Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:15, доклад
Старославянский язык, иначе - древне-церковнославянский язык - наиболее старый из письменных славянских языков, распространившийся среди славян в IX-X вв. н.э. в качестве языка христианской церкви и литературы.
Первоначально в качестве азбуки старословянский язык использовал глаголицу. О древнейшем виде глаголического письма можно судить лишь предположительно, т.к. дошедшие до нас глаголические памятники не старше конца 10 в.
До глаголицы славянские церковные книги писались греческими буквами (у тех славянских народов, которые приняли христианство от греков) или латинскими буквами (у тех славян, которые были обращены в христианство западно-римской церковью).
javascript:save_paper(1385691)
В связи с «индо-тихоокеанской»
гипотезой Гринберга можно
< Узелковые>
Символы. используемые в искусстве «Папунья Тула» Центральной пустыни. |
За исключением «яыка Западной пустыни» австралийские языки находятся на грани вымирания. Обычно выделяют 12 отдельных языков аборигенов (андиляугва, варраи, гунавиди, какадю, кунгаракань, мангарай, минкин, накара, нгевин, нунггубую, тиви, янюла) и 16 семей, среди которых наиболее крупная пама-нюнга (7/8 материковой территории). Обычно в австралийских языках при богатстве консонантизма (хотя их сочетания редки) всего три гласных (i, a, u), а в языке аранта (Arrernte angkentye) их всего два (а, ə). Эта уникальная особенность, встречающаяся также в индейском языке тонкава (коавильтекская группа хокальтекской семьи) и убыхском (абхазо-адыгский языки), представляет интерес для подтверждения теории моновокализма.
Исследователи отмечают контраст примитивности и сложности культуры австралийцев. Они не знали лука и стрел, единственное прирученное животное - собака, система счета основаны на двоичном принципе (1 - nenta, 2 - terama, 3 - terama nenta, 4 - terama tera, 5 - terama tera nenta и т.д.). При этом аборигены владели техникой бумеранга (аранта: alye), у них причудливое деление на фратрии (земли и воды), брачные и тотемические классы. Брачных классов обычно 4: мужчина (класс А) должен брать себе жену из другого класса (В), но родившийся ребенок будет автоматически принадлежать к третьему классу (С). При 8-классовом делении эта структура еще более сложная, поскольку присвоение класса зависит от пола и возраста (прохождения церемонии инициации): в итоге получается 32 названия брачных классов (на Севере Австралии). Система брачных классов известна только австралийцам. На востоке Австралии встречаются деления по крови и тени. В первом случае племена подразделяются на две половины < Узелковые>(«вялая» и «живая» кровь), в другом – на три (тень от верхушки дерева, тень от середины дерева и тень от основания дерева, и соответственно этому, при разбивке лагеря члены различных теней размещаются ближе или дальше от дерева).
Австралийские
языки сложны из-за обилия грамматических
форм: кроме единственного и
Австралийские языки агглютинативные, но могут подвергаться инкорпорации объекта, нередко в супплетивной форме: в языке тиви ŋiri-puŋita-wuri-ni «Я его ухо отрезал», где свободная форма «ухо» turna. Имеются согласовательные классы: в языке дерага jangani-n dji:γi < Узелковые>– li-n nawara-n ma-raŋ< Узелковые>i-n nare:ŋ< Узелковые>ari n-amaŋ< Узелковые>gi (n – классный показатель) «Кто этот большой мужчина, которого я вижу?»
В 1967
году ранее предоставленные
Текст на аранта: Anwerne Mparntwe-arenye tyerrtye mapele arrenhantherre welcome-ileme apmere anwerne-kenhe-werne. Anwerne ahentye-aneme arrantherre akaltye-irremele respectem-iletyeke apmere nhenhe.
Перевод: Мы, люди Алис-Спрингса (Mparntwe),
приглашаем вас в нашу страну. Мы
надеемся, что вы лучше узнаете
нас, и будете уважать нашу страну.
