Время правления Павла I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 12:03, реферат

Краткое описание

На рубеже XVIII и XIX столетий лежит четырехлетнее царствование Павла I.
Этот короткий период, находившийся до недавнего времени во многих отношениях под цензурным запретом, издавна подстрекал любопытство публики, как все таинственное и запретное. С другой стороны, историков, психологов, биографов, драматургов и романистов, естественно, привлекала к себе оригинальная личность венчанного психопата и та исключительная обстановка, в которой совершалась его драма, окончившаяся так трагично.

Содержание

Введение
1. Личность Павла I
1.1 Детство
1.2 Образование
1.3 Женитьба
1.4 Восшествие на престол
2. Внешняя политика Павла I
3. Внутренняя политика Павла I
3.1 Административные реформы
3.2 Политика Павла I в отношении сословий
3.3 Военные реформы
3.4 Торговая деятельность
3.5 Развитие промышленности
3.6 Финансовая политика
4. Смерть императора Павла I
5. Оценки личности и времени правления Павла I
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Время правления Павла I.docx

— 77.99 Кб (Скачать документ)

В 1782 г. цесаревич переехал из Павловска в Гатчину. Внешне благополучная, счастливая и спокойная жизнь  в Гатчине стала для Павла  временем приготовления к восшествию на престол.

В течении нескольких Павел Петрович создавал в Гатчине свой замкнутый мир. Имея относительную самостоятельность, царевич построил в Гатчине маленькую копию большой Пруссии. При малом императорском дворе вокруг Павла Петровича сложилось окружение, помогавшее ему в реализации замыслов и надежд: фаворитка цесаревича Е. И. Нелидова, друзья детства – князья Александр и Алексей Курагины, граф Ф.В. Растопчин, граф И.П. Кутайсов и др. Особое место среди близких друзей Павла занимал А.А. Аракчеев.

Несмотря на долгие годы ожидания, известие о приближавшейся смерти матери застало Павла Петровича  врасплох и привело в замешательство. В первые часы цесаревич находился  в сильном волнении и растерянности.. По мере прибытия курьеров из Петербурга и по поведению приехавший в Гатчину сановников Павел успокаивался и понимал, что приблизился его звездный час, который нельзя упускать. Вместе с сыном Александром и Аракчеевым, в сопровождении личной охраны и находившихся в Гатчине сановников наследник российского престола вечером 5 ноября 1796 г. выехал в Петербург. Спустя почти сутки скончалась Великая Екатерина. Она умерла не успев подписать завещание в пользу, как она планировала, внука Александра. Наступила эпоха императора Павла I.

В первую очередь Павел I щедро наградил своих сподвижников. Он возрадил из гражданского небытия солдат и офицеров, которые 28 июня 1762 г. в Ропше остались верными присяге и его убитому отцу, императору Петру III; вернул из ссылки А.Н. Радищева, Н. И. Новикова, восстановил их в правах и состояниях; наказал своих обидчиков – фаворитов Екатерины.

Когда понемногу улеглось напряжение «дней милостей и наказаний», император приступил к преобразованиям  в России. Манифесты, указы и распоряжения отдавались и публиковались почти  каждый день. Он отменил сентябрьский указ покойной императрицы о проведении рекрутского набора, отозвал войска под командованием графа В. А. Зубова из похода в Персию, восстановил земские учреждения в прибалтийских губерниях – Лифляндии и Эстляндии, произвел перезахоронение праха своего отца из Александро-Невской лавры вместе с матерью в усыпальницу русских царей – под сводами Петропавловского собора в Петербурге.

Император Павел I. Портрет  работы С.С.Щукина В день торжественной  коронации

1796-1797. соборе Успения  Богородицы в Московском Кремле 6 апреля 1797года Павел опубликовал  закон о престолонаследии «Учреждение  об императорской фамилии», который  заменил устаревший закон императора  Петра I «Правда Воли Монаршей». «Учреждение» определяло состав императорской фамилии, иерархическое старшинство ее членов. Принятое Павлом I «Учреждение» было изменено и уточнено в 1886 г. и просуществовало до 1917 г.

