Особенности функционирования политического режима в современном Иране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:43, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью идеологии в организации всей внешнеполитической деятельности. Составляя систему ценностных ориентации общества, идеология формирует основные принципы, убеждения государственных деятелей, восприятие ими окружающего мира, их представление о месте и роли своего государства в уже сложившейся или слагающейся международной системе. Анализ международных отношений показывает, что ключевым звеном в идеологии или внешнеполитической концепции является ее национальная сущность, соответствующие ей характерные черты. Всякая идеология создается специалистами, учеными и опытными политиками и в ее формировании используются все необходимые методы, свойственные формированию политической идеологии.

Содержание

План:
> 1. Теоретико-методологические основы исламской государственнности в Иране
> 1.1 Особенности легитимации власти в шиитском государстве
> 1.2 Высший руководитель и президент: разграничение верховной власти
> 1.3 Представительные органы и политические фильтры в политической системе

> 2.Религиозно-политический фракционализм в рамках системы Незам в
> современном Иране
> 2.1 Фракция Принциплистов (реакционеров)
> 2.2 Фракция Традиционалистов
> 2.3 Фракция Прагматиков
> 2.4 Исламские левые и роль "зелёного движения".

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 107.23 Кб (Скачать документ)

В тот период, когда еще  Хомейни был жив, Али Хамение не имел даже титула аятоллы, а в конституции Ирана это было обязательным. За несколько месяцев до смерти,  Хомейни создал комиссию по пересмотру конституции, чтобы руководителем мог стать любой эксперт в исламском праве, т.к. он не был доволен своим политическим кругом. Этот пересмотр конституции очень помог Хаменеи и он стал временным руководителем Ирана. И он за одну ночь «поднялся» в исламской иерархии с Ходжатоль-Эслама до Аятоллы.10

 

 

 

 

Информационный  политический портал "Полит.ру" опубликовал статью Карима Саджадпура, в которой говорится об реальном  значении Высшего руководителя Ирана, детально обрисовывает его систему взглядов, мировоззрение  и в связи с этим делает выводы о политическом будущем  и планах Ирана на международной политической арене.

 

 

Мало кто может сказать, что знает человека, который оказывает  и имеет огромное влияние на современную  политику, как внутри страны, так  и на международной арене, и был  бы в тоже время мало кому известен во всем мире , как аятолла Али Хаменеи.  Он не придерживается демократии , так же он и не диктатор, но в нем сочетается и то и другое. В Исламской республике, Хаменеи самый влиятельный и могущественный политик. Он сам в одиночку никогда не  принимает никаких решений, и не решает вопросы при этом и без его ведома никто и не решится это сделать. Его главными  приоритетами есть  сохранение теократической системы и личной политической власти.   

Конституционные полномочия у Высшего руководителя очень  заметно превосходят президентские. Однако — невзначай или намерено — за пределами Ирана Хаменеи остается в тени иранского президента. 

Усилению влияния Хаменеи внутри страны способствовало несколько факторов, а именно:

(1) Почти на всех чиновничьих  креслах сидят ему преданные  люди, что содействует дальнейшему  усилению его власти;

(2) Не сильный парламент,  подвластный  консерваторам, председателем  которого является лояльный Хаменеи Голам Али Ходдад Адель (его дочь замужем за сыном руководителя);

(4) Огорчение населения  Ирана в политике,   обусловленное  тем, что руководство  реформаторов  не выполнило свои обещания;

(5) Главенствующий фактор  — абсолютная победа сторонника  жесткого курса Ахмадинежада  во втором туре президентских  выборов над Хашеми Рафсанджани, главным соперником Хаменеи.11

 

После Хаменеи правительство возглавляет всенародно избранный президент.  На плечи Президента кладется ответственность за соблюдение  конституции, руководство исполнительной властью . Президент руководит кабинетом министров, назначает министров и представляет их кандидатуры на утверждение Собрания исламского совета (парламента), подписывает договоры и соглашения с другими государствами. Президент избирается на четыре года путем прямого голосования и может быть переизбран не более, чем еще на один срок.  
В июне 2005 г. в результате состоявшихся в ИРИ выборов на следующие четыре года Президентом избран Махмуд Ахмадинежад. 12

 

ИЗБРАНИЕ АХМАДИНЕЖАДА. Хаменеи никогда не поддерживал чью то сторону в политической гонке. Он всегда пытался придерживаться нейтралитета.  Но если внимательно изучить текс его речей, то с твердостью  можно сказать, что Хаменеи стоял на стороне Ахмадинежада.

В очередном обращении иранскому  народу, Хаменеи  описывал идеально  кандидата , которого он хотел бы видеть на посту президента, что безусловно можно расценить как помощь, содействие Ахмадинежаду. 

