Влияние Реформации на развитие европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 00:18, реферат

Краткое описание

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация - широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской церкви и вероисповедания.
Реформация стала первым решительным выступлением поднимавшейся буржуазии против отживших средневековых порядком.

Содержание

Введение 3
Протестантизм как идейная основа Реформации 4
Государство, Церковь и политическая теория 7
Образование 8
Изящные искусства 10
Реформация и наука 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Прикрепленные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 49.77 Кб (Скачать документ)

Национальный исследовательский университет

 «МЭИ»

Кафедра истории и культурологии

Институт радиотехники и электроники

 

 

 

Тема

 

Влияние Реформации на развитие европейской культуры.

 

 

 

Творческое  задание (реферат)

по учебной дисциплине «Культурология»

 

 

Выполнила:

 Студентка  группы ЭР-04-13

Гусева А.И.

Проверил:

доцент

 Подкопаева Ирина Александровна

 

 

 

 

Москва, 2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация - широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской церкви и вероисповедания.

Реформация стала первым решительным выступлением поднимавшейся буржуазии против отживших средневековых порядком. Преобразуя христианскую религию, изменяя вероисповедальные установки и мироощущение массового человека, она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических, общественных отношений и становлению буржуазного типа личности.

Непосредственным зримым результатом Реформации стало отпадение от католического вероисповедания третьей разновидности христианства - протестантизма и ограничение всевластья римско-католической церкви. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект - баптистов, евангелистов, адвентистов, методистов, квакеров и др.

По времени Реформация совпадает с завершающим периодом эпохи Возрождения - "величайшего прогрессивного переворота из всех, пережитых человечеством" (Ф. Энгельс). Но обычно историческое значение этой героической эпохи связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму и принижению человека идею его величия и достоинства, yтвердившего его право на творческую разумную деятельность, наслаждение и счастье в земной жизни.

Актуальность настоящего реферата определяется необходимостью выявить пути выхода из кризисной ситуации в современной культуре, опираясь на исторический прецедент.

Традиционно явление Реформации рассматривается неоднозначно: ряд исследователей выделяют негативные его черты [2,3], большинство же считает процесс реформации католической церкви необходимым для становления капиталистического производства [1,6]. Целью данной работы является выделение основных особенностей протестантства и определение характера его влияния на культурное развитие западной цивилизации.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать две задачи данного исследования:

  • охарактеризовать основные черты протестантизма, как идейной основы Реформации;
  • выявить значение этических канонов протестантства в становлении и развитии европейской культуры.
  • выявить, как реформация повлияла на различные стороны культуры

Протестантизм как идейная основа Реформации

Реформация - это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотр ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени.

Начало XVI века — это эпоха радикальных перемен в европейской культуре, в это время были заложены те особенности культурного процесса, которые определили лицо культуры на последующие столетия. Это время, когда феодализм приходит в упадок, появляются первые ростки новых общественных отношений. Католическая церковь выступает мощным идеологом феодализма, закрепляя отношения личной зависимости авторитетом самого бога. Власть престола святого Петра не только духовная, церковь является и крупным феодалом, с мощной политической силой, способной сломить любое сопротивления, ее безграничной власти. Оппонентами этой власти становятся достаточно широкие и разнообразные слои: это и правители, добивающиеся политической независимости от Рима, стремящиеся ограничить политическое влияние Папы, это и обедневшее рыцарство и дворянство, для которых церковные земли могли бы стать средством улучшения их положения, это и третье сословие, для которого католическая церковь является воплощением феодальных порядков, при которых третье сословие лишено политических прав. Деятельность его рассматривается как недостойная, а возможности для осуществления частнопредпринимательской деятельности ограниченны феодальной раздробленностью, цеховой организацией, личной зависимостью, а потому и отсутствием свободной рабочей силы. Крестьянство и городские низы страдают от поборов церкви, горожане видят в ней врага независимости.

Но для того, чтобы эти разнородные силы выступили вместе, нужна общая программа, которая обосновывала бы единые цели, определила лозунги, а главное подвела под них теоретическую базу, позволяющая усомнится в догматах католицизма.