Второй важной статьей  акта было назначение доходов на содержание императорской фамилии. Для получения  этих доходов отделялись от государственных  имения, известные прежде под названием  дворцовых и названные теперь удельными, Управления удельными имениями поручено было особому присутственному  месту – Департаменту уделов.

Нельзя не сказать и  о том времени в котором пришлось вступить на престол сорокатрехлетнему императору Павлу. Помимо внутренних проблем существовала и немаловажная внешняя проблема : во Франции уже несколько лет бушевала и приобретала все большие размеры французская революция. Будучи человеком глубоко религиозным Павел I воспринимал свой сан не как привилегию, а как должность, тяжкую обязанность, возложенную на него Господом. Понимая, что всякое народное возмущение, а тем более революция, несет в себе не только опасность для этой страны , но и может вызвать « брожение умов» людей в других государствах он в дальнейшем будет проводить политику всячески стараясь защитить свою страну от внешних и внутренних врагов. [ 4 ].

 

2. Внешняя политика Павла  I

 

В момент смерти Екатерины II Россия находилась в формальном союзе  с Австрией, Англией и Пруссией против Франции. А. В. Суворов получил  приказание сформировать армию в 60 000 человек для совместного действия с австрийцами. Императрица Екатерина считала, таким образом, необходимым противодействовать французской революции и восстановить монархию. Император Павел сначала не признавал этой необходимости. Вступая на престол, он заявил, что «остается в твердой связи со своими союзниками», но отказывается от прямой войны с Францией, ибо Россия, будучи в «непрерывной» войне с 1756 г., ныне нуждается в отдохновении. Итак, вопреки своей матери, Павел желал держаться политики невмешательства. Но это желание он не мог исполнить и почти все свое царствование провел или в войне с Францией, или в приготовлениях к войне с Англией, довольно случайно меняя свой политический фронт.

Сперва ряд произвольных действий французского правительства на Западе обнаружил перед Павлом полное неуважение директории к Международному праву и приличию. Загадочные приготовления Франции к какой-то войне (это была египетская экспансия), арест русского консула на Ионических островах, покровительство польским эмигрантам, слухи о намерении французов напасть на северный берег Черного моря – все это заставило Павла примкнуть к коалиции, образовавшейся (1799) против Франции, из Англии, Австрии, Турции и Неаполя. Русский флот действовал против французов в Средиземном море и посылал десанты в Италию на помощь неаполитанскому королю Фердинанду VI. Русская армия в соединении с австрийскими войсками под начальством Суворова действовала против французов в северной Италии. Суворов, не только опытный и отважный боевой генерал, но и самостоятельный тактик, одаренный замечательным талантом военного творчества, быстро, всего в полтора месяца, очистил всю северную Италию от французских войск, разбив французов на реке Адде. Когда же французские армии Моро и Макдональда устремились на него с целью лишить завоеваний и вытеснить из Италии, Суворов заставил Моро отступить без боя, а Макдональда разбил в трехдневной битве на берегах Требии. Назначение нового французского главнокомандующего (вместо Моро), Жубера, не поправило дела, Жубер был разбит и убит в битве при городе Нови. С падением крепости Мантуи северная Италия окончательно перешла во власть Суворова, но в это время Суворов был оттуда отозван для действий в Швейцарии. Вступив в Швейцарию после упорных битв с французами у Сен-Готарда, русские войска не были вовремя поддержаны австрийцами и попали в отчаянное положение, так как были лишены припасов и снарядов и окружены превосходными силами неприятеля в Мутенской долине. С громадными усилиями удалось, однако, Суворову одержать несколько блестящих побед, пробиться к Гларису, а оттуда уйти в южную Германию. Другой же русский корпус Римского-Корсакова, действовавший в Швейцарии, был разбит французами при Цюрихе. С полным основанием Суворов приписывал неудачи компании плохим распоряжениям австрийского военного совета (гофкригсрата), желавшего из Вены руководить всеми движениями на театре войны. Император Павел разделил мнение Суворова и, обвиняя австрийцев в поражении отряда Римского-Корсакова, отозвал свои войска в Россию и разорвал союз с Австрией, отозвал своего посла из Вены в 1800 г. В том же году отозван был русский посол из Лондона по совершенно аналогичным причинам: император Павел был недоволен отношением англичан к вспомогательному русскому корпусу , действовавшему против французов в Голландии.

