Педагогическая система Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Её цель воспитание преданности каталогической религии. В 11-м веке появились первые европейские университеты. Система университетского высшего образования широко распространилось по всей Европе. Первые университеты организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в Страсбурге появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в университет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
2. Ян Амос Коменский: биография…….…………………………………………... 8
3. Филосовские воззрения……………………………………………………………14
4. Педагогическая система Я.А.Коменского………………………………………..17
5. Великая дидактика…………………………………………………………………24
6. Заключение…………………………………………………………………………36
5. Список литературы……………………………………………………………….. 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

Коменский (Автосохраненный).docx

— 84.16 Кб (Скачать документ)

20

педагогическим реализмом и  классическим "школьным" гуманизмом с его увлечением словесной формой в ущерб содержанию.

Было бы, конечно, ошибкой полагать, что все традиционные взгляды  на цзль и задачи воспитания, вся традиционная система аргументации, складывавшаяся на протяжении столетий, в XVII в. были сразу же отвергнуты. Во все времена новое, объективно отвечающее потребностям прогресса, пробивало себе путь с большим трудом, вплеталось в старое. Так было и в области формирования новых взглядов на воспитание в эпоху Коменского. Поэтому зачастую новые идеи скрывались под оболочкой традиционных, старых формулировок, что и следует иметь в виду при анализе педагогических теорий начала нового времени, в частности при рассмотрении идей Коменского.

Конечная цель воспитания, по Коменскому, внешне совпадала с религиозно-христианской - подготовка человека к вечному  существованию после смерти. Эта  мысль развивалась им во II, III и IV главах "Великой дидактики", где  в полном соответствии с христианским вероучением он писал о первородном  грехе человека. Однако стоит только более внимательно отнестись  к содержанию названных глав, как  сразу становится очевидной новая  постановка этого старого вопроса, выявляется оптимистически-гуманистический  подход к его решению.

Начать с того, что главам о  конечной цели воспитания Коменский  предпослал главу под названием "Человек есть самое высшее, самое  совершенное и превосходнейшее  творение". И это в то время, когда церковь трактовала человека как сосуд греха, как злое и "испорченное  существо", которое должно безропотно переносить любые страдания, чтобы  этим заслужить право на вечное блаженство в потустороннем мире.

Коменский не отвергал христианского  догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному  христианству утверждал, что уже  в процессе своей земной жизни  человек может быть исправлен  с помощью воспитания и способен достигнуть высокого совершенства. Заключительная часть "Великой дидактики" и  посвящена как раз доказательству могущества воспитания, которое должно распространяться на всех, ибо все  в нем нуждаются, ибо нет человека, которого с помощью воспитания нельзя было бы сделать лучше.

Но Коменский высказал еще одну исключительно важную и новую  мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его  к усовершенствованию окружающей жизни. Вот почему Коменский неустанно  и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю. Только таким образом осуществляемое в школах общее образование сможет подготовить всех людей к активной преобразующей деятельности в различных  областях жизни.

21

Таким образом, имеются достаточные  основания утверждать, что традиционная церковная формула человеческой греховности и искупления приобрела  у Коменского гуманистическое содержание, пронизана верой в огромные творческие силы и способности человека, которые  могут и должны быть развиты в  процессе воспитания. Вместе с тем  гуманизм Коменского существеннейшим  образом отличается от гуманизма  эпохи Возрождения. Коменский видел  подлинную человечность человека в  результатах его активного воздействия  на окружающий мир с целью установления в нем гармонии и порядка.

Гуманизм Коменского носит действенный  характер, он устремлен в будущее, на создание счастья для всех людей  с помощью разума и силами самих  людей. И именно достижение этой цели имел в виду Коменский при разработке своей теории, хотя и употреблял при этом в своих трудах традиционные приемы аргументации в виде ссылок на Священное писание и церковные  авторитеты.

Демократический гуманизм Коменского, распространявшийся на всех людей, с  полным основанием может быть назван реалистическим, он принципиально отличен  от гуманизма Ренессанса. Овеществленная человечность - вот в конечном счете цель, к которой, по Коменскому, должно вести воспитание. И эта цель красной нитью проходит через все его труды, отражается во всех его практических предложениях по реорганизации воспитания и обучения в школах.

Проблема подготовки людей в  процессе воспитания к подлинно человеческой, творческой деятельности, конечно, не могла рассматриваться Коменским  в отрыве от решения вопроса о  содержании образования и методах  образования. А этот вопрос у него теснейшим образом связан с идеей  пансофии. В одной из своих наиболее поздних работ - "Пансофическом словаре вещей" Коменский определил пансофию как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, которые существуют, в соответствии с их сущностью и учетом их цели и назначения.

