Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 06:15, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение проблем применения уголовных, уголовно-процессуальных и криминалистических норм о хищениях, совершаемых на объектах пассажирского железнодорожного транспорта и выработка научно-обоснованной методики расследования дел данной категории и тактики проведения отдельных следственных действий с учетом особенностей функционирования железной дороги.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе расследования краж в пассажирских поездах.
Предмет исследования - криминалистическая характеристика преступления.
Введение
1 Криминалистическая характеристика хищений чужого имущества
1.1 Криминалистическая характеристика отдельных видов
преступлений: понятие и значение
1.2 Состав криминалистической характеристики хищения имущества
в пассажирских поездах
1.3 Факторы, способствующие хищениям имущества и их предупреждение
2 Следственные действия при получении сообщения о хищении имущества
в пассажирском поезде
2.1 Организация доследственной проверки сообщения о хищении
имущества и возбуждение уголовного дела
2.2 Порядок действий следователя при разрешении типичных ситуаций
на первоначальном и последующих этапах расследования
хищения имущества в пассажирском поезде
2.3 Типичные ошибки следователя на различных этапах.
Заключение
Библиографический список
При возникновении необходимости в производстве дополнительного допроса свидетеля или потерпевшего, который проживает в другом регионе, следователь (дознаватель), как правило, направляет поручение о производстве отдельных следственных действий в соответствующее линейное подразделение транспортной полиции, а при отсутствии такового – в территориальный ОВД.
В поручении как можно более полно отражаются вопросы, подлежащие выяснению. В практике ОВДТ такие поручения направляются в 86 % случаев, международные запросы об оказании правовой помощи – в 6 % [47].
Большое значение при расследовании указанных преступлений имеют также допросы свидетелей из числа работников железнодорожного транспорта (проводников, дежурных по вокзалу, по станции, билетных кассиров, носильщиков, кладовщиков, членов посадочных групп и тому подобное). Они могут точно указать, на какой станции подозреваемый сел на поезд; какие вещи были при нем, в каком количестве и каким образом упакованы; где находились перевозимые вещи во время движения поезда; не оставлял ли подозреваемый при высадке из вагона вещи, занесенные им во время посадки, если да, то какова дальнейшая судьба этих вещей и так далее. При этом весьма важно, что эти свидетели часто могут подтвердить свои показания документально или указать следователю на тех лиц, которые могут что-либо сообщить о действиях подозреваемого как до, так и после совершения преступления.
Таким образом, сведениями о лице, совершившем преступление, могут располагать проводники поезда, так как они хранят проездные билеты и осуществляют посадку - высадку пассажиров, а также свидетели из числа пассажиров, следовавшие в одном вагоне (купе) с потерпевшим. Однако показания потерпевшего в этот момент имеют особо важное значение, так как, по существу, являются первичным источником сведений об обстоятельствах преступления.
Допрос потерпевшего при расследовании хищений имущества у пассажиров поездов мало чем отличается от допроса свидетелей и не вызывает особых сложностей. Допрашивая владельцев имущества, следует иметь ввиду возможную инсценировку кражи, либо забывчивость пассажиров, которые с целью сохранения наличных денег, могут их перепрятывать в различные места имеющийся у них багаж.
Так, пассажир Б. осуществил посадку в пассажирский поезд сообщением «Владивосток – Москва». С собой у Б. были деньги в сумме 50000 рублей. В пути следования Б. употребил спиртные напитки и для того, чтобы не потерять имеющиеся у него деньги, он переложил их из портмоне в карман рубашки, которая была убрана в сумку, и забыл об этом. По прибытии поезда на ст. Новосибирск - Главный Б. проверил свое портмоне и обнаружил, что у него пропали деньги. О пропаже денег Б. сделал заявление, в котором сообщил, что деньги у него украли. По заявлению Б. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. в. ч. 2 ст. 158 УК РФ «Кража, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину». В ходе расследования уголовного дела было установлено, что деньги у Б. никто не похищал, а он сам их переложил из портмоне в карман рубашки и убрал ее в сумку. Уголовное дело было прекращено за отсутствием события преступления [50].
После выяснения количественных и качественных характеристик похищенного необходимо быстро дать ориентировку территориальным отделам внутренних дел и линейным постам полиции на станциях, где преступник мог покинуть поезд. Подобная информация может передаваться через дежурного по линейному посту полиции на следующей по пути следования станции или, в случаях, не терпящих отлагательства, через машиниста тепловоза (электровоза) либо по мобильному телефону. Машинист связывается с дежурным по станции, а тот, в свою очередь, передает эту информацию на линейный пост полиции. Такой способ передачи информации подходит только для срочной передачи коротких и конкретных сообщений.
