Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:28, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии особенностей воплощения темы семьи в романе Л. Юзефовича «Казароза».
Задачи работы:
1) раскрыть особенности такого явления, как «литературный ретро-детектив»;
2) выявить специфику бытования ретро-детектива в западной и русской литературах;
3) определить место творчества Л. Юзефовича в современной литературе;
4) выявить роль темы семьи в ретро-детективе Л. Юзефовича «Казароза».
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Л. Юзефович как создатель ретро-детективных произведений………..7
1.1. Специфика литературного ретро-детектива........………………………7
1.2. Ретро-детектив в творчестве Леонида Юзефовича………………........16
Глава 2. Роль темы семьи в ретро-детективном романе Л. Юзефовича «Казароза»…….........................................................................................................27
2. 1. Детективная канва романа Л. Юзефовича «Казароза»…………………………………………………………………………..27
2.2. Многоаспектность воплощения темы семьи в романе
Л. Юзефовича « Казароза»………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………...……….46
Библиография………………………………………………………………………48
Детективная часть стремительно уступает место истории, точнее – ее видению из нашего времени. Главная тема – разочарование автора в том, что прошлое неотвратимо уходит от нас, – вытесняет детективную составляющую.
В романе «Казароза» «Леонид Юзефович пытается воссоздать образ купечества. Город Пермь славился тем, что третье сословие было одним из тех, которое играло основополагающую роль в развитии края на протяжении XIX — начала XX века. Именно они, представители третьего сословия, отстраивали край и играли большую роль в решении политических и экономических задач города. «Среди купеческих семей в произведениях прозаика называются фамилии Каменских, Любимовых, Чагина, Мешкова. Последнему в «Казарозе» уделяется достаточное внимание по причине того, что в его биографии были страницы сотрудничества с большевиками» [8, с. 225]. Роман, сам по себе увлекательный, написан с легкой иронией.
Как всегда у Юзефовича, колоритна историческая фактура. Что же до «частных детективов» - редактора Свечникова и молодого поэта Вагина - то им, даже вместе взятым, по всем статьям далеко до Путилина. Впрочем, в 1920 году в красной Перми Ивана Дмитриевича наверняка бы арестовали как «контру».
Как уже видели, повествование разворачивается в двух планах: настоящем и прошлом, ретроспекция задается формой путешествия, которое один из героев совершает в места своей молодости. Однако воспоминания занимают незначительную часть, переносясь в прошлое, действие там последовательно и разворачивается. Сохраняется только форма «рассказа в рассказе».
Создавая текстовое пространство, Л. Юзефович использует традиционные приемы, среди которых доминируют эпитеты («Зеркало было несвежее, с трещиной, с мушиной пачкотней и облупившейся амальгамой»[1, с. 53].
Повествование отличается как традиционностью («во дворе казармы валялись остатки угольных ящиков») [1, с. 26], так и смешением стилей («эпический герой, былинный богатырь с сердцем доброй феи, своей волшебной метелкой он навевал сон…») [1, с. 44].). Все показанные приемы являются и чертами постмодернистской прозы. Можно также сказать, что Л. Юзефович тщательно изучил приемы классического детектива и отобрал оттуда то, что соответствует менталитету современного читателя.
Л.Юзефович здесь не изменяет своему «фирменному» стилю: формулу детектива он заполняет культурологическим содержанием – рассказом об истории эсперантистского движения в Перми в постреволюционные годы. Загадочная смерть певицы, связанной с тайным обществом эсперантистов, придает искусственно созданному языку некий мистический ореол. Автор использует свой излюбленный прием «текста в тексте» для нагнетания атмосферы мистической напряженности. Но в финале оказывается, что пугающие совпадения, таинственные и зловещие знаки образуют ложную картину мира. Разгадка убийства оказывается элементарной и случайной, а настоящим остается колоритный исторический антураж сюжета, в котором и «растворена» идея автора о загадочной, таинственной природе самой жизни и истории.
Отнесение ряда современных произведений к детективам во многом носит условный характер, оно подчеркивает приверженность авторов к традиционной форме конструирования и развертывания сюжета: от совершенного преступления к его постепенному распутыванию и объяснению. Путь может оказаться тернистым, осложняться ложной интригой. Примером может служит проза Л. Юзефовича, где детективная интрига служит лишь оболочкой для авторских рассуждений и поддерживает интерес читателя, стремящегося разгадать ту загадку, которую предлагает решить романист.
2.2. Многоаспектность воплощения темы семьи
в романе Л. Юзефовича « Казароза»
В своем детище писателем подняты серьёзные проблемы, где ярко освещается тема любви и семьи, к которым писатели современности уже почти не обращаются. Писатель остается верен нравственным понятиям долга, чести и верности.
