Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:49, контрольная работа
Почти полтора года грозное пламя войны бушевало на нашей земле. В тяжелом единоборстве с немецко-фашистскими захватчиками советский народ отстаивал свою свободу, честь и независимость, будущее всего человечества. Шла гигантская по масштабам и небывалая по напряжению борьба. Злобный и сильный враг стремился уничтожить все завоевания советского народа, грабил и топтал плоды его многолетних трудов, глумился над его национальным достоинством.
После ввода в бой второго
эшелона армии наступление
В это же время вдоль левого берега Дона наступала 24-я армия под командованием генерал-майора И.В.Галанина. Немецко-фашистские войска опирались здесь на хорошо укрепленные позиции. Бои принимали все более напряженный характер. Гитлеровское командование понимало, что успех советских частей на этом участке фронта приведет к тому, что немецкие войска будут отрезаны от Дона и лишатся выгодного рубежа обороны. Поэтому оно спешно перебрасывало сюда резервы и даже снимало части с других направлений. Попытка 24-й армии отрезать противнику, оборонявшемуся в малой излучине Дона, пути отхода на Сталинград не увенчалась успехом. Но и враг не смог удержать свои позиции. Под ударами 65-й армии он вынужден был отойти к Сталинграду, где и остался в окружении.
Таким образом, окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом было успешно осуществлено в течение четырех с половиной суток. Советские войска быстро создали сплошной внутренний фронт окружения вражеской группировки. Однако занимаемый ею район был настолько велик, что не простреливался артиллерийским огнем. Это давало возможность противнику маневрировать своими войсками. В то же время образовался и внешний фронт окружения, который в первые дни проходил примерно в 30—60 километрах от внутреннего и не везде был сплошным и достаточно плотным. Поэтому важно было возможно скорее сузить кольцо и подготовить условия для полной ликвидации вражеской группировки. Эта задача решалась войсками Донского и Сталинградского фронтов в период наступательных действий с 24 по 30 ноября. К исходу 30 ноября район, занимаемый окруженным противником, уменьшился более чем вдвое. 22 немецко-фашистские дивизии с многочисленной техникой были зажаты в кольцо на территории в 1,5 тыс. квадратных километров, которая простреливалась дальнобойной артиллерией в любом направлении.
Развитие контрнаступления советских войск. Срыв попыток врага освободить окруженную группировку
Успешное осуществление
План наступательной операции в направлении на Ростов был разработан по указанию Ставки командованием Юго-Западного и Воронежского фронтов и получил условное наименование «Сатурн». 3 декабря 1942 г. Ставка утвердила его.
Ликвидация окруженной группировки противника возлагалась на войска Донского и Сталинградского фронтов. Ставка придавала этой операции первостепенное значение, стремясь быстрее высвободить под Сталинградом советские войска и использовать их для усиления ударов по отступавшему врагу. Кроме того, освобождение Сталинградского железнодорожного узла позволило бы значительно улучшить снабжение всех советских войск на юге. В переговорах по телефону 27 ноября И.В.Сталин потребовал от А.М. Василевского, находившегося в районе Сталинграда, в первую очередь заняться этой операцией. «Войска противника под Сталинградом окружены,— говорил Верховный Главнокомандующий, — их надо ликвидировать... Это очень важное дело... Михайлов (условная фамилия А.М.Василевского)должен сосредоточиться только на этом одном деле. Что касается подготовки операции «Сатурн», пусть этим делом займутся Ватутин (командующий Юго-Западным фронтом)и Кузнецов (командующий 1-й гвардейской армией.). Москва будет им помогать».
В начале декабря войска Донского
и Сталинградского фронтов
Однако проведение операции «Сатурн» и ликвидация окруженной группировки осложнились в связи с изменением общей обстановки под Сталинградом.
Немецко-фашистское командование с
первых же дней окружения прилагало
все силы к тому, чтобы ударом
извне осуществить
Потерпев неудачу в попытке вызволить свои окруженные войска и восстановить положение в районе Сталинграда ограниченными силами, немецко-фашистское командование стало срочно сосредоточивать для решения этой задачи более крупную группировку своих войск. Одновременно оно решило перестроить управление войсками на южном крыле Восточного фронта. Между группами армий «Б» и «А» спешно создавалась новая группа армий «Дон».
Эту группу армий предполагалось сформировать
еще раньше и с совершенно иной
целью. В июне 1942 г. гитлеровская ставка
предложила объединить после завершения
операции за Доном немецкие и румынские
армии, расположенные в районе Сталинграда
и на Среднем Дону, создать из них группу
армий под командованием Иона Антонеску.