Мысль о создании пансофической книги как свода знаний, который был бы доступен всем людям, занимала Коменского еще в молодости, в годы занятий в университете. Сама идея создания энциклопедических компендиумов возникла еще лет за 200 до Коменского, и в XVI-XVII вв., написанные или на родном, или на латинском языке, они имелись во многих странах. В России к литературе такого рода относились широко распространенные "Азбуковники". Однако во всех этих книгах, как правило, фактические сведения перемешивались с фантастическими измышлениями.

Такие энциклопедические книги  были простыми компиляциями, инвентаризировавшими разнообразные сведения различной  степени достоверности.

 

22

Идея пансофии у Коменского, внешне напоминавшая энциклопедизм той эпохи, принципиально отличалась как содержанием, так и целью. Пансофия представлялась Коменскому в виде отражения мира, всего макрокосмоса. Поэтому, собственно, и структура этой всеобщей мудрости, совершенного человеческого знания, должна была отражать структуру мира в его целостности и единстве. Для правильного понимания пансофии Коменского необходимо иметь в виду его идею пангармонии, согласно которой все в мире согласовано между собой и отдельные части целого несут в себе те же черты, что и все целое.

Универсум, Вселенную, Коменский рассматривал как единство трех миров - мира божественных идей, мира видимой природы, мира, созданного творческой деятельностью человека. Все они взаимосвязаны, управляются  одними законами, в них царит строгий  порядок. Познавая мир природы, человек  познает и свою деятельность и божественное провидение. В общем, и это самое главное, пансофия представлялась Коменскому не суммой знаний о вещах, а знанием сущности вещей, их назначения, упорядоченности. Последнему он придавал особенно большое значение.

Проблема пансофии у Коменского чрезвычайно многогранна, применительно же к его педагогической системе она играла роль пробного камня при решении вопроса об отборе содержания и разработке методов обучения. Такой подход отчетливо проявляется как во всех его дидактических трудах, так и в его знаменитом "Всеобщем совете об исправлении дел человеческих", в части, которая называется "Пампедией" - "Всеобщим воспитанием".

Уже в самом начале "Пампедии" Коменский писал об универсальном образовании всего рода человеческого - "все должны учиться всему и притом всесторонне", т. е. пампедия - путь к пансофии, а сама пансофия - важнейшее средство гуманизации человека, поскольку позволяет ему осмыслить все существующее, в том числе и самого себя, учит его мудро решать все человеческие дела.

Самым трудным был, конечно, вопрос о реализации идеи пансофического образования. Путь к его решению Коменский видел в создании пансофических учебников, одного для каждого класса, которые должны быть учебниками языка и реальных знании. Знаменитые учебные книги Коменского "Преддверие открытой двери языков", "Открытая дверь языков", "Зал", "Мир чувственных вещей в картинках", доставившие ему мировую известность, и были такими пансофическими книгами.

Отбор материала и построение этих учебников оказались настолько  удачными, в корне отличавшимися  от традиционных латинских грамматик, что эти учебники в течение  буквально нескольких лет после  опубликования получили распространение  в самых различных странах.

Обучение пансофии Коменский не мыслил без использования новых методов, основанных на выдвинутых им принципах наглядности,

23

доступности, последовательности, систематичности. Однако, пожалуй, до настоящего времени педагогика не оценила по достоинству мысль Коменского о применении "математического метода", под которым он понимал употребление точных определений, выдвижение точных требований, точное формулирование высказываемых положений, точную постановку проблем. Сам он был глубоко уверен в том, что только таким путем можно прийти к правильному пониманию всего существующего и упорядочить все дела человеческие.

Реализация идей пансофии, по Коменскому, приведет к тому, что учащиеся школ постигнут все, что есть на небе, на земле, под землей, в теле и душе человека, в ремеслах, хозяйстве, государственной жизни и т. д. Но это познание действительности должно обязательно сопровождаться подготовкой к практической деятельности, к применению полученных знаний в жизни. В итоге из школы должны выходить "юноши, на все годные, искусные, прилежные", как писал Коменский в своей "Пансофической школе".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Великая дидактика

Самый известный теоретический  труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально  он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в  то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и  учения

 

25

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

Глава 27 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами, воспитатель, сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения  наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.

26

Информация о работе Педагогическая система Я.А. Коменского