Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:31, лекция
Древний Египет был самой первой из известных человечеству цивилизаций, в рамках которой от общинной организации перешли к государственно-организованному обществу. Эта цивилизация оставила после себя немало загадок, веками будоражащих умы учёных и простых обывателей. К одной из них относится проблема становления и развития архитектурного искусства Древнего Египта, достигшего небывалого расцвета, тесно связанная с проблемой становления и развития государства и права Древнего Египта.
Памятники архитектуры и скульптуры как источник изучения истории государства и права Древнего Египта.
Отражение полисной организации государства и общества в архитектуре и скульптуре стран Античности. Образы государства и власти в архитектуре и скульптуре Римской империи.
Московский Кремль – воплощение концепции «Россия – третий Рим».
Ни
один памятник древнеегипетского искусства
не отразил так ярко основных, характерных
черт древнеегипетской цивилизации, её
общественного уклада, особенностей
организации государственной
Пирамида фараона Сахура в Абусире
Тот факт, что египтяне больше не строили столь великих по размерам пирамид как в период IV династии, до сих пор является научной загадкой. Значительная часть историков это связывает, как уже отмечалось, с экономическим упадком Древнего Египта. Но есть и другие версии, ставшие особенно популярными в начале XXI века. Одна из них состоит в попытке доказать, что пирамиды Гизы никакого отношения к древнеегипетской культуре не имеют, а были построены якобы другой более древней и историкам неизвестной цивилизацией, а египтяне всего лишь использовали бесхозяйные пирамиды для захоронения фараонов, поэтому последующие пирамиды, построенные египтянами, не смогли повторить архитектурных достижений прошлого и являются всего лишь слабой подделкой. В доказательство существовавшей ранее более древней, чем египетская, цивилизации приводятся косвенные факты о том, что слишком быстро в Египте от примитивного письма перешли к развитой письменности и от примитивных построек к высокоразвитому архитектурному искусству, к тому же до сих пор вызывает вопросы технология обработки огромных каменных блоков, использованных при строительстве пирамид и храмов в Гизе и доставка их к месту назначения.
Блоки пирамиды Хеопса в Гизе
Другой весьма важной загадкой является распространение пирамидальных построек в древности во многих странах мира. Известны ступенчатые пирамидальные храмы Шумера, так называемые «зиккураты», пирамидальные постройки ступенчатого типа находят в Древнем Китае, Индии, а также в Америке у племен майя и ацтеков, однако только в Древнем Египте такие постройки отличались стройностью форм, а в Гизе они были не ступенчатые, а классической пирамидальной формы. Таким образом, далеко не все загадки древней архитектуры до сих являются разгаданными. Представляется, что ответ, скорее всего, следует искать в том, что общество Египта было государственно организовано, имело жесткую централизованную структуру управления, стоявшую над общинами, поэтому при достаточном прибавочном продукте для содержания государственных рабов, которые занимались не полезным для общества трудом, а использовались для работ по возвеличиванию силы и мощи государства, вполне было возможно провести столь широкомасштабные строительные работы и создать великие пирамиды.
В Египте периода Среднего и Нового царств элементы заупокойного культа, доступные ранее только высшей знати, стали распространяться и на средние слои чиновников-рабовладельцев. Например, представление о перевоплощении умершего в бога Осириса, о слиянии усопшего с божеством, стало переноситься и на чиновников среднего ранга, что возвышало их среди остального населения.
Интересным
и масштабным памятником этого периода
стал заупокойный храм объединителя
Египта после распрей и раздоров
междуцарствия фараона
Храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахари
В период Нового царства большое развитие получила храмовая архитектура, однако большинство храмов этого периода до нас не дошло. Представители XII династии продолжали осуществлять строительство пирамидальных комплексов по западному берегу Нила. Однако это были небольшие по размерам пирамиды, непрочны были их конструкции и материалы. Они были возведены не сплошной каменной кладкой, а кирпичными пересекающимися стенами, пространство между этими стенами засыпали обломками камня, щебнем, песком. К сожалению, даже известняковая облицовка не спасла эти пирамиды от разрушения.