Эти намерения возникли у правителей Германии
из чисто политических соображений —
крепче привязать боярскую Румынию к немецкой
военной колеснице, лично заинтересовать
Антонеску в кровавой авантюре и вместе
с тем заставить Румынию еще в большей
степени напрячь свои силы. Кроме того,
это должно было укрепить, по мнению немецко-фашистского
командования, моральный дух румынских
войск на советско-германском фронте.
Антонеску согласился занять этот пост.
Мощное контрнаступление Красной Армии
сорвало затею гитлеровской ставки. 6-я
и 4-я танковая немецкие армии были окружены,3-я
румынскаяармиянаДонуидварумынс
В группу армий «Дон», занимавшую 600-километровый фронт, вошли все вражеские войска, располагавшиеся к югу от Среднего Дона до астраханских степей: армейская группа «Гот» (в составе вновь созданной 4-й немецкой танковой и 4-й румынской армий), сводные группы, объединенные управлением 3-й румынской армии, и оперативная группа «Холлидт». Кроме того, в нее включалась и группировка, окруженная под Сталинградом.
В соответствии с указанием германского верховного командования для деблокирования окруженных под Сталинградом войск Манштейн решил создать ударные группировки в районах Котельниковского и Тормосина. Для их усиления из Франции и с различных участков советско-германского фронта перебрасывалось около десяти танковых и пехотных дивизий. План деблокирования окруженных войск получил кодовое наименование «Зимняя гроза». Предполагалось, что, как только ударные группировки подойдут к Сталинграду, им навстречу выступит специально созданная для этого группа прорыва из состава окруженных войск (операция «Удар грома»).
Однако создание ударных группировок
— котельниковской и
С подобными трудностями
Этой ударной группировке
Манштейн, указывая на более благоприятные возможности для наступления котельниковской группировки по сравнению с тормосинской, писал: «Ей ближе было до Сталинграда. На своем пути к Сталинграду ей не приходилось бы преодолевать Дона. Можно было надеяться, что противник меньше всего будет ожидать такое наступление... Поэтому противник, вначале выдвинул только относительно слабые силы в направлении на Котельниковский для прикрытия внутреннего фронта окружения. Здесь на первых порах 4-й танковой армии противостояло 5 дивизий противника, тогда как на реке Чир (против тормосинской группировки) противник имел уже 15 дивизий».
Утром 12 декабря немецко-фашистские войска перешли в наступление южнее Сталинграда из района Котельниковского на узком участке фронта вдоль железной дороги Тихорецк — Сталинград. 6-я танковая дивизия врага, которая наносила главный удар, наступала западнее железнодорожной линии, 23-я — восточнее. Правее и левее танковых дивизий наступали кавалерийские и пехотные соединения.
Немецко-фашистским войскам, идущим с боями на выручку окруженной группировки, за три дня удалось продвинуться на 45 километров. Враг был уверен в успехе. Поэтому за его ударной группировкой следовали колонны автомашин с боеприпасами, горючим, продовольствием для окруженных войск — всего более 3 тыс. тонн грузов. Кроме того, шли тягачи, которые должны были быть переданы войскам в Сталинграде для придания их артиллерии большей подвижности.
С первого же дня наступления немецко-фашистских войск разгорелись ожесточенные бои. Вражеские танковые дивизии стремились прежде всего выйти к реке Аксай-Есауловский и захватить плацдармы на ее правом берегу. Советские воины мужественно отстаивали свои позиции. Каждый понимал — нужно, во что бы то ни стало продержаться до подхода резервов, не дать наступавшему здесь противнику соединиться с окруженной группировкой. И вновь для наших войск, как и в дни героической обороны Сталинграда, законом стало: «Ни шагу назад!»
Немецко-фашистским войскам после тяжелых кровопролитных боев удалось все же выйти к реке Аксай-Есауловский, а затем форсировать ее. Но на правом берегу враг встретил еще более сильное сопротивление. 23-я танковая дивизия сумела продвинуться лишь на несколько километров и, как пишет бывший гитлеровский генерал Дёрр, «в связи с непрерывными атаками, которым подвергался ее восточный фланг, застряла в Каменке». 6-й танковой дивизии врага удалось, используя свое превосходство в танках и самоходных орудиях, продвинуться на правом берегу Аксай-Есауловского несколько дальше. Но каждый метр продвижения доставался дорогой ценой, и она несла огромные потери.