Традиционная живопись Африки. Влияние культуры народов Африки на становление европейской живописи XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Живопись в африканском искусстве очень тесно связана по своей сущности с наскальными рисунками, со скульптурой и даже с музыкой. Вообще искусство этого континента включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характерный целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. Из-за особых географических, климатических и исторических условий, в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным. Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки. Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В X в. иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, в 825 г. до н. э. они основали Карфаген.

Содержание

Введение…………………………………………………….….…..…………..….3
Глава I Африканское искусство живописи……………………………..…8
1.1 Наскальное искусство………………………………………….…12
1.2 Современные формы искусства Африки……….……………….17
Глава II. Краткий анализ работ африканских художников………..……....…20

Глава III 3.1 Влияние искусства Африки на европейскую живопись………26

Заключение………………………………………………………………..33
Литература……………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач (2).doc

— 2.58 Мб (Скачать документ)

Один из таких  петроглифов находится на скале  неподалеку от Аин-Сафсаф (горы Ксур). Голова и корпус буйвола изображены в профиль, рога – в фас. Рисунок достигает почти трех метров и выполнен глубоко врезанной и тщательно отшлифованной контурной линией. Точность, с которой линия вреза прорисовывает силуэт, изящно очерчивая маленький глаз, уши и все характерные складки и выступы, кажется невероятной, учитывая размер изображения и прочность материала, для обработки которого художник не мог располагать иным инструментом, кроме заостренного камня.

Искусство «периода скотоводов» распространено в Сахаре повсеместно. Тысячи изображений, оставленных  скотоводческими племенами, покрывают  скалы в горах Ксур и Джебель-Амур, в Феццане и Тассили, Тибести  и Хоггаре, Борку, Эннеди, Аире, Тенере, Адрар-Ифорасе и других местах. Точнее, они встречаются повсюду от Мавритании до Эфиопии, включая долину Нила, и от Средиземноморского побережья до верхней излучины Нигера.

  Живопись и петроглифы в Сахаре распространены неравномерно. Среди районов, особенно богатых живописью, первое место принадлежит горному массиву Тассилин-Аджер, а среди живописных изображений, найденных здесь в разное время, основную массу составляют рисунки, отображающие жизнь скотоводческих племен, появление которых относится приблизительно к середине 4 тыс. до н.э.

 Пастушеское  искусство Сахары, существовавшее  около двух тысячелетий, дает  бесконечное разнообразие сюжетов,  стилей и технических приемов,  при помощи которых пастухи-художники  достигают необычайной выразительности  и совершенства художественного мастерства. Высота изображений колеблется от 15 до 35 см. Техника контурного рисунка, применявшаяся ранее, постепенно уступает место силуэтной живописи, создаваемой посредством наложения плотного слоя краски, заполняющего всю поверхность рисунка. Нередко можно видеть композиции, выполненные двумя или тремя цветами. Иногда цветовые контрасты используются для того, чтобы выявить объем фигуры или подчеркнуть масть животного. Одна из самых замечательных фресок Тассили, находящаяся в местечке Джаббарен, изображает перегон стада. Этот шедевр наскальной живописи включает около семи различных цветов и оттенков от темно-красного до светло-оливкового.

 

  К достижениям живописи этого времени относится не только применение полихромии, но также соблюдение основных законов перспективы и построения композиции. Интересно проследить, как художник решает весьма сложную задачу размещения фигур на свободной, ничем не ограниченной поверхности скалы. В той же сцене перегона стада мы видим стройные, пропорциональные фигуры быков, которые составляют несколько связанных друг с другом живописных групп. Фигуры объединяет общий ритм движения, разворачивающегося слева направо, в правой части несколько человеческих фигур, обращенных лицом к стаду, сдерживают его движение и замыкают сцену, придавая ей цельность и законченность. Животные сбиваются здесь в плотную массу, в то время как слева несколько быков, подстегиваемые пастухом, спешат догнать стадо.