Так совершился разрыв Павла  с его союзниками. В 1800 г. вследствие этого разрыва Россия заключает  мир с Францией и готовится  к войне с прежними союзниками. Император Павел заключает союз с Пруссией против Австрии и союз с Пруссией же, Швецией и Данией против Англии. Особенно идут приготовления  к военным действиям против Англии: донское казачье войско уже выступило  в поход к Оренбургу с целью  нападения на Индию. Но смерть Павла (11 марта 1801 г.) прекратила эти приготовления.

Итак, принцип невмешательства  не был выдержан императором Павлом. Отвлеченное чувство законности и страха подвергнуться нападениям со стороны Франции заставили  Павла воевать с французами; личное чувство обиды заставило его  отступить от этой войны и готовиться к другой. Элемент случайности  так же силен был в политике внешней, как и в политике внутренней: и там, и здесь Павел руководился  скорее чувством, чем идеей.

В 1801 состоялось присоединение  Грузии, что вынудило Россию вести 60-летнюю войну на Кавказе. Желая уничтожить гнездо революционной заразы, Павел  Петрович, в союзе с Австрией, вел войну против Франции и  содействовал освобождению Италии. Адмирал  Ушаков руководил русским флотом в Средиземном море. 6 мая 1800 Суворов  совершил свой знаменитый переход через  Альпы. Из-за измены австрийцев война  против Франции окончательного успеха не имела [ 5 ].

 

3. Внутренняя политика  Павла I

 

3.1  Административные реформы

 

В манифесте о восшествии на престол император нарисовал  свое видение самодержавной власти в России, основные направления внутренней и внешней политики государства. Наметившийся в 70-80-х гг. XVIII в. переход к централизации органов власти и управления получил свое логическое продолжение. Исходя из представлений об идеальном государстве, сформулированных в «Наказе», Павел I предполагал создать при императоре Государственный совет в качестве совещательного органа. Он должен был объединить все части управления, а также контролировать деятельность вновь созданных министерств и Сената. Последний наделялся высшими судебными функциями. Далее, по нисходящей линии стояли губернские и областные учреждении со строго очерченным кругом прав и обязанностей.

Первым шагом в этом направлении, считал император, необходимо было укрепить высшие учреждения, так  как многие из них не соответствовали  своему предназначению. Многообразие учреждений, огромные штаты, дублирование и параллелизм в работе тормозили  проведение в жизнь предначертания монарха, решение административных и уголовных дел. За два года Павел I ликвидировал 34 коллегии, комитета, экспедиции и других «присутственных места».

Созданный в 1769 г. ее Императорского величества Совет давно не созывался  и утратил свое значение. Император  Павел I восстановил его в 1796 г. и  придал статус Высочайшего Государственного. В положении и Совете определялось его численность, состав и компетенция. К семи членам Совета, доставшимся  в «наследство» от екатерининской эпохи, Павел I добавил еще семнадцать новых  лиц – это наследник престола цесаревич Александр, а также  вице-канцлер Александр Борисович  Курагин, государственный казначей, генерал-прокуроры, петербургский и московский военные губернаторы, вице-президенты и управляющие коллегий, подпадавшие под категорию «министров». Назначенные императором в состав Государственного совета люди сосредоточивали в своих руках все нити государственного правления.

Широко распространенное в литературе мнение о том, что  воссоздание Совета и его деятельности ничего нового не внесли в систему  центрального правления, даже, более  того, усилили хаос, не соответствует  действительности. Опубликованные протоколы  Государственного совета позволяют  определить его компетенцию и  основные направления деятельности. На рассмотрения Государственного совета поступали с «высочайшего соизволения» дела от вице-канцлера, генерал-прокурора, членов Совета по линии своих ведомств, преимущественно по вопросам международного и финансового развития, управления государством, суда и судопроизводства. Военные дела не обсуждались в  Совете, их решения являлось прерогативой императора и очень узкого круга  лиц.

