Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории Казахстана"

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГОС.docx

— 302.01 Кб (Скачать документ)

Однако держава хунну  оказалась непрочной, в I веке до нашей  эры она начала распадаться под  давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 году до нашей эры  хунну распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную — его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в I веке нашей эры, когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись  на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было “великое переселение народов”, когда массы пестрых по этническому составу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Аммиан Марцеллин, автор V века, так описывал гуннов: “Гунны превосходят всякую меру дикости. Они плотные и крепкие, у них толстые затылки, их можно принять за двуногих зверей; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучены переносить холод, голод, жажду. Они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда сидя на них по-женски, они исполняют на них все обычные свои дела: на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон. Если случается рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке...

У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного  места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы  с кибитками, в которых они  проводят жизнь. Никто из них не может  ответить на вопрос, где его родина; он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше”. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, что привело к преобладанию тюркских племен на этой территории.

8. Государство кангюев.  Политическая история, расселение, хозяйство и культура

Государство Кангюй. Впервые  государство Кангюй, в китайском  произношении Канцзюй, упоминается  в письменных источниках II в. до н. э. В 138 г. китайский император Уди отправил торговое посольство во главе с князем Чжан Цянем в страны Запада. Через 13 лет, перетерпев много трудностей, Чжань Цянь вернулся. В составленной им записке впервые были охарактеризованы неведомые ранее в Китае государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя, которого Чжан Цяну удалось побывать лично.

В «Повествовании о Западном крае» и «Истории старшего дома Хань»  о государстве Кангюй говорится  подробнее. Так, сообщается о том, что  «кангюйский владетель пребывание имеет в стране Люени в городе Битянь. От Люени семь дней пути до летнего  владетелева местопребывания. Народонаселение  состоит из 120 тыс. семейств, 600 тыс. душ; строевого войска 120 тыс. человек».

Из этих же источников известны эпизоды внешней политики государства  Кангюй, когда его правитель в 46 – 36 гг. до н. э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичжи, а затем  выступил против них, объединившись  с усунями и китайцами. В 85 г. правитель  кангюйцев поддержал ферганцев, восставших против китайского наместника Кашгара Бань Чао. Общей тенденцией правителя Кангюя, на протяжении всего  периода его существования, было, стремление сохранить под своим  контролем участок Шелкового  пути от Ферганы до Приаралья, шедшего  по Сырдарье. И это им удавалось. В пользу активного функционирования Шелкового пути по Сырдарье вверх на северо-запад - на Кавказ и в Причерноморье, а также на юг в Иран, на Ближний Восток и в Индию свидетельствуют находки, сделанные при раскопках городищ и некрополей кангюйцев и жителей Яньцай – Аланья: китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, бронзовые фибулы-застежки из Европы, резные камни – инталио из Ирана.

Сложным является вопрос об этническом характере населения  Кангюя. По мнению А. М. Бернштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи  полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения  на Сырдарью тюркских племен стали  менять свой этнический облик и язык. Название Кангюй, по мнению Б. А. Литвинского, можно истолковать как название одного из сакских племен – «люди  в кожанных одеждах (или доспехах)» 22.

В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую  группу памятников и отнесли их к  двум археологическим культурам  – каунчинской, отрарско-каратауской. Первая была распространена в Ташкентском  оазисе, вторая – в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау  до Таласа.

Наиболее хорошо изученным  памятником каунчинской культуры является поселение Актобе неподалеку от Чардары. При раскопках собрана большая коллекция керамики: горшки, кружки, сковородки, хумы, кувшины с носиками, а также пряслица, трехперые черешковые наконечники стрел, золотая серьга, однолезвийные ножи, костяная пряжка с неподвижным язычком, бронзовые кольца, золотая бляшка с красной стеклянной вставкой, относящиеся к I – IY вв. н. э. Принципиальное значение для датировки дворцового комплекса имеет находка погребения в купольном помещении. Захоронение совершено в деревянном решетчатом гробу, поставленном вдоль западной стены. Покойник лежал на спине головой на запад. Погребение точно датируется рубежом IY – Y вв.

На левом берегу Арыси  на территории около 180 кв. м. зафиксированы  остатки двух десятков бугров различной  величины. Среди них Пшук-Мардан, Костобе, Чаштобе, Сейтмантобе, Ахайтобе, Чольтобе (отрарско-каратауская культура). Самый крупный носит название Кок-Мардан, по названию урочища, где сосредоточено основное число памятников. В ходе раскопок выяснилось, что Кок-Мардан – городище многослойное, состоящее из нескольких разновременных городов, сменявших друг друга23.

Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены круглые крицы – заготовки  железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи, наконечники стрел. Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы.

Предметы вооружения представлены железными трехлопастными наконечниками  стрел, сложными луками с костяными  накладками, короткими железными  мечами и однолезвийными кинжалами.

