Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Политологии".
В настоящее время главной идеей политики США в отношении мусульманского востока является стремление к полному подчинению региона и повсеместному распространению здесь американских ценностей в рамках концепции демократизации Ближнего и Среднего Востока. Главными объектами американской экспансии в регионе являются Ирак, Афганистан, а также Иран, Сирия, Ливан, Палестина и Пакистан.
Вот как представлена эта идея в речи Дж. Буша-мл. «О положении в стране» от 28 января 2008 года: «Мы видели, как жители Афганистана оправляются от тирании Талибана26 и выбирают нового президента и новый парламент. Мы видели, как ликующие иракцы с пальцами, испачканными в чернилах27, празднуют свободу. Эти образы свободы вдохновляли нас... Мы участвуем в решительной идеологической схватке XXI века... Террористы сражаются, чтобы лишить народы Ливана, Ирака, Афганистана, Пакистана и Палестинских территорий, сделанного ими выбора. И поэтому – ради безопасности Америки и мира во всём мире – мы всё дальше несём надежду на свободу».
Необходимо отметить, что усилия США по установлению контроля над исламскими странами встретили серьёзный отпор в Ираке и Афганистане. В настоящее время в обеих странах продолжается вооружённая борьба против США и их союзников, а американское общественное мнение всё более склоняется к мысли о необходимости вывода войск из Ирака и бесперспективности их дальнейшего присутствия в этой стране.
Большое значение имеют взаимоотношения США и Ирана. В течение последних лет США постоянно обвиняют иранское правительство в попытках создания ядерного оружия, поддержке международного терроризма и вмешательстве во внутренние дела соседних стран, прежде всего Ирака, Ливана и Палестинской автономии. В условиях высокой напряжённости в отношениях двух стран сохраняется вероятность попыток со стороны США разрешения конфликта путём вооружённого вторжения на территорию Ирана.
Россия традиционно имела
Россия развивает плодотворные экономические и политические контакты с Ираном, помогая этой стране в развитии проектов в сфере мирного использования ядерной энергии (строительство АЭС в Бушере). В то же время Россия выполняет важную роль в разрешении конфликтной ситуации между США и Ираном, входя в качестве посредника в «Группу шести»28. Россия оказывает значительную дипломатическую поддержку народам Ливана, Сирии и Палестины, принимает активное участие в разрешении арабо-израильского конфликта, являясь так называемым «коспонсором» урегулирования конфликта29. Россия выступила против агрессии США в Ираке и продолжает последовательно отстаивать принцип мирного разрешения конфликтов в регионе, невмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Большое значение имеет сотрудничество России с ведущими экономическими и политическими структурами, функционирующими в исламском мире. В 2003 году Россия стала членом Организации Исламская конференция – ведущего политического объединения региона. Она является единственной страной «Большой восьмёрки», представленной в этой влиятельной международной организации!
Уже несколько лет развивается плодотворное сотрудничество России и Организации стран-экспортёров нефти. В 2008 году Россия и две мусульманских страны, Иран и Катар, завили о создании «газового ОПЕК», то есть международной организации стран-экспортёров газа. Деятельность данной организации будет направлена на защиту интересов крупнейших экспортёров газа на мировом рынке.
Таким образом, в настоящее время накоплен большой опыт политического и экономического сотрудничества России с ведущими государствами исламского мира.
Однако существуют и значительные проблемы, прежде всего связанные с фактором радикального исламизма. Рост влияния исламского фундаментализма создаёт серьёзные угрозы не только для Запада, но и для России.
Угроза №1. Возможности новых террористических атак на Россию.
Дубровка и Беслан, взрывы домов в Волгодонске и на Каширском шоссе, взрыв на грозненском стадионе и убийство президента Чеченской Республики Ахмада Кадырова 9 мая 2004 года свидетельствуют о том, что исламский экстремизм способен на крайние меры, ведущие к уничтожению российских атомных станций, нефтехранилищ, аэропортов, взрывам в местах массового скопления людей. Очевидно, что угроза крупномасштабного теракта для России по-прежнему является достаточно актуальной.
Угроза №2. Угроза территориальной целостности России.
