Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:47, лекция
После «стояния на Угре», после присоединения Новгорода и Твери, важнейшей задачей обеспечения существования независимого единого Русского государства была проблема уделов внутри самого Московского великокняжеского дома, где сквозь пеструю картину братоубийственных войн и ложных клятв виден главный политический стержень происходящего - прекращение феодальных усобиц, которое расчётливому Ивану III всё чаще удавалось осуществить без пролития крови. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. - Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. - с.12.
7 апреля 1503 года
скончалась Софья, а 27 декабря
того же года произведена была
в Москве жестокая казнь над
приверженцами «жидовской
Иван Ш не упускал
из поля зрения и вопрос о своем преемнике.
В истории не раз случалось, что споры
претендентов на престол ввергали страну
в долгие кровавые смуты. В 1490 г. скончался
в возрасте 32 лет сын и соправитель великого
князя, талантливый полководец Иван Иванович
Молодой. Его смерть привела к долгому
династическому кризису, который омрачил
последние годы жизни Ивана Ш. После Ивана
Ивановича остался малолетний сын Дмитрий,
представлявший старшую линию потомков
великого князя. Другим претендентом на
престол был сын Ивана Ш от второго брака,
будущий государь всея Руси Василий Ш
(1505 1533 гг.). За обоими претендентами стояли
ловкие и влиятельные женщины вдова Ивана
Молодого валашская принцесса Елена Стефановна
и вторая жена Ивана Ш, византийская принцесса
Софья Палеолог. Каждого из возможных
наследников поддерживали группировки
придворной знати.
Выбор между сыном и внуком оказался для Ивана Ш делом крайне непростым, и он несколько раз менял свое решение. Стремясь отыскать такой вариант, который бы не привел к новой череде междоусобий после его смерти. Поначалу верх взяла «партия» сторонников Дмитрия-внука, и он в 1498 г. был коронован по неизвестному до того чину великокняжеского венчания, несколько напоминавшему обряд венчания на царство византийских императоров. Юный Дмитрий был провозглашен соправителем деда. На плечи ему были возложены царственные «бармы», а на голову золотая «шапка».
Однако торжество «великого князя всея Руси Дмитрия Ивановича» продолжалось недолго. Уже в следующем году он и его мать Елена попали в опалу. А еще через три года за ними сомкнулись тяжелые двери темницы. Такова была цена поражения в династической борьбе. Новым наследником престола стал княжич Василий. Торжественного обряда венчания на этот раз не было.
Ивану Ш, как и многим другим великим политикам эпохи средневековья, пришлось в очередной раз принести в жертву государственной надобности и свои родственные чувства, и судьбы своих близких.
Нередко круто обходившийся
с духовенством, он был тем не менее
глубоко набожен. Больной государь отправился
по монастырям. Поездка была недолгой-
как позволило здоровье. Посетив Троицу,
Ростов,
Ярославль, великий князь вернулся в Москву.
В 1505 г. Иван Ш, «божиею милостию государь
всея Руси и великий князь Володимирский,
и
Московский, и Новгородский, и Псковский,
и Тверской, и Югорский, и
Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных»
умер. Его называли то
Грозным, то Державным, то Правосудом,
то Горбатым. Но точнее всего роль этого
государя в русской истории выразило еще
одно его прозвище -
Иван Великий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неоднозначно оценивают правление Ивана Ш российские историки.
Н. И. Костомаров считает,
что «Истинно великие люди познаются
тем, что опережают свое общество
и ведут его за собою: созданное
ими имеет прочные задатки
не только внешней крепости, но и
духовного саморазвития. Иван в области
умственных потребностей ничем не стал
выше своей среды. Он создал государство,
но без задатков самоулучшения, без
способов и твердого стремления к прочному
народному благосостоянию; простояло
оно два века, верное образцу, созданному
Иваном, хотя и дополняемое новыми формами
в том же духе, но застылое и закаменелое
в своих главных основаниях, представлявших
смесь азиатского деспотизма с византийскими,
выжившими свое время преданиями.»
А Н. М. Карамзин утверждает: «Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей степени величия. ...Что оставил миру Александр Македонский? Славу.
Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством.»
Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в котором он жил. В нем уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его расчетливым прагматизмом ясно угадывалась высокая цель жизни. Он бывал грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не проявлял бездумной жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был «до людей ласков», не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрек. Он никогда не торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и решительно. Мудрый и осмотрительный, Иван Ш умел ставить перед собой ясные цели и достигать их.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карамзин Н.
М. «История государства
«Золотая аллея», 1997 г.
2. Костомаров Н.
И. «Русская история в
3. Судебники XV-XVI вв., под ред. Б. Д. Грекова, М.-Л., АН СССР,
1952 г.
4. Хрестоматия «Чтение по русской истории», Тула, «Пересвет П»,
1995 г.
5. Энциклопедия «История России и ее ближайших соседей», М.,
«Аванта +», 1995 г.
Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий[1][2]; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного.
В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.
Внешняя политика
В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство. Необходимо отметить, что эта политика оказалась чрезвычайно удачной. В начале правления Ивана Московское княжество было окружено землями других русских княжеств; умирая, он передал своему сыну Василию страну, объединившую бо́льшую часть этих княжеств. Сохранили относительную (не слишком широкую) самостоятельность лишь Псков, Рязань, Волоколамск и Новгород-Северский.
Начиная с правления Ивана III, особую остроту принимают отношения с Великим Литовским княжеством. Стремление Москвы объединить русские земли явно входило в противоречие с литовскими интересами, а постоянные пограничные стычки и переход пограничных князей и бояр между государствами не способствовали примирению. Между тем, успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы.