Мы, люди, которые принадлежат Алис-
< Узелковые>
Чуринга (от аранта tyuringa «священный, запрет») – предметы (как хранилища души предков), сделанные из камня
< Узелковые>
|
Чуринга мужчины-аранта тотема
лягушки. |
или дерева, приблизительно овальной формы, с< Узелковые> заостренными или с закругленными краями, часто с вырезанными на них символическими знаками; иногда это и простые куски дерева или необработанная галька. По мнению К. Леви-Строса, как бы она не выглядела, каждая чуринга представляет физическое тело определенного предка, и поколение за поколением торжественно предназначают ее живым, которые верят, что это их воплотившийся предок. Чуринги нагромождают грудой и прячут в естественное укрытие, далекое от посещаемых троп. Периодически их вытаскивают, чтобы осмотреть и употребить, и в каждом из таких случаев их шлифуют, смазывают и подкрашивают не без того, чтобы адресовать им просьбы и заклинания. «По своей роли и по тому обращению, что им отводится, чуринги представляют собой поразительную аналогию с архивными документами, – отмечает Леви-Строс, – которые мы скрываем в сундуках или доверяем на тайное хранение нотариусам и которые периодически мы осматриваем с церемониями, причитающимися священным предметам, чтобы, если необходимо, отремонтировать их или вверить их более изящному досье. В таких случаях и мы охотно воспроизводим великие мифы, созерцание надорванных и пожелтевших страниц которых делает более ярким воспоминание: поступки и деятельность наших предков, историю наших жилищ с момента их возведения либо первой их передачи».
< Узелковые>Следовательно, бесполезно, считает исследователь отыскивать (да еще в таком отдалении, как это делает Э. Дюркгейм) основание сакральному характеру чуринги: когда нас пленяет экзотический обычай, несмотря или в силу его явной странности, это происходит из-за того, что вообще-то он нам представляет, подобно кривому зеркалу, знакомый образ, который нам смутно напоминает кого-то знакомого, но идентифицировать его мы пока не можем. Дюркгейму хотелось бы, чтобы чуринги были сакральными вещами, поскольку они несут тотемическую маркировку, вырезанную либо нарисованную. Но прежде всего, сегодня известно, что это не всегда верно: Т.Г.X. Штрелов отметил у северных аранта чуринги из камня, более драгоценные, чем прочие, описанные им как «грубые и незначащие предметы, грубо отделанные, чтобы тереть ими друг о друга во время церемоний»; и у южных аранта он наблюдал чуринги, являющиеся «простыми кусками дерева... не несущими никакого знака и обмазанными толстым слоем красной охры, перемешанной с жиром». Чуринга может быть даже простой галькой, естественной скалой или деревом. С другой стороны, и собственно по замыслу Дюркгейма, его интерпретация чуринг должна была подтвердить один из фундаментальных тезисов: об эмблематическом характере тотемизма. Поскольку чуринги – наиболее сакральные вещи из того, что известно аранта, то это следует объяснять эмблематическим изображением на них тотема, чтобы наглядно доказать, что изображенный тотем более сакрален, чем реальный тотем.
Вумера (на аранта amirre) – «палочки гонца» с зарубками, свпомогательные средства при передаче сообщений.
< Узелковые>
< Узелковые> Палочки гонцов вумера. |
Зарубки делались в присутствии гонца, которому объяснялось значение каждой из них. Как уже говорилось, у австралийцев не было лука и стрел, все оружие состояло из копья и метательных дубинок. Копье метали с помощью особой деревянной дощечки, вумеры. Ее-то и использовали при передачи информации в виде зарубок. Сами зарубки могли означать различные предметы на пути следования к месту сбора, например: песчаный холм, засыпаный песком ручей, еще один песчаный холм, местность у Марион-Даунз, открытую равнину, место у Булиа, реку Гамильтон. Отдельные насечки не изображения соответствующих местностей, а условные памятные знаки в помощь послу, задача которого устно изложить содержание послания.
Есть сведения, что австралийское племя пинья, как мнемоническое средство, использовало не только вумеры, но сети.
< Узелковые>
< Узелковые> Церемония «бора» в Восточной Австралии. Посвящение мальчиков в тайны племени. Мальчиков с закрытыми глазами ведут к месту < Узелковые>«бора». Мальчики до следующей стадии «бора» не должны видеть (табу) тотемических начертаний на земле. |
Австралийцы
обладают крайне примитивными и в
то же время примечательными
< Узелковые>
< Узелковые> Ящерицы и яйца |
Примитивен и необычен стиль, который часто используют австралийские аборигены, когда животные изображаются, как под рентгеновскими лучами: видны их внутренности и скелет. Известны живопись на коре и скалах. Исконное изобразительное искусство Австралии, по традиции существует со времен Альчеринга, или «Времени сновидений» (на аранта: altyera одновременно означает "сон" и "миф, предание"). Картины обычно состоят рисуют охрой цвета от желтого до коричневого и черного. Несколько стилей древней живописи развились в современное время, включая акварельные работы Альберта Наматджиры, школы Hermannsburg, акриловый пуантилизм Papunya Tula.
