Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование и определение сущностных черт функционирования института губернаторства и его становление в России XVIII века.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Определение времени и причин зарождения института губернаторства в России;
Рассмотрение этапов становления данного института в XVIII веке;
Выделение и анализ отличительных черт, характеристик и полномочий института губернаторства в России в XVIII веке;
Выявление и обобщение проблем становления и развития института губернаторства в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ 6
1.1 ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА 6
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА ПРИ ПЕТРЕ I 7
1.3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II 13
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ 29
2.1 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА В ИЕРАРХИИ ВЛАСТИ 29
2.2 СТАТУС ГУБЕРНАТОРА 30
2.3 РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ 33
3 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В 18 ВЕКЕ 37
3.1 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
-на первом месте стояла Москва, «хозяин» этой губернии был особо приближен к императору; Москва - бывшая столица, здесь короновались все императоры; Москва всегда таила в себе возможность заговора; как ни странно, поставить рядом с ней Санкт-Петербург не получается, там было так много высокопоставленных особ, что вряд ли нашелся бы один, кому стали бы подчиняться другие, вот разве что Меншиков.
- за Москвой шли
Польское и Кавказское
- далее в иерархии
стояли генерал-губернаторства, причем
западные были намного
- потом шли южные губернии, -за ними - центральные, -далее - западные губернии;
- и в конце, порой что-то вроде "ссылки"- восточные губернии. И, в-шестых, статус конкретного губернатора зависел от целого ряда субъективных факторов, или другими словами, его личных возможностей и особенностей. Это титул, чин, военное или придворное звание, награды и взыскания, образование, профессиональный опыт, национальность, вероисповедание и, наконец, связи в высшем свете, без которых, как писал в своих воспоминаниях пензенский губернатор И.Кошко, хорошему человеку стать губернатором почти невозможно.15
2.3 Разграничение предметов ведения и полномочий
Центральной проблемой любой системы
управления является проблема разграничения
предметов ведения и полномочий. Рассмотрим,
как эта проблема разрешалась в царской
России применительно к институту губернатора.
Разграничение предметов ведения и полномочий
может происходить как по горизонтали
- между различными ветвями власти (законодательной,
исполнительной и судебной), так и по вертикали
- между различными территориальными уровнями
каждой из этих ветвей (центр - генерал-губернаторство-
1) Разделение властей
на губернском уровне. В Российской
империи монарх, самодержец был
сосредоточением высшей
С ликвидацией сословно-
Разделение исполнительной и судебной власти в России начало происходить в XVIII в. с учреждением в 1711 г. Петром I правительствующего Сената, который, кроме судебной функции, выполнял еще ряд других функций. В 1713 г. Петр учредил в губернии должность ландрихтера, компетенция которого главным образом обнимала судебную деятельность. Ландрихтер назначался Сенатом по представлению губернатора. Он состоял в распоряжении губернатора, мог принимать участие в общем губернском управлении, даже подменять губернатора, но был изъят из его юрисдикции и подлежал суду Сената. Эта была первая попытка разделения исполнительной и судебной власти на местах.
При Екатерине II этот процесс пошел дальше. В Учреждениях о губерниях было записано, что наместник "отнюдь не мешается" в судопроизводство, "ибо он есть яко хозяин своей губернии, а не судья". С другой стороны, все судебные места подчинялись наместнику в порядке надзора, и исполнение судебных приговоров, связанных с лишением жизни и чести, требовало его обязательного согласия. Кроме того, наместник мог наложить "veto" на любое решение суда и перенести его слушание в Сенат или донести Государю.
2) Разграничение предметов
ведения и полномочий между
различными уровнями
а) с одной стороны, с вышестоящими органами исполнительной власти:
- с центральными органами исполнительной власти;
- с генерал-губернаторами (наместниками);
б) с другой стороны, с нижестоящими уровнями государственной власти:
- на уровне уезда;
- земского и городского самоуправления.
Сначала посмотрим, как
происходило разграничение
Сенат ведал всеми отраслями управления, поэтому разграничение полномочий между губернаторами и Сенатом осуществлялось сверху указами императора.