Вполне закономерно, что тема семьи в романе « Казароза» занимает одну из ключевых позиций и очень хорошо раскрыта в романе. Как было уже отмечено, в романе «Казароза» ведущую роль занимает детективная история, но, вместе с тем, теме семьи в романе отводится значительное место. Условно в романе можно выделить два сюжетных плана– исторический, детективный и семейная часть. Писатель в своей работе использовал упорядоченность и хроникальность повествования. История семейств отрывочно представлена в романе, при этом каждая из них имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедует Юзефович. На протяжении романа «Казароза» Юзефович показывает несколько различных семейных укладов, типичных для современного общества XX века.
Несмотря на то, что Л.Юзефович эпизодично, мазками описывает семьи, у читателя создается довольно полная картина жизни этих семей. В этом играют роль мелкие детали в их изображении. В «семейной» части романа автором описываются простые семьи, которые живут своей жизнью и, каждая по – своему, обременены проблемами бытового и другого характера.
Главные герои произведения– это типичные герои литературы конца ХХ века – «средний, массовый» человек. Каждый из героев растёт в разной природной среде, которая также оказывает сильное нравственно влияние. Их имен читатель не знает, писатель дал им только фамилии.
Как было уже отмечено, изображение главных героев в их семьях – один из основных приемов характеристики у Юзефовича. Поэтому в курсовой работе хотелось бы обратить внимание на образ Казарозы, на ее трагическую судьбу.
В творчестве русских поэтов, композиторов и художников образ матери вечен. Это– образ любящего человека, человека, который поймёт, простит, поддержит. Хотя в романе нет семьи у Казарозы, но во воспоминаниях ее подруги – Милашевской – она была. Нам предстоит узнать по каким причине семейная жизнь Казарозы не удалась и вследствие чего разрушилась вся ее жизнь.
В его Казарозе писателем
представлен женский тип,
В романе центр тяжести лежит на хрупкой и нежной Казарозе. Она отодвигает на второй план пламенных учеников изобретателя эсперанто Заменгофа с их революционным «нетерпением» (от изображения трифоновских народовольцев их отличает как раз мягко-иронический взгляд автора). Повествование разбито на главы, и все они — о «женщине с телом нимфы-подростка»: «Таитянка», «Сестра», «Гастролерша», «Жена», «Алиса, которая боялась мышей», «Жертва», «Жрица», «Возлюбленная», как и главы, названные «Розовый свет» и «Бегущий огонь»... В этих главах проходит вся ее жизнь.
После смерти маленького сына горю Казарозы нет предела. Эта молодая и когда-то красивая, полная жизни женщина теперь превратилась в ослабевшую, тихую и равнодушную. Однако мы понимаем, что за этим спокойствием – страшнейшее опустошающее горе, сломленная жизнь человека, потерявшего своего близкого. Физически героиня еще продолжает жить – что-то делать, о чем-то говорить. Но все это лишь видимость: все ее мысли с умершим сыном... «Если человеку пришло время умереть, тогда и появляется болезнь. Или пьяный дурак с наганом… Когда умер Чика, Зиночка долго болела и от этого изменился ее голос. Он у нее всегда был небольшой, но с какой-то волнующей мягкостью тембра. После болезни мягкость исчезла, появились трещинки. Далеко не всякий мог их заметить, Зиночке нетрудно было бы компенсировать это своей музыкальностью, артистизмом, но она просто ушла со сцены. Замкнулась, перестала бывать в театрах и в тех домах, где собираются люди театра. В нашем кругу это конец, и я чувствовала, что-то с ней должно случиться. Не в этот раз, так в следующий, не здесь, так в Питере. Нехорошо так говорить, нельзя, но, честное слово, я ждала чего-то подобного. Ведь ее голос – не просто голос, как у вас или даже у меня, хотя я тоже певица. Ее голос – это ее душа. Нет его, и ничего больше нет». [1, с. 97]. В романе после тех испытаний, которые перенесла Казароза, она нашла в Альферьеве преданного друга и любимого человека, стала его гражданской женой. И брак с Яковлевым сходит на нет из-за этих странных отношений с Алферьевым.
Ее Альферьев был сначала был анархистом, потом– левым эсером, членом боевой организации. После революции дружил с большевиками, но скоро с ними разругался и уехал в Киев, был участником убийства Эйхгорна – командующего немецкими войсками на Украине... Она рвалась на Урал, когда узнала о местности, где нужно было выступать с концертом. Возможно, она страстно желала встречи с Арефьевым, где по слухам обосновался ее любимый, а возможно, ее туда позвала собственная смерть. Думается, что рок – неизбежность, который привел к неисправимым последствиям, но это и – спасение для души, которой так было одиноко. Вспомним ее найденные у нее стихи:
«Я – женщина,
Но бросьте взгляд мне в душу –
Она черна и холодна, как лед.
