Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 09:01, курсовая работа
На сегодняшний день актуальность темы сепаратизма в Европе породила множество исследований в этой области. Конечно, сегодня большинство исследований в области сепаратизма направлены на изучение проблемы балканского региона. Но это ни в коей мере не умаляет внимания, уделяемого и другим европейским регионам, таким как Испания с Республикой басков, Фландрия в Бельгии, Северная Италия, Корсика, Шотландия и другие. Все процессы, протекающие на территории того или иного европейского региона, так или иначе, оказывают влияния на соседние регионы. Сегодня много говорится о том, что путь разрешения балканского кризиса, связанного с отделением Косово, послужит прецедентом2 для многих государств, в которых имеется проблема сепаратизма. Этого многие опасаются, так как демократия требует чёткого следования букве закона, а так же следования нормам международного права. В то же самое время не имеет права давать повод для обвинений в политике двойных стандартов (о которой сейчас говорится опять же очень много, но чаще, когда речь идёт о внешней политике США).
Введение
Глава I. Теоретические аспекты Европейского сепаратизма
§ 1. Сущность феномена сепаратизма
§ 2. История Европейского сепаратизма
§ 3. Особенности Европейского сепаратизма
Глава II. Практические аспекты Европейского сепаратизма
§ 1. Северная Лига в Италии
§ 2. Сепаратизм в Северной Ирландии
§ 3. Европейский Свободный Альянс
§ 4. Реалии и перспективы сепаратизма в Европе
Заключение
Ссылки
Список литературы
Ещё одной особенность баскского сепаратизма можно выразить следующей цитатой: «В Испании, где традиционно очень значимо понятие «чистоты крови», баски, считающиеся потомками доиндоевропейского населения Европы, автоматически оказываются «самыми чистокровными»»85.
Отличительной же особенностью баскского сепаратизма служит то, что баски выступаю за создание суверенного государства, хотя у басков за всё время не было своей государственности.
Также кратко можно охарактеризовать и бельгийский сепаратизм. В Бельгии ситуация следующая: существует вероятность распада Бельгии на Фландрию и Валлонию. В стране конфликтная ситуация по многим признакам. Этнические и языковые различия играют важнейшую роль. Но не последнюю роль играют и другие факторы. Так Алексей Терещенко пишет о сепаратизме в Бельгии: «В настоящее время Фландрия значительно богаче, чем Валлония, и одним из главных аргументов сепаратистов (наряду с памятью о притеснениях со стороны франкоязычных) служит нежелание кормить «валлонских дармоедов». В то время как в Валлонии всего 12% высказывается за разделение Бельгии, во Фландрии сторонников независимости около 40%»86. Другими словами налицо и экономическое неравенство регионов.
Говоря о политических выразителях сепаратистских настроений, нужно отметить, что в Бельгии существует ряд политических партий, выступающих за отделение. Как пишет всё тот же автор: «Все эти партии - правого или крайне правого толка. Одна из самых влиятельных партий - «Флаамсе Беланг», крайне правая партия, призывающая к независимости Фландрии и создании федерации с Нидерландами и Французской Фландрией. Другие цели, которые она перед собой ставит - полная и безусловная амнистия всем, кого обвиняли в сотрудничестве с Гитлером, ограничение иммиграции, лишение французского языка особого статуса и целый пакет законопроектов, либеральных в экономике и консервативных в социальной жизни (например, запрет на аборты)»87. То есть, здесь явно проглядывается сходство с итальянским сепаратизмом. Я имею в виду стремление к экономическому благополучию региона, за счёт отделения от неблагополучной части единого государства, а также отношение этих партий к правым.
