Россия и современный мир (международный контекст национального политического развития в начале XXI века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Политологии".

Прикрепленные файлы: 1 файл

ros_mir.doc

— 2.35 Мб (Скачать документ)

Таким образом, Россия является одной  из ведущих держав Азиатско-Тихоокеанского региона. Её экономическое и геополитическое присутствие в регионе постоянно возрастает. Однако, по-прежнему актуальной остаётся проблема слабого освоения российского Дальнего Востока. Сохраняются сложные отношения с ведущими державами региона, Китаем и Японией. Остаётся неразрешённым конфликт, связанный с территориальными претензиями Японии к России. Наличие этих проблем ставит в повестку дня необходимость более пристального отношения России к Дальнему Востоку, укрепления безопасности дальневосточных территорий, их социально-экономического развития. Очевидно, перед Россией по-прежнему, как и сто лет назад, стоит задача освоения, заселения и экономического развития Дальнего Востока.

ТЕМА 7

Россия и страны исламского мира

 

Для Российской Федерации развитие отношений с исламским миром, вес и влияние которого в международных делах неуклонно повышаются, является одним из естественных приоритетов внешней политики.

С.В.Лавров. Приветствие участникам конференции «Россия – исламский  мир»


 

Исламский мир в настоящее время  представляет собой самый нестабильный и взрывоопасный регион мира, своеобразный бурлящий котёл, переполненный противоречиями и конфликтами. Большинство современных конфликтов и войн так или иначе связано с ним (войны СССР и США с Афганистаном, войны США с Ираком, арабо-израильский конфликт, Индо-Пакистанский конфликт, Боснийский и Косовский кризисы и пр.). Значительная их часть происходит по границе исламского мира с другими цивилизациями в Азии, Африке и Европе.

Что представляет собой мир ислама сегодня? Почему с ним связано такое большое количество конфликтов?

Исламский мир – это примерно 1 млрд. 200 млн. человек, большая часть  которых живёт в Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии, Северной Африке и Восточной Европе.

Он чрезвычайно дифференцирован  в политическом, экономическом, этническом, культурном отношении. Исламские страны в политическом плане разделены на монархии и республики, авторитарные государства и демократии; в религиозном отношении – на суннитов и шиитов24; в этническом – на арабов, тюркские, иранские народы и пр.

Есть страны, не уступающие по уровню жизни европейским (Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Бруней, Бахрейн) и очень бедные государства (Афганистан, Судан, Эритрея, Бангладеш). Для сравнения: ВВП на душу населения  в Катаре составляет 36 632 доллара. Это больше, чем в Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии. В то же время этот показатель в Йемене составляет только 984 доллара, то есть в 37 раз меньше!

В отличие от других цивилизаций, в  исламской цивилизации нет доминирующего государства, но есть несколько стран, претендующих на роль регионального центра: Саудовская Аравия, Иран, Турция, Египет, Пакистан, Индонезия. Однако ни одна из них не может выступать в роли безусловного лидера исламского сообщества.

Саудовская Аравия является религиозным  центром и одним из экономических  лидеров исламского мира. На её территории расположена главная святыня  мусульман – родина пророка Мохаммеда  Мекка. Ежегодно миллионы мусульман  со всего мира совершают хадж –  паломничество в Мекку. Однако Саудовская Аравия не обладает необходимыми людскими ресурсами и военным потенциалом. Её население не превышает 25 миллионов человек. Её позиции ослабляет традиционная дружба правящей династии Саудидов с Соединёнными Штатами и наличие значительных внутриполитических противоречий между политической элитой страны и радикальными исламистами. Как следствие, Саудовская Аравия – постоянный объект террористических атак.

Иран имеет большое население, достаточно крупную армию, ведёт  разработки ядерного оружия. В Иране проживает 67 миллионов человек, больше чем во Франции или Великобритании. По объёму ВВП он занимает 22 место в мире, опережая большинство стран Ближнего и Среднего Востока. Важным преимуществом Ирана является наличие у него значительных запасов нефти и газа. Но это – шиитская страна, тогда как большинство мусульман – сунниты. В настоящее время Иран имеет серьёзный конфликт с США, что также ослабляет его позиции на мировой арене и потенциал регионального лидера.

