Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:25, курсовая работа
Осуществление государственной власти предполагает одну общую закономерность - формирование административно-территориальной системы без которой невозможно выстроить горизонтальный уровень управления обществом. Под структуризацией власти мы понимаем так же формирование административно-территориальной системы, которая является первым признаком разрастания социума до такого уровня, когда требуется сегментировать первоначальную государственную власть для более эффективной организации управления над обществом на местах в регионах.
Введение.
1. Государственное управление в государствах VI – XIII вв. на территории Казахстана.
1.1. Государство и право древнетюркской империи.
1.2. Развитие государственно-правовых систем в Сары-Арке и присырдарьинском регионе.
1.3. Государство и право Жетысу в X-XII веках.
1.4. Государственно-правовые системы тюркских государств Центральной Азии IX-XII вв.
2. Государственная власть в монгольскую эпоху XIII – XV вв.
3. Государственное управление в Казахском ханстве до начала колонизации.
3.1. Государство и право казахского общества.
3.2. Социальный строй казахского ханства. Жузы.
4. Ханская власть в условиях колонизации.
4.1. Ликвидация ханской власти.
5. Становление и развитие государственного управления в Республике Казахстан.
Заключение.
Список использованной литературы.
4.1. Ликвидация ханской власти.
Административно-
Вопрос упразднения ханской власти имел большое значение для российской администрации как элемент глобальной трансформации политической системы казахского общества и в перспективе - редуцирование правоположения социальных групп казахов к российской социально-правовой структуре.
Чтобы придать процессу колонизации целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и отвечающее интересам метрополии.
Вся территория Казахстана делилась на генерал-губернаторства. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора. Данные изменения значительно усилили колониально управление государством, а также наделили генерал-губернаторов практически неограниченной властью. Генерал-губернаторства делились на области, области делились на уезды. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно – атаманами казачьих войск. Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел по согласованию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов Российской Империи. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Уезды возглавляли уездные начальники – офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять только лишь должность младшего помощника уездного начальника.
Уездному начальнику подчинялась полиция, военные части. Уезды делились на волости, а волости – на административные аулы, состоявшие их хозяйственных аулов. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. При этом, колониальное управление усиливалось тем, что военный губернатор имел право утвердить или не утвердить волостного правителя или кандидата на эту должность, а также в любой момент мог назначить новые выборы. При этом министр внутренних дел мог разрешать замещение должностей волостных управителей без производства выборов.
Таким образом, выборные начала в управлении Казахстанскими территориями в XIX веке приобрели формальный характер. Соответственно, аульные старшины и кандидаты на данную должность утверждались уездным начальником.
Судебное устройство имело несколько уровней. Сохранились суды биев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.
Со временем власть генерал-губернаторов все более усиливалась. В областных центрах были созданы полицейские управления, а в уездных городах вводились судебные приставства.
Самым тяжелым следствием проведения колониальной политики было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской Империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелы бременем легли на плечи народа налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Население Казахстана отказывалось принимать новые порядки.
5. Становление и развитие государственного управления в Республике Казахстан.
Процесс становления и развития системы государственного управления в Казахстане с момента обретения им своей независимости можно разделить на несколько этапов.
Первый этап становления
и развития системы государственного
управления пришелся на 1990-1993 годы и проходил
под знаком перехода Казахстана к самостоятельному
развитию, становления в стране основ
суверенной государственно-
С самого начала проведения сложных преобразований в Казахстане стало понятным, что их успех может быть гарантирован только при выстраивании эффективной системы управления на всех уровнях государственной власти. При этом взаимоотношения различных уровней власти должны базироваться на общегосударственной стратегии, имеющей четкие цели и задачи.
Первым концептуальным документом, позволившим осуществлять собственное государственное строительство, стала «Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики», принятая 25 октября 1990 года. Именно с этого исторического акта был сделан первый существенный шаг в сторону создания нового, суверенного и самостоятельного государства.
С этого момента государственная власть в Казахстане стала осуществляться по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики стал президент, который обладал высшей распорядительно - исполнительной властью. Законодательная власть стала осуществляться Верховным Советом Казахской ССР. Высшая судебная власть стала принадлежать Верховному суду.
Пост президента был учрежден Законом Казахской ССР от 24 апреля 1990 года. В нем указывалось, что президент является главой Казахской Советской Социалистической Республики. Президент не относится к исполнительной власти. Он имел право предоставлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР, а также ставить перед Верховным Советом КазССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров. В тот период президент был главой Казахской ССР, являющейся частью Советского Союза, поэтому его статус отражал особенности взаимоотношений Союзного государства с его частью - союзной республикой.
20 ноября 1990 года был подписан Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР», согласно которому было установлено, что президент Казахской ССР является главой высшей исполнительной и распорядительной власти. Кроме того, была учреждена должность вице-президента Казахской ССР, который избирался Верховным Советом по представлению президента, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров, были образованы посты премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов Казахской ССР. Изменения в структуре органов государственной власти обусловили принятие соответствующих изменений и дополнений в Конституцию страны.
