Эволюция политической системы Римской Республики конца 2-1 вв. до н.э.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы мы определены исследовательские задачи:
- показать отражение кризиса Республики в работе комиций.
- проанализировать борьбу политических группировок в сенате и изменения в количественном и качественном составе этого органа.
- проследить становление единоличной власти в Римской Республике и через это явление ее эволюцию в сторону монархической формы правления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие кризиса римских комиций 23
1.1 Из истории народных собраний в Древнем Риме 23
1.2. Отражение кризиса Республики в работе комиций 26
Глава 2. Политические группировки и политическая борьба в Сенате 34
2.1. Римский сенат: состав и функции 34
2.2. Образование и деятельность политических группировок в конце II-I вв. до н.э. 37
Глава 3. Формирование единоличной власти в Риме 52
3.1. Магистратуры с чрезвычайными полномочиями 52
3.2. Экстраординарные магистратуры во II-I вв. до н.э. 55
3.2.1. Попытка установления диктатуры Гая Мария 55
3.2.2. Диктатура Луция Корнелия Суллы 57
3.2.3. Восстание Квинта Сертория и его попытка создания государства 61
3.2.4. Первый триумвират и принципат Гая Юлия Цезаря 63
3.2.5. Второй триумвират и новое восстание на Сицилии 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 78
Список сокращений 82

Прикрепленные файлы: 1 файл

Диплом-2014!.docx

— 208.67 Кб (Скачать документ)

Политический режим установленный Цезарем можно характеризовать как авторитарный с элементами монархического правления. С согласия сената диктатор сосредоточил в своих руках большую часть властных рычагов, что дало ему возможность практически полностью контролировать политический процесс, как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Вместе с тем, при назначении многих должностных лиц и издании ряда законов Цезарю требовалось получить формальное согласие сената и народного собрания. В политической практике, однако, утверждение кандидатов и законов проходило беспрепятственно, через ставленников диктатора.

За годы диктатуры Цезарю удалось восстановить в государстве социальным мир и решить наиболее актуальные проблемы: долговой кризис, обеспечение землей отставных войнов – легионеров, определить нормы раздачи хлеба плебсу, восстановить порядок в аппарате управления. Кроме того, Цезарь расширил социальную базу властных элит, распространив права римского гражданства на некоторые провинции.

Цезарь во всем опережал свое время, он был выдающимся полководцем, писателем, любителем изящного, одним из культурнейших людей своего времени, мог одновременно заниматься несколькими делами достаточно успешно, его организаторские способности удивляли и современников и потомков, а вместе с тем, он не чурался удовольствий, иногда пускался в авантюрные мероприятия, слишком увлекался и в то же время стремился довести любое начатое дело до конца. Запланированное убийство лишало Рим и весь мир гениального провозвестника новой эры в истории человечества, память о котором сохраниться в веках, наряду с другими выдающимися личностями, а его дело будет продолжено потомками и наследниками и доведено до логического завершения уже через несколько десятков лет.

 

3.2.5. Второй триумвират и новое восстание на Сицилии

 

После гибели Цезаря в Риме снова вспыхнула борьба за власть. Народ и сенат пребывали в расстройстве, не представляя радоваться или горевать по смерти диктатора. Заговорщики пытались объявить Цезаря тираном и врагом государства, но их никто не поддержал. Было найдено компромиссное решение. Все постановления Цезаря оставались в силе, но был принят закон, по которому более диктаторские полномочия никому не давались.

После сожжения трупа Цезаря на Форуме, было оглашено его завещание, по которому Гай Юлий передавал свое личное наследство большей частью Гаю Октавиану, внучатому племяннику, усыновленному им незадолго перед смертью. Часть личного имущества была завещана римскому народу, оставшаяся перешла к Антонию и еще некоторым лицам. Марк Антоний был наиболее преданным и последовательным цезарианцем, поэтому стремился полнее воспользоваться представившейся возможностью получить неограниченную власть. Но обстоятельства сложились  не в его пользу. Вернувшийся с Востока Октавиан вступил в борьбу за наследство своего приемного отца, в борьбу вмешался также один из выдающихся полководцев Цезаря Лепид. После непродолжительной вспышки гражданской войны, трое вождей заключили союз, который был официально оформлен как триумвират на 5 лет.

В это же время триумвирам пришлось совместными силами бороться против общего врага, который пытался отомстить за своего отца. В Испании поднял восстание младший сын Гнея Помпея Секст. Разгромленный в Испании, объединенными силами триумвиров, он бежал на Сицилию, куда к нему начали стекаться бывшие помпеянцы, вольноотпущенники и даже рабы, в надежде получить свободу. Он всех без разбора принимал в ряды своей армии и флота, которые стали очень быстро сильной угрозой для Рима, так как Сексту удалось прервать продовольственное снабжение города.

Секст Помпей не только создал мощную армию, но и как прежде в Испании пытался Серторий, создать новое государство. Был избран сенат, проводились народные собрания, была введена система налогов и законы, действовавшие на территории острова. На некоторое время Секст овладел даже Сардинией и Корсикой, где пытался установить новые порядки, впрочем не сильно отличавшиеся от старых римских республиканских. При всей видимости восстановления на части территории Римского государства прежних, т.е. традиционных республиканских порядков, протогосударство Секста Помпея управлялось как обычная монархия. Республиканские институты, так же как и в Риме были только ширмой, прикрывающей единовластие вождя93.