Третье движение, которое хотелось бы здесь кратко рассмотреть, это шотландский сепаратизм в Великобритании. Это, наверное, один из самых малоинтересных проявлений феномена европейского сепаратизма, так как по сути своей он абсолютно надуман. Об истоках Шотландского сепаратизма можно сказать в следующих словах: «У Шотландии никогда не было ностальгии по собственной утраченной государственности. Объединение Англии с Шотландией не было совсем беспроблемным, но и большой драмой тоже не являлось. Сперва это была коронная уния, когда в Лондоне с 1603 г воцарились шотландские родичи Тюдоров Стюарты после смерти бездетной Елизаветы I. Во время гражданской войны и кромвелевского правления (середина XVI I века) шотландцы были монархистами, но ими не только они, так что гражданская война никак не была войной за независимость»88. Другими словами Шотландия попросту лишена исторических оснований для сепаратизма. Процесс интеграции Англии и Шотландии проходил без особых эксцессов, что, несомненно, и предопределило мирное сосуществование.
На сегодняшний день проблема сепаратизма в Шотландии имеется, но этот вопрос не стоит так остро как в отношении с Великобритании и Северной Ирландии. В Шотландии действует мирная Шотландская Национальная Партия, кстати, он также представлена в ЕСА. Именно представитель Шотландской национальной партии возглавляет Европейский Свободный Альянс. Тем не менее, современное состояние сепаратизма в Шотландии можно описать в следующих словах: «Сепаратистская Шотландская национальная партия набрала на выборах в шотландский парламент 37% голосов, что показывает, насколько популярна в обществе идеи независимости. Движение «Independence First» требует проведения референдума и создания независимого шотландского государства. Свою роль играет и наличие нефтяного шельфа в Северном море рядом с берегами Шотландии»89.
Как мы видим, Европа удивляет многообразием сепаратистских партий. Помимо басков в Испании хотят отделиться также Каталонцы. Во Франции помимо проблемы Корсики, есть проблема Бретани. Примеров можно привести множество. Ясно же здесь то, что все эти движения, в некоторых случаях совершенно безобидные, в совокупности создают напряжённую атмосферу в Европе.
События, которые привели к эскалации сепаратистской напряженности в Европе, это прежде всего события, связанные с получением суверенитета Косово.
Именно косовская проблема позволила взглянуть на перспективу проблемы сепаратизма в европейском регионе.
Многие авторы так или иначе пишущие на тему современных политических процессов в Европе всё чаще пишут о проблеме глокализации: «термин «глокализация» (glocalisation), введённый английским социологом Робертсоном и постепенно обрастающий значениями, обычно определяется как «региональная реакция на глобализационные процессы». Суть в том, что относительно небольшие, но обладающие высокой связанностью сообщества (в том числе территорральные, но не только) включаются в глобализационные процессы быстрее и эффективнее, чем сообщества крупные - такие, как большие нации и государства. Эти небольшие, но продвинутые (то есть юркие и шустрые) сообщества и регионы стремительно меняются, встраиваясь именно в сверх- и транснациональную реальность - и всё больше отдаляясь от медлительных и неповоротливых государств и наций»90 Именно глокаль по мнению автора будет являться будущим для современных европейских государств. Логика в этом безусловно есть. Ведь можно провести аналогию и представить объединённую Европу как транснациональное, глобализованное образование. Европейская глокаль по мнению автора - это своеобразный еврорегион. В свете сепаратизма автор делает такое предположение о перспективах развития Европы в целом: «Главная цель еврорегионализации - постепенное ослабление и последующее уничтожение национальных администраций, а в перспективе и национальных государств. В единой Европе «Франция», «Германия» или «Италия» будут означать не более чем области распространения соответствующих языков. Реальностью же станут Пьемонт, Сицилия, Нормандия или Страна Басков»91.
Другую перспективу обозначил Дмитрий Володихин в статье «Курс кройки и шитья Европы»92. Он пишет о кардинальных изменениях в будущем устройстве Европы, в частности он пишет о национально политическом устройстве. Причина - всё та же глокализация и усиление сепаратистов. Повод - проблема отделения Косовского края. В частности он пишет: «Косовский инцидент предполагает нарушение очень важного принципа, на котором строилось территориальное разделение Европы. А именно - принципа нерушимости национальных государств»93.