Совет созывался регулярно (за четыре года – 133 раза), в среднем 2-3 раза в месяц. Сроки и время  его проведения, повестка дня и  регламент заседания назначались  царем. На рассмотрение Государственного совета выносились самые разнообразные вопросы – о союзном договоре России с Турцией, о присоединении Грузии, Персией и Китаем, о бюджете государства, о состоянии промышленности и землевладения, о винокурении и винных откупах, о таможенных тарифах и торговой политике, о денежном обращении и податных сборах, о внутренней безопасности граждан и государства, о цензуре и т. д.

Будучи в Гатчине, Павел I много времени посвящал Сенату, обдумывал его место и роль в России. Малочисленный и неповоротливый обремененный тысячами нерешенных дел, Сенат екатерининской эпохи не справлялся с текущими задачами. Уже тогда  Павел пришел к мысли о сохранении Сената как высшего судебного  органа, о его реформировании и  освобождении от не свойственных данному учреждению функций. 13 декабря 1796 г. император Павел I утвердил доклад вице-канцлера А.Б. Курагина – новое положение о Сенате. Согласно принятому закону увеличилось число департаментов, почти вдвое выросла численность сенаторов и втрое сотрудников Сената, вводились также новые правила и формы делопроизводства, направленные на ускорение решений по уголовным и административным делам.

Исключив из компетенции  Сената военное управление, император  одновременно расширил его функции  в сфере государственно-правового  и контрольно-ревизорского управления. Сенату поручалось составление некоторых законопроектов, участие в подготовке и проведении нового административного деления и губернского устройства, так Павел пытался изменить систему этого деления: он восстановил упраздненные при Екатерине коллегии, в итоге количество органов управлении увеличилось более чем в два раза (с 7 до 15)., изменил административное деление России (уменьшив число губерний с 50 до 42 указом от 12 декабря 1796 г. «О новом разделении государства на губернии»), возвратив прежние формы управления окраинам государства, тем областям, которые отошли к России от Швеции и Польши, отменил многое в том местном самоуправлении, на котором была построена при Екатерине местная администрация. Все эти меры императора Павла, нарушая стройность прежней системы, ничего нового, однако, взамен не создавали; они мало приносили пользы, иногда же клонились и ко вреду. Общие формы управления, действовавшие во всем государстве, были распространены Екатериной на недавно приобретенные провинции западные и юго-западные, конечно с целями скорейшего слияния их населения с основным населением государства; реформы Павла испортили это разумное дело. Восстановление коллегий не вдохнуло новой жизни в отжившие учреждения, и преемник Павла, император Александр, заменил коллегии министерствами.

Также Сенат занимался  разработкой вопросов, связанных  с таможней, торговлей, улучшением промыслов, фабрик и заводов, наблюдением за безопасностью и благосостоянием  народа, за положением сословий и т. д.

С целью получения достоверной  информации, установлении законности и порядка в государстве Павел I поручил Сенату организацию и  проведение ревизий в губерниях  и областях Российской империи. Сенатские  ревизии, несмотря на определенные недостатки, оказались настолько важным инструментом в руках самодержавия, что сохранились  до начала XX в [ 3 ].

 

3.2  Политика Павла I в отношении сословий

 

В отношении сословий политика императора Павла проникнута была тем  же духом противоречия политике Екатерины, какой заметен и в его административных мерах. Ряд привилегий, данных Екатериной дворянству и в меньшей степени  горожанам, не согласовался с личными  взглядами Павла на государственное  положение русских сословий. Император  не допускал возможности существования  в государстве привилегированных  лиц, а тем более целых групп, и высказал это в очень резких фразах. «В России велик только тот, с кем я говорю» - так выразился  однажды Павел в беседе о русских  аристократах. Ясно, что не только закрепление, но и соблюдения сословных прав, созданных Екатериной, от Павла ожидать  было трудно. И действительно, Павел  уничтожил некоторые привилегии высших классов.

Информация о работе Время правления Павла I