П.А.Столыпин и программа модернизации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

целью работы является определение важности роли П.А. Столыпина его программы модернизации в жизни России. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

 Рассмотреть предпосылки реформ в России П.А.Столыпиным;

 Выделить и проанализировать политические и другие реформы П. А. Столыпина;

 Выявить ошибки П.А.Столыпина;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава I. Детство и юность П. А. Столыпина. Начало политической карьеры.

Глава II. Политическая деятельность П.А. Столыпина и Государственная Дума……………………………………………………………

Глава III. Программа реформирования России ………………….…....

2.1.Иные направления реформирования……………………………

2.2. Столыпин и смертная казнь………………………………………

2.3. Реформа губернского, уездного и волостного управления……………………………

2.4. Реформа полиции…………………………………………

2.5.Попытка Столыпина решить «еврейский вопрос»………….

Глава IV. Результаты политической и государственной деятельности реформатора……………………………………………… Заключение……………………………………………………………………… Список использованных источников и литературы……………………..…..

Приложения………………………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по истории.П.А. Столыпин.№2.doc

— 1.07 Мб (Скачать документ)

            Не согласен Петр Аркадьевич  и с тем, что «грабители и  мародеры должны иметь право  на снисхождение в чрезвычайной  ситуации. Нас ведь не удивляют  расстрелы мародеров в военное время? Революция в тот момент для государства была опасней войны. Смуту надо было выжигать каленым железом, а не миндальничать. Конечно, подбор фактов для П. Столыпина чиновники первоначально сделали не слишком удачно, но теперь он приводит и другие факты чрезмерного снисхождения Газенкампфа. Например, 24 августа 1907 г. он заменил смертную казнь студенту Резцову на заключение на три года в крепости за убийство городового. Даже сегодня такое решение выглядит странным, а генерал М. А. Газенкампф на полях письма Столыпина написал, что Резцов лишь отстреливался, а не стрелял умышленно»13.

              Были и другие случаи милости  генерала Газенкампфа по отношению к лицам, покушавшимся на убийство городовых и других официальных лиц. Генерал при этом ссылается на раскаяние преступников как основание для помилования!

            После революции эти два письма  П. Столыпина публиковались как свидетельство его "кровожадности", хотя, на самом деле, они говорят о его понимании долга чиновника перед государством. Петр Аркадьевич считал всех обязанными применять всю строгость закона против преступников, особенно покушающихся на жизнь полицейских и других государственных служащих.

Особенно  возмутило его смягчение кары лицам, покушавшимся на жизнь городовых. "Исходу этих дел я не могу не придать особого значения, опасаясь деморализующего влияния слабости репрессий именно в этих случаях на чинов полиции, нравственная поддержка коих при несении ими столь тяжелой службы является прямой обязанностью правительства "14.

           С другой стороны, если по  закону не была предусмотрена смертная казнь для создателей и хранителей бомб по заказу террористов, то применять ее он отказывался, даже понимая колоссальную вину этих людей. Закон был для П. Столыпина превыше всего, и упреки Газенкампфа не обоснованы.

            Петр Столыпин был последовательно  суров и непреклонен к преступникам и в других случаях. Например, в декабре 1906 г. приговорили к повешению неких Березина и Воробьева - участников неудачного покушения на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова. Сам адмирал ходатайствовал о смягчении наказания молодым преступникам (возможно, чтобы предотвратить будущие покушения на себя). Николай II, как обычно, колебался. Тогда Петр Аркадьевич письменно ответил царю:

 
         "Ваше Императорское Величество. Если долг генерал-губернатора Дубасова побудил его просить милости для покушавшихся на его жизнь, то мой долг ответить на вопрос Ваш "Что Вы думаете?" всеподданнейшею просьбой возвратить мне его письмо и забыть о том, что оно было написано.

         Мне понятно нравственное побуждение Дубасова, но когда в Москве мятежники покушались на чужие жизни, не он ли железною рукою остановил мятеж?