Ахмадинежада  потоянно поддерживал не смотря чрезвычайно отрицательное общественное  мнение. Хамение постоянно и всеми разными способами защищал его. У иранского народа стало меньше причин для негатива, это не потмоу что все пробелмы во всех сферах решены, а потому, что народ стал более оптимистичными. Ведь они сами видят, что ситуация во многих сферах улучшается.

Хаменеи все больше и больше перестал публично хвалить и одобрять деятельность президента, но это не говорит, что он стал хуже. Он так же по прежнему соответствует идеалу президента по Хаменеи.  Ахмадинежад очень уважительно относится к Хаменеи и его политической власти; на фоне Ахмадинежада голос Хаменеи — это умеренный голос разума. И чем больше увеличивается политическое недовольство президента, тем больше поднимается авторитет Хаменеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Религиозно-политический фракционализм в рамках системы Незам в современном Иране

 

 

 

 

 
> 2.1 Фракция Принциплистов (реакционеров) 
> 2.2 Фракция Традиционалистов  
> 2.3 Фракция Прагматиков 
> 2.4 Исламские левые и роль "зелёного движения".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Религиозно - политический фракционализм в рамках системы Незам современного Ирана.

 

Политическая структура современного Ирана в своей основе предполагает единство теократического правления и республиканского.

Статья 1 Конституции Ирана  провозглашает республиканскую  форму правления в Иране, основанную на исламе. Дословно статья  1 Конституции Ирана составлена в таком порядке: «Система правления Ирана — Исламская Республика, за которую народ Ирана на основе своей давней веры в правление справедливости по Корану после победы Исламской революции под руководством великого духовного наставника айат Аллаха имама Хумайни проголосовал абсолютным большинством……»13

В Иране отличительная вертикаль  власти. В Иране есть Верховный  лидер, далекий и всезнающий –  аятолла. Он же вероучитель  и законник.  Но точно также в Иране  есть республиканское управление — со своими  партиями, избираемыми политиками и назначаемыми чиновниками. С народом работают  — президент, министры, их заместители, начальники департаментов. Они вполне публичны, реализуют политические решения, но не они их принимают.

Иран в своей политической системе  не прячет такое разделение на небожителей  и земных политиков. У политики Ирана  есть религиозно-моральное измерение, и оно первично. Политики слишком  легко могут об этом забыть и пойти  на поводу у граждан, которые голосовали за них на выборах. И потому над политиками стоят религиозные лидеры, за которых простые граждане не голосуют.

При формировании такой политической тактики становится очевидно, что отстаивает иранская власть, с удовольствием ввязываясь в конфликт со всем миром. Она борется за свой путь. Ясно, за что стражи исламской революции преследуют инакомыслящих — за то, что они  пытаются прервать связь между клиром и миром, так сказать. Одни пожелали  бы примата общества в делах государства, вторые — больше свободы политиков, делать то, что они  думают нужным, а третьи желают еще большей религиозной свободы или, наоборот, жесткости. И все они, сами того не понимая хотят разрушить систему — и за это их судят и сажают в тюрьму.

Система, которую придумали  аятоллы, безупречна  только тем, что  она  не стремится казаться тем, чем не является. Президенту Ирана ни скажет, что одна реформа проведенная в республике или закон, принятый по его приказу, соответствует европейским образцам. Это не европейские образцы, это иранские образцы — единственные и неповторимые.

Все это влияет на напряженную  внутриполитическую обстановку в стране, которая влияет на обострения кризиса  внутри правящей верхушки, что проявляется  в усилении разногласий между  президентом и правительством с  одной стороны и духовным лидером, меджлисом (парламентом), судебной властью  и религиозными авторитетами — с  другой. Это нам говорит о том, что в стране отсутствует единая линия у руководства страны во всех сферах жизни иранского народа.

Несколько лет назад, пока президентом  страны не стал Ахмадинежад, в стране была стабильность режима, когда права и обязанности были распределены между религиозными и светскими институтами. После определенного времени баланс  за был нарушен из-за стремления президента Ахмадинежада расширить права исполнительной власти и ослабить ее подконтрольность со стороны меджлиса и других структур.

Большую роль сыграла также проявление протестных настроений после президентских  выборов 2009 года. Критика действий оппозиционных  сил, идентификация всех недовольных  как врагов режима привели к расколу  в иранском обществе. Не только политические деятели прореформаторской направленности, но даже известные богословы были отнесены к нелояльным14.

Не возможно не обратить внимание на  особенность иранской избирательной системы. Документы всех зарегистрированных кандидатов на первом этапе рассматриваются в специальных комиссиях, созданных МВД и включающих четырех членов — представителей полиции, органа регистрации актов гражданского состояния, прокуратуры и сотрудника министерства информации. После эти документы направляются в Наблюдательный совет, подтверждающий правильность решений, принятых “четверкой” на местах. И только после его согласия кандидат получает возможность  к участию в выборах и может приступать к агитационной деятельности.