Приказы, а затем и коллегии своих органов управления на местах не имели.
Теперь рассмотрим разграничение полномочий с генерал-губернаторами.
Более конкретно речь об отличии институтов губернаторов и генерал-губернаторов пойдет ниже. Здесь же мы укажем на главные, концептуальные моменты.
Пятьдесят лет (с 1775 до 1826 г.) Россия колебалась между двух- и трехзвенной системой управления с участием института генерал-губернаторов и без него. Официально считалось (хотя это и не было четко закреплено законодательно), что генерал-губернатор осуществляет надзор за законностью в деятельности всех учреждений и чиновников, включая губернаторов, действующих на территории его генерал-губернаторства; губернатор же осуществляет конкретное управление в своей губернии. Но на практике такая схема разграничения функций и полномочий не срабатывала.
Для сравнения: на Западе, где была позаимствована эта схема, существовала независимая система местного самоуправления, и там префект (аналогичный по функциям нашему губернатору) назначался из центра, а глава местного самоуправления избирался от населения. Первый отстаивал на местах интересы центральной власти, всей страны, второй – интересы избравшего его населения. Первый, префект, осуществлял надзор за выполнением закона всеми местными учреждениями и координировал деятельность филиалов центральных министерств и ведомств. Второй, глава местного самоуправления, управлял всеми сферами жизни данной территории в соответствии с определенными законом предметами ведения и полномочиями. Контроль за осуществлением законности на данной территории осуществляли суд и прокуратура.
В России же и генерал-губернатор, и губернатор назначались из центра и были представителями интересов центра, никак не связанными с местным населением. Даже назначались новые губернаторы и генерал-губернаторы, как правило, из другого региона.
Кроме того, на практике, в связи с уже отмеченной выше патерналистской природой самодержавной власти, нигде генерал-губернатор не ограничивал свою деятельность надзором за законностью. Он неизбежно занимался непосредственным управлением, дублируя функции губернатора и превращая последнего в полностью зависимый от него институт.
Именно поэтому институт генерал-губернатора прижился только в столицах и на окраинах империи (ранее независимых государствах или территориях), где в силу экстраординарных условий и сверхзадачи как можно скорее инкорпорировать эти окраины в состав империи центральная власть, игнорируя разделение властей и полномочий, отдавала генерал-губернатору всю полноту власти, делая его фактически вице-царем на данной территории. За исключением Польши и Финляндии, где существовала политическая автономия, на остальных окраинах существовали жесткие авторитарные режимы единовластия.
Разграничение полномочий с органами местного самоуправления. Практикой государственного управления многих стран доказано, что для создания эффективной системы управления в государстве недостаточно передать часть власти (предметов ведения и полномочий) от центрального правительства назначаемым из центра префектам или губернаторам. Этот процесс называется деконцентрацией. Если преобразования в государстве (реформы) ограничиваются только этим процессом (деконцентрацией), то вместо или рядом с деспотией в центре мы получаем множество маленьких "деспотий" на местах. Поэтому для создания подлинно эффективного и к тому же демократического управления необходима еще и децентрализация власти, которая подразумевает развитие полноценного, независимого местного самоуправления. Именно только при наличии местного самоуправления, которое непосредственно связано с населением и независимо ни от центральной, ни от местной губернской власти (их связывает только закон, а не прямое подчинение), возможно создать сбалансированную эффективную систему местного управления.
3.1 Оценка эффективности функционирования института губернаторства
Формулой сохранения и укрепления империи было: единство империи есть единство императорской власти и правящей династии, единство законодательства и единство управления. В XVIII в. такого единообразия еще не было, и наряду с институтом губернатора в качестве главных конкурировали институты воеводы, а затем наместника.