Зачастую символы на предметах представляют собой засекреченную информацию о маршрутах странствий тотемных предков во < Узелковые>«Времени сновидений». Отсюда сосредоточенность рисовальщика пиктограмм на описании мест и следов, топографии, рельефе мифического пространства. Фигурирует при этом преимущественно не макро-, а микрокосм (мезокосм), кормовая территория локальных групп и ее ближайших соседей, некогда служившая священным обиталищем перволюдей со склеянными пальцами, зубами и веками. Священные предметы (скалы, деревья, чуринги, вумеры), в которые превратились предки, продолжают хранить магическую силу.
< Узелковые>
Флаг аборигенов |
Интересно, что У. Мэтью проводит аналогии в некоторых австралийских мифах с мотивами скандинавского эпоса. Нпример, известен миф вирадьюри и вонгабои о том, как Байаме (демиург и культурный герой) вышел в странствие в поисках дикого меда вслед за пчелой, к лапке которой он привязал птичье перо (сравните важнейшее культурное деяние скандинавского Одина - добычу меда поэзии).
Искусство аборигенов Австралии, как некое тайное знание, представлено в киноленте Питера Уира «Последняя волна», 1977.
< Узелковые>< Узелковые>
1, 7 - человек; 2 - женщина; 3 - ребенок; 4,
8 - человек в процессе инициации;
5 - сообщество; 6 - племя; 9 - мужчина или
женщина: |
До Кирилла
и Мефодия в славянской Азбуке
было 49 букв. Но 2 из них обозначали звуки,
которые не употреблялись в греческой
речи – и эти буквы упразднили.
И дальше Азбука славянская только
худела:
Первоначально славянская Азбука выглядела
так:
Азъ
Боги Въди Глаголи Добро Есть Есмь Животъ
Зело Земля Иже Ижеи Инить Гервь Како Люди
Мыслъте Нашъ Онъ Покои Ръцы Съловъ Твърдо
Ук Оук Феръть Херъ Отъ Ци Чрървль Ша Шта
Еръ Еры Ерь Ять Юнь Арь Эдо Ом Ень Одь
Ёта Ота Кси Пси Fита Ижица Ижа
А теперь так:
А
Б В Г Д Е Ё Ж З И
Й К Л М Н О П Р С
Т У Ф Х Ш Щ Ц Ч Ъ
Ы Ь Э Ю Я
Теряется, теряется информация Азбуки,
её образы. Если так и дальше продолжится,
то Азбука станет совсем безобразной.
На http: //letopisi.ru/index. php команда "Альфабуки" разгадывает
тайны русской азбуки:
До недавнего времени считалось, что Азбука
– это просто буквы языка, расположенные
в определённом порядке. То есть просто
значки. И всё! Но русская азбука – уникальное
явление среди всех известных способов
буквенного письма. Она отличается от
других алфавитов не только тем, что здесь
- один звук – одна буква. В этой азбуке,
и только в ней, есть содержание. Русская
азбука – это не только набор букв, соответствующих
звукам, это ещё и целое послание к славянам.
Азъ буки веде.
Глаголь добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди.
Мыслете наш он покой.
Рцы слово твёрдо.
Укъ фертъ херъ.
Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Перевод на современный язык( автора не
указан):
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь, усердно, земляне!
Как подобает разумным людям.
Постигайте мироздание.
Несите слово убеждённо!
Знание – дар Божий.
Дерзайте, вникайте…
Чтобы Сущего свет постичь!
Э. Пройдаков предлагает немного другую
расшифровку. Он пишет:
Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз –основа,
начало, Я. Я – с меня начинается мой мир.
А сейчас Я – последняя буква алфавита.
Основа всему – знание Бога и предков
своих, то есть родителей, корней своих.
Глаголь Добро – говори, делай добро. Помните
у Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей».
Глагол – это и слово, и дело одновременно.
Говорю – значит делаю. И делаю добро.
Добро есть Жизнь – только добро создает
жизнь.
Живете зело земля. – живите землею, она
кормилица наша.
И како люди мыслите – наш он покой. Т.е.
как вы, люди, думаете, таков и ваш мир.
Рци слово твердо. Говори слово твердо.
Сказал – сделал.