Он пишет о процессе ослабления нынешних наций, на которых и зиждутся современные национальные государства. Нации слабеют за счёт глобализационных процессов вторгшихся в культуру и размывших все различия между крупными европейскими этносами. Володихин рисует такую перспективу: «Если на основе Косовского прецедента предположить, что Европа переходит к иной стратегии территориального обустройства, к политике разрезания большого Европейского пространства не на национальные государства, а на небольшие исторические области, основой для которых могут служить социальные общности иного рода, то полумертвые нации настоящего дня вряд ли способны оказать этой стратегии адекватное сопротивление»94. Так же он отмечает, что и Такая Европа будущего будет состоять из карликовых наций нынешних этнических сепаратистов.
Володихин также предложил и ещё один путь строительства Европы будущего. Второй проект95 заключается в рождении Единой Европы, за счёт большей интеграции всех её членов, а также формирование единой европейской нации. Причём процессы глобализации говорят нам о том, что Европейская экономическая элита уже давно движется по этому пути.
Существуют так же и иные проекты будущего Европы, но эти интересны тем, что обращают внимание на впроблемы сепаратизма. Какой же проект будет претворён в жизнь, остаётся загадкой. Будущее покажет.
Заключение.
В заключении хотелось бы подвести итоги всей проделанной работе. А самое главное - дать ответы на вопросы, которые были поставлены в самом начале работы. Конечно, сепаратизм спорное явление.
Самым верным выводом может быть только то, что в каждом случае сепаратизм неодинаков, а значит - нет панацеи от этого явления. Конечно, зачастую мы видим, хотя бы даже на тех примерах, что были приведены в данной работе, что сепаратизм - это явление, во многом порождённое демократией, и не всегда эту проблему можно преодолеть демократическим путём. Получается своеобразный замкнутый круг. Путь компромисса с сепаратистами - это путь не всегда правильный, ибо государство теряет суверенитет за счёт того, что позволяет себе проявлять слабость, а значит и за счёт того, что перестаёт быть легитимным.
Конечно, существуют теории, которые способны разрешить и эту проблему. Например, подход Алена Бьюкенена96, где проложена грань между сепаратизмом и сецессией на основе моральных принципов, и, в первую очередь, принципа справедливости. Но, обратившись к реалиям сепаратизма в современной Европе, мы без труда сможем увидеть, что и Шинн Фейн, и Лига Севера, и прочие сепаратистские организации так или иначе апеллируют к тому, что те общности, интересы которых они представляют, также подвергаются несправедливости.
Ясно одно, что с моральной точки зрения на практике отделить зерна от плевел не получится. С нормативной же точки зрения - всё иначе. Ведь прекрасно известно, что, назвав то или иное движение террористическим, бандитским, можно смело вести против него борьбу силовыми методами.
Апелляция к моральным ценностям неспособна разрешить проблему политики двойных стандартов. Мораль, нормы права - это факторы отнюдь не детерминирующие политику государства в вопросах сецессии и сепаратизма. Не стоит умалять значение этих факторов, они играют свою роль, хотя бы даже риторическую. На мой взгляд, мораль и нормы права - это такие же детерминанты, влияющие на политику ничуть не больше, чем экономика.
Помимо того, что сепаратизм имеет разные проявления в зависимости от региональных, исторических, экономических и прочих особенностей, нужно так же помнить, что это явление в Европе не всегда имеет этнические основания. Экономика, как уже выше было сказано, имеет также сильное влияние на территориальную идентичность, например в Северной Италии, может также играть роль религиозный фактор, как в Северной Ирландии, или что-либо ещё. Но вывод из всего этого таков: сепаратизм в Европе базируется на комплексной идентичности. Нельзя, используя приведённые в работе примеры, говорить исключительно об этнополитических конфликтах. То или иное сепаратистское движение кладёт в основу своего существования комплекс проблем, но, в конечном счёте, предлагает решение так или иначе связанное с увеличением свободы для региона, который это движение представляет.