Казалось бы, хорошие шансы на доминирование в исламском мире имеет Турция. Это крупнейшая страна на Ближнем и Среднем Востоке по численности населения и объёму ВВП. Значительным преимуществом Турции являются имперские традиции. Ещё совсем недавно, в начале прошлого века, практически вся территория Ближнего Востока находилась под властью османских султанов, а правитель Турции совмещал светскую власть с духовной, являясь халифом, то есть духовным предводителем всех мусульман, представителем пророка на земле.  Однако Турция не может претендовать на роль лидера, так как уже на протяжении нескольких десятилетий проводит политику интеграции в западное сообщество и, как следствие, воспринимается исламским сообществом как во многом чуждая, немусульманская по духу страна.

Одной из крупнейших стран исламского мира является Пакистан. Имея ядерное оружие и 154-миллионное население, эта страна способна претендовать на роль регионального лидера. Однако Пакистан раздираем внутренними социальными, политическими, этническими и религиозными конфликтами. Убийство в 2007 году лидера демократической оппозиции Беназир Бхутто и отставка в 2008 году президента Первеза Мушаррафа привели к значительной дестабилизации ситуации и поставили Пакистан на грань гражданской войны. Ситуация усугубляется негативным влиянием, оказываемым на пакистанское общество вооружёнными действиями в соседнем Афганистане, ростом популярности в Пакистане радикальных исламистов и участившимися фактами вооружённого вмешательства со стороны США.

Начиная с 70-х годов XX века, наблюдается «пробуждение» исламского мира. Ислам превращается в мощную политическую силу мирового масштаба. Этот процесс был стимулирован несколькими факторами:

арабо-израильским конфликтом по поводу Палестины, который сплотил мусульман  всего мира в единый фронт поддержки арабов-палестинцев и в котором США заняли отчётливо произраильскую позицию;

энергетическим кризисом 70-х годов, продемонстрировавшим, что у исламских  государств есть мощное оружие давления на Запад – нефтяное эмбарго;

исламской революцией в Иране в 1979 году, создавшей привлекательный для многих сторонников ислама образец самостоятельного исламского государства, построенного на религиозных принципах;

вторжением советских войск  в Афганистан и последовавшим  через 10 лет поражение СССР;

войной в Персидском заливе 1990-1991 годов, вмешательством США в конфликт между Ираком и Кувейтом и размещением американских вооружённых сил в бассейне Персидского залива.

 

Рост политической активности в  мусульманских странах напрямую связан с исламским фундаментализмом (исламизм, исламский экстремизм). Это сложное явление. Говорить о полном единстве данного движения видимо рано, однако контуры его политической программы очевидны: создание единой исламской религиозной сверхдержавы (халифат), основанной на традиционных исламских ценностях, противодействие экспансии Запада и война с неверными (джихад), прежде всего с США и их союзниками. Первая исламская фундаменталистская организация, «Братья-мусульмане», появилась в Египте ещё в 20-е годы XX века, в условиях борьбы с английским и французским колониализмом. Настоящий подъём исламизма приходится на эпоху постбиполярного мира. В настоящее время фундаменталистские структуры есть практически в каждой мусульманской стране, от Марокко до Индонезии. Но наиболее благодатной средой для их деятельности являются мусульмане, исповедующие ваххабизм – радикальное суннитское учение, выступающее за «очищение» ислама (своего рода, мусульманские пуритане), возврат к ценностям эпохи пророка Мохаммеда, борьбу со всеми немусульманами и «отступниками» – мусульманами-неваххабитами.

Неверно было бы отождествлять исламизм и ислам. Ислам – это религия, проповедующая, как и все мировые  религии, добро, милосердие, благочестие. Ислам не несёт в себе опасности  экстремизма и не представляет угрозу для остального мира. Миллионы мусульман в исламских странах, России, Индии, Китае, Европе, США являются такими же добропорядочными гражданами своих стран, как и люди, исповедующие иные религиозные учения. Исламизм представляет собой вариант международного радикального политического движения, использующего религиозные чувства для достижения своих политических целей. Исламский фундаментализм бросает вызов современному мировому порядку и Западу, как мировому лидеру. Он обличает несправедливость этого порядка и призывает к построению нового мира, основанного на принципах ислама.

В качестве своего боевого оружия экстремистская часть исламистов использует террор. Международная террористическая сеть «Аль-Каида» («База») во главе с  саудовским миллионером Усамой бен  Ладеном25 стоит и за терактом 11 сентября 2001 года в США, и за взрывами в лондонском метро 2005 года, и за спиной террористов, действовавших на территории России.

Для того чтобы разобраться в  подлинных причинах усиления исламского фундаментализма и международного терроризма надо ответить на два взаимосвязанных вопроса.

 

Кто и почему поддерживает исламистов на массовом уровне?

