Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 14:11, дипломная работа
Раскрыть актуальность новых форм «хэппенинг» и «перфоманс» в русле традиционных зрелищных практик (театрализованных представлений и праздников)
Задачи:
Проанализировать причины появления процессуального искусства (хэппенинги, перфомансы) в истории зарубежной и отечественной культуры.
Исследовать влияние хэппенингов, перфомансов на развитие режиссуры театрализованных представлений и праздников в настоящее время и тенденции развития в будущем.
(№ страницы)
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Развитие форм театрализованных представлений. Хеппенинг и перфоманс в системе зрелищной культуры: историко-художественный аспект.……………………………………………...………… ……………......
10
1.1. Зримое и зрелище в театрализованном представлении. …………………….
10
1.2 Формирование хэппенинга и перфоманса: мировой и
отечественный опыт..……………………………………………………….
13
1.3. Театрализованные формы в русле процессуального искусства
. ………………………………………………………
28
Глава 2. Процессуальность как одна из основ театрализованного представления…………………………………………….………………….…
43
2.1. Процессуальность, перфомативность и телесность в практике хэппенинга и перфоманса.……………………………………. ……………
43
2.2. Хэппенинг и перфоманс как искусство действия. ……………………
63
2.3. Хэппенинг и перфоманс в русле театрального направления.……………………………………………………………. ……
80
Заключение……………………………………………………………………
92
Список использованной литературы …………………………………………
95
Зрителей собирают, строят, делят, затем (или даже раньше) гасят свет, после чего в темноте возникают провожатые, у каждого – свеча в руке, и каждый начинает «тянуть одеяло на себя», то есть прямо начинает настаивать, что именно он сыграет в этом представлении главную роль. Детское и совершенно взрослое соединены здесь, как простое и сложное. В неразрывном единстве.
Вот Дездемона (Анна Синякина) укладывает своих зрителей спать в шатре, поет колыбельную и гасит ночник. Тут же снаружи появляется зловещая тень Отелло (Сергей Мелконян). Ревнивый мавр с ухватками провинциального трагика XIX века врывается в шатер, но, конечно, не сразу находит в темноте нужную шею. Самая остроумная сцена - в огромной постели у Дездемоны: заявившись в альков, Отелло не сразу обнаруживает супругу, потому что вместе с ней под одеялом лежат еще восемь чужих людей разного пола (зрители). Напряжение возрастает, когда с фонарем пришел грозный мавр и обнаружил, помимо супруги, еще какое-то количество незнакомых мужчин и женщин. Начинается беготня, суета со страшными криками, в финале которой, как бы спасая невольных участников и свидетелей этой кровавой развязки, зрителей переводят в другой сюжет.
«Евгений Онегин», «Двенадцатая ночь», «Каменный гость», «Лес» – каждая сцена играется совершенно серьезно, «кроме шуток». Также всерьез устраивается вдруг, в середине похода, привал с буфетом, когда, пользуясь свободной минуткой, молодая актриса начинает рассказывать свою историю. Непростую, как оказывается, историю тяжелой актерской жизни, приговаривая при этом что-то про бутерброды, которые ей готовит мама.
И в этом приеме прослеживаются явные черты хэппенинга – спонтанность и неожиданность, что добавляет интригу и живость спектаклю.
Вот сталкиваются Моцарт (Максим Маминов) и Сальери (Сергей Мелконян), оба в бумажных париках барашком; они сидят за столом, заставленным бокалами с водой, и Моцарт на влажных стенках этих бокалов кончиками пальцев играет свой Реквием. А после зрители (те, кто рискнет) вместе с ним выпивают из своих бокалов яд — простую или газированную воду.
Выводы:
Название театра как театр-хэппенинг выбрано не случайно. От хэппенинга театр заимствует такие черты:
сопричастность зрителей к действию спектакля (непосредственное участие зрителей), эпатаж, юмор, гротесковость, интерактивность, спонтанность, коллаж, параллельность протекания событий, процессуальность.
Здесь хэппенинг - это скорее прием активизации зрителя, вовлечения его в игру, задуманную режиссером. В театре-хэппенинг есть сюжет, и герой и конфликт, только развязка конфликта может быть неожиданной и непредсказуемой. Только интерпретация известных сюжетов разная, на примере театра «Тень».
Чтобы понять различия межу театром и хэппенингом, приведем пример: если под театром разуметь пьесу, хэппенинг — не театр.
