Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:28, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии особенностей воплощения темы семьи в романе Л. Юзефовича «Казароза».
Задачи работы:
1) раскрыть особенности такого явления, как «литературный ретро-детектив»;
2) выявить специфику бытования ретро-детектива в западной и русской литературах;
3) определить место творчества Л. Юзефовича в современной литературе;
4) выявить роль темы семьи в ретро-детективе Л. Юзефовича «Казароза».
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Л. Юзефович как создатель ретро-детективных произведений………..7
1.1. Специфика литературного ретро-детектива........………………………7
1.2. Ретро-детектив в творчестве Леонида Юзефовича………………........16
Глава 2. Роль темы семьи в ретро-детективном романе Л. Юзефовича «Казароза»…….........................................................................................................27
2. 1. Детективная канва романа Л. Юзефовича «Казароза»…………………………………………………………………………..27
2.2. Многоаспектность воплощения темы семьи в романе
Л. Юзефовича « Казароза»………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………...……….46
Библиография………………………………………………………………………48
Наряду с описанием уже семьи уже в современном обществе, автором рисуется детство и юность Вагина, которые прошли в семье, когда были живы отец и мать. Образ матери занимает особое место в произведении писателя. Он необычен своей «бестелесностью», появляется во снах, мечтах, воспоминаниях Вагина: « Отец снился редко, зато мама постоянно являлась во сне всем, кто ее знал и любил. У нее была легкая душа. Так говорила бабушка – душа легкая, летает где хочет, ангелы отпускают ее с небес на землю, потому что она здесь никому не может причинить никакого вреда. Голос ее, мгновенно узнаваемый даже в шепоте, Вагин слышал и наяву, как в тот июньский день 1920 года, когда он, курьер губернской газеты «Власть труда», был отправлен в батарею запасного терполка за бракованной лошадью….. Убоявшись ответственности, он потерянно топтался перед ними, пока мама не шепнула ему: «Вон тот!» Это был черный мерин по кличке Глобус. Отныне ей выпало счастье таскать невесомую по сравнению с пушкой редакционную бричку.» [1, с. 11]. Ключевые черты этого образа – трудолюбие, забота о детях, равно о своих и о чужих, сострадание. Мама была и теперь уж останется для него самым прекрасным, самым чистым человеком, даже не человеком, а обожествлённым образом . Повествователь говорит о том, что облик мамы с годами всё более высветляется в памяти и оттого кажется ему он святым и незабываемым. Отчетливых внешних портретных характеристик матери Вагина в тексте не найти, но её появление всегда связано с возникновением особой тональности – ностальгической и печальной. Такое чувство вызывает у Вагина образ Нади – его жены.. Можно сказать, в той части, где они ведут совместную жизнь, о ней почти не говорится. Только небольшие скупые эпизоды говорят о том, что была у него жена Надя: «Они с Надей зарегистрировались в сентябре 1921 года.» [1, с. 211]. В те далекие годы они больше были соратниками, борцами за идеи, нежели семейной парой. Какой она была женой, Вагин вспоминает только тогда, когда невестка что-то делает не так, как хотелось бы Вагину. Сравнение, конечно, не идет в пользу невестки: Надя в его воспоминаниях всегда служит идеалом.
Была семья у Свечникова. В небольшом эпизоде даны воспоминания Свечникова об умершей жене. Следует заметить, в романе «Казароза» создано яркое и вместе с тем призрачное пространство, сотканное из памяти («Через тысячу лет, в гостинице «Спутник», глядя на эту женщину... Свечников ясно вспомнил...») [1, с. 76] и снов. Сны о прошлом мучают героя, но и само прошлое порой видит о себе самом страшные сны. Автор в небольшом эпизоде успел рассказать многое о его семье: познакомились они с женой в Петрограде, куда зазвал старый сослуживец по Восточном фронту на работу, где его будущая жена служила переводчицей. «Она жила одна, родители умерли. Через месяц он остался у нее ночевать, через неделю перетащил к ней свое барахло, через год зарегистрировались .… Не без участия жены его заметили, выдвинули, послали учиться, дважды командировали за границу, в Стокгольм и в Гамбург, наконец направили на постоянную работу в фирму «Аркос», выполнявшую задачи советского торгпредства в Англии» [1, с. 91]. Это – из воспоминаний Свечникова, а в последние годы он проживает с дочерью, а жены на этом свете уже не нет. Мы видим это из короткого диалога с дочерью. На первый взгляд, в разговоре с дочерью присутствует излишняя холодность. Но это не так! Да, в доме царит строгий порядок, но он не мешает отцу и дочери любить и уважать друг друга. Как заботливо дочь осведомляется о здоровье отца. Во втором эпизоде даны воспоминания Свечникова об умершей жене и его мысли о предстоящей смерти: «В Лондоне жена жила замкнуто, а по возвращении в Москву стала вдруг необыкновенно общительной. В доме вечно толклись незамужние соседки, портнихи, соученицы по гимназии или по курсам, ушедшие на дно в Петрограде и вынырнувшие в Москве. Жена рассказывала им про Англию…С той же нянькой жена объяснялась чуть ли не знаками, в лавках ее тоже плохо понимали, но в Москве она в Москве она взяла манеру на людях заговаривать со Свечниковым по-английски, словно это был ими придуманный и понятный только им одним тайный язык двух любящих сердец». [1, с. 135-136].