В заключительном пункте Декларации было оговорено, что она является основой для разработки новой Конституции. Таким образом, Декларация послужила политическим актом, ставшим основой для создания реально независимого государства.
Провозглашение государственного суверенитета Казахской ССР стало шагом, открывшим для Казахстана возможность самостоятельно определять пути развития своей системы государственного управления. В Декларации была установлена юридическая норма, согласно которой Казахстан получил возможность разработки новой Конституции и других законодательно-правовых актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.
Одним из важных законодательных актов, создавших правовую основу для развития системы государственного управления Казахстана накануне развала бывшего СССР, стал Закон Казахской ССР «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», согласно которому главным местным представительным органом государственной власти являлся Совет народных депутатов.
На своей территории поселковые, сельские, аульные, районные, городские Советы объединяли и координировали деятельность всей системы местного самоуправления. Местные Советы имели ряд полномочий для решения вопросов местного значения: образовывать свои органы для управления на своей территории экономическим, социальным, национально-культурным сегментом, обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие территорий, то есть осуществлять социально-экономическую государственную политику на местах.
Одним из главных недостатков Закона «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» было то, что в нем конкретно не различались органы местного государственного управления и органы местного самоуправления, которые на самом деле олицетворяют два различных института управления. По данной причине в эти годы органы местного самоуправления автоматически олицетворялись с местными Советами, которые формировались путем выборов.
В юрисдикцию местных Советов входило владение, пользование и распоряжение от имени местного населения коммунальным имуществом. При этом собственная материально-финансовая база местных Советов конкретизировалась по каждому уровню самоуправления. Однако, несмотря на все это, местные Советы не могли заменить местные органы самоуправления в их классическом варианте.
16 декабря 1991 года был
принят конституционный Закон
«О государственной
После юридического обретения своей государственной независимости, в начале 1990-х годов, Казахстан был вынужден приступить к активному поиску собственной модели государственно-политического устройства. Одним из центральных направлений реформирования постсоветского казахстанского общества стало совершенствование и изменение механизмов государственного управления всех уровней в целях обеспечения продуктивного и конструктивного взаимодействия всех ветвей и уровней государственной власти уже в новых условиях.
По мнению ряда исследователей, по крайней мере, три источника послужили в качестве основы для создания органов государственной власти нового независимого государства Казахстан: 1) опыт организации и принципы деятельности органов Советского государства; 2) опыт передовых государств Запада, их нормотворческой деятельности; 3) собственное национальное творчество организации государственных органов.
В целом, процесс поиска Казахстаном собственной модели государственно-политического устройства, прежде всего, включал в себя: выбор между президентской и парламентской формами правления; решение проблемы разделения ветвей власти; децентрализацию власти, то есть распределение полномочий между ее центральными и местными уровнями. Это был перманентный и неоднозначный процесс, порой происходивший в сложных социально-политических условиях.
В процессе дальнейшего реформирования был введен и законодательно закреплен институт единоначального главы местной администрации, подотчетный президенту страны либо главе областной администрации и подконтрольный соответствующему Совету народных депутатов, полномочия которого все больше стали приобретать декоративный характер. Во многом причиной этого стало то, что в этот момент в Казахстане впервые была закреплена единая система исполнительно-распорядительных органов от президента до глав местных администраций.
Таким образом, в первые годы независимости вплоть до принятия первой Конституции в Казахстане складывалась уникальная ситуация, когда местные Советы и вновь образованные местные администрации находились в конкурентном положении по многим вопросам местного значения. Более того, в этот период между Советами и местными администрациями наблюдалось дублирование полномочий. В такой ситуации говорить о каком-либо внедрении местного самоуправления в стране было бессмысленно.
Дело в том, что введение должностей глав администраций привело к тому, что в дальнейшем они в лице акимов стали обладать все большей властью. На этом фоне Советы, которые по логике должны были выполнять функции органов местного самоуправления, превратились в придаток местного государственного механизма. В такой ситуации перспектива реализации местного самоуправления в Казахстане даже в лице местных Советов, которые не имели реальных рычагов и механизмов влияния на принятие экономических и управленческих решений, выглядела довольно туманной.
В целом надо сказать, что у существовавшей тогда системы местного государственного управления, параллельно олицетворявшей систему местного самоуправления, имелись серьезные изъяны.
Во-первых, на тот момент
персональный состав местных Советов
был в своем большинстве
Во-вторых, с введением в феврале 1992 года института глав местных администраций власть Советов на местах была сильно ограничена. Если раньше Советы имели собственные, образуемые ими и подотчетные им исполнительно-распорядительные органы, то теперь они лишались контроля над исполнительной властью. В распоряжение последней была передана и коммунальная собственность. В результате у местных Советов остались только полномочия по утверждению бюджета.