Аятолла Хаменеи, выполняющий сейчас обязанности духовного лидера (рахбара), предложил отказаться от выборов президента всенародным голосованием и перейти к утверждению главы исполнительной власти меджлисом (парламентом). Он также предлагает и многиедругие существенные изменения: возврат поста премьер-министра, проведение реформ в структуре судебной власти в сторону приближения ее к канонам исламского фундаментализма и, наконец, отмена поста президента. Реализация внутренней реформы возможна только через проведение всенародного референдума, который должен одобрить изменения конституции. Это все очень активно обсуждаются в прессе, и не все представители различных политических и религиозных организаций поддерживают  рахбара. Будущее этого вопроса будет зависеть от расстановки сил в новом парламенте, что и определяет накал борьбы и величину ставок выигравших и проигравших.

Консерваторами называются те,  кто поддерживает духовного лидера. Хотя подготовка в этом сегменте политического  спектра к выборам началась еще  в 2010 году с заявлений о достижении единства, тем не менее, достичь его  не удалось. Наоборот, организационный  раскол только увеличился.

Главные силы консерваторов-традиционалистов (умеренные) изображены в Объединенном фронте консерваторов. К этому Фронту присоединились и те, кого политики относят не к традиционным, а к  прореформаторски настроенным консерваторам. Главной целью умеренных консерваторов на ожидающих выборах являются ограничение мест в парламенте для сторонников президента. Это предвыборное объединение основывается на представителях частного бизнеса, особенно в сфере финансов и торговли, духовенство, традиционные городские слои. Их взгляды отражает издание “Ресалат”.

Бескомпромиссные сторонники рахбара создают свою предвыборную организацию, которая называется  «Фронт стойкости исламской революции». Главная сила этого направления — Корпус стражей исламской революции. Представители этого фронта контролируют органы безопасности, прокуратуры, радио и телевидение Ирана. Это течение консервативного лагеря наиболее сильное. Оно выступает за проведение наступательной внешней политики, укрепление государственности и исламских принципов во всех сферах общественной и экономической жизни.

Фронт сопротивления исламского Ирана  является третьим объединением, которые  также позиционирует себя как  фундаменталисты. Она включает в  себя новые организации и не отличающими  идейными позициями   и опытом политической деятельности. Главными в ней являются государственные  служащие среднего и низшего звена. Идея, о объединении принадлежит человеку, который был кандидатом на президентских выборах в 2009 году Резаи. Многие политики считают, что данное объединение создано не только с целью поучаствовать в парламентских выборах, но и ориентировано на президентские 2013 года.

Ахмадинежад в преддверии выборов решил договориться с представителями консервативного лагеря о том, чтоб его сторонникам дали определеннее количество мест в едином списке консерваторов, но ему было отказано.  После чего президент и решил сформировать свое объединения “Фронта стойкости”. Если в Тегеране и других крупных городах формируются предвыборные объединения, которые опираются на определенные слои населения, то в провинции ставка делается исключительно на личность самого кандидата. Учитывая, что основная масса депутатов меджлиса будет избираться в провинции, сторонники президента делают основную ставку на выборы в регионах. В этой предвыборной кампании широко используется практика продвижения темных лошадок, по-персидски — чераг-е хамуш, которые не афишируют свои политические предпочтения. Основную ставку сторонники президента делают на административный ресурс, который особенно силен именно в провинции.

Лагерь реформаторов переживает глубокий кризис. В нем также сильные  противоречия. Учитывая организационную  слабость, многие лидеры реформаторов призывают к бойкоту выборов.

После протестов 2009 года власти оказались  настолько напуганы активностью  электората, недовольного результатами подсчета голосов, что отменили выборы в местные органы в 2011году, продлив  их полномочия до следующих президентских  выборов. Прошлые выборы показали беспрецедентную  для Ирана явку — 85%.

Несбывшиеся надежды участников голосования  в 2009 году, вытеснение с политической арены страны реформаторского лагеря, призывы к бойкоту выборов  со стороны некоторых политических сил, ухудшение экономической ситуации, осложнение положения религиозных  и национальных меньшинств в стране могут привести к резкому сокращению числа пришедших на выборы, а следовательно, поставить под угрозу саму легитимность данной кампании. И это обстоятельство очень беспокоит власть. Поэтому предпринимаются беспрецедентные шаги с целью увеличить явку. В том числе и за счет внешнеполитических провокаций, воинственной риторики и нагнетания истерии в представлении Ирана осажденной внешними врагами крепостью.

С учетом этих обстоятельств, основная борьба развернулась между различными течениями консерваторов. Именно соотношение  между этими группами и будет  определять состав будущего меджлиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Фракция Принциплистов

 

 «Принциплисты» в Иране заняли больше 50% мест после выборов. Они же являются консерваторами и сторонниками верховного лидера – Али Хаменеи.

Информация о работе Особенности функционирования политического режима в современном Иране