Слабость социальной базы, ограниченность в ресурсах, вынуждали Секста Помпея идти то на компромисс с триумвирами, то вредить им исподтишка, то вступать с ними в открытую схватку. В результате, в 36 году до н.э. Секст потерпел два крупных поражения в морских битвах от Агриппы и вынужден был бежать в Малую Азию, где был схвачен и казнен Антонием.

Так провалилась очередная попытка противопоставления Римскому государству политическими методами с помощью организации альтернативного государственного строительства.

Второй триумвират все больше тяготил новых вождей, личная неприязнь между Антонием и Октавианом, подкрепленная амбициями обоих вождей, переросла в открытые столкновения, особенно после пожалований, которые Антоний сделал египетской царицы Клеопарты, ставшей его любовницей. Рим был возмущен, тем, что Антоний распоряжался римской собственностью, как своей личной, тем, что он предпочел восточную царицу римской жене, тем, что он роскошествовал на Востоке, в то время, когда его родной Рим изнывал от голода, испытывая продовольственную блокаду, организованную с помощью пиратов Секстом Помпеем94.

Возникла ссора между Октавианом и Лепидом, в результате которой, последний был исключен из триумвиров, за ним осталась Африка и почетное звание верховного понтифика (Suet., Oct., 65). В 12 году до н.э. Лепид тихо ушел из жизни в своем поместье.

Назревал конфликт между оставшимися вождями Октавианом, именовавшимся теперь Гаем Юлием Цезарем Октавианом и Марком Антонием. Настоящая война между силами Октавиана и объединенными войсками Антония и Клеопатры началась в 32 году до н.э. А уже 2 сентября 31 г. у мыса Акций,  морские флот Антония был разгромлен, сам Антоний вслед за Клеопатрой, покинувшей своего римского мужа во время сражения, бежал в Александрию, где и нашел свою смерть.

Октавиан вернулся в Рим, оставив практически в неприкосновенности Восток и распоряжения Антония, за исключением повышения налогов95. Египет он посчитал своей личной добычей и оставил управлять в нем своего легата Гая Корнелия Галла в должности префекта.

Присоединив Египет к римской державе, Октавиан завершил передел Ойкумены в пользу Рима, а сам стал единственным вождем римского народа, принцепсом – императором.

Упадок нравов, усталость от гражданских войн, проскрипций, рост налогов вызвали к жизни то отношение среди населения, которое позволило потомкам Цезаря стать полновластными монархами. Та часть нобилитета, которая прежним диктаторам противостояла в их стремлении к единовластию, практически сошла на нет в результате массовых репрессий, внешних и внутренних войн, самоубийств и т.д. Реальная власть поддерживалась ветеранами Цезаря и самого Октавиана, которые получили земли в провинциях и в Италии. Латифундисты, средние землевладельцы тяготели к миру, который позволял накапливать богатства, монархия была гарантией прекращения междоусобных распрей, затухания политической борьбы, которая изнурила Рим во II-I вв. до н.э.

То, чего не могли достичь ни Цезарь, ни Сулла, ни тем более Марий, удалось Октавиану, осторожному, хитрому, удачливому полководцу, мудрому политическому вождю. Подошло время, когда полностью созрели политические, духовно-нравственные, социальные условия для закрепления монархической формы правления Римом. Сам Рим теперь из небольшой италийской общины превратился в мировую державу, которая не могла управляться по-старому, традиционными магистратами, в том числе и экстраординарными.

Тем не менее, видимость республиканских порядков еще долго сохранялась в виде принципата самим Октавианом и его преемниками96. Однако наполнение содержанием этих форм изменилось кардинально. Строился новый государственный аппарат, больше соответствующий сложившимся условиям существования огромной державы. В последующие эпохи его пример был взят на вооружение более поздними империями, а законы, введенные императорами, стали основой континентального государственного права большинства стран Западной Европы. 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашем небольшом исследовании преобразования поздней Римской республики в империю были по возможности вскрыты причины и ход событий, позволившие говорить об эволюции политической системы Рима в последние века до нашей эры. Опираясь на источники – труды античных писателей и работы позднейших и современных ученых, как отечественных, так и зарубежных исследователей, мы выполнили все исследовательские задачи, которые были поставлены перед настоящей работой.

Во ведении мы постарались охарактеризовать источниковую базу исследования, а также дать наиболее полную историографию, изучаемой проблемы. Кроме того, в нем была определена цель, предмет исследования и поставлены задачи исследования.

