Воплощение темы семьи в детективном романе Юзефовича "Казароза"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии особенностей воплощения темы семьи в романе Л. Юзефовича «Казароза».
Задачи работы:
1) раскрыть особенности такого явления, как «литературный ретро-детектив»;
2) выявить специфику бытования ретро-детектива в западной и русской литературах;
3) определить место творчества Л. Юзефовича в современной литературе;
4) выявить роль темы семьи в ретро-детективе Л. Юзефовича «Казароза».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Л. Юзефович как создатель ретро-детективных произведений………..7
1.1. Специфика литературного ретро-детектива........………………………7
1.2. Ретро-детектив в творчестве Леонида Юзефовича………………........16
Глава 2. Роль темы семьи в ретро-детективном романе Л. Юзефовича «Казароза»…….........................................................................................................27
2. 1. Детективная канва романа Л. Юзефовича «Казароза»…………………………………………………………………………..27
2.2. Многоаспектность воплощения темы семьи в романе
Л. Юзефовича « Казароза»………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………...……….46
Библиография………………………………………………………………………48

Прикрепленные файлы: 1 файл

Акимова 2.1.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

          Как было отмечено выше,   ретро-детектив — не совсем российское изобретение. На Западе исторические детективы начали писать еще в 1940-е —1950-е гг., и сейчас романов, где сыщики распутывают древнеегипетские, древнеримские, средневековые или викторианские преступления, наберется уже на целую библиотеку.  Следует отметить,  что жанр детектива, несмотря на свой солидный возраст, невероятно популярен в современном мире. Разумеется, новые детективы серьёзно отличаются от тех, что были написаны лет сто назад, но корни жанра всё же прослеживаются. И не важно, что сегодня детективы скорее похожи на симбиоз сразу нескольких стилей литературе, от этого они скорее приобрели, чем потеряли. Ибо любой детектив — подразумевает движение мысли во время прочтения произведения и таковое в новом детективе присутствует в избытке… Однако, некоторые писатели продолжают использовать старые добрые традиции — так родился жанр ретро-детектива.    Они придерживаются правил классического детектива и не хотят вносить в этот жанр новые стильные оставляющие…

          Одним  из  самых  бурлящих   кратеров  вулкана  современной интеллектуальной жизни Италии  является  известный  писатель Умберто Эко. То, что он в 1980   году   круто   переменил русло  и  вместо  привычного  облика   академического  ученого,  эрудита   и критика явился перед  публикой  как  автор   сенсационного   романа,   сразу получившего международную  известность, увенчанного  литературными  премиями и послужившего основой также  сенсационной  экранизации,   показалось   ряду критиков  неожиданным. Он - автор всемирно известных романов «Устрашенные и сплоченные» (1964), «Поэтика Джойса» (1965), «На периферии империи» (1977),  «Имя Розы» (1980), «Маятник  Фуко», «О зеркалах» (1985),  «Пределы интерпретации» (1990), «Поиски идеального языка в европейской культуре» (1993), «Остров  накануне»  (1995),   «Кант и утконос» (1997), «Остров  накануне»  (1995).  «Между ложью и иронией» (1998). И это далеко не весь перечень книг, которые написал Умберто Эко за свою жизнь.

        Гилберт Адэр – один из ведущих писателей современной Великобритании, прозаик, поэт, эссеист и драматург, автор признанных шедевров конца ХХ века «Буэнос ночес, Буэнос-Айрес» и «Постмодернист всегда звонит дважды», а также «Мечтателей» - романа, экранизированного самим Бернардо Бертолуччи. Его элегантные ретро-детективы поначалу создавались как чистая литературная игра, - однако шумный успех заставил Адэра взглянуть на свои детективные произведения чуть серьезнее.

      Современный английский писатель  Дэвид Стюарт Дэвис, один из мастеров детективного жанра, создал ряд захватывающих романов о гении дедукции  Шерлоке Холмсе: «Шерлок Холмс и дело о папирусе» «Шерлок Холмс и дело о крысе», «Шерлок Холмс и хентзосское дело» «Шерлок Холмс идёт по кровавым следам»  и др.