Одна из отличительных  особенностей искусства пастухов –  отсутствие канонических форм, характерное для ранних периодов. Необычное разнообразие сюжетов и технических приемов свидетельствует о том, что единственной целью художника этого времени было отображение тех явлений окружающего мира, которые играли наиболее существенную роль в его жизни. Причем художник не удовлетворяется условными формами, сложившимися в живописи архаического периода. Изображение все больше конкретизируется, реализм достигает той степени развития, когда в человеческих фигурах можно определить этнический тип. Порой даже появляются намеки на индивидуальные черты, портретное сходство. Сильное впечатление производят сцены охоты на антилоп, где грациозные, легкие животные как бы летят по воздуху, распластавшись в стремительном беге. Это блестящее мастерство в передаче движения особенно проявляется в многофигурных сценах, изображающих сражения и танцы. Не только само движение, но и его специфический характер очень точно подмечены и воспроизведены в этих сценах, где резкие, порывистые движения стреляющих на бегу лучников сменяются плавными и гибкими движениями смуглых танцовщиц. Медлительные, торжественные процессии, безмятежный покой отдыхающих у своих хижин мужчин и женщин, жанровые сцены, в которых можно видеть родителей, играющих с детьми, пастухов, разделывающих туши, женщин, собирающих злаки, – все эти картины, кадр за кадром рисующие быт древних обитателей Сахары, свидетельствуют, скорее всего, о том, что это искусство лишено религиозной подоплеки, чего нельзя сказать об искусстве архаического периода.

Вместе с сюжетами меняется и стиль и технические приемы. Наряду с контурным рисунком и силуэтной живописью появляются изображения, подобные фигуре жирафа из Сефар, которая выполнена в технике, напоминающей пуантилизм, то есть составлена из определенным образом расположенных точек, заполняющих весь силуэт фигуры. Благодаря отсутствию непрерывной контурной линии очертания рисунка кажутся объемными. В некоторых случаях силуэт заполняется густой сетью волнистых линий или белыми мазками, нанесенными на темный фон, перекрывающий контур фигуры.

Особый интерес представляют человеческие фигуры. Они чрезвычайно  разнообразны. Странные персонажи с  огромными головами, напоминающими  по форме одуванчик и украшенными  перьями, с тонкими талиями; они  вооружены копьями и щитами (Ин-Фри). Угловатые, сидящие друг против друга фигуры, наполовину выполненные в технике антирельефа (Эс-Сук). Причем головы их трактованы так, будто художник привык иметь дело со скульптурой. Такая рубленая, «кубистическая» форма часто встречается в африканской деревянной скульптуре, в частности у бамбара и догонов. Своеобразны битреугольные фигуры с копьями из Ин-Фри. Их линеарные силуэты представляют комбинации геометрических фигур – треугольников, ромбов и кругов. Их отличительная черта – плоскостность и симметрия, подчеркнутая часто вертикальной осью, делящей фигуру на две половины. Жирафы, быки, антилопы не отличаются своеобразием: по стилю они близки поздним петроглифам центральных районов Сахары.

Наскальная живопись по природе  своей знаковая, но при этом выразительна, что зачастую достигается гипертрофированностью форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Современные формы искусства Африки

 В странах Тропической Африки – в процессе становления. Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества – формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.

 В странах  третьего мира, особенно там, где  сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального  строительства усугубляется специфическими  сложностями: большой этнической  разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации. Общими здесь являются экономическая отсталость и стремление к модернизации, так же как связанное с ними ожидание улучшения жизненных условий – увеличения жизненных благ. Общим является быстрый рост национального самосознания и правосознания, нередко подогреваемый демагогией, и опережающий рост обыкновенной грамотности и реальных экономических возможностей, что в конечном счете ведет ко все более распространенным явлениям декультурации – пессимистическому отношению к своей национальной культуре.

 В развивающихся  странах Африки, как и повсюду  в современном мире, сложность  социальной стратификации порождает  соответствующую дифференциацию  в сфере культуры. Если духовным запросам тонкого слоя городской элиты соответствуют динамичные формы современной урбанистической художественной культуры, то значительная часть сельских жителей еще сохраняет приверженность к традиционному религиозно-художественному комплексу. Однако чистые «урбанисты», как и чистые «традиционалисты», представляют меньшинство. Большинство – это те, кто перерос идеи, образы, ритуалы, стереотипы, которыми жили их предки, и в то же время не вполне подготовлен к восприятию развитых форм современной культуры. Каковы же формы культуры, отвечающие этому переходному – транслиминальному состоянию?