В первой главе работы нами были исследованы причины кризиса народных собраний. Мы постарались показать связь сложившихся во II-I вв. до н.э. условий жизни Рима и устремлений большинства римских граждан, позволивших превратить комиции в поле политической борьбы различных группировок, причем, чем дальше заходил кризис всего общества, тем больше было примеров нарушения традиционных приемов работы народных собраний. По мере превращения республики в монархию, роль народных собраний сходила на нет, вплоть до их полного прекращения. Комиции уже в середине I века до н.э. стали местом неприкрытого террора со стороны то сторонников демократии, то апологетов олигархического правления. Народные собрания, как и везде, были ярчайшим проявлением непосредственной демократии после свержения царей, однако по мере свертывания демократии, они должны были просто исчезнуть из политической жизни государства. Так, собственно и произошло в самом конце I-го века до н.э., когда республика, не меняя своих одежд, постепенно превращалась в империю, пройдя через ряд диктатур, не выходящих за рамки традиционных представлений, подкрепленных республиканскими законами.

Вторая глава посвящена решению проблемы эволюции сената, одного из старейших республиканских институтов, прошедшего путь от совета старейшин отцов-основателей (патрициев) римской общины до совещательного органа при римском императоре (принцепсе). Борьба в сенате между различными политическими группировками в отличие от мнения ряда современных авторов, которые представляют ее как прообраз двухпартийной системы, в нашей работе представлена как борьба личных интересов выдающихся личностей римского общества. Только изменения в нравах всего римского общества, появление ярких лидеров, которые не стеснялись предъявлять свои претензии на власть, создание условий, при которых личность начинает противопоставлять себя массе, послушной ее воле в силу военных, прежде всего талантов, боготворящей лидеров позволила перенести борьбу за власть не только в священные стены сената, но и на площади и улицы Рима, чего никогда не случалось в предыдущие исторические эпохи.   

В третьей главе исследуются вопросы, связанные с превращением экстраординарных магистратур в практически постоянно действующие. Диктатура, основанная на военной силе, впервые примененная Гаем Марием была позднее усовершенствована Луцием Корнелием Суллой. С жестокостью, которая была бы хоть как то оправдана по отношению к врагам на поле битвы, уничтожались в самом Риме безоружные политические противники. Причем Суллой эти мероприятия были узаконены с прямой поддержкой сената и созданием, так называемых проскрипционных списков, в которые по произволу диктатора заносились все неугодные ему лица, какой бы политической ориентации они не придерживались.  

С тех пор в Риме начали укореняться новые отношения между враждующими группировками, которые по большей части представляли собой родовые кланы, а в их борьбу привлекалась клиентела и весь городской плебс, главные интересы которого в этот период сосредоточились в бесплатных раздачах и подачках богачей.

Все большее значение в жизни римского общества конца республики стали приобретать так называемые либертины, вольноотпущенники. Впервые большое количество рабов было отпущено на свободу именно Суллой, их даже стали называть «клавдиями», подчеркивая их связь с диктатором. Они отличались особой жестокостью и беспринципностью, с радостью расправлялись со своими бывшими хозяевами, доносили на них и их друзе, за что получали вознаграждения и свободу. В дальнейшем их постарались ограничить в правах и свести их влияние на нет. Особенно в этом преуспел Октавиан, несколькими законами указав на их действительное место в обществе.

Диктатура Луция Корнелия Суллы показала возможность существования власти, стоявшей фактически вне рамок традиционной политической системы. Сулла пытался организовать государственную власть на основе принципов сенатской Республики. Вместе с тем он первый наиболее отчетливо начал осуществлять имперскую политику: консолидировать гражданство и бороться с сепаратизмом. Большая часть античных и современных историков в оценке диктатуры Суллы выдвигает личный момент - произвол и волюнтаризм диктатора, консервативный характер его политических и социальных реформ. В действительности значение диктатуры Суллы шире: субъективно преследуя реставраторские цели, Сулла объективно заложил основы новой политической организации, а по характеру и методам управления он был предшественником Цезаря и Октавиана.

Наиболее отчетливое выражение монархическая и имперская идеи получили при Цезаре. Правда,в диктатуре Гая Юлия Цезаря на этот раз процесс реализации этих идей пошел иным путем - возвышения исполнительной власти. Формально конституционно-правовые прерогативы не предоставляли Цезарю единоличной власти. Кумуляция традиционных римских должностей и почетных титулов: пожизненная диктатура, практически постоянный консульский империй и титул императора в качестве личного имени - с государственно-правовой точки зрения лишь поднимали Цезаря над республиканской конституцией. Сенат был поставлен под контроль диктатора, по существу был лишен возможности реально управлять государственными делами и, что, вероятно, самое главное отстаивать свои привилегии. Однако сенаторы сохраняли богатство и моральный престиж. Народное собрание утратило даже незначительные элементы политического суверенитета, предоставленные республиканской политической нормой. Однако в качестве компенсации за утрату политического влияния по отношению к римскому народу усилилась формальная демонстрация уважительного отношения к его интересам и мнению. Цезарь одновременно выступал и организатором, и носителем исполнительной власти. Кумулированные в руках Цезаря должности, правовые привилегии и почетные титулы, которые определяли его могущество; власть, которая являлась источником политических инициатив и политических решений; а также опора на реальную политическую силу (армию) в условиях обозначенных метаморфоз республиканской системы власти придавали личному положению диктатора монархический характер.

Информация о работе Эволюция политической системы Римской Республики конца 2-1 вв. до н.э.