Раскройте череп –
Мозг, изъеденный червями.
Взломайте ребра мне –
Там сердце в язвах изгнило …» [1, с. 64.].
Лермонтовский «Сон» – именно его пела Казароза на языке эсперанто– как будто предопределил ее конец: «Важно, что с свинцом в груди. Ей предстояло умереть с этими словами на устах. Пуля попала в грудь, и позднее невозможно было отделаться от чувства, что они, как заклинание, вызвали из тьмы и притянули к себе ее смерть» [1, с. 36].
Чувствуется, семья с
« Зиночка, конечно, с ним намучилась за все эти годы.
– Потому она с ним и рассталась?
– Нет, это вышло как-то само собой. После смерти Чики она оставила сцену, и Алферьев хотел втянуть ее в дела своей партии. Ему нужна была жена-соратница. Для такой роли Зиночка годилась меньше всего» [1, с. 197].
Думается, что навыки семейной жизни не были в них заложены сызмала, и это не оказывало содействие созданию крепкой собственной семьи. Большое значение имело также не сильно развитое чувство обязанности и тот, основной фактор для Казарозы : смерть любимого сына.
Романный образ Казарозы, оживленный и согретый лирически пережитым автобиографическим подтекстом, уводит воображение в туманную, зыбкую и мистически насыщенную перспективу русского модерна, где блуждаешь в галерее женских образов той эпохи.
Жизненные духовные потребности Вагиных и Свечниковых — сплоченность, любовь, хотя на первый взгляд, семейные отношения кажутся суровыми. По утрам Вагин раздражается утренними процедурами семьи: «Бесцеремонным стуком ложилась на стол крышка чайника. Сын открывал кухонный кран на полную мощность, но чайник под струю подставлял не сразу, пропуская застоявшуюся в трубах воду. С полминуты она хлестала в раковину. Слушать это было невыносимо. Чувство, которое по утрам Вагин испытывал и к сыну, и к невестке, слишком громко спускавшей за собой воду в уборной, и даже к внучке Кате, норовившей включить магнитофон, еще не встав с постели, временами пугало его, настолько оно было похоже на ненависть. [1, с. 8]. То ему не нравится как невестка часто убирается по дому, то злится, когда для него покупается новое кресло.
Нужно отметить, что в семье никто не относится к Вагину плохо. Нет ни одного замечания, косого взгляда со стороны невестки, сына, внучки. Видно, что его уважают и любят.
То, что иногда Вагин начинает злиться и ругаться, наверное, все-таки, только из-за свойства своего характера, которое является общей чертой для людей старшего поколения: дескать, стариков в семье никто не понимает, никому они не нужны, у всех разные взгляды на жизнь. Как все пожилые люди, Вагин – консерватор и все новое его пугает: расставание с предметом обихода или мебелью, которые напоминают ему о молодости, о прожитых годах с женой, сейчас которой нет в живых, вызывает большое волнение души. Впрочем, здесь автором наглядно показано, что семья Вагиных – это нормальная, правильная семья, где главенствуют теплота и непосредственность, порядок и спокойная атмосфера. Обратимся к тексту:
«– Ты где это бродишь? – спросил сын, стараясь придать голосу строгость, что у него всегда выходило как-то ненатурально.
– Товарища провожал на поезд.
– Могли бы хоть позвонить! Ведь не чужие же! – сказала невестка и вдруг разрыдалась, уткнувшись ему в грудь.
Вагин почувствовал, что у него начинают гореть глаза. В последнее время часто хотелось плакать, но слез уже не было, лишь глаза начинали гореть, как если долго читаешь не в тех очках» [1, с. 237-238].
Вагин понимал, что семья, родные люди — вот что главное, настоящее в жизни человека. На первом плане должно быть бережное отношение друг к другу, а крепость домашнего благополучия, как известно, держится на женщине. Недаром ведь в народе есть выражение «хранительница семейного очага». И уж какие порядки будут заведены в семье с самого начала, в большинстве зависит от нее — хозяйки, матери, жены, невестки. Семья держится на доброте и чуткости, терпимости, внимательности этого человека. И поэтому семьи, где соблюдаются эти несложные в общем-то истины, более надежны, стабильны, крепки.
Информация о работе Воплощение темы семьи в детективном романе Юзефовича "Казароза"