Однако, неверно и то, что хэппенинги — всегда импровизация на месте. Репетируют их скрупулезно, от недели до нескольких месяцев, причем текст или партитура редко составляют больше странички самого общего перечня движений либо используемых предметов и материалов. То, что потом увидит публика, — и ставят, и разучивают на репетициях сами исполнители, а если хэппенинг дают несколько вечеров подряд, многое в нем — куда больше, чем в театре — от представления к представлению меняется. Втягивание аудитории в происходящее и составляет драматургическую основу хэппенинга.
Есть ли режиссура?
Есть. Функция режиссера проявляется на стадии замысла перфоманса и хэппенинга, здесь открывается позиция автора.
В хэппенинге можно выделить следующее:
1. Сюжета у хэппенинга нет — есть действие или, скорей, набор действий и событий.
2. Связной и осмысленной речи здесь тоже избегают, хотя могут встречаться слова вроде «Помогите!», «Voglio un bicchiere di acqua» («Я хочу стакан воды»), «Обними меня», «Авто», «Раз, два, три».72 [30, 213]
3. Речь стерилизована, уплотнена паузами (здесь не говорят, а требуют) и движется своей безрезультатностью, отсутствием отношений между участниками хепенинга.
Одни и те же слова, если они вообще есть, воспроизводятся снова и снова: речь сведена к заиканию.
4. В основе воздействия хепенингов— незапланированная цепь неожиданностей без кульминации и развязки: скорей алогичность сновидений, чем логика большинства искусств.
5. Неоднократно показанный хэппенинг не становится от этого репертуарным спектаклем, который можно просто повторять. После одного показа или серии представлений его разберут и никогда больше не воскресят, никогда не сыграют снова. Отчасти это связано с совершенно нестойкими материалами, идущими в дело, — бумагой, деревянными ящиками, жестянками, пеньковыми кулями, едой, наспех размалеванными стенами, — материалами, которые по ходу представления чаще всего, в буквальном смысле слова, потребляют или разрушают.
6. Хэппенинг происходит не на обычной сцене, а в загроможденном предметами помещении, которое можно выстроить, подогнать или подыскать (а можно и то, и другое, и третье разом). В этом помещении некоторое количество участников (не актеров), то производят некие телодвижения, то тем или иным манером обращаются с вещами, сопровождая это (иногда, но не обязательно) словами, внесловесными звуками, вспышками света и запахами.
7. Как уже говорилось ранее, особенность хэппенинга — это обращение со временем. Поскольку среди зрителей видишь одни и те же лица, вряд ли можно списать эту неуверенность на счет незнакомства с формой. Скорее, непредсказуемые продолжительность и содержание каждого конкретного хеппенинга — неотрывная часть его воздействия. Именно поэтому в хэппенинге нет ни действия, ни интриги, ни элемента ожидания (а соответственно, и, удовлетворения ожиданий).
Поскольку ни сюжета, ни связной разумной речи в них нет, то нет и прошлого. Как понятно из названия, хэппенинг — всегда в настоящем.
Либо участник может фигурировать на правах реквизита, как в мартовском 1962 года «Хэппенинге без названия» Аллана Капроу [15], показанном в подвале котельной театра Мейдмена: обнаженная женщина пролежала в нем все представление на приставной лестнице, перекинутой над помещением, где развивались события)73 [15].
Хэппенинг и перфоманс, а также такие формы их проявления как флешмобы монстрации в практике театрализованных представлений и праздников направлены на активизацию зрителей.
Далее мы даем рекомендации возможного применения рассматриваемых форм.
2.5. Хэппенинг и перфоманс в театрализованных представлениях и праздниках (практические рекомендации)
Зачастую массовые представления и праздники проходят в виде концертной программы, это обусловлено особенностями представлений на открытом воздухе, организацией пространства и зрительского восприятия.
Анализ видео материала показал, что в городе Вологде в 2011 году проходила демонстрация по случаю праздника «День семьи, любви и верности», которая носила социальный характер.Мы предлагаем свой вариант активизации зрителей на примере праздника «День семьи, любви и верности»
. Основная идея праздника, что все люди (зрители) это единая семья.
Перед началом праздника в пространстве праздника начинает шествие монстрация.
На плакатах текст, связанный с темой праздника, комического содержания. Перед монстрантами появляется семейная пара (на ходулях), которая начинает громко общаться, причем речь обрывиста, бессвязна. Они выясняют отношения между собой, их диалог продолжается на протяжении всего шествия. К ним присоединяются и другие семейные пары, которые тоже говорят о своем.
К монтстрации присоединяются люди выходящие из арок домов, мимо которых происходит шествие.
Вспомним, что в хэппенингах А.Капроу его участники использовали ходули.
Например, транспоранты могут передаваться зрителям с репликами:
«А теперь несешь ты», «Лови давай», «Передай соседу».