 

Кто и почему поддерживает исламистов на уровне политических и экономических  элит, в частности, финансирует исламистов?

 

В основе массовой поддержки лежат три главных причины:

Противоречие «Север – Юг». Большинство исламских государств – это страны с относительно низким уровнем жизни и высоким демографическим потенциалом, отчасти связанным с религиозными установками мусульман. Так, в настоящее время в мусульманских странах молодёжь в возрасте от 15 до 24 лет составляет 20% от всего населения, в то время как в России эта цифра не превышает 15%, а в Европе составляет около 12%. Безработная молодёжь представляет собой благоприятную среду для взращивания религиозных фанатиков и социальных борцов и вербовки их в радикальные политические и террористические организации. Несправедливость современного мирового порядка, в котором одни нации (Запад) пользуются всеми благами цивилизации, а другие влачат нищенское существование, порождает симпатии массовых социальных групп к исламским фундаменталистам во многих странах мира. В известном смысле можно говорить о том, что с точки зрения своей социальной программы исламские фундаменталисты пытаются занять в современном мире нишу, которую в начале XX века занимали большевики (радикализм, насильственные, террористические методы борьбы, идея экспорта революции и пр.). Таким образом, исламисты представляют собой наиболее активную часть Юга, борющегося с Севером. Примечательно, в этой связи, что исламские и исламистские идеи получают распространение даже среди некоторых дискриминируемых социальных групп западного общества, например, среди афроамериканцев. В настоящее время уже 3 миллиона афроамериканцев, традиционно являющихся католиками, перешли в ислам.

Культурное давление Запада на страны исламской цивилизации порождает ответную реакцию противодействия вестернизации. Ислам становится для масс символом сопротивления чуждому образу жизни, навязываемому процессами модернизации и глобализации, вовлечения незападных стран в мировое экономическое, политическое, культурное и информационное пространство.

Прекращение «холодной войны» и  идеологического противостояния между  либерализмом и коммунизмом, как  отмечает С. Хантингтон, ведёт к тому, что религиозная идентичность приобретает всё большее политическое значение, занимая место светских идеологий XX века. «Реванш Бога», усиление религиозных установок, наблюдаемое по всему миру, прежде всего, проявляет себя в исламских государствах. Религия становится основой не только нравственного, но и политического мировоззрения многих людей в современном мире. Политизация религии – опасное явление, поскольку имеет часто в качестве своего последствия рост религиозной нетерпимости и межконфессиональные конфликты. Это явление представляет особую угрозу для такого полиэтнического и поликонфессионального государства, как Россия. Формирование новой конкурентоспособной светской идеологии, альтернативной в то же время идеологии Запада – важнейшая задача для политических лидеров современной России.

 

На уровне политических и экономических  элит исламских стран поддержка  фундаменталистских идей и террористических организаций объясняется, прежде всего, претензиями исламского нефтяного  капитала на более высокие позиции в мировой системе власти. Несмотря на своё богатство, нефтяные шейхи отстранены Западом от принятия ключевых политических и экономических решений на мировом уровне. Вот почему некоторые аналитики утверждают, что подлинный штаб мирового терроризма расположен в самой проамериканской стране исламского мира – Саудовской Аравии. Важным аргументом в пользу этого вывода является тот факт, что большинство террористов – участников теракта 11 сентября имели саудовское подданство. Очевидно, что по мере сокращения мировых запасов нефти и увеличения её стоимости, политические амбиции мусульманских элит будут только расти.

Усиление позиций радикального исламизма, с одной стороны, и  стремление США к установлению контроля над богатым углеводородами регионом, с другой, привели к значительной дестабилизации ситуации в исламском мире, превратили его в наиболее нестабильный и взрывоопасный регион. Ещё в 90-е годы США провозгласили бассейн Персидского залива сферой своих жизненных интересов. Участие в войне в Персидском заливе позволило американцам ввести в регион свои войска и, фактически, взять под контроль такие значимые, с точки зрения наличия запасов природных ресурсов страны, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Кувейт. После теракта 11 сентября 2001 года США провозгласили борьбу с международным терроризмом и политику «справедливого возмездия». Это позволило им осуществить вооружённое нападение на Афганистан в 2001 году и Ирак в 2003 году. В 2002 году была сформулирована идея «оси зла» – наличия блока агрессивных государств, угрожающих безопасности мира и поддерживающих международный терроризм. В состав «оси зла» были включены такие мусульманские страны, как Ирак, Иран, Сирия и Ливия.  

Информация о работе Россия и современный мир (международный контекст национального политического развития в начале XXI века)