Видно, что семейные отношения Свечникова с женой не были особенно теплыми – это чувствуется, но они в семье они вместе вырастили дочь. Свечников любит дочь, а она заботится о нем, переживает за него. Это приводит к определенному выводу: настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства. Представим, что каждый человек будет воспитываться в такой семье, тогда все общество станет единой семьей, семьей, в которой каждый будет счастлив. Думается, что именно эту мысль хотел выразить в своем романе Л. Юзефович.
У Вагиных и Свечниковых видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Варанкиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны и искусственны.
История, в которой мы
«…– Ума не приложу, где он! – пожаловалась Мира. – Я уже начинаю волноваться.
Причина ее тревоги была
В то же время мы видим, что жена любит своего мужа по- своему и горда тем, что у него муж умный, начитанный: «В ее голосе звучала гордость за мужа, прочитавшего все эти полторы, примерно, сотни книг. Для нее это была цифра почти астрономическая. Она, видимо, полагала, что знания, почерпнутые отсюда Варанкиным, являются их общим семейным достоянием» [1, с. 122 ].
Об этом говорит и другой отрывок из текста романа:
«… Дверь открыла его жена с заплаканными глазами, сказавшая, что Михаила Исаевича арестовали еще днем. Увели прямо с занятий. Один студент приехал на велосипеде и рассказал.
– Не знаете, за что? – спросила она.
– Нет, – ответил Свечников.» [1, с. 156].
Хотя писатель относится к данной семье немного с иронией, можно понять следующую мысль: несмотря ни на что, эта семья устоит: еврейская женщина более защищена многовековой традицией: еврейские семьи более крепкие, у них больше шансов пройти через семейные бури и выстоять.
В романе отражена жизнь еще одной семьи – семьи Сикорских. Это история происходит в далеком 1919 году, об этом мы узнаем опять из воспоминаний Свечникова. Необходимо отметить, что в небольшом эпизоде отражен небольшой отрезок очень нелегкой жизни, который тянется уже в течение восьми лет. Главный в семье – Сикорский. Читатель имени его также не знает, он – типичный герой литературы конца ХХ века, обыкновенный человек, один из нас. Его семья – это жена и больной сын Сеня– очень больной ребенок, ради которого жена бросила все. Обратимся к тексту: «В комнате стоял тяжкий дух, какой бывает в местах, где доживают век обезножевшие, прикованные к постели старики. … Он был таким плотным, что сквозь него Свечников не сразу разглядел сидящего на кровати чудовищного мальчика лет восьми, отечного, в закапанной слюнями жеваной рубахе, с крохотными, как у китаянки, ненатурально вывернутыми ступнями и огромной головой идиота. Чтобы он не вывалился во сне, кровать сбоку была затянута гамаком. Мальчик сидел, запутавшись ножками в гамачной ячее, комкал просторное мужицкое лицо и мычал, раскачиваясь…» [1, с. 207].
Может быть, у других семей, переживших сильнейшее физическое и духовного напряжение от присутствия очень больного ребенка, возникли бы совершенно другие, страшные по своему цинизму и бездушие, мысли о том, чтобы сдать этого ребенка в интернат, успокаивая себя, это, мол, в порядке вещей. Но в этой семье смотрят на это горе иначе. В доме совершенно спокойная атмосфера, ее создают мать и отец вместе и формируют образ жизни семьи: её заботы, отношения, повседневное течение жизни. Они понимают, что если ничего нельзя заменить, то нужно хотя бы облегчить участь этого ребенка и окружают его любовью, обеспечивая нормальный уход за ним. Ведь любому ребёнку так плохо без мамы и он нуждается в ласке, любви и защите! На протяжении всего жизненного цикла – 8 лет – семья постоянно сталкивалась с трудными ситуациями, которые нарушают жизнедеятельность человека и испытывают его. Родители измотаны донельзя: «Жену его звали Ольга Глебовна, это была изможденная блондинка с руками прачки.» [ 1, с. 205]. Усталая, но сильная духом, она принимает это горе спокойно. Она и болезнь ребенка не принимает бедой:
«Сикорский с виноватой
«– Такая вот, Николай Григорьевич, беда у нас.