На развитое земледелие указывают  находки зерен злаковых, наличие  зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество  зернотерок и хумов для хранения зерна. Обработка почвы производилась  каменными мотыгами, находки которых  обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия.

Ирригация в первые века н. э. имела ограниченные размеры. Как правило, она сводилась к использованию воды при помощи простейших приемов. Предварительное изучение ирригации в урочище Кок-Мардан показало, что для орошения использовались обвалованные старицы Арыси и дамбированные протоки, из которых выводились каналы, подводившие воду к полям.

Важной отраслью хозяйства  являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнеземледельческих  поселениях – достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотоводства. В жизни поселенцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют находки  рыбных костей и чешуи. Определенное значение в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки24.

9. Западно-тюркский каганат.

Западно-тю́ркский кагана́т (каз. Батыс түрік қағанаты) — раннесредневековое государство, расположенное от Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточной Индии. Ядром государства был район Джунгарии, населённый племенами дулу, и Западный Тянь-Шань с племенами нушиби. Управлялся каганами из династии Ашина.

В 657 году каганат был захвачен китайской империей Тан. Китайская  империя разделила каганат на 2 части.

В 704 году власть в каганате захватили тюргеши. С этого момента  каганат перестал существовать.

В начале VII века (603 год) от Тюркского  каганата отделилась его восточная  часть. С тех пор независимо друг от друга стали существовать Западный и Восточный каганаты.

В западный каганат вошли  Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Этнополитическим ядром каганата стали «десять  племён» (он ок будун), занимавшие древние  усунские земли от гор Каратау  до Джунгарии[1][2][3]. К востоку от реки Чу выделились пять племён дулу, а к западу от неё — пять племён нушиби[4].

Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана)[1][2][3]. Центр  государства находился в Семиречье[4].

Вершины своего могущества каганат достиг во время правления  Джегуй-кагана (610—618 годах) и его младшего брата Тон-джабгу-кагана (618—630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей — тудунов в области для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с согдийской надписью — Тун ябгу каган.

При каганах Шегуе (610—618 годах) и Тон-ябгу (618—630 годах) восстановил  границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. В союзе  с Византийским императором Тон-ябгу каган в 626 году начал войну против Сасанидского Ирана. В 626 году тюркские войска штурмом овладели Тифлисом. Однако заключение мирного договора между Византией и Ираном вынудило Тон-ябгу кагана прекратить военные  действия. В 630 году Тон-ябгу каган был  убит в результате заговора, организованного  его дядей Сибир-ханом. Вскоре был  убит и он. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну.

Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения  кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Население и  тюркское и согдийское занималось торговлей, ремёслами, землепашеством и скотоводством. Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был  захват рабов. На завоёванных землях в основном сохранилось их социальное, экономическое и государственное  устройство, но наместники кагана, тудуны, контролировали сбор податей и посылку  дани в каганскую ставку. В Западно-тюркском каганате шёл процесс образования  классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений. Военно-политические ресурсы  центральной власти Западно-тюркского  каганата оказались недостаточны для  удержания народов и племён в  повиновении. В каганате происходили  непрерывные междоусобицы, частые смены  правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил.

Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 годах) облегчили вторжение в Семиречье китайских войск династии Тан[4]. Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганского рода. Однако непрекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году их политической гегемонии в Семиречье. В VII веке Восточно-тюркский каганат с многочисленными войсками напал на Западно-тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Вследствие феодальных междоусобиц в середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался[2][3].

Эту войну вели друг с  другом два главных племенных  союза Западно-тюркского каганата — Дулу и Нушиби. Не смогла прекратить войну и административная реформа  Ышбара Хилаш-кагана в 634—639 годах, разделившего страну на десять «стрел» — племенных  территорий. В 658—659 годах основные земли Западно-тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. В 704 году Западно-тюркский каганат  освободился от китайской зависимости, однако нападения агрессивных соседей  с севера и внутренние противоречия привели каганат к гибели в 704 году. Западно-тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного  населения Евразии и способствовал  дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных  тюркоязычных народов.

Каган — первое лицо в  каганате. Кагана избирали только из аристократического рода — «тюрк-ашина».

Власть кагана:

a) верховный владыка;

 б) правитель;

 в) военачальник;

 г) собственник всех  земель;

 д) верховный судья.

Тегины — наследники каганата. (слово переводится на русский язык как пуповина)

Джабгу, шат, эльтебер — высшие государственные титулы, они принадлежали каганскому роду. (переводятся: Джабгу, ябгу — приближенный, по-современному явых, явыг, эльтебер — в стране один, видимо правил подчиненным народом или племенем)[1][2][3][4].

Буйруки, тарханы — выполняли  судебные функции[1][2].

Тудуны — наместники кагана на завоёванных землях. Они контролировали сбор податей и посылку дани в  каганскую ставку. Не указана должность  эльчебогы — ревизор и сборщик  налогов кагана, хана (министр финансов).[1][2][3][4].

Беки — правители родов  и племён.

Кару-будун — основное зависимое население каганата[2][3][4].

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"