         Тяжелый, суровый долг возложен на меня Вами же, государь. Долг этот, ответственность перед Вашим Величеством, перед Россиею и историею диктует мне ответ мой: к горю и сраму нашему лишь казнь немногих предотвратит моря крови; благость Вашего Величества да смягчает отдельные, слишком суровые приговоры, - сердце царево - в руках Божьих, - но да не будет это плодом случайного порыва потерпевшего! Министр внутренних дел

Столыпин.

3 декабря  1906г."15.


         Это письмо П. Столыпина демонстрирует его подлинно государственную позицию, готовность брать на себя ответственность, полное отсутствие часто приписываемой ему кровожадности. В наше время взгляды на справедливость и правосудие так сильно изменились, что многим трудно понять ситуацию в начале двадцатого века и мотивы П. Столыпина, принимавшего на себя ответственность за репрессии против террористов.

          Сама по себе смертная казнь  - отвратительное явление. Но, с другой стороны, смертная казнь - исключительная мера наказания, необходимая в исключительной ситуации для защиты государства и граждан. Сегодня «газенкампфов» больше, и мы не защищаем себя и своих детей. Убийцы чувствуют себя безнаказанными, а иногда быстро выходят на свободу и снова убивают. Я против смертной казни за любые преступления, кроме насилия. В мирное время смертная казнь нужна для убийц, насильников и, возможно, распространителей наркотиков при отсутствии малейших сомнений в вине. К ним не могут применяться цивилизованные мерки. Гуманность по отношению к ним несправедлива, дискриминирует здоровое большинство общества.

              Думаю, что Петр Аркадьевич со мной согласился бы. А либералы, играющие (или делающие вид) в гуманность, усердно распространяют фальшивые доводы против смертной казни, стремятся походить на деградирующие в моральном отношении зарубежные страны. Там уже многое доведено до абсурда, и права террористов и убийц защищены лучше, чем права добропорядочных граждан.

            Что, по вашему мнению, должно  делать любое правительство, у которого каждый  день убивают губернаторов и градоначальников, генералов и полицейских? Под угрозой находилось само существование государственной власти - так масштабен был террор. Действия Столыпина были оправданы ситуацией, основаны на законе и никогда не переходили границу разумного.

             В научной литературе приводятся  такие данные - в 1906-1909 гг., по максимальной оценке, 5946 должностных лиц погибли от рук революционеров. За тот же период к смерти было приговорено максимум 5086 человек. Арифметика не в пользу критиков П. Столыпина. Надо сказать, что это "советские" данные. Известный правый член Госдумы от Бессарабской губернии В. М. Пуришкевич собирал данные о политических убийствах и даже издал библиотечку из нескольких томов под названием "Книга Русской Скорби", для которой Васнецов и некоторые другие патриотические художники делали заглавные листы.

              «Он не довел свою работу  до конца, но заявлял в Госдуме, что, по его подсчетам, общее число убитых, раненых и искалеченных революционным террором определяется в двадцать тысяч человек»16. В ответ кадеты и прочие левые элементы распространяли свои данные об уничтожении властями в 1905-1906 гг. четырнадцати тысяч человек, участников революционных выступлений, но без малейших доказательств. Такие крайние оценки вряд ли стоит принимать в расчет.

              По более точным данным, «военно-полевыми судами и постоянно действовавшими военно-окружными судами с 1905 г. по март 1909 г. приговорено к смертной казни 4 797 человек, повешено и расстреляно 2 353 человека, имеются и другие данные - 2694 или 2825.

             Собственно военно-полевыми судами за период с августа 1906 г. по апрель 1907 г. включительно было приговорено к казни 1102 террориста. С 1907-1908 гг. число казней, решение о которых принималось военно-окружными судами, стало последовательно снижаться. Согласно данным, доложенным М. М. Боровитиновым на Вашингтонском тюремном конгрессе (1910), в 1906 г. казнили 144 человека, в 1907 г. - 1139, в 1908 г. - 825, в 1909 г. – 707»17.

