История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 00:01, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1.1. Определите последовательность эволюционного развития человека и раскройте содержание на каждом этапе развития человека: архантропы, хабилисы, палеоантропы.
1. Хабилисы положили начало процессу формирования человека и человеческого общества, который длился 1,5— 1,6 млн. лет. По утверждению многих исследователей, грань, по которой человеческую морфологию можно отличить от животной, проходит не между австралопитеками и хабилисами, а между хабилисами и архантропами. Этот период завершился приблизительно 35—40 тыс. лет назад (ранний палеолит). Дальнейшая деятельность предлюдей требовала совместных действий. Она становится целенаправленной, волевой. Появляются архантропы, или питекантропы — Homo erectus, что значит «человек прямоходящий» (1,5—1,6 млн. лет назад), которые считаются первыми формирующимися людьми (пралюдьми).

Прикрепленные файлы: 1 файл

к.р. на сдачу.docx

— 130.46 Кб (Скачать документ)

Задание 10.6. С какими проблемами сталкивается современная российская школа при обучении и воспитании молодого поколения?   
Проблема обучения: 
  Cовременная российская школа не имеет перед собой четкой глобальной задачи со стороны «государства-общества» относительно своей деятельности. Проще говоря, школа не знает теперь того, какой «продукт-результат» должна она «выдавать» особенно после 11 лет обучения подрастающего поколения.  
  В силу того, что ни государство, ни общество не осознают ни целей, ни приоритетов своего собственного развития, то не ставится подобных задач и целей-ориентиров и перед современной школой. Более того, современная российская школа является сейчас «уродливой копией» современного же российского государства: насколько аморфно и сумбурно развитие современной школы, настолько политически-нравственно-идеологически аморфно и бесформенно современное российское государство. Начиная с заимствования нынешним «без идейным» российским государством чужой внешней атрибутики, в виде «чужого-прежнего» гимна-герба-флага, и заканчивая таким же копированием чужой внутренней составляющей: копирования чужих же политической и экономической моделей.  
  Словом, школа лишена теперь идейно-идеологической составляющей. И тем самым, «отпущенная в свободное плавание», лишена теперь ответов на главные для себя вопросы: «Зачем, для какой цели-результата нужна современная школа в России?», «Какими путями-методами должна достигаться школой эта самая цель?»  
  Ни для кого не секрет, что современный школьник уже не успевает за курс средней школы (т.е. за 11 лет обучения) «освоить» в полной мере все то, что необходимо знать современному образованному человеку, вступающему во взрослую жизнь. 
  Происходит это из-за «ускоренного» развития в последние 30-40 лет мировой науки и техники. «Десятилетнее» же обучение («изобретенное» много десятилетий назад и для того общества) уже не способно «вместить» в себя все то, что должно вмещать нормальное современное среднее образование. В итоге многое в школе изучается или бегло не углубляясь в суть, или фактически не изучается вовсе. И как результат (чтобы хоть как-то выйти из такого положения) уже в середине школьной «десятилетки» (или даже с начальных классов) пытаются вводиться всякого рода «специализации», «спецкурсы», «уклоны». Но в любом случае – «что-то» всегда приносится в жертву. И это не удивительно: нет времени на все то, что необходимо «постичь» современному образованному человеку ко времени окончания современной школы.  
  В виду того, что жизнь и ее требования стали иными более интенсивной и насыщенной, а школа по своей «внешней форме» и «вместимости» осталась прежней, современная школа в «современном объеме» явно устарела. Перестав тем самым соответствовать требованиям и запросам «новой полноты жизни».