Выступая за создание единого исламского
государства – Халифата, исламские
фундаменталисты планируют
Угроза №3. Угроза распада России.
В случае обострения межконфессиональных отношений в среднем течении Волги, Россия столкнётся с высокой вероятностью раскола в самом центре страны. Это будет означать не только потерю собственно мусульманских республик в Поволжье, но, скорее всего, и обособление от России Сибири и Дальнего Востока. Взрыв на Северном Кавказе поставит по удар такие жизненно важные регионы, как Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область. При условии неблагоприятного развития событий для России, роста социальной и политической напряжённости внутри страны и вмешательства внешних сил (США, ЕС, исламский мир), это приведёт к локализации территории России в границах Восточноевропейской равнины, то есть возвращению к рубежам Московского царства XV века.
Угроза №4. Возникновение на южных границах России враждебных исламских фундаменталистских государств. Резкое снижение уровня жизни в 90-е годы в таких новых мусульманских государствах, как Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, привело к распространению среди населения идей исламского фундаментализма31. Возникает конфликт между светским правящим режимом, как правило, авторитарным и состоящими из представителей бывшей советской номенклатуры, и исламистами, опирающимися на значительную поддержку населения. Как наглядно продемонстрировала «революция эдельвейсов» в Киргизии и неудавшаяся революция в Узбекистане в регионе существует серьёзная социальная напряжённость. С учётом специфики социально-экономической и политической ситуации с высокой долей вероятности политический переворот в мусульманских государствах завершится приходим к власти радикальных фундаменталистских групп и формированием исламских государств (по аналогии с Ираном и Афганистаном периода правления талибов).
На угрозы со стороны исламских фундаменталистов необходимо смотреть в комплексе с той политикой, которую проводят страны Запада. С одной стороны, для Запада Россия является естественным союзником в борьбе с международным терроризмом и исламским экстремизмом. С другой стороны, ослабление России на Кавказе и в Центральной Азии вполне соответствует планам Запада по распространению своего контроля на нефтяные и газовые богатства региона, а также пути транспортировки энергоресурсов. В этой связи наиболее опасным представляется сценарий, при котором Западу удастся спровоцировать крупномасштабную войну между Россией и исламским миром, отведя, тем самым, удар от себя.
Таким образом, исламский мир представляет
собой сложный и нестабильный
регион с целым рядом серьёзных
проблем и неразрешённых
ТЕМА 8
Россия и страны СНГ
У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Д.А. Медведев |
После распада СССР на его месте образовалось 15 новых независимых государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. 12 из них (за исключением стран Балтии) вошли в состав образованного в 1991 году Содружества независимых государств (СНГ)32. Организация ставила своей целью развитие взаимодействия в политической, экономической, социальной и культурной сфере. Интеграционным ядром СНГ стала Россия.
Распад СССР и социально-экономический и политический кризис в России привели к образованию на постсоветском пространстве вакуума силы (зоны нестабильности). По мнению З. Бжезинского, восемь из 15 бывших советских республик (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) входят в зону нестабильности, которую он называет «Евразийскими Балканами». «В Европе слово «Балканы» вызывает ассоциации с этническими конфликтами и соперничеством великих держав… Евразия также имеет свои «Балканы»», – пишет американский геополитик.
Рисунок 1. «Евразийские Балканы», согласно концепции З. Бжезинского
Страны СНГ стали объектом борьбы между США, ЕС, Китаем, государствами исламского мира, с одной стороны, и Россией, с другой. В разворачивающейся на пространстве бывшего Советского Союза большой геополитической игре необходимо выделить несколько планов.
Геополитическая борьба.
Главным её содержанием является стремление ведущих держав увеличить своё влияние путём включения в сферу своих интересов тех или иных территорий бывшего Советского Союза. Ослабление России автоматически ведёт к попыткам других стран утвердиться на новых геополитических рубежах. Фактически, можно вести речь о борьбе за «наследство» бывшей Советской империи33. Первостепенная задача, которую поставили перед собой конкуренты России после развала СССР, стало уменьшение влияния Москвы и выдавливание России с постсоветского пространства. При этом интересы государств Запада и Востока различны.