«Ты о чем это? – быстро взглянула на него Ольга Глебовна. – Какая беда?
– Беда, чай любит, – вывернулся Сикорский. [1, с. 209 ]. Автор подчеркивает, что в семье любят мальчика и он им очень дорог. Отец же мечтает о том, чтобы увезти Сенечку в Германию на лечение. Там есть «санаторий для таких детей, где их умеют их развивать» [1, с. 210]. Вот такая жизнь у семьи. Сколько вот таких семей в стране в одиночку справляются с тяжелейшей бедой. Автор здесь поднимает проблемы детей- инвалидов, которые нуждаются в поддержке. По принципу постмодернизма писатель не наставляет и не учит, не ставит читателя перед нравственным выбором. Задача автора– показать действительность такой, какая она есть.
Даша, у вас нет выводов в конце глав.
Объем работы великоват, сократите страниц на 5-7.
Заключение
Одним из ярчайших произведений в творчестве Леонида Юзефовича, безусловно, является роман «Казароза». Это не просто детектив с исторической подоплёкой, а рассказ о борьбе жизни и смерти, о мире, полном фантастических иллюзий, об утраченном времени и невозвратности прошлого.
Леонид Юзефович как профессиональный писатель мастерски воссоздает атмосферу эпохи со всеми ее мельчайшими деталями и характерами современников. Роман «Казароза», как и другие произведения Леонида Юзефовича, знакомит с историей, с жизнью и нравами людей в недалёкие от нас времена. Проникая в самое существо явлений, изображая их с большим художественным мастерством, писатель раскрывает прошлое и помогает через него понимать настоящее.
Вместе с тем, тема семьи в романе « Казароза» занимает особое место и очень хорошо раскрывается в романе. Хотя история семейств показана отрывочно, в эпизодах и писатель и одними мазками описывает семьи, создается полная картина жизни этих семей. В этом играют роль мелкие детали в их изображении.
Особое внимание уделяется
На фоне детективной истории поднимаютс
Л. Юзефович в своем произведении изображает семейный уклад своих героев, чтобы преподнести урок нравственности читателям и еще раз напомнить им, что семья – это простейшая форма единения людей. Семейное влияние оказывает сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей. И чтобы сохранить семью, нужна внутренняя готовность идти на компромисс. Не только желание сохранить согласие в семье, но и работа в этом направлении. Ведь семья не только дом, но неотъемлемая часть успешности состоявшейся личности. В семье должна хранится любовь, тепло и взаимопонимание. Тема семьи, где стоит вопрос о том, что творится сегодня с семьей - целесообразна и актуальна для многих писателей современности.
1. Юзефович Л. Казароза. – М.: Зебра Е, 2005. – 238 с.
II. Научная и научно-критическая литература
2. Абашева М. Тайны Леонида
Юзефовича // Новый мир.- 2004.- №5 - С.15.
3. Богданова О. Современный литературный процесс. – Санкт-Петербург, 2001. -252 с.
4. Данилкин Л.
Три истории: Акунин охмуряет,
Карпущенко наводит тоску,
5. Данилкин Л. Леонид Юзефович - национальный бестселлер: 50 000 экземпляров, 7000 долл. и рекламная кампания для романа «Князь ветра» // Ведомости. – 2001. – 28 мая. – №91 – С. 8.
6. Данилкин
Л. Киндер-сюрприз для литературы-
7. Данилкин Л. Сто сорок лет среди убийц и грабителей / Лев Данилкин // Афиша – 2001. – №49. – 19 февраля.
8. Корчагина А. Пермь в романе Л. Юзефовича «Казароза» // Пермский дом в истории и культуре края: Мат-лы второй науч.-практ. конф. / Сост. и ред. Т. И. Быстрых. — Пермь, 2009. — С. 221–226.
9. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. – 1995. – №11. – С. 197-223.
Информация о работе Воплощение темы семьи в детективном романе Юзефовича "Казароза"