Неожиданно один из монстрантов может передавать флаг с изображением огромной ромашки друг другу, тем самым развернув его по ширине шествия.
Как известно, флешмобы могут быть разными: танцевальные, музыкальные:
В процессе праздника или по его завершению может быть исполнен танцевальный флешмоб. Причем на голове у мобберов и зрителей головной убор в виде «ромашки» или флажки, так что сверху это напоминает поле, усеянное ромашками.
Практика показывает, что на праздниках и представлениях параллельно с основным действием на сцене работают ярмарки с мастерскими, которые чаще всего носят коммерческий характер.
Мы предлагаем такой вариант активизации зрителей через мастерские с элементами хэппенинга и перфоманса на следующему примере. Это фрагмент из сценария.
Мастерская «Все краски в тебе»
Зрители проходят в первую мастерскую, это мастерская художников. Баннер носит название «все краски в тебе». Площадь мастерской - ширина 20 м, глубина - 20 м, высота — 3 метра.
Аниматоры( 4 человека, в костюмах клоуна) отодвигают баннер на колесиках.
Зрители видят белые стены комнаты, в которой ничего не происходит.
Пауза (тишина)
Неожиданно из столпы летит шар с краской. На белой стене остается первая клякса, потом летит второй шар — вторая клякса, и так третья, четвертая. И наконец с пятой кляксой из группы зрителей выходят клоуны (свободные художники) в разноцветных костюмах.
У них в руках ведра с краской, и кисти размером с метлу.
5-7 Художников с красными носами одновременно, или по очереди изящно разбрасывают по полотну краску из ведер.
Они смеются и пытаются перекрасить друг друга так, что сами костюмы напоминают цветную палитру. Действие продолжается 10 минут. После этого полотно превращается в цветочную картину, летний пейзаж.
Завершенную картину аниматоры убирают в сторону. На очередном белом полотне художники продолжают эксперименты. Только теперь они красят стены собой.
Аниматоры убирают очередное произведение искусства.
На очередном белом полотне желающие зрители пробуют себя в роли художников с помощью мастеров и сами наносят цвета на белое полотно.
По окончанию каждому дарится Цветок с белыми листиками.Размер цветка. Высота 1,5 м, длина лепестка — 1 метр. Гости города разукрашивают его в желаемые цвета. По желанию Цветок можно посадить в клумбу-корзину, стоящей около мастерской, она передвижная.
Около нее стоит Художник-Великан. Он помогает сажать цветы в клумбы.
Мастерская «Звуками наполнен мир»
Громко раздаются музыкальные звуки из мастерской — смифония звуков природы и городской среды. Зрители направляются в следующую мастерскую.
Площадь такая же: 20 м*20 м*3 м.
Аниматоры (4 человека) отодвигают баннер. В мастерской устновлено устройство, которое усиливает звуки проихсодящего. Оно выполняет видеокамеры, только считывающая звуки- Звукокамера..
Звучит фонограмма «происходящего». На площадке установлены столы с нестандартными инструментами: кастрюли, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки, деревянные палки, пилы и т.д.
Звукокамера затихает.
Выходит Клоун-музыкант, притоптывает, исполняет выстукивающие движения и насвистывает мелодию. Останавливается. Снимает ботинок и начинает произносить речь.
Голос клоуна-музыканта:
Любую тишину переполняют звуки!
В ней скрыта
тайна тайн законов мира.
Звук звукокамеры усиливается на 30 секунд, потом снова убавляется.
Голос клоуна-музыканта: Любая тишина наполнена звуками!
Для меня это – аксиома. Тишина – это отсутствие звуков. Звук же – это то, что слышит ухо. Если мы ничего не слышим, то говорим, что наступила тишина. Но это будет тишина относительная. Если мы ничего не слышим, то это ещё не означает, что кто-то другой, обладающий более тонким слухом, тоже ничего не слышит.
Снова громкость звукокамеры повышается. Слышны все звуки, происходящее в группе зрителей. К мелодии звукокамеры присоединяются звуки нестандартных инструментов, которые гармонично сочетаются друг с другом. Появляются Музыканты с красным носом. Музыканты играют на нестандартных иструментах, которые стоят на столах.
По окончанию выступления музыканты дают все желающим в руки инструменты, чтобы создать свою симфонию. Зрители принимают участие в совместной игре.
Заключение
Праздничная культура к началу XXI века расслоилась и резко дифференцировалась. Произошло явное изменение ценностных ориентаций. Современный праздничный календарь весьма хаотичен. В нем трудно заметить стройную систему, а главное, не просматриваются тенденции, ведущие к упорядочиванию общественного досуга в различных системах праздников, вносящие ритм в социальное пространство значимых событий.