       В числе признанных мастеров  детективного  жанра и Дэн Браун— американский писатель, журналист, музыкант. Из-под его пера вышли такие знаменитые произведения, как «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны», рассказывающие о тайных обществах, символике, заговорах. Его роман «Цифровая крепость» раскрывает тайны криптографии и Агентства национальной безопасности США.

         Журналист, солдат, мистик, гроссмейстер, моряк, книгочей, аристократ, хакер, пират, сыщик, искатель приключений — все это испанский писатель Артуро Перес-Реверте. Первая его книга, «El Husar», вышла в 1986 году, однако внимание публики он привлек лишь через два года, романом «Учитель фехтования» (1988). Подлинный успех пришел к писателю с выходом романа «Фламандская доска» в 1990 году, отмеченной во Франции Гран-при как лучший детектив. Наибольшей популярностью пользуется его следующая книга — «Клуб Дюма, или Тень Ришелье», вышедшая в 1993 году.  Перу Артуро Переса-Реверте принадлежат романы «Кожа для барабана, или Севильское причастие», «Территория команчей», «Королева Юга», а также цикл исторических романов «Капитан Алатристе», написанный стилизованным языком Золотого Века.

         Однако у российского ретро-детектива, запущенного в 1990-е гг. Юзефовичем и Акуниным, есть своя специфика. Он более социален и всегда неявно обращен к современной проблематике. Он более философичен и, как вся отечественная словесность, не может пройти мимо «вечных вопросов», особенно этических. Он обычно стилизован «под старину» не только в речах героев, но и в слове повествователя; причем часто можно обнаружить и литературный источник стилизации. Но главная отличительная черта отечественного ретро-детектива — это ностальгическое отношение к «уютному» прошлому, которого, как правило, лишены западные костюмные драмы. Если у русского ретро-детектива есть собственное лицо, то у него есть и хорошие шансы отделиться в сознании публики от исторического детектива и быть принятым в мире как российское ноу-хау, подняв тем самым акции русской литературы.

        У  мастера  современного  беллетриста  Б. Акунина есть  и умно сконструированный герой,  и легкость в сюжетах необыкновенная, и глубокие знания эпохи. Акунин владеет искусством стилизации, он может представить и Ф. Достоевского, хоть  и Ч. Диккенса,  и Н. Лескова,  и Льва Овалова. Изданные в 1998 году первые детективы принесли писателю известность. На два-три года любители детективного жанра заболели явлением, получившим позднее название «фандориана».   Вся серия «фандоринского цикла» состоит из следующих романов: «Азазель», «Турецкий гамбит», «Левиафан», «Смерть Ахиллеса», «Особые поручения» (внутри книги два романа «Пиковый валет», «Декоратор»), «Статский советник», «Коронация, или Последний из романов», «Любовница смерти», «Любовник смерти», «Алмазная колесница», «Инь и Ян», «Нефритовые четки» (сборник рассказов), «Весь мир театр», «Охота на Одиссея», « Приключения магистра» (в цикле действуют потомки и предки Эраста Фандорина): «Алтын-толобас», «Внеклассное чтение», «Ф. М», «Сокол и Ласточка».

       Еще одним известным создателем ретро-детективов является Антон Чиж, им были написаны такие романы, как «Смерть мужьям, «Мертвый шар», «Аромат крови», «Формула преступления» и «Безжалостный Орфей». В этих произведениях главным героем является молодой петербургский сыщик Родион Ванзаров. Литературные критики сравнивают Антона Чижа с Борисом Акуниным, Леонидом Юзефовичем и Эдуардом Хруцким, находят общее с Конан Дойлем и даже Антоном Чеховым.

