Развитие речи в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие речи в психолого- педагогической литературе..……………….5
1.2 Особенности развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………..…………………..16
Глава 2. Эмпирическое исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста ………………………..………………………………..26
2.1 Диагностика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….26
2.2 Развивающие мероприятия как средство развития речи дошкольников…………………………………………………………………....31
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………...39
Приложение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая на тему Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.docx

— 110.76 Кб (Скачать документ)

 

11

собой индивидов, реакций  нормально спонтанных, определяемых или ситуацией, или высказыванием  собеседника". Монолог же он рассматривал

как организованную систему  облеченных в словесную форму  мыслей, являющуюся преднамеренным воздействием на окружающих. Именно поэтому монологу надо учить. Щерба отмечал, что в  малокультурной среде только немногие люди с литературным дарованием способны к монологу, большинство же не в  состоянии связно рассказать что-либо. (18,с.80). 
Структура диалога (реплик) и структура монолога (литературного языка) совершенно разные. Репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологической речи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является ее основным организующим началом. 
    Интересно наблюдение Л.В. Щербы, что все изменения языка, которые потом проявляются в монологической речи, куются и накапливаются в кузнице разговорной речи. Отступления от нормы нестрашны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они немыслимы. В диалоге принимают участие, прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку(18,с.80). 
    Это явление наблюдается и в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать и сокращения и разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда те же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком.

12

    Интересно отметить взгляды некоторых исследователей на роль диалога и монолога в развитии речи взрослых. О.Б. Сиротинина посвящает свое пособие описанию норм русской разговорной речи, отличая ее от норм

письменной формы литературного  языка и устной формы официальной (публичной) речи и рассматривая особенности  современной русской разговорной  речи. Она считает, что "монологическая устная речь по интонационному рисунку  и порядку слов часто ближе  к письменной речи, чем к устной диалогической", так как этому  способствует логика повествования  монолога. Сиротинина считает, что устная монологическая речь разговорного стиля  встречается редко, но даже если рассказ  о каком-то событии не прерывается  слушателем, монологичность здесь внешняя (говорит один человек). В таких "монологах" говорящий рассчитывает на непосредственную реакцию слушателей (вопросы, возражения, подтверждения), хотя бы и с помощью  мимики и жестов, и это объединяет их с диалогической речью. При  этом она подчеркивает, что истинная монологическая речь фактически несовместима с условиями появления разговорной  речи. Такая реализация возможна при  выступлении на собрании, во время  лекции, т.е. когда говорящий не строит каждую фразу с расчетом на немедленную  реакцию, не предусматривает возможности  переспроса и поэтому говорит  четче, полнее. Такая речь всегда более  продуманна и с точки зрения содержания, и с точки зрения средств выражения  этого содержания, так как рассчитана не на общение, а на сообщение. (17,с.123). 
Такое резкое разграничение диалогической и монологической речи мы встречаем и в других работах. А.Н. Васильева, рассматривая общую характеристику функциональных стилей, их взаимосвязи и взаимоотношения, отмечает, что диалог по происхождению первичен: речь родилась как обмен сигналами, реакциями на действительность; она рассматривает компоненты, которые соотносятся в этих видах речи (3,с.76). 
В монологе это два компонента: субъект речи и предмет речи,

13

существующий в сознании субъекта. Окружающая действительность и адресат являются обычно пассивными компонентами. Это очень важно для речевого оформления монолога, потому что эскиз речи набросан в сознании,

известен вывод и основные аргументы. Задача состоит в том, чтобы привести собеседника к  этому выводу, т.е. приобретает качества доказательства.

Вследствие этого "монологу обычно свойственны такие черты  речевой организованности, как стройность композиции, логическая последовательность речевой мысли и формы, ее выражающей, ограниченность произвольных субъективных привнесений". 
В диалоге, подчеркивает Васильева, "активно действуют три, а часто и четыре компонента: оба собеседника, отраженный в их сознании предмет и привходящие обстоятельства"(3,с.76). 
    Речь в данном случае порождается сознанием и волей двух разных лиц, а не одного, и эти двое творят речь совместно и попеременно, каждый из них мыслит в отдельности и по-своему. В беседу может вмешиваться окружающая действительность. Мысль может обрываться, отклоняться в сторону, возвращаться назад, содержать включения. Говорящему некогда обрабатывать форму изложения, поэтому она часто бывает небрежна. Из всего сказанного делается вывод, что монолог стимулирует использование форм и приемов книжной речи, а диалог – разговорной. 
Вместе с тем Васильева отмечает, что может существовать и научный диалог, и разговорный монолог. «Знаменательно лишь то, что в официальной научной речи диалог превращается в серию маленьких монологов, а разговорный монолог почти всегда "диалогичен": не имея реального собеседника, говорящий мысленно дискутирует с воображаемым или с самим собой». 
    Все эти взгляды на развитие монологической и диалогической речи необходимы для понимания становления связной речи у дошкольников. В этой связи уместно напомнить мысль А.А.Леонтьева о том, что