Вместе с тем, в целом при единообразии всей системы местного управления, существовало достаточно много различных модификаций, обусловленных особенностями управления тем или иным регионом в конкретные периоды времени. В ходе настоящего исследования выявлено свыше 60 модификаций названий должностей администратора (начальника) местного управления за 200 лет существования института губернаторства. Основные должности были следующие: губернатор; генерал-губернатор; военный губернатор; военный генерал-губернатор; гражданский губернатор; правитель наместничества; градоначальник; государев наместник; начальник области; наместник; губернатор-наказной атаман; главнокомандующий; войсковой наказной атаман с правами губернатора; временный военный губернатор; временный военный генерал-губернатор, военный губернатор, управляющий гражданской частью.16
Самой распространенной, бесспорно, была должность губернатора, составлявшая почти две трети от всех должностей руководителей местного управления. Если сюда также приплюсовать гражданских губернаторов, начальников области ( те же губернаторы, но в областях, а не в губерниях), а также правителей наместничеств, которые были фактически губернаторами при Екатерине II, то получается, что губернаторов было более 60% от общего числа должностных лиц на местах, то есть почти три четвертых.
Распространенной должностью в Российской империи была должность генерал-губернатора. К ней также близко примыкали должности военных генерал-губернаторов, наместников, временных генерал-губернаторов и Государевых Наместников. Все вместе они составляли около 1/5 от всех высших должностных лиц на местах.
Особняком стояла должность градоначальника, которая имела место в двух столицах, Варшаве и городах-портах центрального подчинения. Интересно проследить должности, связанные с военной деятельностью. К этой категории относятся военные генерал-губернаторы; военные губернаторы; главнокомандующие; временные военные генерал-губернаторы и губернаторы; военные губернаторы, управляющие гражданской частью; начальники областей, а также губернаторы-наказные атаманы и войсковые наказные атаманы с правами губернаторов. Все они, как правило, существовали на окраинах империи.
Также встречались довольно экзотические должности. Среди них: начальник острова (о-в Сахалин); первоприсутствующий Сенатской конторы в Москве (казалось бы, вообще другая ветвь власти); губернатор, начальник Тульского ополчения; главный начальник над Москвой; губернатор, наказной атаман, предводитель дворянства (хотя совмещение должностей не поощрялось, особенно в одной и той же губернии) и другие.
Несмотря на большое количество наименований должностей, можно выделить общие черты и закономерности функционирования института губернаторства в целом:
1. Институт губернаторства - институт, системы власти абсолютистского, имперского государства. Привнесенный Петром I в начале XVIII в. из Швеции, он хорошо вписался в русскую патерналистскую традицию - традицию жесткой вертикали исполнительной власти сверху донизу, построенной на принципе единоначалия (самодержавия). В сознании русского человека власть всегда должна быть персонифицирована, может быть, поэтому в сознании населения России губернатор оставался долгое время самой любимой фигурой местного управления.
Таким образом, этот институт по форме был западный, а по содержанию - больше восточный, предполагавший фактически неограниченную власть (особенно на первых порах).
2. Этот институт
на протяжении почти всей
С одной стороны, законодательными актами Российской империи предписывалось единообразие и унификация этого института по всей стране:
- единое территориальное
деление, в котором губерния -
основная административно-
- только общеимперская система законодательства, запрещающая губернаторам издавать обязательные для населения свои собственные нормативно-правовые акты;
- единая система губернских учреждений;
- двухуровневая система управления : центральная власть-губернатор (за исключением окраин);
С другой стороны, император мог доверить губернатору или генерал-губернатору, особенно во времена Петра I и Екатерины II, несение службы вопреки всем законам и общепризнанным установлениям, так как при абсолютизме воля монарха была выше закона.
3. В целом институт
губернаторства прошел
В России же институт губернатора имел двойственную природу: наместника царя и хозяина губернии. Всегда назначаемые из центра, губернаторы были одновременно и «оком государевым» в регионе, и администратором, которого это «око» призвано было контролировать.
4. За время своего образования и становления в XVIII веке институт губернаторства опирался на следующие основные принципы и начала:
1) В условиях абсолютной монархии и унитарного характера империи принцип централизма всегда доминировал над децентрализацией, регионализацией и уже тем более федерализацией государства. В то же время на каждом этапе развития государства существовал определенный баланс этих двух начал. Единственная серьезная децентрализация управления была проведена при Екатерине II, когда местное управление действительно стало цельным самодействующим управлением.