В1517 году в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы, в который обличал практику продажи индульгенций. Первоначально Лютер и не помышлял о реформе церкви, главная идея его тезисов состояла в том, что нельзя денежной жертвой заменить покаяние, которое должно быть внутренним раскаянием грешника в содеянном. В тезисах не было прямого нападения на Папу. Лютер даже не ставил перед собой цель изложить новые принципы веры, напротив, он был искренним католиком, который «чистосердечно обожал Папу». Содержание тезисов стало широко известно далеко за пределами Виттенберга, они вызвали острую реакцию и споры. Тезисы перестали быть предметом богословских диспутов, они стали учением, подрывающим основы католической церкви. Трактат против продажи индульгенций стал боевой программой сил, стремящихся подорвать основы католической церкви.

Католический престол не остался в долгу, священнику пригрозили отлучением и физической расправой, но мятежный монах из Виттенберга отказался подчиниться. Резкая реакция Рима была понятна: Лютер замахнулся на святая святых — на догматику, а именно на ней покоилось могущество церкви, освященное именем Бога.

«Нельзя было победить феодальные отношения, не разрушив их идеологической основы — догматику католицизма. Фундаментом, на котором церковь строила свое господство, являлось учение о том, что церковь тот священный институт, вне которого невозможно спасение религиозного человека» — отмечает в своем исследовании Ревуненкова [3, с.27]. Таким образом, церковь претендовала на роль посредника между человеком и Богом, обретение вечного блаженства не возможно без руководящей роли церкви и священства. Бороться с таким авторитетным противником можно, только прибегнув к более сильному авторитету, чем сама церковь. Таким авторитетом мог быть только Бог. Свободу людей от всевластия церкви можно было отстоять при условии, что существуют доказательства неистинности священного предания о церкви как особом божественном институте, вне которого спасение человека не возможно. Следовало обосновать мысль о том, что спасение не может зависеть от самого человека, ни дары, ни благочестивая жизнь не могут являться залогом спасения, ибо оно есть дар божий. Поэтому реформаторы подвергли сомнению все католическую догматику, отвергая роль церкви как необходимого посредника между небом и человеком, и единственным источником веры объявили Библию.

Фундаментом протестантского учения становится положение о личной вере, ибо она есть единственное условие спасения. Но даже вера не является личной заслугой человека, вера — это тоже божий дар. М. Лютер четко формулирует эту мысль в «Малом катехизисе»: «Я убежден, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего господина, или прийти к нему, но что дух святой призвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере» [4, с.35].

Протестантизм переосмысливает роль религии и ее места в жизни человека: священной признается вся повседневная деятельность. Ведь если спасение человека зависит не от него самого, то нет никакой необходимости, магических поступках последующих цели спасения и изолированных от повседневной жизни человека. Важно не то, что делает человек, не род его занятий и место в обществе, а осознание им своего долга перед богом.

Протестантизм выступил идеологией Реформации, обосновал ценности, составившие подпочву культуры Нового времени. Протестантизм сформулировал основные нравственные ценности новых общественных отношений, отстаивая личную независимость человека, возвышая труд до уровня религиозной ценности, рассматривая повседневную деятельность человека как форму служения богу, так как именно в ней реализует человек свое предназначение.

Европейская культура испытывает на себе влияние протестантской этики, которая в отличие от декалога и евангельских заповедей нигде не фиксируется. Основные принципы протестантской этики содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них. Протестантизм переосмысливает христианский тезис любви к ближнему, которая теперь приравнивается к служению ближнему, человек не должен, как монахи, бегать от мира, а напротив, он должен выполнять земное призвание. "… Служить богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга… любому, кто телесно или душевно в тебе нуждается, и это и есть богослужение" — считает Лютep [2, с.53].

Таким образом, протестантизм радикальным образом изменил Европейскую культуру, ликвидировав культурный разрыв между повседневной, трудовой жизнью человека и жизнью, посвященной духовному поиску, спасению души. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в том числе и Просвещение.

Распространение Реформации способствовало не только формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католичеству – побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты.