14

коммуникативное употребление речи предшествует ее использованию  для планирования и регулирования  действий (в разных видах деятельности). Автор считает, что особую проблему представляет собой соотношение  диалогической и монологической речи. 
    Ребенок учится произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А.А.Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное – понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи. 
    Как известно, первичной формой существования языка является устная речь. Русский литературный язык имеет две основные формы: устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи. 
Интересное суждение о соотношении устной и письменной речи высказывал Л.С.Выготский. Он говорил, что мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности. Так, "потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и задержка речевого развития"(4,120). Но к началу обучения в школе у ребенка нет потребности в письменной речи, поэтому он не осознает, зачем ему нужна эта новая речевая функция. 
Далее, отмечая особенности письменной речи, Выготский выделял такие

15

качества как произвольность, преднамеренность и сознательность. Он писал, что развитие внешней речи предшествует внутренней, а письменная речь, появляясь после внутренней, предполагает уже ее наличие. "Внутренняя речь есть максимально свернутая, сокращенная, стенографическая речь. Письменная речь есть максимально развернутая, формально даже более законченная, чем устная". 
    С проблемой обучения, которое, по мнению Выготского, "всегда идет впереди развития", связана теория соотношения умственного возраста и актуального развития. Необходимо учитывать, подчеркивал он, "не только созревшие, но и созревающие функции, не только актуальный уровень, но и зону ближайшего развития". 
    Очень важным является и положение Выготского о сензитивном периоде обучения, так как определенные условия влияют на обучение тогда, когда соответствующие циклы развития еще не завершены. Так, обучение письменной речи заставляет ребенка подниматься выше самого себя и вызывает к жизни развитие новых функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

1.2 Особенности развития речи детей дошкольного возраста  
    Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность

    Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. (9, с.45) 
Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. 
В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. В младенческом возрасте, на первом году жизни ребёнка, происходит подготовка к овладению родным языком. У новорождённого наблюдаются голосовые реакции в виде крика, хныканья, которыми выражаются его различные органические состояния (голод, боль, утомление). Эти голосовые реакции ещё очень далеки от звуков человеческой речи. Однако, издавая эти крики, ребёнок упражняет свой голосовой аппарат, что имеет важное значение для его последующего речевого развития. 
    В возрасте 2—3 недель дети начинают прислушиваться к звукам. Если поблизости кто-либо громко заговорит или захлопает в ладоши, младенец перестаёт плакать и затихает. Позже, у 2—3-месячного младенца, уже возникает связь между звуками человеческого голоса и присутствием взрослого. Услышав голос, он начинает искать глазами говорящего и поворачивает голову в его сторону. 
    Так закладываются основы речевого общения ребёнка с окружающими его людьми. Влияние речи окружающих на звуки, произносимые ребёнком в возрасте 3—4 месяцев, сказывается в детском лепете. Ребёнок подражает речи взрослого, воспроизводя отдельные её звуки, а также её интонационные

17

и ритмические особенности. В его лепете певучие гласные  сочетаются с согласными, образуя  повторяющиеся слоги, вроде «ба-ба-ба»  или «тя-тя-тя». 
Во втором полугодии жизни младенец начинает связывать определённые звукосочетания с теми или иными получаемыми впечатлениями или со своими действиями. Например, при звуках «тик-так» он поворачивает голову в сторону часов; услышав обращённое к нему слово «иди, иди», он протягивает к говорящему ручки и пытается встать. Образование такого рода временных связей является первый шагом на пути овладения ребёнком словами родного языка. 
    Первые осмысленные слова появляются у ребёнка в конце первого — в начале второго года жизни. Вначале это названия близких ему людей (имена мама, папа, баба, няня), а затем названия ряда предметов домашнего обихода и простейших действий. Таким образом, у ребёнка образуются временные связи между словесными сигналами, с одной стороны, и предметами и действиями — с другой. 
    Прежде чем ребёнок сам начинает активно произносить слова, он обнаруживает понимание речи других людей. Некоторые годовалые дети, которые сами могут сказать лишь два-три слова, уже понимают более десятка слов. Пассивный словарь ребёнка (то количество слов, которые понимает ребёнок) опережает в своём развитии его активный словарь (количество слов, которые он сам произносит). Ребёнок овладевает языком, подражая речи взрослых. В процессе общения с окружающими людьми, он начинает выделять звуки и синтезировать их в слоги, слова и предложения. 
Речевое общение ребёнка со взрослыми в свою очередь обогащается благодаря всё большему знакомству с окружающими и усложнению детской деятельности. К началу второго года жизни ребёнок начинает самостоятельно передвигаться, а также захватывать руками различные предметы и довольно разнообразно действовать ими. Усложнение деятельности, обогащение её содержания порождает у ребёнка новые