Евросоюз присоединил Латвию, Литву и Эстонию и теперь стремится к дальнейшей экспансии в восточном направлении за счёт включения в свою орбиту Украины, Белоруссии и Молдавии, а также государств Закавказья.
Турция увидела шанс обратиться к идеям пантюркизма34 и создания великого тюркского государства – Турана. Началась активная турецкая экспансия в тюркоязычные государства СНГ (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан) и регионы России (Татарстан, Башкортостан, Алтай, Тыва, Якутия). Турция поддержала притязания Азербайджана на Нагорный Карабах, сепаратистские настроения в российских тюркоязычных регионах. Особое внимание было уделено Крыму, который до конца XVIII века находился под контролем Османской империи. Турция стимулирует иммиграцию на полуостров крымских татар, что уже привело к серьёзному конфликту между иммигрантами и русско-украинским населением Крыма. Распространение влияния Турции на тюркоязычные регионы и перспектива формирования «тюркской дуги» не только представляет опасность для интересов России в южных странах СНГ, но и угрожает целостности России.
Рисунок 2. «Тюркская дуга»
Региональный конкурент Турции, Иран, также имеет свои интересы на постсоветском пространстве. Во-первых, он стремится взять под контроль близкий в этническом и конфессиональном отношении Таджикистан, во-вторых, нейтрализовать влияние Азербайджана на свои северные провинции, населённые этническими азербайджанцами. Таким образом, интересы Турции и Ирана сталкиваются, что даёт возможность России использовать их противоречия в своих целях.
Рисунок 3. Столкновение в Закавказье и Центральной Азии интересов России, Турции и Ирана
Претендентами на контроль над южными странами СНГ являются также Саудовская Аравия и исламские фундаменталистские организации, стремящиеся к созданию здесь исламских государств и включению их в единое общеисламское государство – Халифат.
Наращивает своё влияние в регионе и Китай. В сфере его интересов – Казахстан и Киргизия. На эти территории Пекин претендовал ещё в XVIII веке.
Наконец, США имеют свои интересы практически во всех странах СНГ. При этом с точки зрения З. Бжезинского, для США «три страны имеют особо важное значение: Азербайджан, Узбекистан и Украина». Каждая из них является ключевым игроком для своего региона. Господство в них обеспечит контроль США соответственно над Закавказьем, Центральной Азией и Восточной Европой.
Геоэкономическая конкуренция.
Пространство бывшего СССР становится сферой столкновения различных государств и групп государств по поводу контроля над сырьевыми ресурсами и путями их транспортировки. Конфликты вокруг энергоресурсов разворачиваются в трёх плоскостях. С одной стороны, между странами СНГ возникают споры о праве разработки месторождений полезных ископаемых. Яркий пример – затянувшиеся переговоры между Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном о разделе Каспия, на территории которого расположены колоссальные запасы нефти и газа. С другой стороны – конфликты по поводу участия в добыче и транспортировке природных ресурсов между российскими и западными компаниями. Наконец, вопросы политического контроля над коридорами транспортировки углеводородов, которые являются предметом столкновения между мировыми геополитическими игроками.
Здесь целесообразно вспомнить противостояние между Россией и Западом по поводу строительства нефте- и газопроводов, соединяющих Каспий с Чёрным морем. Запад совместно с рядом стран СНГ (Украина, Грузия, Азербайджан) стремится создать транзитный маршрут в обход России. В середине 90-х годов возник проект ТРАСЕКА – транспортный коридор, соединяющий страны Западной Европы и Восточной Азии и при этом огибающий Россию с юга. В 2005 году была реализована первая часть данного проекта – создан нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволит экспортировать каспийскую нефть на Запад в обход России, по территории Азербайджана, Грузии и Турции. В 2007 году завершено строительство Южнокавказского газопровода по маршруту: Баку – Тбилиси – Эрзурум. В 2008 году планируется завершение строительства Транскаспийского газопровода, а в в 2013 году – газопровода Набукко, который соединит страны Центральной Азии с Германией и Австрией. В проекте также строительство железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс.