239 с.
  3. Айвазян С.А. и др. Прикладная статистика: Исследование зависимостей / ред. С.А.Айвазян. М.: Финансы и статистика, 1985.- 487 с.
  4. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. Баку: Элм, 1987.- 185 с.
  5. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995.- 397 с.
  6. Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологии. М.,1983.- с. 40-53.
  7. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. 1983.-т.83.-с. 1544-1547.
  8. Амбрумова А.Г., Ратинов А.Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности. М.,1986.- 147 с.
  9. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социальная дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии.-1981.- № 4.- с. 91-102.

10.Ананьев  Б.Г. Психология и проблемы  человекознания. Москва-Воронеж,

Информация о работе Аутодеструктивное поведение