В правление Ивана III происходит окончательное оформление независимости Русского государства. Бывшая уже в достаточной степени номинальной зависимость от Орды прекращается. Правительство Ивана III решительно поддерживает противников Орды среди татар; в частности, был заключён союз с Крымским ханством. Успешным оказалось и восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство.
Став великим князем, Иван III начал свою внешнеполитическую деятельность с подтверждения прежних договоров с соседними князьями и общего усиления позиций. Так, были заключены договоры с Тверским и Белозерским княжествами; на престол Рязанского княжества был посажен князь Василий Иванович, женатый на сестре Ивана III.
Начиная с 1470-х годов деятельность, направленная на присоединение остальных русских княжеств, резко усиливается. Первым становится Ярославское княжество, которое окончательно теряет остатки самостоятельности в 1471 году, после смерти князя Александра Фёдоровича. Наследник последнего ярославского князя, князь Даниил Пенко, перешёл на службу Ивана III и позже получил чин боярина. В 1472 году умер князь дмитровский Юрий Васильевич, брат Ивана. Дмитровское княжество перешло к великому князю; однако против этого выступили остальные братья умершего князя Юрия. Назревавший конфликт удалось замять не без помощи вдовы Василия, Марии Ярославны, сделавшей всё, чтобы погасить ссору между детьми. В итоге часть земель Юрия получили и меньшие братья.
В 1474 году пришла очередь Ростовского княжества. Фактически оно входило в состав Московского государства и раньше: великий князь являлся совладельцем Ростова. Теперь же ростовские князья продали в казну «свою половину» княжества, окончательно превратившись, таким образом, в служилую знать. Великий князь передал полученное в состав удела своей матери.
Основные статьи: Московско-новгородская война (1471), Московско-новгородская война (1477—1478)
Картина К. В. Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча»
Иначе развивалась
ситуация с Новгородом, что объясняется
различием в характере
6 июня 1471 года десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, ещё через неделю в поход вышла армия Стриги Оболенского, а 20 июня 1471 года из Москвы начал поход сам Иван III. Продвижение московских войск по землям Новгорода сопровождалось грабежами и насилием, призванными устрашить противника[8].
Новгород тоже не сидел сложа руки. Из горожан было сформировано ополчение, командование приняли на себя посадники Дмитрий Борецкий и Василий Казимир. Численность этой армии достигала сорока тысяч человек, однако её боеспособность, в связи с поспешностью формирования из не обученных военному делу горожан, оставалась низкой. В июле 1471 года новгородское войско выдвинулось в направлении Пскова, с целью помешать союзной московскому князю псковской армии соединиться с основными силами противников Новгорода. На реке Шелони новгородцы неожиданно столкнулись с отрядом Холмского. 14 июля между противниками началось сражение.
Увоз вечевого колокола. Летописная миниатюра.
В ходе битвы на Шелони новгородская армия была наголову разгромлена. Потери новгородцев составили 12 тысяч человек, около двух тысяч человек попало в плен; Дмитрий Борецкий и ещё трое бояр были казнены. Город оказался в осаде, среди самих новгородцев взяла верх промосковская партия, начавшая переговоры с Иваном III. 11 августа 1471 года был заключён мирный договор, согласно которому Новгород обязывался выплатить контрибуцию в 16 000 рублей, сохранял своё государственное устройство, однако не мог «отдаватися» под власть литовского великого князя[9]; великому князю московскому была уступлена значительная часть обширной Двинской земли[10]. Одним из ключевых вопросов отношений Новгорода и Москвы стал вопрос о судебной власти. Осенью 1475 года великий князь прибыл в Новгород, где лично разобрал ряд дел о беспорядках; виновными были объявлены некоторые деятели антимосковской оппозиции. Фактически в этот период в Новгороде складывается судебное двоевластие: ряд жалобщиков направлялись непосредственно в Москву, где и излагали свои претензии. Именно эта ситуация и привела к появлению повода для новой войны, закончившейся падением Новгорода.
Весной 1477 года в Москве собралось некоторое количество жалобщиков из Новгорода. Среди этих людей были два мелких чиновника — подвойский Назар и дьяк Захарий[11]. Излагая своё дело, они назвали великого князя «государем» вместо традиционного обращения «господин», предполагавшего равенство «господина великого князя» и «господина великого Новгорода». Москва немедленно ухватилась за этот предлог; в Новгород были отправлены послы, потребовавшие официального признания титула государя, окончательного перехода суда в руки великого князя, а также устройства в городе великокняжеской резиденции. Вече, выслушав послов, отказалось принять ультиматум и начало подготовку к войне.
9 октября 1477 года великокняжеская армия отправилась в поход на Новгород. К ней присоединились войска союзников — Твери и Пскова. Начавшаяся осада города выявила глубокие разногласия среди защитников: сторонники Москвы настаивали на мирных переговорах с великим князем. Одним из сторонников заключения мира являлся новгородский архиепископ Феофил, что давало противникам войны определённый перевес, выразившийся в отправлении к великому князю посольства с архиепископом во главе. Но попытка договориться на прежних условиях не увенчалась успехом: от имени великого князя послам были заявлены жёсткие требования («Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати»), фактически означавшие конец новгородской независимости. Столь явно выраженный ультиматум привёл к началу в городе новых беспорядков; из-за городских стен начался переход в ставку Ивана III высокопоставленных бояр, в том числе военного предводителя новгородцев, князя Василия Гребенки-Шуйского. В итоге решено было уступить требованиям Москвы, и 15 января 1478 года Новгород сдался, вечевые порядки были упразднены, а вечевой колокол и городской архив были отправлены в Москву.