Если времени стоянки поезда недостаточно для передачи информации непосредственно дежурному по линейному пункту полиции (ЛПП), возможно задержать поезд путем подачи красного сигнала фонаря, имеющегося у проводника, при получении которого машинист не имеет права начинать движение поезда. Но подобные задержки поезда возможны лишь в исключительных случаях.
Допрос подозреваемого – одно из наиболее сложных в тактическом отношении следственных действий, поскольку на первоначальном этапе расследования следователь, как правило, не располагает достаточной информацией как о личности допрашиваемого, так и о факте его причастности к преступлению (за исключением задержания с поличным). Исходя из этого, тактика производства указанного следственного действия во многом зависит от позиции подозреваемого. В любом случае его показания подлежат тщательной фиксации. Особенно это важно, когда подозреваемый отрицает свою вину и в качестве средства защиты выдвигает ложное алиби. В результате максимально подробная фиксация показаний подозреваемого и последующее сопоставление их с другими, собранными в ходе расследования доказательствами, позволит следователю выявить те противоречия, при помощи которых допрашиваемый будет уличен во лжи.
Так, пассажир Б. осуществил посадку в вагон N 3 пассажирского поезда N 26 сообщением «Москва – Новосибирск». Кроме Б. в этом же купе находился Ш. Сумку со своими вещами Ш. положил на третью багажную полку. Расположившись в купе, Б. также положил свою сумку на ту же полку. В пути следования Ш. несколько раз доставал свою сумку и вынимал оттуда кошелек. Увидев, что в сумке находится кошелек, Б. решил похитить сумку. По прибытии поезда на ст. Барабинск Западно - Сибирской железной дороги, Б. воспользовавшись тем, что Ш. вышел из купе и оставил свою сумку без присмотра, осмотревшись по сторонам и убедившись в том, что за ним никто не наблюдает, похитил у Ш. его сумку. Присвоив похищенное, Б. вышел на перрон, но был задержан сотрудниками полиции, которые изъяли у него похищенную сумку, принадлежащую Ш. [51]
Так, например, если лицо, совершившее хищение, при задержании заявляет о том, что обнаруженные в купе вещи ему не принадлежат, необходимо посредством допросов свидетелей, осмотра места происшествия, освидетельствования провести надлежащую проверку его показаний. В случае обнаружения похищенного данные предметы подлежат дальнейшему экспертному исследованию с целью обнаружения следов пальцев рук, оценки стоимости и так далее. В качестве таковых могут изыматься предметы одежды, сумки, различного вида упаковки.
При задержании заподозренного лица целесообразно провести осмотр надетой на нем одежды, на которой могут остаться следы разреза, разрыва, пятна крови или вагонной пыли, краски, что необходимо зафиксировать в протоколе. Для изъятия выявленных микрочастиц целесообразнее использовать помощь специалистов и специальных технических средств (криминалистических луп с большим увеличением и с подсветкой, пылесосов со специальными насадками, пинцетов).
Характер типичных следственных ситуаций на последующем этапе расследования в основном определяется результатами первоначальных следственных действий. В одних случаях основным направлением расследования является розыск уже установленного преступника, в других – все еще неустановленного, в - третьих – направление на собирание дополнительных фактических данных, изобличающих уже задержанного преступника, предъявление ему обвинения и так далее. Соответственно определяются комплекс необходимых следственных и оперативно - розыскных действий и их очередность.
Типичные следственные ситуации и направление дальнейшего расследования на завершающем этапе главным образом связаны с качеством и полнотой данных, положенных в основу обвинения, отношением обвиняемого к собранным доказательствам, новым обстоятельствам, открывшимся при допросе обвиняемого. Одной из типичных ситуаций является, например, признание обвиняемым своей вины при наличии убедительных и достаточных доказательств. В этом случае основным направлением дальнейшего расследования являются подготовка и выполнение требований) связанных с окончанием расследования. Типичными на этом этапе являются ситуации, в которых при наличии убедительных и весьма полных доказательств виновности обвиняемые частично или полностью не признают своей вины. В подобных случаях основное направление дальнейшего расследования связывается с проверкой и выяснением дополнительных обстоятельств и возможным новым предъявлением обвинения либо с выполнением требований, связанных с окончанием расследования [44].
При расследовании преступлений на железнодорожном транспорте следователи (дознаватели) достаточно редко применяют такое следственное действие, как следственный эксперимент. Это связано с трудностями, возникающими с необходимостью воспроизведения обстановки. Поэтому при проведении следственного эксперимента по установлению возможности совершения каких - либо действий внутри подвижного состава, можно ограничиться использованием вагонов, находящихся в резерве, а также на запасных станционных путях. Если же необходима реконструкция и внешних условий (например, движения поезда), следственный эксперимент рекомендуется произвести в том же вагоне, на том же поезде и именно на том участке, где имело место преступление, либо факт, требующий проверки, однако, на практике это не применяется. Кроме того, проведение данного следственного действия не должно создавать трудности для нормального движения поездов, а также опасность для жизни и здоровья его участников и пассажиров [49].