18

потребности. То ему нужна  палка, то мяч, то он хочет дотянуться до штепселя, чтобы самому потушить свет. Такого рода требования уже не могут быть выражены при помощи крика. Для того чтобы быть понятым, ребёнок  должен переходить к речевому общению  со взрослыми, пользоваться для обмена мыслями средствами языка. Под влиянием этой практической необходимости ребёнок  активно овладевает всё новыми словами, обогащает свой словарь. (....) 
    Свои требования и желания ребёнок выражает вначале с помощью отдельных слов. Например, полуторагодовалый ребёнок, желая получить куклу, говорит; «кука» (кукла); вместо того чтобы сказать: «Мама, пойдём гулять», он говорит одно слово «гулять». (13, с.60) 
Позднее появляются примитивные предложения, состоящие из нескольких слов. Вначале слова в таких предложениях просто ставятся рядом, не будучи согласованы друг с другом. 
Например, ребёнок говорит: «Мама, водичка купаться песочек играть», что означает: «Мама, пойдём на речку, там будем купаться и в песочек играть». 
К концу преддошкольного возраста ребёнок уже усваивает некоторые простейшие виды согласования и соподчинения слов в предложении. Однако в овладении грамматическими формами родного языка преддошкольник всё же стоит ещё на начальных ступенях развития. К концу второго года жизни дети практически овладевают некоторыми морфологическими элементами, единственным и множественным числом существительных, временами и лицами глаголов, некоторыми падежными окончаниями. 
Значительные трудности испытывает ребёнок раннего возраста в различении и произнесении звуков речи. Труднее всего ему даются плавные р и л, свистящие с и з и шипящие ж и ш, а также сочетания согласных. 
Ошибки в звукопроизнесении у преддошкольника объясняются не только неумением владеть своим голосовым аппаратом, но и недостаточно точным восприятием речи, несовершенством анализа звуков языка. Все эти

19

трудности в овладении  речи преодолеваются ребёнком уже на следующей ступени развития, в  дошкольном возрасте. 
    В дошкольной возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. 
    Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. (11, с.78)_ 
    Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. 
Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами b непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Так получается, например, когда дошкольник слушает какую-либо сказку или сам связно описывает то, что он раньше наблюдал или узнал из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т. д. 
Легко понять, как вырастают в этих условиях требования к связной речи, к умению грамматически правильно строить предложения и связывать их друг с другом. 
    Ребёнок должен научиться правильно, употреблять служебные слова —

20

отрицательные частицы не, ни, предлоги, союзы; он должен научиться понимать и употреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он должен научиться правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом. 
    На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи. 
Однако путь усвоения ребёнком грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразен и существенно отличается от того, по которому идёт школьное обучение. 
    Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка. 
Ребёнок не только сам начинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить.(20, с.90) 
    Так, пятилетний ребёнок, слыша, как двухлетний говорит: «Петя ходила», назидательно его поправляет: «Нужно сказать — ходил, а не ходила». Но когда его спрашивают, почему так нельзя говорить, он недоуменно отвечает: «Так не говорят, так неправильно». Он ещё недостаточно осознаёт и не умеет формулировать правила, которыми уже практически пользуется в своей речи. 
Физиологической основой чувства языка является динамический стереотип, складывающийся на уровне второй сигнальной системы под влиянием опыта речевого общения с окружающими. Такой стереотип представляет собою систему обобщённых временных связей между словесными раздражителями, соответствующих грамматическим особенностям языка. Когда ребёнок

Информация о работе Развитие речи в дошкольном возрасте