Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 20:25, контрольная работа
1. Культурология в системе гуманитарного знания как интегративная наука: методологическая основа, роль и задачи культурологии в системе подготовки специалиста в социально-экономической сфере.
2. Основные теоретические направления и школы культурологии, пути их развития и возможность применения в социально-экономической сфере.
В моде давно вошел и криминальный арго. Появились словари воровского арго (“Толковый словарь уголовных жаргонов” (Дубягин Ю. П., Бронников А. Г. [ред.]. М., 1991)). Автор словаря “Блатной фени” откровенно признается, что “словарь русского арго ориентирован, в первую очередь, на отражение общеупотребительной лексики и фразеологии”. Слова алкаш, амбал, анаша, бабки, баксы, балда, баламут, басить, бедолага, безнадега, бич, бугор, будка, бухало, бухтеть, бычок, лох и тому подобные перестают считаться примерами воровского жаргона, а становятся общеупотребительными единицами интердиалектной формы речи, или, проще говоря, городского просторечия. Складывается парадоксальная ситуация: воровской жаргон перестает быть арго, становясь общеупотребительной лексикой.
Пример четвертый — криминализация нашего общества начинает восприниматься как норма жизни, не требующего противостояния. Масштабы проникновения воровской культуры в “жизнь” гораздо больше, чем можно вообразить. И это проникновение в сознание, а не только в жизнь. Тут уже речь должна идти не о феномене “воровского” словаря, а о предшествующем ему феномене массового “воровского” сознания.
Даже ребенок знает, что в любой развитой стране есть не только законопослушные граждане, но и преступность. Криминал стал неотъемлемой частью (?) любого общества. Национальные отличия проявляются на уровне отношений с властями. Из всех своих аналогов ("триады" Юго-Восточной Азии, итальянская мафия, американские гангстеры, российские "братки") японские якудза признаются самыми организованными и законопослушными (!?). Противостояние «мы и они» начинает существовать не на уровне «законопослушные граждане и преступники», а на уровне «те, кто с нами и те, кто против нас». Для криминальной среды очень важно разделение на «братков» и "лохов", тех, кто не является «братками». Слово «лох» сегодня можно легко найти в самом простом разговоре окружающих вас незнакомых людей. Так сегодня могут назвать вообще любого человека, который просто не нравится. Поэтому оказывается, что те, кто с нами «братки», а кто против нас — «лохи».
Во всем мире криминальную среду условно можно разделить на три направления: деятельность в социальной сфере, в экономической среде и деятельность в досуге и развлечениях. Первых отличает воинственность и агрессивность, вторых профессионализм и образованность, третьих артистизм и психологическая подготовленность. Если первое направление сегодня не изменяет свои давние принципы, то криминалы-бизнесмены и криминалы-игроки проявляют заметно новационную трансформацию. Криминальная субкультура сегодня специализируется на разных бизнесах: рэкет, сутенерство, нарко-бизнес, игорный бизнес и т.д. Криминальные бизнесмены, в прошлом руководствовались знаменитым принципом "Не обманешь - не продашь", торгуя просто некачественными товарами. Сегодня они торгуют не только подделками, но и тем, что в действительности не представляет ценности (пищевые добавки, которые только симулируют лечение, технические приспособления, которые не стирают, не лечат, не работают и т.д.). Их бизнес связан и с самым разнообразным спектром предоставляемых услуг, куда могут входить и кредитование, и интим-услуги, и репетиторство, и медицина, и выдача «липовых» документов, и гадание, и многое другое. Вариативность не знает границ. Проследить кто прав, а кто виноват в криминальных событиях простому обывателю необычайно сложно. Так несколько дней назад по российскому телевидению прозвучало сообщение о том, что осужден некий молодой человек, обвиняемый «в убийстве криминального авторитета»!? Получается, что наказание правоохранительных органов понесет человек за то, что выполнил работу эти же правоохранительных органов. Конечно, сам факт убийства и наказания за него никто не оспаривает, но почему бы не посадить на скамью подсудимых сразу и того, кто не выполняет свой профессиональный долг, а ловит и наказывает тех, кто это делает за него? Самое главное для любого криминала - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Как правило, криминальные субъекты не переносят, когда их оскорбляют или унижают. Поэтому в их среде не принято признавать ошибки и оправдываться.