Одним из эффективных методов уточнения доказательств, содержащихся в показаниях подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего, является их проверка на месте. Как самостоятельное следственное действие, она предусмотрена ст. 194 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), а до принятия УПК РФ [3], не являясь на тот момент самостоятельным следственным действием, она широко применялась в рамках иных следственных действий, обычно, следственного эксперимента.
Итак, проверка показаний на месте – следственное действие, которое проводится в целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, путем проверки или уточнения ранее данных показаний подозреваемого или обвиняемого, потерпевшего или свидетеля на месте, связанном с исследуемым событием.
Сущность проверки показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенному лицу следователь (дознаватель) предлагает воспроизвести на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указать на предметы, документы, следы, которые имеют значение для уголовного дела, сопровождая при этом свой рассказ демонстрацией определенных действий. Какое - либо постороннее вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы недопустимы. Полученные в ходе проверки показаний на месте данные сопоставляются с ранее данными показаниями и другими доказательствами по делу. Не допускается одновременная проверка показаний на месте нескольких лиц. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы. Следователь, как уже говорилось выше, не имеет права задавать наводящие вопросы.
Проверка показаний на месте, сочетая в себе черты ряда следственных действий, имеет своеобразный комплексный характер и специфическую тактику производства. Проверка показаний на месте является основным из средств исследования вопроса о причастности подозреваемого к преступлению. Здесь проверяются факты, которые могли быть известны лицу только в том случае, если оно действительно причастно к преступлению [34].
Проверка показаний на месте в чем то похожа на такие следственные действия, как предъявление для опознания, осмотр места происшествия с участием подозреваемого (обвиняемого), свидетеля (потерпевшего), его допрос на месте происшествия и следственный эксперимент.
Отвечая на требования практики, законодатель признал за проверкой показаний на месте статус самостоятельного следственного действия, закрепив ее в ст. 194 УПК России. Как и при производстве следственного эксперимента, при производстве проверки показаний на месте можно ограничиться использованием вагонов, находящихся в резерве.
Значительный объем доказательственной информации в связи с расследованием преступлений на объектах железнодорожного транспорта может быть получен в результате назначения и производства различных видов экспертиз.
Большую роль в предотвращении и своевременном пресечении правонарушений на пассажирском железнодорожном транспорте играют системы оповещения, установленные в пассажирских вагонах подвижного состава дальнего и местного сообщений. Своевременное получение информации о совершенном преступлении влияет на раскрытие преступления «по горячим следам» и начало производства предварительного расследования с минимальными потерями доказательственной базы.
2.3 Типичные ошибки следователя на различных этапах.
Одним из условий высокого качества расследования преступлений является широкое использование при собирании и оценке доказательств научно-технических достижений, относящихся к различным областям специальных знаний.
Криминалистические средства и методы, как известно, играют важную роль в борьбе с преступностью. Они способствуют обнаружению и изъятию невидимых и слабовидимых следов, позволяют получать розыскную и доказательственную информацию, обеспечивают высокую степень фиксации обстановки, в которой производится следственное действие, положительно сказываются на производительности труда следователя.
Согласно проведенному опросу следователей и дознавателей (когда был проведен опрос линейных подразделений на железнодорожном транспорте ЕАО на транспорте, квалифицированное проведение различных следственных действий при расследовании хищений имущества пассажиров в 86 % случаев возможно лишь при использовании специальных познаний [48].
УПК РФ знает две процессуальные формы использования помощи сведущих лиц, это привлечение в качестве: специалиста (ст. 58 УПК РФ) для содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию; эксперта (ст. 57 УПК РФ) [3] – для производства судебной экспертизы и дачи заключения.
В качестве специалистов для участия в следственных действиях по делам о кражах чужого имущества, совершенных на пассажирском железнодорожном транспорте, как правило, привлекаются сотрудники экспертно-криминалистических подразделений МВД России. Задачи специалиста в ходе следственного действия: обнаружить, зафиксировать и изъять следы преступления с помощью оптимальных средств и методов; собрать образцы для сравнительного исследования; установить обстоятельства, связанные с событием преступления; высказать свое мнение о происхождении следов или иных объектов. Кроме того, с помощью научно-технических средств, специалист фиксирует условия, в которых происходило следственное действие и его результаты.