Также в ходе работы было установлено, что европейский сепаратизм в том виде, в котором мы его сейчас можем наблюдать, есть явление постмодернистское. Это можно утверждать исходя из того, что сепаратизму сопутствуют такие политические и экономические процессы, как интеграция и глобализация, а так же переход к системе государства, построенного не на главенстве идеологии или политической теории, а на главенстве технологии и практики. Все эти процессы, так или иначе, характерны для послевоенного периода. Собственно, этот период к последней четверти XX века стал периодом расцвета сепаратистских движений в Европе. Что характерно именно для Европы, так это параллельно развивающиеся процессы регионализации и интеграции.
Другими словами, подводя итог данной работе можно отметить следующие наиболее важные характеристики Европейского сепаратизма:
1.Феномен европейского сепаратизма - феномен современный, порождённый либеральной традицией, но имеющий корни, уходящие за рамки новейшей истории. В генезисе своём сепаратизм выходит за рамки либеральной традиции.
2.Европейский сепаратизм - реакционный феномен. Во-первых, чётко прослеживается рост сепаратизма в период активной европейской интеграции. Во-вторых, стремление к отделению мотивируется несправедливостью по отношению к желающей отделиться группе.
.Сепаратизм в Европе не всегда мотивирован этническими различиями (языковыми, культурными, религиозными), но и экономическими и социальными (Лига Севера).
.Невозможно определённо утверждать, что европейские сепаратистские организации привержены какой-либо идеологии, или имеют какое-либо сходство в идеологическом плане. Но политические программы сепаратистов всегда охватывают весь спектр социальных, политических, экономических и прочих проблем.
.Особой характеристикой проблемы сепаратизма в Европе выступает проблема политики двойных стандартов.
Если же говорить о способах решения проблемы сепаратизма в Европе, то здесь явно прослеживаются два направления. Во-первых, силовое воздействие на сепаратистов. Конечно, этот способ зачастую оправдан, но иногда он попадает под категории всё той же политики двойных стандартов. Во-вторых, путь конструктивного диалога, и как вариант путь компромисса. Здесь мы говорим о предоставлении больших прав и полномочий тому или иному региону. Например, восстановление парламента Шотландии в 1998 году.
И судя по тем политическим процессам, которые сейчас проходят в самом центре региона (я имею в виду Косовскую проблему), Европе ещё многое предстоит пережить в недалёком будущем. По-крайней мере, затягивание решений по регионализации в скором времени перестанет быть «выходом из положения». И тогда, быть может, можно будет говорить о другой Европе.
Ссылки:
1.Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. #"justify">.Сергей Бирюков. Косово как вызов европейскому регионализму. #"justify">.Агентство Политических новостей. #"justify">.Ален Бьюкенен. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М. 2001 г.
.Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности. #"justify">.К. Маркс. Манифест Коммунистической партии. #"justify">.Бирюков С.В. Сепаратизм: идейные истоки, современное состояние, пути преодоления. #"justify">.Бирюков С.В. Сепаратизм: идейные истоки, современное состояние, пути преодоления. #"justify">.Бирюков С.В. Сепаратизм: идейные истоки, современное состояние, пути преодоления. #"justify">.Бирюков С.В. Сепаратизм: идейные истоки, современное состояние, пути преодоления. #"justify">.Бирюков С.В. Сепаратизм: идейные истоки, современное состояние, пути преодоления. #"justify">.Смазнова О.Ф. Темпоральные особенности развития правосознания и правовая культура личности. #"justify">.Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности. #"justify">.К. Маркс. Манифест Коммунистической партии. #"justify">.Черкасов А. «Квебекское общество: национализм или патриотизм». #"justify">.Макарычев А.С. Регионализм и региональная культурная идентичность. #"justify">.Макарычев А.С. Регионализм и региональная культурная идентичность. #"justify">.Макарычев А.С. Регионализм и региональная культурная идентичность. #"justify">.Макарычев А.С. Регионализм и региональная культурная идентичность. #"justify">.Ланцов С.А., Ачкасов В.А. Мировая политика и международные отношения. «Питер» 2005 г.
Информация о работе Теоретические аспекты Европейского сепаратизма