33. Историческая типология
34 Общие тенденции современной культурной ситуации: проблемы понимания, взаимодействия, сотрудничества; тенденции сближения культур и противостояния глобализации.
35 Модернизм, авангард и классика в искусстве ХХ века как проекты культурного развития.
36 Феномен советской культуры: факторы формирования и специфика.
37. Завершение «проекта модерна» в европейской культуре ХХ века и формирование ситуации постмодернизма: сущность, мировоззренческие и антропологические установки, эстетические принципы.
Постмодернизм — культурная ситуация, связанная с пересмотром философских основ всей предшествующей жизни человечества и проявившаяся во всех областях культуры.
Постмодернизм как культурная ситуация начинает обозначаться во второй половине ХХ века. Для характеристики состояния западноевропейского общества и культуры конца ХХ века иногда употребляют термин необарокко. Такой подход указывает на некоторое родство культурных ситуаций конца XVI – середины XVIII веков (периода барокко) с периодом постмодернизма. Для этой культурной ситуации оказываются характерными следующие черты:
Мировоззренческой базой постмодернизма стало разочарование (мир нельзя изменить, человека нельзя изменить) в идеологии Нового времени, сформулированной гуманистами Возрождения и просветителями XVIII века и воплотившейся в культурном проекте модернизма.
Постмодернизм создает свои альтернативы в культуре:
От ситуации порядка постмодернизм переводит мир к ситуации относительно организованного хаоса, развивающегося по законам синергетики. Мир теперь относителен и непредсказуем. Наше восприятие мира фрагментарно и иллюзорно. Авторитетность суждения обусловлена контекстом события. Поэтому спутниками постмодернизма становятся демократические принципы государственного устройства и глобализация мира. Классические представления о мере и гармонии оказались неприложимыми к миру плюрализма и хаоса.
Новым определяющим началом культурного развития стало признание философами факта опосредованности отношений человека с миром всей предшествующей культурой. Эта опосредованность создает главные предпосылки рождения новых постнеклассических основ теоретического осмысления новой культурной ситуации и мироощущения человека в ХХI веке, закрепляющие и утверждающие необходимость коренного преобразования теоретической эстетики.
Понятия постмодернизма:
Алвин Тоффлер (р. 1928) пишет о том, человек в информационном обществе станет другим. Распространение надомного труда, обеспеченного компьютерной техникой, позволит человеку углубить свои прямые отношения с близко окружающими людьми, ограничив, при этом, свои контакты с незнакомыми людьми. Произойдет смена типа общения: частично оно будет опосредовано машиной, т.е. изменено частично качественно, но частично еще и количественно.
38 Становление информационного общества, его признаки и отличительные черты. Виртуализация бытия и культуры. Сущность и понятие «клип-культуры».
Ситуация киберкультуры выдвигает новые проблемы для человека:
Киберкультура меняет среду человеческого проживания, в результате чего меняется и сам человек. Сегодня уже созданы машины, способные освободить человека от значительных физических нагрузок. Создано ряд машин и технологий, изменивших представления человека о времени и пространстве. Часть технических достижений позволяют человеку активно вмешиваться в зависимость человека от природной заданности и дающие ему возможность коренным образом поворачивать многие ситуации себе во благо.
Последние новинки в этой области позволяют человеку значительно снизить свои затраты в сфере умственного труда. Современному человеку машины позволяют меньше запоминать, медленнее думать, не напрягаться для систематизации информации и ее обработки и т.д.
Современные компьютеры претендуют уже не только на роль посредников в системе отношений человека с миром, но и способны стать для человека напарником, другом, партнером в игре или собеседником в общении.
Гиперреальность—всеобщность и имитационность как главные ее характеристики.
Она проявляется в новых феноменах—реклама, СМИ, туризм, мода, удовольствия (рестораны, аквапарки, и т.д.).
В традиционных феноменах культуры гиперреальность проявляется в зрелищности, яркости, поверхности, легкой потребляемости. Например, зрелищное искусство, кризис церкви и т.д.
Бодрийяр писал о том, что симуляция—это «порождение при помощи моделей реального без истока и реальности», то есть гиперреального. Таким образом исчезает различие между симуляцией и реальностью (Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996. С.34)
«Гиперреальность—Это мир Абсолютной, Идеальной подделки, в котором имитации не просто репродуцируют реальность, но пытаются даже улучшить ее. Это мир, который подобно Динейленду, покидаешь с чувством сожаления, ибо реальность не так привлекательна и безукоризненна. Это мир, где технология может сделать реальность лучше, чем постарались природа и история. Это мир, где репродукции должны быть безупречны. (…) Это «выродившаяся утопия», осуществленный миф (См.: Eco U. Travels in Hyperreality. P.43).
Примером страны гиперреальности можно считать Америку, с ее Диснейлендами, музеями восковых фигур, магдональдсами и замками Херста. У.Эко пишет о том, что «культурное кредо№ Америки заключается в лозунге: «Мы даем вам настолько великолепную репродукцию, что вы больше не захотите оригинал!».
Информационное общество как новая форма социальности
Информационное общество — это общество, в котором процессы коммуникации и обмена информацией выходят на одно из самых главных и определяющих по значимости мест.
Уже в 20-е гг. ХХ века возникло противостояние двух философских направлений—философии тренсцендентализма (представленной неокантианцами, среди которых П.Наторп, Г.Виндельбанд, Г.Риккерт, Экассирер, Э.Гуссерль) и диалогической философии, одним из представителей которой становится Мартин Бубер.
Главной особенностью этих направлений, определяющей их различие становится понимание предмета философских исследований: первая строится на рассмотрении отношений человека и мира, вторая, на отношении между субъектами, их диалоге, названном Бубером «Я и Ты».
Бубер считает, что весь мир—это человеч6еская субъективность, которая троится им самим, по собственным законам своей субъективности. Все человеческие отношения делятся им на три сферы: природа, жизнь с другими людьми и отношения с духовными сущностями. Первыю группу отношений он считает доверчивым и пульсирующим, Вторая отличается тем, что принимает речевую форму, третье—окутано облаками и трудно переводимо на человеческий язык.
Отношение Я-Ты строится на принципе взаимности и возможно только при условии понимания и переживания субъективности другого. Такое отношение порождает особый вид социальности, в которой важно со-существование и понимание каждым человеком себя как Мы. Эта социальность обусловлена посредничеством культуры. Существование в таком социуме всегда диалогично и строится на принципах дистанцирования. Дистанцирование представляет нам мир как целостность и нечто отстраненное, но при этом, делает наше существование осмысленным. Поэтому чеовеческое существование не сводимо ни к природному бытию, ни к духовному, а всегда личностно и представлено во встречах с другими людьми и общении и с ними.
Диалог, согласно Буберу бывает трех видов:
Даниел Белл, американский социолог, один из основателей концепции постиндустриального общества, считает, что труд и капитал как главные структурные элементы индустриального общества будут заменены информацией и знанием в обществе постиндустриальном. Информация при этом будет выступать основным производственным ресурсом, а знание останется источником его прогресса. (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999).
Moudrykh Vladislav в книге «Теория эволюции разума как канверсии интеллекта органического носителя в неорганическую мыслящую материю» (М.: Аграф, 1999. – 592 с.) пишет о необходимости создания «единого стандарта общения и телекоммуникации – цифровых понятий трансформации каждого в универсальный конвертор на первом этапе письменной речи – лишенной пока еще звуковых внешних модуляций, служащей цели унитарной трансляции о восприятия информации в письменности – как начала семантической революции мышления, позволяющей в течении ближайших 10 лет элиминировать постыдное наследство первобытного прошлого человека – Вавилонское столпотворение языков народов Земли» (С.22). Автор рассматривает постиндустриальную революцию, представленную интерактивностью коммуникаций как новый этап эволюции человека с позиций его рациональности.
А.Тоффлер в книге «Третья волна» пишет о информационных технологиях и их стремительном развитии как третьей волне динамики человеческого развития. Это фундаментальный переход от медленных и привычных форм передачи информации к информационно-интерактивному Download компьютерных файлов и ключевой фактор эволюционного перехода функций носителя разума от биологической живой мыслящей материи к небиологической форме неживой мыслящей материи в виде компьютерного микропроцессора.