В XIX-XVIII вв. до н. э. фараонам удалось укрепить государство и преодолеть независимость номархов – правителей областей. Особенно укрепилась царская власть при Сенусерте III и Аменхотепе III. От этого периода сохранился грандиозный погребальный комплекс Аменемхотепа III, включивший в себя кирпичную пирамиду и грандиозный заупокойный храм, площадью в 72 000 кв. м. Существует предположение, что именно этот храм греки и прозвали «Лабиринтом» от тронного имени Аменемхотепа III – Нимаатр, по-гречески – Лабир. Необычайное увеличение размеров заупокойных храмов и изображений фараонов было связано с тем, что в эту эпоху усилилось прижизненное возвеличивание владыки страны, а культ обожествлённого после смерти царя начали трактовать как культ общегосударственный, поскольку каждая область-ном должна была иметь в царском храме свою молельню, посвященную местному культу.
Скульптура Древнего Египта. В Древнем Египте большое развитие получила и скульптура, олицетворявшая единство тела и души человека. Египетских художников неслучайно называли «санх», т. е. «творящий жизнь»: египтяне были уверены, что, создавая пластическую форму, художник магически вызывает к жизни и душу усопшего. Стиль скульптуры сложился на основе заупокойного культа с его строгими канонами. Требовалось портретное сходство, статичность и строгость позы, фронтальность изображения фигуры, величественная торжественность образов. Статуи ставили в специальных нишах в мастабе или у стены внутри заупокойных храмов фараонов и знати.
Фигуры не служили для обозрения их со всех сторон, а должны были быть фоном архитектурной формы. Для статуй характерна симметрия, строжайшая уравновешенность левой и правой половины. Причём эти каноны сохранялись на протяжении всей истории древнеегипетской цивилизации. Каноны предписывали мужские фигуры изображать стоящими прямо с выдвинутой вперёд левой ногой, с опущенными вдоль тела руками. Женская фигура изображалась с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, а левая лежит на талии. У сидящих фигур также фронтальная постановка тела, колени сомкнуты, обе руки лежат на коленях.
В фигурах фараонов и знатных особ скульпторы подчёркивали физическую мощь и силу государственной власти. Художники создавали спокойные бесстрастные лица, могучие величаво-монументальные тела. Промежутки между руками и телом, или между ногами у каменных статуй не высечены, а закрашены в цвета пустоты (чёрный или белый). Тела мужских статуй окрашивали красновато-коричневой, а женских – светло-жёлтой охрой, передававшей цвет загорелой кожи. Статуи всегда изображались в одежде, которую окрашивали в белый цвет, волосы – в чёрный, глаза инкрустировали светлым и тёмным камнем. Подобные каноны, как полагают историки искусства, шли от мастеров г. Мемфиса, которые оставили в период Древнего царства замечательные произведения скульптурного искусства.
Изображения фараона Эхнатона и его супруги Нефертити
Разумеется, скульпторы очень часто по заказу изображали фигуры фараонов и членов их семей. Такова статуя фараона Джосера (г. Каир, Египетский музей), относящаяся к XXVII в. до н. э. Статуя восседает на куполообразном троне в парадном парике, на которой наброшен особый платок – символ царского сана. Статуя монументальна, от неё веет незыблемым величием. Такова же по стилю и статуя Хефрена (г. Каир, Египетский музей), датируемая XXVIII веком до н. э. Могучая, атлетически сложенная фигура фараона, крепко сжатый кулак правой руки, лежащий на колене, как бы утверждает мысль о бесконечном всесилии фараона и государства, о продолжении его власти даже после отхода в мир иной. Легкая улыбка полного удовлетворения величием трогает уголки рта и сквозит в выражении глаз, а прекрасная полировка поверхности статуи рождает игру световых бликов, выявляет богатство цветовой гаммы зеленовато-чёрного диорита.
Статуя фараона Хефрена
Торжественно и величественно изображение фараона Микерина из его заупокойного храма (г. Каир, Египетский музей), датируемое XXVII в. до н. э. У него мощное тело и спокойное округлое лицо под высокой царской короной. Он стоит между двумя богинями – богиней Хатор и богиней его родового нома. Такое расположение фигур показывает, что фараон – любимец богов, а зрительное увеличение статуи фараона за счёт высокой короны делает его выше богинь, что утверждает высшую степень власти фараона, а значит и государства, символом которого выступает образ фараона, над всеми смертными.
Статуя фараона Микерина
Интересны и скульптуры, изображавшие представителей государственной власти – чиновников и власти божественной - жрецов. Такова деревянная статуя жреца Каапера (г. Каир, Египетский музей) из его гробницы в Саккара, относящаяся к середине 3 тыс. до н. э. Второе название этой скульптуре было дано в XIX в., когда её обнаружили и по сходству с человеком, жившим в то время, назвали «сельский староста» («шейх эль Белед»). Древний скульптор с большой выразительностью передал полное лицо, тучность фигуры важного мужчины. Такой подход художника к образу жреца вполне закономерен, ибо в Древнем Египте власть светская и религиозная были тесно связаны: коллегии жрецов играли значительную роль в назначении преемника фараона и осуществлении придворных ритуалов, во внешней и внутренней политике государства. Неслучайно традиция приписывала при росписи гробниц рядом с фараоном изображать верховного жреца.