       Можно назвать еще небольшой  ряд имен писателей, работающих  в этом жанре, при ближайшем  рассмотрении этого ряда невозможно  не выделить из него нижегородца  Николая Свечина. Последняя его книга «Хроники сыска: Происшествия из службы сыщика Алексея Лыкова и его друзей» встает в ряд с двумя предыдущими – «Завещание Аввакума. Охота на царя» и «Между Амуром и Невой». В ней действуют уже известные герои – сотрудники Нижегородской сыскной полиции. События разворачиваются в Нижнем Новгороде и его окрестностях в конце XIX века, многие сюжеты основаны на реальных событиях. В книгу вошли семь новелл: о банде конокрадов, о селе, в котором верховодило семейство душителей, об отравлении нижегородского купца Бурмистрова ядовитыми перепелами, об убийстве аптекаря, бывшего наркодилером, и т.д.

       Сегодня историческим детективом  у нас никого не удивишь.  Россия пережила два бума в  связи с этим жанром. Первый  случился, когда в начале 1990-х на русском был издан роман «Имя розы» Умберто Эко, читающая публика сделала открытие, пошли разговоры о новых возможностях детектива, его постмодернистском обороте. Второй бум был связан с появлением нового поп-писателя – Бориса Акунина. Он поразил умением выстраивать сюжет и стилизовать, он придумал героя, которого многие восприняли как реального исторического персонажа, легкость повествования сделала его крайне популярным в самых широких слоях населения. Потом появился Леонид Юзефович со своими ретро-детективами, которые отличаются исторической обстоятельностью и хорошим слогом. Л. Юзефович –  автор романов «Дом свиданий», «Костюм Арлекина», «Князь ветра», «Журавли- Карлики», книги  «Песчаные всадники».

        Писатель использует жанр детектива для более общих целей, он для него не самодостаточен. Поэтому популярность Юзефовича куда как меньше акунинской славы.  Пишет остроумно, но к самодостаточной игре цитатами не прибегает, точен в деталях, но не имеет претензий на создание собственного мира; сюжеты остры и остроумны,  герои, отличаются психологической достоверностью и превосходно запоминаются, отчего и принято говорить, что автор стоит ближе к большой литературе, чем к массовой.

Современный читатель согласится, что лихолетье 90-х не смогло отодвинуть на обочину истории талантливую прозу Леонида Юзефовича. Можно отметить, что одна из тайн этой прозы заключается в том, что под оболочкой детектива скрывается та самая историческая толерантность, которая присуща творчеству писателя, которая так необходима  всем — и пишущим, и читающим.

  

               1.2. Ретро-детектив в творчестве Леонида Юзефовича

      

              Леонид Юзефович  известен  как автор детективов и исторических  романов.  Виктор Мясников,  высказываясь о произведениях Леонида Юзефовича, автора цикла произведений о реальном историческом лице – Иване Дмитриевиче Путилине,   отмечает, что «его ретро-детективы  могут считаться историческими романами в самом лучшем и традиционном смысле» [13, с. 170].

        Он отмечает, что «Леонид Юзефович не просто профессиональный писатель, но еще и учитель истории. Он мастерски воссоздает атмосферу эпохи со всеми ее мельчайшими деталями и характерами современников … Понятно, что он пишет подолгу, годами, зато его вряд ли кто превзойдет»   [13, с.  172 ].