Государство, Церковь и политическая теория

 

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в древней истории борьбы между духовными и мирскими силами. Изменилась политическая ситуация, так как государство эпохи Реформации разрушило основы феодальной системы. Светское государство, де-факто свободное от церковного контроля, создало условия для развития культуры Возрождения и возникновения независимых церквей. Церковь Средневековья не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением Кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений на протяжении следующей половины века. Причиной так называемых конфессиональных войн была взаимосвязанность политических и церковно-религиозных убеждений. Государственные соображения княжеских династий, а после 1789 года и народов, естественным образом содействовали усилению обособленности различных светских государств во время их развития в пятнадцатом и шестнадцатом веках.

Церковно-политический расклад почти стабилизировался к концу шестнадцатого века, и изменялся только в периферийных государствах в результате войн семнадцатого века.

Недавние исследования выявили, что Реформация отнюдь не способствовала немедленному укреплению власти протестантских князей в их землях. Многие из них подвергали себя опасности, исповедуя новую веру, а экспроприация церковной собственности приносила больше выгоды мелким помещикам и простонародью, потому что от 60 до 80 процентов дохода от секуляризации монастырских и церковных земель употреблялось на образование, больницы и благотворительность. В шестнадцатом веке некоторые территориальные образования даже расширили свои полномочия за счет княжеской власти. Абсолютизм развился позднее, в иных условиях. 

Утверждая реформы, основанные на понимании Церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, реформаторы вновь подчеркнули важную роль каждого отдельного человека и оспорили притязания церковной иерархии на светскую власть. Вслед за Павлом они учили, что только Христос является истинным Главою Церкви, а все верующие являются членами Его Тела. Эта незримая Церковь, известная только Богу, является истинною общиною верующих. Реформаторы быстро лишили Церковь законодательной функции, оспаривая существование церковной собственности, законность канонического права и политическое применение грозной власти отлучения. События предыдущего исторического периода уже поставили под сомнение законность политической деятельности папы, однако теперь реформаторы еще больше подорвали папскую власть, противостоявшую мирским правителям. Политические интриги Ватикана ставили под сомнение духовную миссию Церкви и порождали враждебность по отношению к Церкви, что стало вполне очевидно в шестнадцатом веке.

Образование

Одной из таких связей была глубокая забота гуманистов и реформаторов об образовании. Герберт Уэллс однажды заметил: «Цивилизация — это состязание между образованием и гибелью». Гуманисты внесли важный вклад в образование, обновив внимание к классике, введя новые предметы в учебную программу, а также новые методы преподавания. Они конечно же заботились об элитарном образовании и служили интересам аристократических и высших буржуазных кругов. Реформаторы обязаны им своим стремлением к образованию, а также знанием классических языков и литературы, однако они пошли дальше гуманистов, обращая большое внимание на народное образование и всеобщую грамотность, а также особо выделяя учительство как Божие призвание.

Лютер настаивал на обязательном всеобщем образовании как для мальчиков, так и для девочек, которое предоставляло бы особые возможности детям с выдающимися способностями. Он писал, что ради образования молодежи следует не жалеть никаких усилий и затрат. Всех, кто имеет разум, следует обучать чтению, дабы Писание широко читалось и было известно. Образование должно готовить людей к служению в государстве и в церкви, ибо, по словам Меланхтона, «наша главная цель состоит не только в личной пользе, но и в благе всего общества». О том же Кальвин писал в Наставлениях 1541 года: «Необходимо готовить последующие поколения, чтобы при наших детях церковь не превратилась в пустыню; мы обязательно должны основать университет для обучения детей и подготовки их к служению в церкви и к управлению государством». В 1536 году жители Женевы поклялись, что будут «содержать школы, в которые все обязаны посылать своих детей». В духе этой традиции Коменский, великий педагог семнадцатого века, увещевал: «Пусть не будет исключен никто, если только Бог не лишил его разума и смысла». В 1560 году Джон Нокс и его соратники составили The First Book of Discipline, представившую национальную систему образования. Не случайно, всеобщая грамотность была впервые достигнута в Шотландии и некоторых протестантских землях Германии.

Информация о работе Влияние Реформации на развитие европейской культуры