           Вместе с тем «только в 1906 г. революционеры совершили убийство 1126 официальных лиц, еще 1506 человек было ранено, а в 1907 г. эти цифры удвоились. Приводятся и такие данные: в 1905-1907 гг. - 9000 жертв революционеров, в период с 1908 г. до середины 1910 г. - еще 7600 жертв»18. Кроме того, в эти годы революционерами были совершены многие сотни вооруженных ограблений для пополнения партийной кассы.

           Комментарии, как говорится, излишни.  Очевидно, что действия государства  по защите от революционного террора нельзя назвать массовыми репрессиями.

           Террористическая традиция уже  давно существовала в России - народнические кружки, народовольцы, эсеры, - и это создавало хорошую почву для попытки развала государства. Любопытно, что зараза анархизма, терроризма была характерна в то время и для многих других стран, где также было много политических убийств, но не в тех масштабах, как в России.

             В качестве примера политической  близорукости и даже аморальности  интеллигенции в то время можно  привести историю о том, как  один столичный сатирический журнал откликнулся на убийство генерала В. В. Сахарова в 1905 г. "шуткой": "Саратовская губерния объявлена неблагополучной по диабету. Там уже наблюдался один смертный случай".

         Что должен делать премьер-министр,  на дачу которого через несколько дней после назначения приносят несколько бомб, которые убивают 29 и калечат еще 25 человек, включая случайных прохожих и его детей (дочь и сына) самого П. Столыпина? Кровожадность революционеров не знала предела.

По сравнению  с большевиками, уничтожившими миллионы невинных российских граждан, действия П. Столыпина и царского правительства выглядят почти верхом либерализма и вполне обоснованы. Не думаю, что кто-то на его месте мог в тот момент найти другой путь. Государство обязано уметь защищаться. Если государство не умеет защищаться, то оно исчезает. Так и исчезла императорская Россия.

           По существу, страна была на  военном положении, жизнь строилась  по законам военного времени.  В ее рамки укладывалась и  смертная казнь, и военные суды для гражданского населения, введенные в целях борьбы с революционным движением, быстрого успокоения. П. Столыпин смог в тот момент подавить смуту, принял на себя кровь и спас Россию. Это признавали почти все современники. Недаром он вызывал такую ненависть у революционеров: в этой ненависти было признание его успехов.

          

2.3.Реформа  губернского, уездного и волостного управления.

           Одним из важнейших направлений  реформ для Петра Столыпина была реформа государственного управления на уровне губернии, уезда и волости. Петр Аркадьевич лично разрабатывал план этой реформы, и она наглядно характеризует его как государственного деятеля, хотя и не была реализована.

          Столыпин понимал, что государственная  машина Российской империи не готова к решению задач, которые ставило время. Остатки феодальной системы противоречили новым реалиям, а революция 1905 г. подорвала связи между центром и провинцией. Вертикаль власти фактически отсутствовала, ниже губернатора государственные учреждения не были объединены, действовал архаичный институт предводителей дворянства, кроме губерний, где их назначали.

           Губернаторы не контролировали  местные подразделения Министерства финансов: казенная палата, акцизная палата, учреждения Госбанка, жандармерию. Губернатор мог вызывать чиновников, проводить расследования и информировать соответствующего министра, но на этом его власть кончалась. Он был представителем центральной власти без четких полномочий и действовал в основном по линии МВД, но также был занят многими бюрократическими функциями, председательствовал в большом числе губернских учреждений.

          С другой стороны, у губернатора  было право вето на назначения, переводы и повышения в должности  провинциальных чиновников любых ведомств. У него было право утверждения официальных лиц дворянских организаций, членов земских управ и муниципальных дум, городских глав. Причем эти решения нельзя было обжаловать, и единственная причина, которую ему достаточно было указать, была неблагонадежность. Также у губернатора был контроль над полицией, большие полномочия в чрезвычайных ситуациях.

Информация о работе П.А.Столыпин и программа модернизации России