         Историческая достоверность романов  Леонида Юзефовича не вызывает  у литературоведов и историков  никаких сомнений.  Соответственно, романы Леонида Юзефовича с  полным основанием можно назвать  историческими произведениями. В  основе произведений Леонида Юзефовича лежат исторические документы, повествующие о реальных исторических фактах (нам представляется вполне логичным отнести к таковым записки самого И.Д. Путилина «40 лет среди грабителей и убийц»), Леонид Юзефович избирает своим героем реальное историческое лицо – начальника сыскной полиции Ивана Дмитриевича Путилина. Автор романов «Дом свиданий», «Костюм арлекина», «Князь ветра» основывается как на воспоминаниях самого Путилина, так и на рассказах Н. Доброго, в манере А. Конан Дойля описывавшего расследования сыщика. Л. Юзефович берет за основу реальные уголовные дела, которые расследовал сыщик. Лев Данилкин отмечает, что «романы о Путилине безукоризненны как просто беллетристика; они очень славно написаны, остроумны и очень красиво выстроены, но они менее литературны, чем акунинские. Юзефович пишет без «подложек», в один слой; у него другие игры, … чуть меньше словарный запас» [29, с. 178]. Однако Иван Дмитриевич Путилин значительно выигрывает поскольку, по мнению критика, «у Юзефовича интереснее сделан образ сыщика и сложнее структура повествования» [29, с. 179.]. С этой позиции вполне целесообразным считать романы Леонида Юзефовича детективами с исторической основой или ретро-детективами.

       Почему же произведения Л. Юзефовича практически не известны широкому читателю?  На наш взгляд, основная причина подобной ситуации заключается в некоммерческом характере его творчества. Автор создает произведения, рассчитанные на тонкого читателя, интеллектуала, понимающего толк в хорошей и качественной литературе. Его герой, по мнению Василия Пригодича, – ««незаметный герой», «не герой» в обыденном понимании, получающий копеечное жалование, не выслуживший потомственного дворянства, скандаливший с женой» [14, с. 164].

         Задача автора детектива всегда состоит именно в том, чтобы направить внимание читателя по ложному следу. Особенность текста Л. Юзефовича заключается в том, что по всему повествованию он разбрасывает своеобразные ключи, возможные отгадки.

         Его тексты – откровенная стилизация под имевшиеся в XIX в. формы, в частности записки А. Кони. Л. Юзефович также предложил форму интеллектуального детектива, квазиисторического романа, которая оказалась востребованной.

  В конце 1990-х годов ее апробировал Б. Акунин (Георгий Шалвович Чхартишвили, р. 1956), затеявший мощную рекламу своих исторических детективов и фактически сделавший популярным и Л. Юзефовича. Между тем и книги, и авторы совершенно разные. Акунин - деталь проекта, автор, выполняющий свою задачу, работающий продуктивно и неутомимо. Юзефович пишет медленно, годами, по-своему. Разное историческое время у их героев, разные приемы двух писателей.

Отличие Б. Акунина  заключается прежде всего в том, что он создает определенный проект, стилизуя эпоху в рамках постмодернистской  игры с языком. В соответствии с избираемыми правилами игры он не всегда точен в некоторых датах, поскольку стремится создать ощущение необычности происходящего. А писатель Леонид Юзефович никогда не отступал от исторической правды. Более того, детективные сюжеты повестей и романов пронизаны историзмом, они построены на фактах. 

Если рассматривать  романы Леонида Юзефовича с позиции  четкого соблюдения «правил писания  детективных романов»,   критиками он  признается слабоватым по сравнению Б.Акуниным. В романе «Князь ветра» Леонид Юзефович обманывает доверчивого читателя, не выдержав до конца детективную интригу. В других своих детективных романах («Костюм Арлекина», «Казароза») автор более скрупулезен в отношении законов жанра. Роман «Казароза» построен по принципу последовательного чередования двух сюжетных линий: двух путешествий в Россию … Такое переозначивание, мена означаемых при сохранении означаемого – характерный постмодернистский прием. Роман затягивает с таким же успехом, как и запутывает.  Л.Юзефович дал народу тот случай, когда реализация идеи удачна на все сто процентов. В качестве постмодернистских изысков нас ожидает  незыблемая связь времен и вполне годный язык изложения. «Прекрасная   проза  Юзефовича затейливо скромна, как барышня из института благородных девиц, прикровенно жеманна и культурна. Уточняю: соблазнительно жеманна  и подлинно культурна» [14, с. 165].

Информация о работе Воплощение темы семьи в детективном романе Юзефовича "Казароза"