Из-за «усложнения» современной жизни, за время обучения в школе ученик не успевает достаточно полно и исчерпывающе «сориентироваться» при выборе профессии. Происходит это по двум причинам: как в виду интенсивности современной жизни с появлением новых сложных профессий (или усложнением уже существующих), так и из-за отсутствия у современного выпускника в его 16-17 лет необходимого для правильного выбора профессии жизненного опыта и кругозора.  Из-за «слабой» профориентации современного старшеклассника, слабой его «ориентации» во всех тонкостях-нюансах современных профессий, значительное число молодых людей, получая высшее образование, не работают по приобретенной профессии: в том числе из-за «первичного» ошибочного выбора.  В итоге, выпускник современной школы, в виду своего «малолетства», делает свой выбор в «сложном концентрате» современных профессии без четкого понимания и должного осознания столь ответственного и значимого, и для него самого и для всего общества, шага. 
  Проблема воспитания: 
  В виду, как дефицита времени, так и отсутствия четкой «идейной задачи» со стороны государственной власти, современная школа все более и более перестает заниматься воспитанием подрастающего человека. Когда современная школа, с ее «всегдашней» двуединой задачей «образование + воспитание», как ни странно все больше стремится отстраниться от воспитания детей в пользу лишь их обучения. 
  Главной причиной является, по-моему, то, что основной «воспитатель» – коим в прежние времена являлось государство с ее «идеологической пропагандой», – перестал выполнять свою функцию. Словно бы у современного «государства-общества» нет ценностей, нет идеалов, нет целей, нет морально-этических норм, которые оно хотело бы поддерживать, развивать и распространять. 
  При этом, справедливости ради, следует отметить, что современное российское государство, с ее «вертикалью власти» и повсеместно подчиненными государству всеми средствами массовой информации, все же пытается осуществлять определенную воспитательную функцию. Но в виду того, что лозунг этого воспитания – «Будь успешным», в условиях современной коррумпированности и нравственной ущербности общества, скорее звучит не то «Главное быть богатым и знаменитым», не то «Бери от жизни все», то современная российская школа, не в силах «перекричать» государственный «рупор», предпочитает лучше устраниться от воспитания совсем, чем участвовать в такого рода «воспитании».  
  В советские времена школа играла неоценимую роль в воспитании подрастающего поколения (точнее говоря, она была четко встроена в глобальный воспитательный процесс со стороны государства).  При этом сама школа выполняла эту важнейшую функцию,  укрепляя при этом весь этот воспитательный процесс непосредственным участием родителей детей (т.е. воспитательными функциями семьи), а предваряя – детскими садами (опять же, находившихся в определенных, самим государством очерченных рамках, всецело предшествуя тем самым школьному воспитательно-образовательному процессу).  
  Теперь же ничего подобного нет: и в виду исчезновения «главного воспитателя» – «политико-нравственной пропаганды», как и в виду исчезновения «внутреннего» помощника-инструмента школы в сфере воспитания детей – детско-юношеских общественно-политических движений, как и «слабости» самих родителей в деле морально-нравственного воспитания детей. Так и не достаточной роли в деле воспитания детей со стороны «детского сада» (большей частью из-за утери прежней преемственности «от детсада к школе» и опять же прежней, общей со школой нацеленностью на высоконравственное воспитание подрастающих поколений).  
  Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера.  
  Точнее, такой ее видит современное «без идейное» и «без идеологическое» российское государство, переносящее свою единственную ценность и единственное мерило – «товарно-денежные отношения коммерческих партнеров», в отношения всех и вся; будь-то, скажем, современная милиция или же современное чиновничество, «платные школы» или «платные больницы». 
  Школа приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства», по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение» не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те» в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Отсюда «желание» школы отстраниться от воспитания детей, все более переходя к жизни под лозунгом: «воспитание российских детей – проблема только их родителей».  
  Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя (вслед за государственной властью), вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников  выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена.  
Не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель  – сеятель светлого, доброго, вечного». 
  Итак, в современной школе, если брать во внимание не столько частные ее упущения или временные ошибки («запоздалость» введения новых современных технологий и способов обучения), сколько надо понимать, что в «невзрачном» внешнем и внутреннем облике современной российской школы стоят, прежде всего, ошибки глобальные и системные.  
Образуются тем самым, главные «проблемы» российской школы. А именно:  
1. У школы нет четкой задачи-цели со стороны «государства-общества».  
2. В школе недостаточный срок обучения для получения детьми расширившихся современных знаний.  
3. У выпускников школ не успевает сформироваться осознанный выбор будущей профессии.  
4. Лишившись «указательной поддержки» со стороны государства, школа, вслед за государством, также стремиться отказаться от полноценно-правильного воспитания детей.  
5. Отказываясь от воспитательной составляющей, «выхолащиваясь», школа склоняется теперь в сторону превращения себя в некий «обездушенный агрегат по передаче знаний».

 

 

 


Информация о работе История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапа