Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 16:38, дипломная работа
Актуальность темы. Среди крупнейших международных проблем последних столетий «германский вопрос» оказался одним из самых болезненных по своим последствиям для общего развития международных отношений. В различных исторических облачениях он неизменно всплывал с каждым крутым и трагическим поворотом в общественной жизни. «Германская угроза» не раз тревожным отблеском освещала горизонты Европы. Дважды, в 1914 и 1939 гг., германский милитаризм способствовал возникновению мировых войн. Обе войны были войнами за передел мира, войнами мирового масштаба.
Введение……………………………………………………….............................. 3
Глава 1. Путь в большую политику. Формирование политических взглядов Бисмарка………………………………………………………………………….14
1.1. Политическая обстановка в Европе к середине XIX века………....14
1.2. Становление Бисмарка как политика……….………………………17
Глава 2. Объединение Германии и роль Бисмарка в создании Германской империи…………………………………………………………….…………….26
Глава 3. Внешняя политика Германии имперского периода…………………38
Заключение…………………………………………………………………….....60
Список используемых источников и литературы…………………………......66
Бисмарк решил начать возвышение Пруссии с присоединения к ней Шлезвига и Гольштейна, входивших тогда в состав Дании. Две державы из числа великих, гарантировавшие по Лондонскому протоколу 1852 г. целостность Дании,— Франция и Россия — оказались вне игры. Бисмарк стал действовать смело и решительно. Но чтобы не спровоцировать преждевременный конфликт – с Австрией, Бисмарк предложил последней действовать совместно.
В начале 1864 г. австро-прусские войска
начали войну против Дании; она закончилась
через несколько месяцев
Так, войной 1864 года с Данией закончился первый этап объединения Германии «сверху» под властью Пруссии.
И Австрия, и Пруссия не считали условия Гаштейнской конвенции разрешением спорных вопросов, возникших между ними. Но в то время как внимание правящих кругов Австрии было занято заботами об усложнившихся внутренних делах, Пруссия деятельно готовилась навсегда вытеснить ее из Германского союза. Бисмарк выискивал малейшие поводы, чтобы обвинить Австрию в нарушении соглашений, во враждебных действиях, в потворстве революционным кругам и сообщничестве с ними [8, стр. 32]. В своих нотах Австрии Бисмарк требовал прекращения антипрусской агитации в Гольштейне, а в случае невыполнения этих требований угрожал сохранить за собой свободу действий, что могло означать лишь войну. Австрия нотой от 7 февраля 1866 г. отклонила притязания Пруссии. На заседании прусского кабинета Бисмарк заявил, что единственное разрешение споров с Австрией он видит в объявлении ей войны.
Австрийское правительство обратилось к германским государствам с предложением обсудить шлезвиг-гольштейнский вопрос в Союзном сейме и в случае открытого разрыва с Пруссией мобилизовать свои войска. Пруссия в свою очередь уведомила эти государства, что она в ответ на австрийские военные приготовления принимает «оборонительные» меры и в случае нападения Австрии надеется получить поддержку с их стороны. Вместе с тем Бисмарк позаботился о союзнике против Австрии.
8 апреле 1866 г. Пруссия подписала
союзный договор с Италией,
пообещав ей свою поддержку
в обмен на Венецианскую
Однако Бисмарк отдавал себе отчет в том, что война за присоединение Гольштейна, входившего в Германский союз, не будет популярна среди других его членов. Поэтому в Берлине подыскивали различные поводы для развязывания войны. Через прусского представителя в Союзном сейме Бисмарк предложил созвать (на основе всеобщего избирательного права) всегерманское национальное собрание с целью реформы союзной конституции. Цель данного предложения сводилась к вытеснению из союза Австрии и объединению Германии под главенством Пруссии. Бисмарк прекрасно понимал, это и станет поводом для войны.
Однако за развертыванием событий внимательно следил Наполеон III, который за спиной прусского правительства вступил в переговоры с Австрией [23, стр. 134].
Бисмарк продолжал маневрировать и предложил Австрии обсудить вопросы о реформе Союзного сейма и о Гольштейне. Австрия согласилась на переговоры. Но она полагала, что к решению судьбы Гольштейна необходимо привлечь гольштейнский ландтаг. Апелляция Австрии к ландтагу была охарактеризована Пруссией как нарушение Гаштейнской конвенции. В июне 1866 г. прусские войска заняли Гольштейн [23, 186].
Тогда Союзный сейм по предложению Австрии принял решение о мобилизации войск против Пруссии. В ответ на это Пруссия 16 июня напала на Австрию. Выступившие на стороне последней армии Баварии и некоторых других германских государств не улучшили положения австрийской армии, которая вынуждена была вести борьбу на два фронта: против пруссаков и против итальянцев.
На итало-австрийском фронте австрийцы добились успехов, но зато в борьбе с прусскими войсками, несмотря на упорное сопротивление, вынуждены были отступать. 3 июля 1866 г. в Чехии, при деревне Садовая, пруссаки нанесли австрийцам жестокое поражение.
После разгрома под Садовой Франц Иосиф обратился к Наполеону III с просьбой посредничать при заключении мира с Италией, намереваясь продолжать войну с Пруссией. Наполеон уведомил об этом Бисмарка. В своем ответе прусский канцлер указал, что условия мира должны предусматривать полное отстранение Австрии от германских дел и обеспечить первенствующую роль Пруссии. Для этого следует в первую очередь ликвидировать мелкие государства на севере Германии, разделяющие прусские владения на части.
Пока Наполеон и Бисмарк обменивались телеграммами, прусские войска подошли к Вене. Французские правящие круги опасались полного разгрома Австрии и стремились ограничить условия мира лишь тем, что уже стало неизбежным ввиду решительной победы прусской армии над австрийской. В Никольсбург, городок невдалеке от столицы Австрии, прибыл французский представитель с предложениями Наполеона о мире. Их содержание сводилось к следующему: старый Германский союз ликвидируется, создается новый, к северу от реки Майн. Всякое участие Австрии в образовании последнего исключается; во главе его становится Пруссия. Иначе говоря, французские предложения о мире фактически предусматривали господство Пруссии в новом германском государственном образовании [23, стр. 233].
Эти предложения Пруссия охотно
приняла, так как они отвечали
замыслам ее властителей. Поскольку
Бисмарк рассчитывал в будущем
сделать Австрию союзницей
26 июля 1866 г. было подписано Никольсбургское перемирие на условиях, предложенных Наполеоном III. Важнейшим итогом австро-прусской войны было полное отстранение Австрии от германских дел, обеспечение решающего влияния Пруссии на северогерманские государства путем создания Северогерманского союза, аннексии Шлезвиг-Гольштейна и присоединения к Пруссии трех государств – Ганновера, Гессен-Кастеля, Нассау, а также вольного города Франкфурта-на-Майне. Под именем Северо-Германского союза в Центральной Европе возникло, по сути дела, новое государство. По этому поводу Бисмарк писал в своих мемуарах: «…я исходил из того, что единая Германия – лишь вопрос времени и что Северогерманский союз только первый этап на пути к его разрешению» [8, стр. 51].
Казалось, Пруссия уже преодолела главные трудности на пути к гегемонии. Однако ей пришлось встретиться с осложнениями со стороны России. Царь требовал созыва всеевропейского конгресса для разрешения вопросов, вызванных австро-прусской войной. Александр II был обеспокоен не столько образованием у западных границ России сильного прусско-германского государства, сколько политикой Бисмарка, стремившегося ликвидировать некоторые германские государства, главы которых находились в родстве с русской династией. Нарушение «священного права» монархий, одобрение Бисмарком принципа парламентаризма и явилось предметом обсуждения между Берлином и Петербургом.
Действительно, Бисмарк решительно
расправился с мелкими
В результате длительных переговоров Бисмарк убедил Александра II отказаться от вмешательства в германские дела, тем более что Англия, а также Франция не поддержали предложений России. Не менее удачно Бисмарк справился и с требованиями Наполеона III. Встревоженный усилением Пруссии Наполеон добивался передачи Франции Саарского бассейна, Пфальца с крепостью Майнц. В ответ на эти домогательства Пруссия пригрозила Франции войной, одновременно предложив свое содействие в передаче ей Люксембурга и Бельгии, на что Наполеон согласился. Расчет со стороны Бисмарка был прост. Он не сомневался, что Англия не допустит перехода Люксембурга и Бельгии к Франции. Окончательные же переговоры с Наполеоном III Бисмарк оттягивал, чтобы за это время договориться с Англией.
Следующим шагом Бисмарка было подчинение южногерманских государств, выступавших на стороне Австрии. Они попытались, было, прибегнуть к посредничеству Наполеона при переговорах о мире, однако Бисмарк отверг всякое посредничество и вынудил их вести переговоры непосредственно с Пруссией. Вначале он ошеломил своих противников требованием большой контрибуции и значительных территориальных уступок, но вскоре изменил тактику. Прусские условия были значительно смягчены, что вынудило южногерманские государства пойти на заключение военного союза с Пруссией. При этом Бисмарк ознакомил своих бывших противников с требованием Наполеона III, претендовавшего на их территории, чем восстановил их против Франции.
В разные сроки — с августа по октябрь 1866 г. — Вюртемберг, Бавария, Баден, Гессен-Дармштадт и Саксония заключили с Пруссией военные конвенции на пятилетний срок. 24 августа в Праге был подписан мир с Австрией, основанный на Никольсбургском перемирии.
Бисмарк спешил использовать благополучную обстановку в результате военных побед для подготовки третьей войны за объединение Германии «сверху», на сей раз с Францией. В своих мемуарах он пишет: «Что французская война последует за австрийской, вытекало из исторической логики» [8, стр.37].
Мотивы, побуждавшие Пруссию спешить с началом этой войны, основывались на том, что южногерманские государства, заключившие военные конвенции с Пруссией, тяготились взятыми на себя обязательствами и с нетерпением ожидали истечения срока их действия. Открытое и наглое опруссачивание присоединенных к Пруссии немецких земель усиливало антипрусские настроения в южногерманских государствах.
Бисмарк рассчитывал расправиться с Францией, которая упорно поддерживала раздробленность Германии, усматривая в объединении восточного соседа большую опасность. Он жаждал уничтожить преобладающее влияние Наполеона и Франции в Европе. Война с Францией – такова была цель новопрусско-германской политики с 1866 года. [11, стр.366]
План «железного канцлера» сводился к тому, чтобы, победив при помощи оружия Баварии и других южногерманских государств Францию, загнать эти государства под прусское иго.
Международная обстановка к концу 60-х годов сложилась далеко не в пользу Франции. Полностью провалилась мексиканская экспедиция Наполеона. Внешне-торговая политика Франции усилила конкуренцию английских товаров в самой Франции, что вызвало ропот французской буржуазии. Английские капиталисты были недовольны колониальной политикой Франции в Азии. Настороженно относилась Англия и к притязаниям Франции на Европейском континенте,
Царская Россия после услуг, оказанных ей Пруссией в польских делах, чувствовала себя больше связанной с Берлином, чем с Парижем. Главное же, правящие круги России были заинтересованы в ослаблении Франции, что позволило бы им скорее освободиться от унизительных условий Парижского договора 1856 г., согласно которым России запрещалось держать флот на Черном море. Все это давало основания полагать, что наиболее могущественные державы — Россия и Англия — в случае войны между Пруссией и Францией не будут на стороне последней. Еще в 1867 г. Бисмарк заверял мировую общественность, что Пруссия никогда не будет воевать с Францией и претендовать на Эльзас, так как эльзасцы — это французы. Но прошло всего три года, и прусские властители заговорили по-иному.
Для провоцирования
войны Бисмарк использовал
Однако, не ограничившись этим, французский посол в Берлине Бенедетти по указанию Наполеона отправился в Эмс, где отдыхал Вильгельм I. Французское правительство настаивало, чтобы король личным письмом на имя Наполеона дал заверение, что никогда не утвердит кандидатуру Леопольда. Вильгельм I ограничился тем, что подтвердил свою позицию, но отказался дать гарантии на будущее. В таком духе и была составлена телеграмма, направленная из Эмса в Берлин (эмская депеша) и предназначавшаяся для передачи в Париж. Но перед отправкой Наполеону телеграмму отредактировал Бисмарк, и в результате текст ее принял явно вызывающий и провокационный характер.
Французское правительство восприняло эмскую депешу как оскорбление. 19 июля 1870 г. Франция объявила Пруссии войну. Бисмарк торжествовал: он жаждал столкновения с западной соседкой и вызвал его. Франция предстала перед немецким народом как нападающая, агрессивная страна. Впоследствии Бисмарк цинично хвастался, как ловко он спровоцировал войну 1870— 1871 гг. В мемуарах он напишет: «Успех зависит во многом от тех впечатлений, какие вызовет у нас и у других происхождение войны. Важно, чтобы мы были теми, на кого напали» [8, стр. 86]. По этому поводу Бебель писал: «Бисмарк одурачил весь мир и сумел внушить убеждение, что войну спровоцировал Наполеон, а что он, миролюбивый Бисмарк, находился со своей политикой в положении обороняющегося» [11, стр. 364].