Статуя жреца Капера
В период Древнего царства была создана и замечательная пирамидальная скульптурная композиция, изображающая вельмож и чиновников. Фигуры сидят со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях. Наиболее значительной в этой группе является фигура правителя нома, писца при особе фараона – Каи (г. Париж, Лувр). Реалистично переданы черты лица, форма головы и всей фигуры человека с вялыми мускулами, ведущего сидячий образ жизни. Мастер блестяще передал напряженную фигуру писца, движение его приподнятой головы, устремлённой вперёд и чуть вверх сосредоточенный взгляд, руки на свитке папируса, одна из которых держит тростниковое перо, - готовность выполнить любое приказание фараона. В погребальный инвентарь мастаба знатных людей входили и скульптурные изображения слуг, занятых различными работами. Назначение их было «вечно» осуществлять своё дело на благо хозяина.
***
Таким образом, от древнеегипетской цивилизации осталось немало памятников архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. Помимо того, что они являются источниками по исследованию художественной культуры древней цивилизации, разумеется, они были «свидетелями» развития государства и права Древнего Египта. Великие гробницы, заупокойные храмы фараонов и членов царской семьи ярко иллюстрируют мысль о божественности высшей государственной власти. Они показывают, насколько гипертрофирован в Древнем Египте был культ фараона – воплощения бога Амона-Ра, и сколь велика и в то же время хрупка, зависима от жрецов была власть фараона. В этом отношении показательна история строительства города посвящённого богу Амону – новому божеству, культ которого попытался внедрить фараон Аменхотеп IV (Эхнатон)[2]. Город Ахетатон был построен в противовес старым столицам – Мемфису и Фивам, но смог просуществовать только 18 лет и после смерти фараона-еретика был разрушен по приказу жрецов бога Амона. Приемникам Эхнатона жрецы Амона не дали пойти по его стопам, а город Ахетатон был разрушен, как оплот еретического культа, несмотря на то, что являлся жемчужиной древнего искусства.
Гробницы и храмы Древнего Египта изобилуют сюжетами из истории государства. Нередко изображался двор фараона, встреча иностранных послов, деятельность государственного аппарата. В захоронениях находили свитки папирусов, в которых были запечатлены деяния усопшего фараона, вельможи или чиновника. Жемчужиной древнеегипетской литературы являются «Речение Ипувера» и «Книга мертвых», найденные в гробницах и являющиеся важнейшими письменными источниками по изучению истории государства и права. Раскопки гробниц дали богатейший материал по истории брачно-семейных и имущественных отношений, а также по правовому статусу отдельных социальных групп древнеегипетского общества.
Античная цивилизация с
Предметом научных споров является вопрос о причинах формирования на Балканском и Аппенинском п-вах особого типа цивилизационного развития – античной цивилизации, принципиально отличавшейся от древневосточных цивилизаций, имевшей более высокий уровень развития правовой культуры, большую мобильность общественной жизни. Изначально стартовая позиция была одинакова: и на Востоке, и на Западе основой развития являлась община. Как результат перехода от доклассового к классовому обществу возникают протогосударства, даже более того, общинный уклад на Западе существовал гораздо дольше, чем на Востоке. Чем же объяснить колоссальный рывок в общественном развитии, сделанный затем античными цивилизациями?
Ряд ученых объясняет его ролью, которую сыграл природно-климатический и географический фактор. С этой точкой зрения нельзя не согласиться, хотя, скорее всего, следует говорить о целой совокупности факторов, предопределивших особый путь развития античной цивилизации. Среди этих факторов следует обратить внимание на особую форму государства, господствовавшую в античном мире – полисную систему. Как известно, термин «полис» обозначает город-государство, объединяющее несколько сельских общин вокруг одного городского центра. Государство сложилось внутри полиса, устройство которого способствовало зарождению и развитию представлений о демократическом правлении, о возможности и обязанности каждого гражданина участвовать в управлении полисом, о республиканской форме правления. Иными словами полис – это государственно-организованная гражданская община. Господство на территории страны полиса как единственной формы организации общества и государства создает полисную систему.
Информация о работе Образы власти, государства и права, воплощённые в архитектуре и скульптуре.