 За исключением  откровенно коммерческих отраслей  художественной промышленности («аэропортное  искусство»), современную художественную  культуру представляют различные виды традиционного, самодеятельного и профессионального искусства, в общих параметрах соответствующие трем различным пластам общественного сознания.

 В традиционном  искусстве различаются чистые, архаические  формы, а также – маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.

 Там, где  до наших дней сохраняются  архаические пласты традиционной  культуры, бытует синкретическое  единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.

 Появление  в религиозных церемониях развлекательных  элементов – один из первых  шагов на пути десакрализации  традиционных обрядов. Следующий  этап – все большая профессионализация  художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.

 Формы художественной  деятельности, которые не принадлежат  ни собственно родоплеменной  культуре, ни индустриально-урбанистической  цивилизации, то есть являются  маргинальными, возникают на базе  отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.

 Сегодня  в различных местах можно наблюдать  все стадии этого процесса  одновременно: художественная жизнь  в странах Тропической Африки  представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.

В живописи это  разнообразные росписи, украшающие внешние и внутренние стены жилищ, кафе, кинотеатров и т. д., различного рода вывески, транспаранты и рекламные щиты, символические изображения и художественно оформленные надписи на автомобилях, популярная живопись на стекле; различные рисунки, примитивные сюжеты, сопровождаемые короткими текстами, картины разнообразного содержания: от «лагунных» пейзажей до портретов популярных политических деятелей и рисованных рассказов.

 

 

 

2.1 Краткий анализ работ современных африканских художников.

Эдуардо Саиди Тингатинга.

Живопись тингатинга появилась в Танзании 60-х годах  ХХ века, название получила по имени  основателя направления – Эдуардо  Саиди Тингатинга.

 Сейчас, когда направление  активно развивается и пользуется  популярностью в мире, сложно  с точностью восстановить детали, относящиеся к первым годам его возникновения.

 Так, точно не известно  когда была создана первая  картина. Существуют сведения, что  первые картины Э.С. Тингатинга  нарисовал в 1967году. Также в  этой связи могут упоминаться  1968 или 1965 гг.

Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор  искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И  это имеет не только декоративное, но и практическое назначение –  именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись».

 Для создания картин  использовались краски, которыми  красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла. А вот другое нововведение – холст - прижилось. И уже давно все используют именно его для создания картин тингатинга. Но это все уже появилось после смерти Эдуардо, после того, как яркие красочные картинки стали признанным произведением искусства и получили именование «школа тингатинга».

 Эдуардо Саиди Тингатинга  продавал свои картины на улицах Дар-эс-Салама – в местечке Морогоро Сторс, где сейчас располагаются мастерские художников, районе Остербей, где жило много европейцев, около госпиталя Мухимбили, где стал работать, когда серьезно увлекся живописью, и это стало приносить доход.

 Яркие, необычные картины  стали пользоваться популярностью.  Первыми на них обратили внимание  европейцы – выходцы из Скандинавии,  в первую очередь, Дании. История  сохранила имена нескольких человек,  внесших вклад в популяризацию  живописи тингатинга – датчанка Мерит Тайсен, в доме который жил Э.С.Тингатинга до своей смерти, исследователь, автор книг по искусству Африки Карл-Фердинанд Шедлер из Германии, исследователь культуры маконде, коллекционер Ханс Эберхальд Аурхаммер из Германии, искусствовед, арткритик, художница из Швеции Берит Сальстром.

 Далее последовала  серия выставок, к Эдуардо стали  присоединяться его родственники  и ближайшие друзья, осваивая  навыки создания картин. Так образовалась  небольшая артель художников. Одни  из них воссоздавали уже придуманные однажды сюжеты, другие рисовали что-то свое. Именно поэтому сейчас сложно достоверно датировать ранние работы тингатинга, ровно как и идентифицировать, в ряде случаев, кому они принадлежат.

Информация о работе Традиционная живопись Африки. Влияние культуры народов Африки на становление европейской живописи XIX века